Павел Семёнов и Анна Маслова (Модульбанк): «Агентства не разбираются в нашей предметной области»
Клиенты из финсектора рассказывают, что будут рады купить услуги у подрядчика, который скажет: «Я точно знаю, как продвигать банк!». Но им такие пока не встречались.
Рейтинг Рунета уже несколько месяцев ведёт на vc рубрику «Выбор подрядчика», в рамках которой мы спрашиваем у руководителей компаний, как именно они выбирают агентства и находят с ними общий язык. До сих пор все наши собеседники не удивлялись этому вопросу, потому что и малый, и средний бизнес, и тем более корпорации регулярно отдают задачи на аутсорс.
Поэтому нам стало очень интересно, когда мы попросили такое же интервью у Модульбанка, но его руководители ответили: «А у нас весь маркетинг работает инхаус — можем рассказать, как и почему мы к этому пришли».
Опытом поделились член правления банка Павел Семёнов и CMO Анна Маслова.
Это необычная для рубрики беседа и многие наши вопросы про выбор подрядчика здесь не применимы. Давайте начнём с общего — почему инхаус?
У нас вся история, касающаяся маркетинга, сведена в инхаус по нескольким причинам.
Мы понимаем, почему наши конкуренты — например, «Зелёный слоник» — используют агентства. Тот же «слоник» это огромная корпорация, в которой десятки тысяч сотрудников и сотни разных продуктов. Для такого уровня организации может быть выгоднее использовать партнёрскую историю. Мы же существенно меньше относительно них, и можем справляться своими силами.
За 8 лет работы Модульбанк обращался к различного рода подрядчикам. В итоге мы поняли для себя два нюанса:
1. Агентские истории не дают глубины понимания для нашего продукта МСБ (РКО).
К нам приходит агентство, который перформит историю на РКО. Рассказывает, что на что повлияло, с их точки зрения. Но реальную статистику, аналитику и факты нередко можно получить только через год после того, как были сделаны те или иные действия.
Например, купить ювелирку — это одна тема. А при открытии расчетного счёта время принятия решения может быть 30, 60, 90, 180 дней. К тебе может прийти клиент, который видел рекламу в прошлом году. Касание с ним было, но как это всё сыграло, отработало — этой глубины понимания мы не получали ни от одного подрядчика.
Ребята просто работают на определённых алгоритмах, а МСБ рынок крайне перегрет с точки зрения предложений. Например, все крупные и средние банки идут в МСБ, и оффер у всех ± одинаковый: открыть расчётный счёт бесплатно. Или тарифная сетка у всех одинаковая.
2. Агентства не разбираются в предметной области, это очень важно. Наш маркетинг уже много лет живёт в парадигме банка, и люди понимают, что мы делаем, и для чего. Здесь не просто разобраться.
Например, отдашь в агентство продукт «Зелёный лимит» и скажешь, что это классный продукт, вывод кэша на физлицо за 0,75%. Они будут такое объяснение просто дословно крутить. Но суть оффера не в этом! А в том, что там «под капотом» работает огромный комплаенс-механизм, который защищает от блокировок по 115 ФЗ.
Чтобы это объяснить, агентствам нужно читать трёхчасовую лекцию.
Не зная, что ты продаёшь, ты будешь продавать херово. Это называется «рыбалка на авось». Взял, бомбанул бюджет, и кто-то случайный пришел. Иногда это эффективно, но нужна не случайная, а системная эффективность. Поэтому мы выбрали инхаус.
Когда вы говорите о перегретой среде МСБ-рынка, сразу вспоминается первый день регистрации ИП: только вышел из налоговой и тебе весь день звонят с предложениями открыть счёт.
В том числе и это. Признаться, раньше мы были в этой упряжке, но в 2020-м году решили, что больше не будем так делать.
Сейчас, при открытии ИП, за день можно получить 160 звонков. Просто разорвут трубку. Какой в этом клиентский опыт?
В силу перегретости рынка многие используют навязчивые инструменты. Соответственно, нужно искать нестандартные методы. А агентства, если вернуться к теме разговора — это стандартизированные истории.
Почему вам не дают «глубины» конвейерные агентства, это в принципе понятно. А вы не пробовали работать с бутиковыми («крафтовыми»)?
К нам иногда приходят какие-то малыши. Но пообщавшись, мы не видим той экспертизы, в которую могли бы вложить деньги. Их предложения базируются на том опыте, который у нас уже есть. Для них это будет изобретение велосипеда, а мы на нём уже ездим.
