Нанять маркетолога и не пожалеть об этом. Разбираем ТОП ошибок при найме сотрудников

Делюсь четырьмя самыми распространенными ошибками при найме, за которые приходится платить работодателю. На примерах показываю, как их исправить. Внутри профиль компетенций B2B-маркетолога (что должен уметь) и чек-лист «Как подобрать нужного сотрудника». Пользуйтесь!

Меня зовут Светлана Ковалева. За последние три года посмотрела около 3000 резюме на разные должности в маркетинге (чаще всего искала контент-маркетологов). Провела больше 200 собеседований, построила 11 отделов контент-маркетинга, в 7 из них сотрудники все еще работают, и отдел приносит результат — подробнее об этом читайте по ссылке.

Три месяца после найма я сопровождаю компании — так я вижу каждого сотрудника не только на собеседовании и тестовом задании, но и в бою. Я поняла, как нужно отбирать кандидатов, сформулировала самые распространенные и критические ошибки при наборе сотрудников в диджитал-маркетинге — разберу их вместе с вами.

Ошибка №1. Кажется, влюбился

Нанять маркетолога и не пожалеть об этом. Разбираем ТОП ошибок при найме сотрудников

«Кандидат был так очарователен, я забыл, что хотел спросить» – знакомая история? На собеседовании не задали часть вопросов, потому что подумали «он молодец, поэтому должен уметь все»?

Нанимать без описания профиля компетенций – распространенная ошибка. Чтобы ее избежать, четко пропишите в вакансии, чего вы ждете от кандидата. Составьте профиль компетенций – знаний, умений и навыков человека (хард и софт скиллы). Это индивидуальная эталонная модель, необходимая для достижения успеха в конкретной должности. Короче, распишите, каким должен быть ваш идеальный сотрудник.

Пример

Мы хотим, чтобы компания пришла из точки А в точку Б, и для этого нам нужна помощь маркетолога. Выстраиваем цепочку из ответов на вопросы:

  • Какие задачи стоят перед компанией на ближайшее время?
  • Что должен для этого сделать маркетинг?
  • Каким в идеале должен быть сотрудник, который поможет компании достигнуть цели?

Если вы не можете ответить на эти вопросы, приходите ко мне на консультацию. Иногда после первой встречи мы полностью меняем вакансию и конфигурацию отдела, чтобы добиться реального результата.

Как выглядит профиль компетенций B2B-маркетолога

Что должен уметь маркетолог на B2B рынке? Что делать руками, а что – уметь делегировать подрядчику? Усредненная модель компетенций выглядит так, но для каждой компании она будет уникальной. Сопоставьте ее со спецификой вашей работы и пользуйтесь.

Нанять маркетолога и не пожалеть об этом. Разбираем ТОП ошибок при найме сотрудников
Нанять маркетолога и не пожалеть об этом. Разбираем ТОП ошибок при найме сотрудников

Ошибка №2. Всегда говори ДА

На собеседовании кандидат готов сказать то, что вы хотите услышать. Это происходит автоматически, и это нормально. Человек не хочет вас обмануть, он выбирает наиболее социально одобряемый ответ. Собеседование – это всегда соревнование, кто кого «раскусит». Поэтому отказываемся от вопросов с очевидным социально-желательным ответом.

Пример

Неверно:

  1. У вас высокая стрессоустойчивость?
  2. Вы умеете работать с контентом?
  3. У вас хорошо развиты коммуникативные навыки?

Верно:

Спросите кандидата, как он будет действовать в ситуации:

  • Многозадачности
  • Горящих дедлайнов
  • Конфликта с коллегами

Можете подробно описать эту ситуацию и предложить человеку решить такой кейс.

Ошибка №3. Я узнаю тебя из тысячи

Нанять маркетолога и не пожалеть об этом. Разбираем ТОП ошибок при найме сотрудников

Невозможно проверить хард-скиллы только вопросами на собеседовании. Необходимо давать тестовое задание, на выполнение которого требуется не более часа.Такое задание не отпугнет потенциального сотрудника, а вы сможете быстро проверить и оценить его потенциал. Фильтр в виде быстрого тестового задания позволит вам тратить время только на действительно подходящих кандидатов.

