(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(91589263, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(91589263, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Попробуйте поработать с возражениями CEO «Кнопки»: они переплатили за аутсорс разработки х3 и пока больше не хотят

Поговорили с директором сервиса Сергеем Герштейном (экс-Яндекс и экс-Microsoft) о найме агентств разработки. У Сергея простой и спокойный запрос: «Мы хотим купить, мы пробовали покупать, но самим делать вышло дешевле».

После интервью мы попросили два разных агентства разработки что-нибудь на это ответить: их мнения в конце статьи. И вы тоже можете присоединиться — интересный экспертный комментарий с большой вероятностью прочитает потенциальный заказчик.

Сергей, в вашем публичном бэкграунде есть интересный момент, что у вас остались «фантомные боли насчёт разработки, руки чешутся». Насколько сильно чешутся?

Сергей Герштейн
CEO «Кнопки»

Я начинал свою карьеру, как разработчик — страшно сказать, сколько это было лет назад :).

Лет пятнадцать активно занимался сервисами, связанными с разработкой, непосредственно много программировал. Потом постепенно уходил от разработки в сторону менеджмента. И последние лет пятнадцать к разработке прямого отношения не имею, при этом всё ещё руки тянутся в качестве хобби что-то поделать для себя, пусть и на сильно устаревших технологиях.

Раз речь зашла о технологиях, что вы думаете о текущем хайпе про нейросети? Сейчас есть два лагеря: один лагерь – прогресс не остановить, другой – давайте подумаем, какие-то нормы обозначим.

С одной стороны, я всегда за то, чтобы продумать этические нормы. Чтобы все примерно в одном понимании находились, что такое «хорошо» и «плохо».

Но при этом я очень сильный сторонник того, что прогресс остановить невозможно. Если что-то запретить, оно всё равно вылезет.

Революций экономика знала много — промышленная, аграрная. И может быть, что случится революция ИИ. Это не уничтожит человечество, а выведет на новый виток. И не уничтожит рабочие места, а как-то их трансформирует — как когда-то промышленная революция переделала аграрные места в рабочие места на фабриках. От этого меньше работы не стало.

Если говорить про работу с подрядчиками, про какие направления с вами уместнее разговаривать — больше про разработку или про рекламу, перформанс и прочее?

Мне ближе тема разработки. В разработке у меня есть своя позиция, почему мы сейчас такими подрядчиками не пользуемся. У нас был опыт с агентствами, поэтому нельзя сказать, что мы «не пробовали и осуждаем». Мы попробовали и пришли к такому выводу.

Эта тема мне близка, потому что такими запросами заваливают. Каждый второй человек, который стучится в LinkedIn, хочет предложить аутсорс разработки. Я не знаю, почему — возможно, я попадаюсь в какой-то нужной выборке. Эти предложения делают по-разному, бывают даже люди, которые хорошо готовятся и понимают, что у нас за компания, какой стэк.

Они приходят и говорят: «Мы знаем, что вы делаете на этом стеке. У нас есть нужные программисты, мы сделаем хорошо и правильно, это для вас будет дешевле и быстрее».

Какое соотношение между теми кто хорошо готовится и кто вообще не готовится?

1 к 10. Большая часть пишет очень стандартно с точки зрения кастомизации. «Мы можем сделать вам сайт».

Насчёт хорошей подготовки что я имею ввиду — человек понимает, кому он пишет, и знает, чем мы занимаемся.

Когда у меня есть настроение, я отвечаю на эти обращения и рассказываю, почему в нашем случае это не сработает. Тут небольшая история.

Что это за история, и где она берёт начало?

Мне кажется, услугами аутсорса разработки могут пользоваться два типа клиентов.

Первый тип — компании, у которых своей разработки нет. И если возникает необходимость сделать что-то айтишное, начиная от сайтика и заканчивая внутренней автоматизацией, то единственный способ — привлечь внешних подрядчиков. Конечно, всегда есть вопрос, как выбирать, но тут понятно, что есть потребность и её другими способами не удовлетворить.

И второй тип — это интересная ситуация, когда есть айтишная компания, и у неё есть свой ресурс. И здесь внешний подрядчик обещает две вещи:

  • это будет промышленно и «на уровне»;

  • это будет быстрее, потому что у нас ресурс свободный, а у вас занят.

Это на самом деле правда.