На самом деле, мы ни с кем не отказывается общаться. К нам приходят и маленькие, и крупные агентства.
Анна как раз с ними разговаривает.
Как формировался ваш инхаус, как происходила эта эволюция?
Наш самый первый директор по маркетингу был первопроходцем в маркетинге для МСБ, поэтому мы шли методом проб и ошибок, что влияло и на эффективность используемых бюджетов.
Тогда и пришла мысль, что возможно, надо обратиться к агентам? Мы обратились и получили чёрный ящик: залил туда определённое количество денег и какой-то результат получил.
Потом у нас появился новый CMO. Благодаря ему мы получили огромный штат внутри, сумасшедший бюджет и всё такой же чёрный ящик. Как выяснилось, даже инхаус-маркетинг непонятен менеджменту.
И тогда, в 2020-м году, мы устроили определённое чистящее мероприятие, чтобы отобрать людей, которые могут на пальцах объяснить мне (как человеку, который не разбирается в маркетинге), как одни вещи влияют на другие, а если в чём-то сложно проследить взаимосвязь, то какие есть варианты решения этой проблемы.
Правильный директор по маркетингу, который будет тебе рассказывать, как работает МСБ, скажет:
Я не знаю, как одно влияет на другое, и никто не знает. Когда ты узнаешь это — ты получишь формулу золота. Мы знаем, что ряд наших активностей даёт результат: но сколько конкретно даёт каждая отдельная активность, мы не знаем. А чтобы протестировать это и найти точный ответ на вопрос, нужно полгода или год.
Пример: в 2021 году мы решили развивать бренд, потому что у нас брендовая активность была отключена, и Анна увидела, что начали падать прямой и брендовый трафик, падала узнаваемость. Мы начали делать коллабы, интеграции и прочее — и получили совершенно другую динамику.
Немного дополню. Речь про брендовую частотность, конверсию трафика в открытие счетов, знание бренда. Т.к. особенность ниши МСБ — долгий цикл принятия решения, то люди должны знать о банке, чтобы открыть счёт.
Банк должен быть известен, это психологически связано у клиента с надёжностью. Если он впервые слышит о банке, то может подумать, что это новый банк, судьба которого пока неизвестна, а значит, неизвестна судьба денег на счетах его клиентов.
Было видно, что когда мы на длительный срок прекратили брендовую активность, у нас постепенно снижалась конверсия. За год она существенно просела. А когда мы вернули брендовые активности, то на длительном интервале увидели рост конверсии.
Да, соответственно, конверсия сейчас растёт — но ты никогда не знаешь, какой конкретно блогер что-то там раздал. Ты можешь видеть прямые заявки, да. Но это не всё. Общая масса растёт, но какие источники конкретно что отдают — ты не знаешь. И никто не знает.
Когда кто-то придёт и скажет «мы знаем!», я его в лоб поцелую и скажу: «Ребята, мы с вами работаем».
Поэтому работать с агентством в нашей нише сложно. Проще пытаться самим в это вкатываться. Плюс у нас бюджеты относительно крупных банков значительно ниже. Нам проще самим управляться с этим объемом денег.
У меня было в прошлом бутиковое агентство, и я знаю математику. Понимаю, почему на старте агентства показывают лучшее, на что способны: берут лучших специалистов, показывают классный аудит, и в первое время замечательно ведётся работа… а потом она сходит на нет. Начинаются вялотекущие процессы, на твой проект приходят менее квалифицированные (и более дешёвые) менеджеры для того, чтобы агентство зарабатывало.
Когда мы пробовали работать с агентствами, то на дистанции пока что никогда не получалось хорошо.
Мы рассматриваем сейчас предложения, возможно, что-то поменяется. Рынок растёт, что-то улучшается. В целом, пока с агентствами негативный опыт.
Агентства читают эти интервью. Выскажете для них какие-то пожелания?
Наверное, попрошу сегментироваться. Изучайте разные ниши.
Для нас это критически важно — знание продукта, портрета, предметной области. Без этого сложно нас поразить каким-то предложением.
Чаще всего впечатляет опыт работы с таким же сегментом, и чего там агентство добилось. Если с другими нишами сравнивать, то мы сами понимаем отличия.
Когда к нам приходят, мне хочется, чтобы с нами беседовал человек, который разбирается в сегменте, понимает нетипичность МСБ против обычного e-commerce.
МСБ как сегмент — это некое обобщение. На самом деле, сам МСБ делится на сотни разных сегментов. Когда к нам приходят агентства, они должны это понимать.