Получили результаты? Обращайте внимание не только на качество работы, но и на подход к выполнению задания, на мелкие нюансы – насколько внимательно прочитали задание, как именно отправили выполненную работу.

Пример

Обычно после финального собеседования с работодателем я даю второе, «боевое» тестовое задание, которое максимально приближено к реальной работе. Это позволяет убить двух зайцев:

  • Тестовое делаем на реальном проекте, а не «сферическом коне в вакууме»
  • Появляются заготовки для будущего контента, чтобы побыстрее выпустить кейсы после выхода сотрудника

Но! Такое задание можно давать только на финальном этапе отбора и обязательно платить за него.

Читайте, как кандидаты один за другим проваливали тестовое на вакансию контент-директора.

Тут вы можете справедливо возмутиться, что при таком тщательном многоэтапном отборе у нас может выйти слишком узкая воронка в найме. Но у меня есть фора. На мои соцсети и рассылки подписаны профессиональные контент-маркетологи, которые активно откликаются на вакансии, тестовые задания выполняют 8 из 10 человек. Почему? Они хотят получить экспертное мнение о своей работе, чтобы я оценила, как они справились с задачей. Вы тоже можете получать стабильный поток входящих резюме и отбирать лучших, если создаете экспертный контент и вокруг вас формируется профессиональное сообщество.

Хотите так же? Вот тут можно оставить заявку на подбор сотрудников. Даю гарантию, что если специалист не подойдет, то мы его заменим (такое было один раз за мою практику).

Ошибка №4. Кто крайний?

Помните, что не только вы выбираете сотрудника, но и сотрудник выбирает вас.

Нужно не просто выбрать лучшего, но и сделать так, чтобы этот лучший захотел у вас работать. Если у вас не самый известный на рынке HR-бренд, то кандидаты не выстраиваются в очередь.

Изменить это можно только создав HR-бренд. Поэтому при размещении вакансии убедитесь, что ваши условия конкурентоспособны. Чем вы более известны, тем больше у вас выбор кандидатов и тем меньше зарплату вы можете платить. Если известности нет, то придется платить больше. Медианные зарплаты в сфере маркетинга выглядят так:

Нанять маркетолога и не пожалеть об этом. Разбираем ТОП ошибок при найме сотрудников

Да, вам тоже нужно убеждать кандидата, что вы ему подходите.

Пример

Как продать свою вакансию во время собеседования? Спросите, по каким критериям человек выбирает работу в порядке значимости. Когда будете рассказывать про вакансию, презентуйте компанию теми же словами в том же порядке бенефитов. Сфокусируйтесь на тех преимуществах, которые он назвал.

Резюме: как нанять действительно подходящего сотрудника?

Шаг 1. Сформулируйте, что вам нужно от специалиста. Не «уметь в диджитал», а «выстраивать стратегию email-рассылок, есть знания и опыт».

Шаг 2. Расставьте приоритетность компетенциям, чтобы выделить наиболее важные для вас навыки. Например, если сейчас главнее всего – выстраивание стратегии, то поставьте этой компетенции максимальный приоритет – 10 баллов, а менее важному навыку email-маркетинга – 5 баллов.

Шаг 3. Придумайте 2-3 способа проверки каждой компетенции: вопросы, кейсы, тестовые задания.

Нанять маркетолога и не пожалеть об этом. Разбираем ТОП ошибок при найме сотрудников

Провести собеседования поможет мой список из 37 самых важных вопросов. Скачайте его и тестируйте своих кандидатов.

Нужен компетентный сотрудник, но не можете его найти? Оставьте заявку на подбор, и я помогу найти маркетолога в команду или построить контент-отдел с нуля.

1414
2 комментария

как с вами связаться то? нам нужны маркетологи

Ответить

добрый день! вот тут описаны условия подбора, но сейчас мы только контент-маркетологов нанимаем https://www.expert-content.ru/hr

Ответить