Потому что если у IT-компании есть свободный ресурс разработки, то что-то не так с этой компанией.

Это та история, когда коллеги из другого отдела, например, перформанса, приходят и говорят «Нам на сайте что-то пофиксите», а им говорят «У нас бэклог на полгода вперёд, отстаньте от нас»?

Да, примерно про это. Здесь внутренняя разработка выступает как исполнитель внутренних заказов. В правильных IT-компаниях всё построено вокруг продукта и весь ресурс в него вкладывается, он расписан на годы вперёд.

При этом понятно, что:

  • классные идеи продвигают без очереди;
  • не бывает такого, что сидит разработчик и скучает: «Блин, что-то мне на этой итерации заняться нечем» (если такое бывает, то в этой компании, опять же, системно что-то не так).

Тут встают два вопроса: может ли внешняя разработка быть дешевле, чем внутренняя? И может ли внешняя разработка быть быстрее? На первый вопрос в нашем конкретном случае мы отвечаем чётко «нет».

Компании бывают разные, у кого-то может быть какая-то своя дорогая разработка, и поэтому какие-то вещи можно делегировать индийцам или китайцам. Такие конструкции бывают.

Но мы находимся в России, и у нас разработчики, в среднем, стоят рыночно. Поэтому кажется, что другая российская компания технически не может сделать что-либо дешевле [и достаточно качественно]. Там такие же разработчики, которые в среднем имеют такую же зарплату, плюс у них есть какой-то менеджмент, бизнес.

Если мы начнём ставить задачу внешней компании, у нас неизбежно возникнет необходимость рассказать — что мы делаем. А чем сложнее предметная область, тем сложнее рассказать.

Мне в этом смысле откликается ваше интервью с Модульбанком. Предметная область сложная — финансы, бухгалтерия — классический разработчик в этом не разбирается. Там возникают циклы и дополнительный оверхед.

В какой-то момент мы решили поэкспериментировать. Наняли хорошую компанию, поставили ей достаточно оторванную от общих дел задачу, чтобы это было отдельным блоком. И в процессе поняли, что вопросов по взаимодействию всё равно возникает очень много. В рамках аджайла нужно постоянно общаться, корректировать, проверять, что сделали. Получается, что на это тратится часть внутреннего ресурса.

Теоретически можно было бы обсуждать китайских или индийских программистов — но вопрос коммуникации съел бы любую экономию.

Ещё момент, который мы не сразу поняли: подрядчик отгрузил нам результат. Сделано хорошо. Но дальше нужно этот результат поддерживать: мы должны постоянно арендовать услугу поддержки у той же компании или у кого-то ещё. А это снова расходы.

Мы должны их встроить в наш контур — интегрировать с нашими системами мониторинга, со всеми людьми, которые занимаются поддержкой. Это тоже дополнительные затраты времени и денег. Поэтому иногда проще что-нибудь переписать под нас, чтобы было легче поддерживать.

Вывод, который мы вынесли из этого эксперимента: в среднем, если всё идёт хорошо, то стоимость внешней разработки — это x3 от стоимости внутренней.

Я не говорю, что у всех так. Это у нас так работает, и вряд-ли это как-то существенно можно изменить.

С другой стороны, здесь действительно можно выиграть время. В той же самой ситуации, когда у нас нет свободного ресурса, и лучше что-то сделать дорого, чем не делать вообще, то внешняя разработка позволяет купить время за деньги. Мы платим х3, чтобы получить то, что можем сделать своими силами, но для этого придётся что-то отложить.

В итоге для меня конструкция выглядит так: привлечение внешней разработки для IT-компании — это:

Купить время за деньги (дорого).

В каких случаях это осмысленно, а в каких нет — это каждый бизнес решает по своему.

Вы выше сказали, что когда проводили эксперимент с внешним аутсорсом, то «дали задачу хорошей компании». Что вы вкладываете в понятие хорошей, как вы это для себя определили?

Во-первых, коллеги должны иметь опыт работы в той сфере, что и у нас. Если мы хотим взять поддержку, нужно, чтобы это был наш стек и мы могли их в свой контур интегрировать.

Во-вторых, понимание друг друга — то, что мы говорим на одном языке. Все задачи, связанные с разработкой, сложно формулировать в плане заданий.

