Маркетинг в России VS маркетинг на Западе. Куда мы идём
Конкуренция растет и будет расти. Медленно, но уверенно мы идем к модели маркетинга которая господствует на зарубежных рынках. Модель эту можно назвать “очень дорогой маркетинг”. Окупая кампанию с 5-7 продажи на Западе радуются. Не окупая кампанию с 1-2 продажи в России — огорчаются. Перемены грядут и они неизбежны. Готовимся.
Привлечение клиента
Вспомните работу с привлечением клиентов четыре года назад. Есть продукт. Сделали лендинг, настроили рекламу. Трафик льется. Лидов много. Все работает. Сейчас не так. Я помню первые месяцы когда мы осознали что перемены близко. Я тогда работала в водной компании руководителем отдела маркетинга и мы всем отделом придумывали и продумывали свои воронки. Ломали голову себе и портили нервы специалистам по интернет-рекламе. Но придумывать не надо было ничего. Достаточно было просто посмотреть на западную модель и адаптировать ее под себя. В западной модели у бизнеса обязательно есть воронка. И в этой воронке есть как минимум 6 касаний клиента с брендом. Этого достаточно чтобы сформировать интерес, лояльность и довести до первой покупки.
Давайте пару слов про саму воронку? Основная задача воронки — обеспечить потенциального покупателя нужной информацией на каждом этапе. И обращать внимание нужно на те этапы воронки, где разрыв в конверсиях самый большой. Как правило это — первый и последний этапы: Когда клиент от клика должен перейти к какому-то действию, например. И этап, когда он должен оплатить продукт.
Работа с удержанием клиента
Круто что мы работаем с привлечением клиентов. Не круто что забываем про существующих покупателей. Помните, что удержать в 7-10 раз дешевле, чем привлечь? На наших рынках подобного рода метрики не в ходу: мало кто просчитывает и в целом работает с удержанием.
Если LTV клиентов просчитывается, то надо работать с базой: сегментировать ее, проводить триггерные рассылки, разрабатывать программу лояльности, создавать комьюнити и систему рекомендаций. Это станет отличной основой роста LTV и среднего чека. А CRM в таком подходе станет неотъемлемой частью клиентоориентированного бизнеса.
Работа с RXM
Задача маркетинга в 2023 году — научиться видеть что о тебе пишут и что о тебе говорят потребители в режиме реального времени, управлять репутацией бренда и анализировать удовлетворенность клиента постоянно. В Европе сформировался Reputation Experience Management (RXM). RXM — это комбо из работы с ORM, SERM и анализа удовлетворенности клиента. «Проще говоря везде ходим за клиентом по пятам и на каждом шагу формируем его впечатление» ©.
Если мы сможем автоматизировать работу в сфере репутации-мы получим колоссальное конкурентное преимущество. Эксперты прогнозируют что отрасль в дальнейшем будет укрупняться и могут быть созданы целые репутационные экосистемы.
Если крупными штрихами, то так. Это — субъективная оценка и прогноз. Буду рада вашей обратной связи.