Например, люди говорят, что «мы работаем с сегментом МСБ» — нет, это так не работает. А если скажут, что работают с МСБ-селлерами и добились таких-то результатов — тогда мы понимаем, что человек разбирается в предметной области, и с ним можно построить диалог.
Некоторые банки шарашат бесплатный тариф для всех и думают, что это здорово. Но это предложение из 2015-го года. Мы же внутри сегментов МСБ ищем те, которые нам интересны, и работаем с ними. Базовые продукты нацелены строго на конкретный сегмент. Поэтому хочется видеть у агентств понимание предметной области.
Другие материалы про выбор подрядчика
- Как работает с подрядчиками Timepad: прямая речь директора по развитию Марии Ревинской
- Алексей Чупин, дизайн-директор МТС: «Многие региональные агентства комплексуют, хотя работают на уровне столичных»;
- Оксана Селендеева, Coddy: «Продавец тебе гладко стелит, а потом ты оказываешься в руках нового человека»;
- Станислав Колосков, ССO Cosmobeauty: «Менеджеры сами себя наказывают холодными предложениями»;
- Как выбирают подрядчика в FMCG-компании;
- Как работает с подрядчиками Vprok.ru Перекрёсток, X5 Retail — прямая речь экс-CMO Дениса Марфутина;
- Как стать подрядчиком фарм-компании — прямая речь Вячеслава Краснова (экс-маркетинг Servier);
- Как стать подрядчиком СберАвто — прямая речь директора по цифровому маркетингу Сергея Девятова;
- Как «Детский мир» выбирает подрядчиков в digital: прямая речь директора по маркетингу Андрея Осокина;
- Как застройщик выбирает агентство: прямая речь Дмитрия Павлова из BM Group.
Мы продолжаем серию интервью с ЛПРами компаний разного профиля. Будем рады обратной связи!
🔔 Чтобы не пропустить новые интервью — подпишитесь на телеграм-канал «Рейтинг Рунета».
У меня ООО на Модульбанке. В целом — спасибо за вашу работу. Но опция «Белый бизнес» подбешивает. По идее, бухгалтерия и так должна говорить, какие есть риски, а не за дополнительную плату. Знаю человека, который по этой причине перешёл в Точку.
Что касается того, что вы честно говорите, что никто до конца не может знать. что на что влияет (тем более, в нашем хаотичном мире) — это прикольно, спасибо. Прочитав это, где-нибудь в другой компании должен поперхнуться кофе CMO, который хочет контролировать абсолютно всё.
Прикольная статья, спасибо
Евгений, спасибо большое. Мы действительно каждый раз переживаем, а нужны ли кому-то эти беседы :).
И лекции устраиваю, и расписываю максимально просто, и всегда готова на любые вопросы по несколько раз ответить — агентствам (да и многим подрядчикам) это просто не надо. Не видят смысла разбираться, видимо. Так что я как директор по маркетингу всегда буду за инхаус и сотрудников, которые заинтересованы в идее / истории бизнеса, хотят в нем разбираться. Очень редкий случай, когда такие встречаются среди подрядчиков. Большинство разобраться не могут даже в простой б2с-шной теме, а что говорить про жёсткий б2б — например, компанию-производитель промышленных 3д-принтеров по собственной технологии.
Гораздо проще научить неопытного человека пользоваться маркетинговыми инструментами, чем заставить «специалиста» по маркетингу погрузиться в предмет.
И кстати, имхо, умение разобраться в теме — одно из приоритетных качеств нормального маркетолога, но почему-то все об этом забывают, и становятся, например, «маркетологом в нише бьюти», который шагу ступить не может, когда нужно продвигать что-то хоть немного другое, хотя набор доступных принципов и инструментов маркетинга всегда и у всех один и тот же.
статья огонь!
добавлю еще три своих комментария:
1. агентства работают на свою прибыль, а не на вашу.
значит, им важнее открутить больше бюджета (даже там, где не нужно), подать план пониже, продать вам какой-нибудь бестолковый ютуб (потому что с него возвратка повыше).
2. в инхауз-команде все может быстро меняться, появляются новые каналы, новые воронки, стратегия поменялась - поэтому нужно быть гибким, смотреть шире просто закупки трафика. а агентства чаще всего хорошо делают простые муторные процессы, типа "поменять ставочки" и "обновить креативы".