Сейчас уже никто не мыслит в концепции водопадного, каскадного планирования. Все работают по аджайлу, который требует постоянной коммуникации, постоянного взаимодействия и для этого нужно понимать друг друга. Если у нас будут проблемы с пониманием и мы будем говорить на разных языках, мы не сработаемся. Это касается не только терминологии, но и культуры.

Наша компания внутри очень бирюзовая. У нас много свободы, гибкости и нет вертикальной структуры, когда приказы спускаются сверху вниз. Нам было бы тяжело взаимодействовать со структурой, непохожей на нашу. Подозреваю, что и наоборот. Для какой-то сложной, формальной структуры наша айтишная, «расхлябанная», бирюзовая компания тоже не зашла бы :).

Когда вы этот эксперимент закончили, оценили и поняли, что стоимость аутсорса выше внутренней разработки — вы это как-то обсудили с партнёрами? Наверняка же была какая-то беседа. Были ли с их стороны какие-то разумные аргументы, которые звучали логично, почему вам всё же не стоит отказываться от аутсорса?

Проект мы доделали до конца, не ушли и не остановили на середине. И потом уже подвели итоги.

У нас с ними было очень хорошее взаимопонимание, и они нам открыто объяснили, из чего складывается цена. Не было такого поведения, типа «Мы хотим на вас нажиться».

Они говорят: «Столько стоит час разработчика, и на эту задачу нужно столько-то часов». И здесь мы понимаем, что час разработчика стоит примерно столько же, как у нас.

Кроме часа разработчика сюда также включены часы менеджмента (на стороне агентства).

С нашей же стороны, когда мы ещё плохо понимали «на старте», чего ждать, то мы думали, что будем формулировать задачи и один раз в неделю смотреть — как идут дела. А по факту, выяснилось, что у нас один человек должен быть включен в этот проект если и не фуллтайм, то как минимум полдня тратить на общение и разные вопросы.

И хорошо, что мы выделили такого человека. Если бы мы этого не сделали, то партнёр принёс бы результат, который пришлось бы переделывать. Это либо увеличило бы цену, либо мы их как-то запинали бы ногами (смеётся) и сказали «Вы же обещали!», и они за свой счёт переделали бы, но остались в минусе.

В общем, общаться нужно — но мы недооценивали объём этого общения и его стоимость.

И мы вместе с подрядчиком поняли, что проблема не в том, что они неправильно цену выставили, или делалась какая-то лишняя работа. А в том, что внешний программист за счёт дополнительной коммуникации обходится дороже.

Эту логику вы рассказываете тем людям, которые к вам стучатся в LinkedIn и пытаются продать аутсорс? Кто-нибудь пытался как-то поработать с вашими возражениями?

Да, рассказываю. И пока не встретил сопротивления. Видимо, тут сложно что-то возразить.

Были люди, с которыми мы общались, и они предлагали: «Давайте сделаем внешнюю разработку с подключением конкретных людей, а если они вам понравятся, то отдадим их вам в штат». Это аутсорс, соединённый с HR.

Это интересное предложение, потому что оно решает часть проблемы. В систему поддержки всё равно надо нанимать разработчиков, но это сложно и дорого — их как-то надо предварительно тестировать.

А здесь получается, что мы их тестируем на наших проектах, потом забираем к себе, и они их поддерживают. Это двойная выгода, которая повышает ценность такого предложения, и единственный способ обойти противоречие.

А в остальных случаях люди очень быстро со мной соглашались. Я им говорил, что если нам нужно будет покупать «время за деньги», то возможно, обратимся к ним. На этом они уходили, чтобы поискать более выгодных клиентов. У них есть рынок компаний, у которых нет своей разработки, и это очень большой рынок, где всё понятно.

Вы сказали, что нанимать разработчиков сложно и дорого. Не пытались хантить людей из агентств?

Нет, в эту сторону не думали. Мне всё ещё кажется, что это скользкая тема, и я морально к ней не готов. Одно дело, когда сам по себе приходит человек и говорит «У вас интересно!», и другое дело — если ставить это как задачу.

Даже если смотреть на это цинично, я не уверен, что это окупится. Лучше уж купить рекрутинговые услуги, чем переплачивать за внешнюю разработку x3, чтобы присмотреться к команде, а потом надеяться, что ты успешно кого-то схантишь у подрядчика.

Раньше мы как раз платили рекрутинговым агентствам за поиск и привлечение разработчиков. Затем создали собственную службу и она стала эффективнее не с точки зрения денег, а с точки зрения результата. Удивительно, но теперь у нас лучше получается самостоятельно нанимать людей, чем делегировать эту функцию.

Почему внутренняя служба работает лучше внешних рекрутёров? Что вы сделали? Мне субъективно кажется, что в процессе можно очень многое пофиксить. Например, многие рекрутёры не отвечают на отклики соискателей.

Я тоже этому поражаюсь. На рынке рекрутинга многие вещи можно сделать лучше, только никто этим не занимается.

Мы сначала боялись идти в эту степь, думали: «Мы же не эксперты. Есть специальные агентства, они собаку съели на подборе». Потом оказалось, что это не очень сложно.

В чём самая большая сложность? Надо сидеть и отсматривать много ресурсов. К нам самим приходит очень мало входящих резюме. Надо искать интересных людей по разным базам, выходить на контакт.

Это холодные продажи, в которых первый этап — механический. Нужно вложить много труда, чтобы найти людей, отфильтровать нужных, каждому написать по несколько раз, и заранее понимать, что половина не ответит.

Дальше начинается этап собеседований. А поскольку разработка — это рынок кандидата, то надо и сформировать у разработчика положительное впечатление о компании, и заодно «просканировать» его, понять, насколько он вписывается.

И главная компетенция айтишных рекрутинговых агентств — это понимание технологий и терминологии. Будет неудобно, если кандидат начнёт о чём-то говорить, а рекрутёр не поймёт, о чём речь. Но если такие навыки прокачать у собственной службы, то дальше у инхаус-рекрутинга возникают сплошные преимущества.

Мы лучше понимаем нашу культуру и лучше можем объяснить кандидату — почему у нас хорошо (тогда как агентство скажет это общими вещами). Мы «бирюзовые», и нам важны не только hard skill кандидатов, но и то, насколько мы попадаем в его общекультурное пространство и ценности. Это очень сложно делегировать внешнему HR.

Возможно, по нашей беседе создаётся впечатление, что мы везде хотим всё делать сами. Но в маркетинге мы вполне пользуемся внешними подрядчиками, и нас это устраивает. Развитие инхауса — это не универсальная позиция про всё, а про те области, которые нам, судя по опыту, удаются лучше.

Давайте представим, что вы всё-таки захотели купить услугу аутсорс-разработки. По какому пути вы будете двигаться, чтобы начать общение?

С одной стороны, мы не хотим себя ограничивать узкими контактами знакомых, потому что можем потерять кого-то ценного. С другой стороны, бросать клич и собрать тысячу откликов, а потом с каждым общаться и пытаться выбрать — слишком большой оверхед для выбора подрядчика.

Как найти компромисс? Не знаю. Должны быть какие-то рейтинги, отзывы, чтобы с их помощью можно было собрать шортлист и дальше общаться.

А инфополе вы как-то мониторите? Например, кейсы на Хабре?

Читаю, но беспорядочно. Что-то в голове откладывается. Когда будет актуально (то, что я увидел в статье или кейсе), то попытаюсь вспомнить источник.

Что в целом думаете про PR-активности агентств? Компании стараются генерировать контент, чтобы привлечь заказчика.

Мне кажется это хорошим способом привлечения.

Контент и для нас (для Кнопки) хорошо работает. Мы делаем много контента, помогающего предпринимателям «просто так». И понимаем, что у людей где-то в голове откладывается впечатление, что это полезно, и в случае чего к авторам можно обратиться. По нашим данным, это работает.

Если бы я выбирал подрядчика, я бы смотрел на рекомендации и опыт тех, кого рекомендуют, даже если у них нет дикого инфошума. С другой стороны, наличие медийного уклона позволит о ком-то узнать, и это кажется важным.

А когда вы читаете кейсы, то на что обращаете внимание? Раз мы беседуем про разработку, могу для аналогии вспомнить разговор про аутстаф с Петровичем — там наш собеседник сказал, что в кейсах ему не нравится «отсутствие жизни»: выкатили сайт, нарисовали дизайн, а что дальше? Оно как-то было жизнеспособно в бизнесе?

Тут понятно, что такое оформление подрядчику подходит. Они работу закончили и пошли следующим кейсом заниматься.