3. некоторые агентства продают не перформанс, а лебезение перед клиентом - вежливые планерки, красивые отчеты в pdf с графиками, ответы в вацап 24\7. а работа инхауз с этой точки как будто более честная, неформальная - вы не боитесь друг друга нахер послать и честно говорите о проблемах
ps сам работал в агентствах 4 года и еще 3 года инхауз.
У агентства есть плюс в том что можно аккумулировать опыт сразу с нескольких рекламодателей из одной вертикали. Но наверное это скорее касается только небольших команд.
Статья один из хороших примеров коллаба нативного маркетинга. Респект обоим сторонам. Почерпнул полезное + узнал о продуктах банка.
Да, вечное противоречие: у инхауса мало опыта и рук не хватает, а агентство не разбирается в специфике. На самом деле не все так радикально, есть промежуточные варианты взаимодействий. Например, для клиентов, которые с нами давно, мы помогли вырастить инхаус отделы маркетинга. Нормальная абсолютно история, что инхаус больше понимает в своей нише, ну а мы больше понимаем в аналитике зачастую. Или еще в каком то сегменте. Распределяем роли и процессы, вместе с инхаусом агентство успешно может взаимодействовать, и это бывает лучше, чем просто инхаус отдел, который варится только в своей нише.
Проблема не в агентствах, а в заказчиках, которые не в силах погрузить специалистов агентства в свой продукт и его детали. Выглядит это всё как оправдания и отмазка не делать свою работу.
Читать фразу "Чтобы это объяснить, агентствам нужно читать трёхчасовую лекцию" довольно странно, плюс такие фразочки сразу отражают вашу позицию касательно будущего сотрудничества с агентством-партнером.
Комментарий недоступен
Классно, очень полезная информация
так а в чем проблема? нанимайте команду также как это делаете с сотрудниками. выкупайте весь юнит, на длительные сроки, проводите совместные воркшопы и копите экспертизу. уже многие работают в таком формате.
Инхаус хорошо себя покажет, если в команде есть тот лидер, кто сам берет и строит своё агенство внутри компании. Значит тут нашелся такой человек.
Вот это модульбанк) вот такое я впервые встречаю, это что значит, что если мне деньги сегодня пришли и я их сегодня на аренду кинул то мне не менее 1500р комиссии будет(а может не будет, право банка:)?
Комиссия за операции с
использованием денежных
средств «интрадей» 13 (в том
числе на счета
в АО КБ «Модульбанк»)
1,5% от суммы денежных средств «интрадей», но не менее 1500 руб.
ну и пояснение мелким шрифтом
Под денежными средствами «интрадей» понимаются денежные средства, поступившие на Счёт/Счета Клиента в текущем операционном дне (дне совершения исходящей операции,
осуществляемого с использованием таких средств). Все исходящие операции исполняются в первую очередь за счёт денежных средств, не включающих в себя денежные средства
«интрадей». Исходящая операция, для совершения которой недостаточно денежных средств, не включающих в себя денежные средства «интрадей», исполняется с использованием
денежных средств, не включающих денежные средства «интрадей», и части денежных средств «интрадей», в размере, необходимом для совершения такой операции. Комиссия за
использование денежных средств «интрадей» при совершении исходящей операции рассчитывается и взимается исключительно от суммы фактически использованных для
совершения исходящего безналичного платежа денежных средств «интрадей». Взимание комиссии за безналичные платежи с использованием денежных средств «интрадей»
является правом, но не обязанностью Банка. Банк вправе списать комиссию со счёта/счетов Клиента в Банке в любой момент после исполнения распоряжения Клиента, если это не
было сделано одновременно с исполнением распоряжения Клиента, независимо от срока, прошедшего с момента исполнения распоряжения Клиента с использованием средств
«интрадей».
Комиссию интрадей списываем по тарифам (стр.7, п.2.4 официального сборника) за использование денег в день их поступления на счет. По условиям мы вправе списывать комиссию в любой момент вне зависимости от срока, прошедшего с момента отправки платежа. Строго соблюдаем условия предоставления обслуживания. Размер комиссии всегда в соответствии с тарифами, они в открытом доступе на нашем сайте.
Отправка денег на следующий день после их поступления поможет избежать комиссию.
Слава богу я не ваш клиент:) а то терять минимум 1500 на этих операциях не хотелось бы.
Есть опыт создания инхаус и отдельного агентства. Я бы миксовал.
Читаю выдержку про бутиковые агентства и немного в недоумении. Либо тут дело было в бюджетах, что не выделяли команду, либо в агентстве... Договоритесь с агентством выделить команду только под ваш проект, да, это может быть дороже, однако это будет суперпогруженная команда в клиента со всеми тонкостями и замена специалистов (если он не в 1 лице обслуживает) не должна сказываться примерно никак.
У нас такой опыт есть, хоть и не в банковской сфере, но он скорее позитивный (судя по ОС от клиента).
Интересная статья, спасибо!
По нашему опыту только инхаус лучше подходит под выборочные каналы: такие, где важно быстро реагировать в течение нескольких часов и полноценно, ежедневно погружаться в продукт.
Например, канал SEO, как мы видим в нашем финансовом рейтинге https://www.ashmanov.com/rating/bankovskie-uslugi/, дает хороший результат при совмещении экспертизы инхаус&агентства. Большинство из Топ-30 сайтов из нашего рейтинга практически все работают по такой модели.
Крупные банки нанимают экспертизу агентства не потому, что у них нет возможности иначе выстроить процессы, а просто потому, что так эффективнее, что и доказывает поиск.
Большое спасибо за вашу статью. Теперь для меня понятно, откуда у модуль-банка вообще есть клиенты. При таком слабом уровне надежности и не очень то конкурентных условиях РКО
Здравствуйте!
Расскажите, почему сложилось такое мнение об уровне надежности?
Сейчас мы предлагаем достаточно классные условия по рынку)
Например, обратите внимание на по-настоящему бесплатный тариф Стартовый (никаких условий по оборотам и срокам деятельности) или на "Зеленый лимит", который коллеги упоминают в статье: прибыль можно выводить на личные счета без заградтарифов по очень приятным условиям 🙂
Добрый день! Это мое личное мнение...
надежность - мутная история с учредителями, да и у наших клиентов блокировали Р/С после поступления денег от валдберис
тарифы (я посмотрел сайт вашего банка) ничем не отличаются от других . Та же тяжкая история со стоимостью эквайринга "от 1.25%" "оставьте заявку"...
115 работает для всех одинаково)
Если кэш не успевает полежать пару дней, а банк получить комиссию за пару дней овернайта, то банк заработает свою комиссию при блокировке по 115 фз и выводу средств
а зачем заманивать новых лохов в эту паутину? Или у них одни заманивают, другие стригут..
В какую паутину? Бизнес? Просто один раз надо поговорить с толковым бухом или консультантом, который расскажет, как над правильно работать с банками, чтобы не попасть на 115 фз. Либо просто погуглить инфу в интернете, ее много и там есть верные советы.
Точка/модуль обычно самые лояльные к 115 фз
Инхаус точно? Рассылки, кажется, приходят не от вас, а от сервиса 🤔
Ищу кто поможет наладить рекламу банков ( не в РФ ) с помощью колл центра. Дали колл центр, надо загрузить его полезной работой.
Типичные представители "мы не такие как все" и "вы не понимаете, это другое" встречающееся практически повсеместно.
Вот-вот. Именно поэтому, в отличие от других банков, которые работают с агентствами и/или платят арбитражникам, Модульбанк практически не видно в интернете (а если ещё отзывы почитать, то можно больше узнать о работе банка и почему реклама может не работать). Они же САМИ с усами. Да, невозможно сразу замерить, как влияет имиджевая реклама на заявки. Но любое нормальное рекламное агентство с опытом может настроить рекламу так, чтобы можно было в режиме реального времени отслеживать, откуда, с какого источника идут текущие лиды/звонки. Под любую услугу можно собрать ключевые запросы что в Яндексе, что в myTarget, настроить ретаргетинг, выбрать определенные интересы.
Не предлагает этот банк какие-то уникальные услуги, под которые нельзя было бы найти ЦА в сети. Тем более когда у агентства в параллели много клиентов, агентство видит тенденцию (месяц/неделю когда площадка начинает хуже работать, когда объем трафика снижается, когда резко вырастают ставки, когда нужно стратегии поменять, какие форматы больше приносят лиды для разных сфер).
А когда клиент сидит сам в своём рекламном кабинете (как в подвале), он не понимает: это у него такая задница с трафиком случилась, или в целом у всех, это техническая проблема или это конкуренция выросла и надо что-то менять?
А почему у вас рейтинг рунета в телеграмме? Как то не удобно.
Добрый день! Рейтинг у нас здесь: https://ratingruneta.ru/
А телеграм — это наш новостной канал, мы там полезную информацию выкладываем.
" в заказчиках, которые не в силах погрузить специалистов агентства в свой продукт"
А зачем это делать? Это пустая трата времени и ресурсов.
Комментарий недоступен