А клиенту интересно, что было дальше. И когда агентство рассказывает только про свою часть, а не про часть клиента, тогда да, получается заход немножко не с той стороны.

Чтобы кейс был для меня интересен, я хочу там прочитать: что было сделано и когда, как оно работало, какие результаты принесло, и что дорабатывали через какое-то время (как правило, всегда нужно что-то дорабатывать).

Сергей, спасибо за беседу. Сформулируйте с вашей стороны финальный месседж агентствам.

Чтобы успешно себя продать нужно:

  • приходить подготовившись;
  • иметь публичность, кейсы;
  • показывать то, что было с разработанным проектом дальше.

Если бы мы хотели кого-то привлечь, то эти вещи были бы для меня важны.

Мнения агентств разработки по поводу кейса «Аутсорс получился дороже x3 по сравнению с инхаусом»

Сергей сказал, что люди, которые приходят к нему в LinkedIn продавать услуги, не находят аргументов на его возражения. Мы подумали, что у кого-то, возможно, всё-таки найдётся конструктивная обратная связь.

Иван Ярославцев
директор alto.codes

Причин взять аутсорс у клиента всего несколько:

  • У компании нет целей технологического лидерства в отрасли, и им невыгодно в таком случае содержать свой штат разработки;
  • У компании выросли пиковые нагрузки — как правило, формируются проектные инициативы для достижения целей бизнеса — и чтобы их выполнить, нужно временно расширить команду. Привлечение аутсорса на 3-12 месяцев решает задачу;
  • Компания и аутсорс могут и хотят работать как партнеры. Это когда аутсорс перестает говорить «вы написали это в ТЗ, мы сделали и это ваши проблемы», а компания перестает говорить «вы сами должны предусмотреть этот функционал, раз не спросили, делайте за свой счёт»;
  • Компания ищет редкого специалиста, либо требуется высокая квалификация, либо редкий стэк — например, не так давно была заявка на специалиста по Delphi;
  • Штатные разработчики устали поддерживать текущий проект за несколько лет и хотят переключиться на новый функционал, а поддержку нужно передать тем, кому проект еще не надоел.
Иван Гринкевич
Founder PHPDev.ORG. Директор разработки webit.ru. Co-founder HireForYou

Это обычная тема, что сначала, когда клиент заходит, с ним работают по аутсорс-формату, чтобы посмотреть, какой есть объём задач.

Но аутсорс-формат может быть не выгоден клиенту, потому что много времени уделяется на менеджмент. У нас обычно действительно включены какие-то дополнительные косты, менеджерские часы, что-то ещё. И плюс коммерческая ставка для прямых клиентов — если умножить её на 168 часов, то стоимость разработки действительно получается х2, х3, а у кого-то и x4 по сравнению с инхаусом.

Если у клиента много задач, то проще и дешевле брать аутстаф — когда разработчик загружен на фулл-тайм и работает с конкретной командой на конкретном проекте. Но в этом случае кто-то на стороне клиента должен руководить разработчиками.

В формате аутсорса прямые контакты разработчика, как правило, не даются. Всегда есть некая прокладка со стороны агентства, которая фильтрует и формулирует задачи.

А в случае аутстафа разработчик взаимодействует с клиентом напрямую. И если у клиента есть технический специалист (лид), то разница в цене не будет х2-х3.

Мы зачастую практикуем такой гибридный формат — когда у нас есть некая стоимость зарплаты разработчика, и туда мы докручиваем лишь небольшой процент нашей выгоды. Агентство в этом случае зарабатывает не на «аренде» одного разработчика, а на массовой аренде.

Разработчик напрямую работает с клиентом, клиент сам его менеджерит, сам с ним общается. С нас, по сути, только рабочее место (если это не удалёнка), найм адекватных специалистов, отпуск (10% от ФОТ разработчика) и больничные.

Переплата x2-x3 — скорее всего, это сугубо аутсорсная модель. В случае, если клиент берёт разработчика и подписывается под аутстаф (юридически это называется «абонентская модель», когда клиент гарантирует, что они выкупят у нас столько-то часов, а при переработке выкупят больше), то формат аутстафа очень выгоден для всех, кому нужны временные разработчики на проект.

Мы продолжаем серию интервью с ЛПРами компаний разного профиля.

🔔 Чтобы не пропустить новые интервью, подпишитесь на телеграм-канал «Рейтинг Рунета» или наш ВК-паблик.

А все интервью с клиентами за 2022 и 2023 годы — с Hoff, МТС, Детским миром, Burger King, Кофеманией, Пятёрочкой, Перекрёстком, Петровичем, Самокатом, СДЭК-ом, ЮMoney, Модульбанком, Дикси, Мегапланом, СберАвто, Simple, Космобьюти, Timepad и другими компаниями мы положили в подборку с удобным рубрикатором.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '4d01402a-a742-567b-a3e3-b52c73669cd0', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Александра Казакова

Посмотрела про АО Кнопку в СБИСе. 200 сотрудников, выручка 300 млн. Ну конечно им не нужен ни аутсорс, ни аутстаф: это небольшая компания, без экстремальных темпов роста и, возможно, без безумного плана по найму х3 за год. Такие берут на аутсорс/аутстаф на полгодика команды до 5-10 чел или не берут вообще никого. Это нормально. У них достаточно своих рук и экспертов.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gershtein

Ага, всё так. Может быть, мы просто не такие, и это нам не подходит. Очевидно же, что рынок есть и работает, значит у других потребность есть.

Но это у нас только с продуктовой разработкой так. А вот простые формализованные задачи, например, по обработке данных, мы постоянно и регулярно отдаём на аутсорс в свою "сеть" из десятков исполнителей с формализованной оплатой за результат - и это ого-го как экономически оправдано. Возможно ещё и потому, что мы вложились в автоматическую постановку задач и биллинг, и свели менеджерский оверхед почти к нулю.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мороз

Какую систему используете для постановки задач и биллинг?
Можете подробнее рассказать или может уже есть статья у вас на тему уменьшения оверхеда менеджерского?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gershtein

Собственная разработка. По сути это таск-трекер с пулом свободных задач, которые автоматически назначаются свободным аутсорсерам, отбираются по тайм-ауту и передаются следующему. Задачи простые и формализованные (такая специфика) со строгой типизацией, фиксированной оплатой и автоматическим биллингом. Плюс полуавтоматическое повышение ставок в моменты пиковых нагрузок, что стимулирует аутсорсеров навалиться когда надо, и разобрать "комок". Отлично работает

Ответить
Развернуть ветку
Александра Казакова

Обработка данных в маркетинге? Из интервью я поняла, что маркетинг/digital – единственный тип работ, который вы отдаете на сторону. Или как?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gershtein

Нет, в интервью маркетинг был одним из примеров. Обработка данных в бухгалтерии - мы же предоставляем бухгалтерский аутсорсинг как сервис. Там много данных надо обрабатывать

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin

Если брать средние по рынку ставки на мидлов в аутсорс или аутстаф (между 1500 и до 2200 по большинству специализаций), то тут просто негде инхаусу быть в х2, х3, х4 раза дешевле любой модели взаимодействия.

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета
Автор

Ну так в этой конструкции (чисто cравнение ставки разработчиков) не включено то, о чём говорили Сергей и Иван Гринкевич: дополнительные косты, менеджерские часы агентства, менеджер со стороны клиента, etc.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin

Тут же вопрос в конструктивной обратной связи.

Если просто смотреть в цифры, то 2200 * 160 = 352 000 рублей - стоимость в аутстаф с выкупом.

Свой разработчик это 150 000 * 1,15 (усредним все соц-пенс налоги) = 172 500 рублей - это чистая себестоимость своего разработчика, если в продуктовую компанию удастся найти за эти деньги.

Далее мы к его расходам считаем косвенную часть:
- амортизация найма (заплатили своему hr или рекрутерам). Разбиваем сумму на средний срок жизни или норму амортизации.
- оборудование
- стол/стул
- аренда офиса
- весь менеджмент, который управляет, обучает, контролирует
- всё обслуживание hr, бухгалтерия и прочее
- какие-то дополнительные плюшки

И вот уже 172 500, в лучшем случае умножаются на 1,5-2 получая от 258 750 до 345 000. Что начинает уравнивать этого же разработчика с аутстафером по затратам.

Тезис про менеджмент, конечно, интересный, но какую реакцию ожидать от клиента, когда своего менеджера по проектам называешь "прослойкой"...

Если говорить же про аутсорс, то выкуп рабочего времени разработчика будет меньше, нежели в аутстафе (покажите мне аутсорс, который всегда и всё сдает вовремя). Даже, если там есть менеджмент и тестирование (что должно быть), то обычно это до 1/3 от затрат на разработку.

Представим, что мидл выкупается(закрывает работ) на 90%, а сверху у нас возникает менеджмент с тестированием на 30% от цены (варьируется от 10 до 30 обычно). Получаем цифры 316 800 * 0,3 + 316 800 = 506 880 рублей. Да, выглядит дороговато, но дороже ли это своего такого же менеджмента и тестирования результата этого же разработчика?

Вовлеченность заказчика при аутсорсе действительно может быть масштабной, если использовать kanban модель реализации проекта, если же использовать scrum, то количество встреч стремительно сокращается до 3.

Да, аутсорс и аутстаф - это дорого, но не значительно дороже своей команды. Если нужно подбавить газку в конкретном продукте, то очень даже рабочая история, учитывая относительно простой онбординг и оффбординг. А чтоб не подсесть на иглу подрядчика надо выбирать распространенные технологии и не скупиться на схематичное документирование. Хороший подрядчик должен описывать проект юзер сторями или чем-то вменяемым, поэтому такого рода документация наследуется просто из описания выполненных задач.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gershtein

Алексей, я же не претендую на универсальность заявления, говорю только про наш опыт. При работе с аутсорсом менеджмент обычно есть два раза: менеджмент компании, предоставляющей аусорс, и наш менеджмент на стороне заказчика. И, похоже, оба необходимы. Это неизбежно увеличивает стоимость. А ещё усложняет взаимодействие. Возникают потери при коммуникации, которые увеличивают затраты.

Очевидно, можно бороться, улучшать коммуникацию, снижать как-то затраты на двойной менеджмент, особенно если проект большой, и овчинка стоит выделки Но наш опыт такой, как я описал - всё равно аутсорс разработки выходит сильно дороже.

С другой стороны, может и правда мы - неправильный клиент, не подходящий для настоящих аутсорс-компаний. Чего от нас ждать-то, если слово "прослойка" используем? :) Многие правильные бизнесы точно знают как должно быть, только вот клиенты вокруг не такие какие-то. Сложно с ними, с клиентами, да.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin

Сергей, мой пассаж не в вашу сторону. Вы как клиент можете думать как вам удобно на основании вашего опыта и процессов. Мой комментарий относится к коллегам, которые по смыслу статьи должны как-то обработать ваши возражения, но решили их усилить.

И меня возмутило именно то, что эксперты поддержали тезис с "прослойкой" и повторили (тем самым обесценив свою команду) его, вместо того, чтоб грамотно отработать это возражение. Это как если ваши потенциальные клиенты будут приходить, говорить, что ваш сервис это лишь прослойка между 1с и банк-клиентом, а вы будете парировать используя эти ошибочные тезисы.

А получается будто ребята топят в комментах за аутстаф, вместо в целом отработки возражений.

Если говорить про мой опыт сокращения двойного менеджмента на стороне клиента, то в первую очередь это пересмотр функции того, кто курирует аутсорс. От обычного ПМа эта роль переходит к ПМ групхеду, а роль ПМа делегируется аутсорсеру, тем более, что вы платите за это. В этой конструкции отпадает необходимость проводить дейли, менеджерить команду, остается лишь менеджерить результат, валидировать и передавать продуктовой команде. А эти задачи отнимают намного меньше времени. У нас был случай, когда один ПМ групхед вел 8-11 проектов, где совокупный размер команд был очень и очень впечатляющий.

Ещё доступный способ - напрямую связать продуктовую команду с аутсорсером посредством продакт менеджера. Где оставлять аналитику - это уже ситуационный вопрос.

Очевидно, что есть конструкции и процессы, где тяжело менеджмент передать и нужны только рабочие руки хорошего качества, тогда, конечно, аутстаф будет более предпочтительным форматом взаимодействия.

Если говорить про мой опыт на стороне подрядчика, то на опыте 150 проектов могу сказать, что в небольших проектах очень удобно сразу с продуктовой командой взаимодействовать, в проектах крупнее (от 10 тысяч часов) - с групхедом. А самый простой способ для нас - выдать человека в аутстаф, конечно же.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Шрайбман

Спасибо, ценная информация!

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда