Как выступать не впустую: захватываем и приземляем аудиторию
Публичные выступления давно стали рутиной. Конференции, деловые встречи, собрания. Но важно помнить, что мы выступаем не просто так для галочки, а для того, чтобы представиться людям, рассказать им о себе, своих идеях, проектах и опыте. Поэтому важно не просто выйти и отчитаться о задумках или проделанной работе, но и сделать так, чтобы вас слушали, а потом не забыли сразу, а пошли за вами и с вами.
Меня зовут Арсений Ашомко, и мы с Никитой Белоголовцевым уже пять лет готовим спикеров и ведём курсы по презентациям и много-много выступаем сами. В этом тексте я расскажу о том, как продвигаться через выступления так, чтобы аудитория оставалась с вами на связи.
Как не надо
Самый очевидный приём, который любят крупные компании (и те, кто хочет на них походить) — логотип в углу каждого слайда. На на самом деле, он только вредит. Люди вряд ли резко забудут в процессе выступления, кто вы и откуда.
Логотип только мешает и занимает драгоценное пространство на слайдах. А ещё перегружает их и добавляет корпоративной кондовости. Если вам важно интегрировать компанию в свою презентацию, рассказывайте о ней, о её продуктах, приводите примеры из вашей работы, в которых будут фигурировать подробности и бренды. Так гораздо живее и естественнее, по-человечески. А люди любят людей.
Это не значит, что логотипа своего проекта нужно стыдиться и прятать его. Просто для него есть отдельное место в презентации.
Занавес — тоже часть выступления
Обычно на первом слайде располагается тема выступления — то о чём мы будем рассказывать. Но открывает ваше выступление не он. Это делает «занавес» или самый-самый первый слайд. Тот, под который вас объявляет ведущий и вы выходите на сцену. Вот тут-то и можно расположить ваше фото, имя, регалии, логотип и другую информацию о себе.
Не менее важен и финальный «занавес» — слайд, который идёт после всего доклада. Именно он остаётся позади вас, пока вы отвечаете на вопросы и прощаетесь с аудиторией. И зачастую находится он там куда дольше, чем все остальные.
Его важно использовать, чтобы превратить временную аудиторию в постоянную: оставьте там ссылки на свои соцсети, онлайн-визитку или используйте QR-код.
Если уж продолжать аналогии с театром, то в длинном выступлении не лишним будет и «антракт» — внезапный или ожидаемый слайд с контактами или QR-ом в середине повествования, между разными смысловыми блоками. Зачем? Чтобы банально дать слушателям возможность достать телефон. Люди чувствуют себя неловко, когда копаются в смартфоне во время речи спикера, а просьба что-то сфотографировать даёт им легальную возможность по пути посмотреть пару фоток в ленте. Увидите, такой приём действительно работает.
Куда вести людей
Вроде простой вопрос, а нет! Редко, когда у нас есть одна какая-то соцсеть, где всё-всё-всё. Нет, сюда пишите по работе, тут мои личные фотки, здесь портфолио, там форма брифа, а это вообще мессенджер, где я быстро отвечаю. Можно, конечно, оставить на слайде целый ряд таких ссылок, но количество вариантов действия просто собьёт людей с толку.
И ладно мне хорошо: я везде либо под ником @karakulya, либо под фамилией @ashomko. Мне в этом смысле повезло — вовремя забил не самые востребованные адреса. Никита @belogolovcev — тоже норм. Но вот нашему консильери Ивану Козлову можно только посочувствовать, сотни его полных тёзок уже давно подсуетились… либо меняй имя и будь @ekozlov, либо сочиняй все эти разные комбинации с подчёркиваниями, точками и цифрами. Чтобы все запутались гарантированно.
Хорошо работают для приземления аудитории онлайн-визитки. Их можно оформить под себя и разместить там сразу всё нужное: контакты, ссылки, дополнительные материалы. Мы с проектом «Сторишеринг» недавно доросли до такой, когда поняли, что у нас слишком много разных предложений для разной аудитории, чтобы всякий раз выкатывать список из пяти-шести ссылок.
Ребята из сервиса «Барт» пришли к нам за рекламой, и в итоге мы сами стали клиентами: всё удобно, просто, красиво, адаптивно. Это конструктор, который позволяет собрать мини-лендинг — с кнопками соцсетей, материалами самопрезентации и даже с продающей витриной, если у вас есть инфопродукт, как у нас. Что самое приятное — всё можно настроить и добавить бесплатно.
Ребята прорабатывали с юристами вопрос, можно ли на онлайн-визитке ставить инста-ссылку, если не использовать запрещённый логотип. Решили, что да. Хотя, я всё равно остерегаюсь.
Почему люди пойдут
Если вы очень понравились, то многие подпишутся на вас уже поэтому. Но лучше, конечно, создать аудитории дополнительную мотивацию.
Самое простое — пообещать дополнительные материалы и ответы на вопросы.
Никита Белоголовцев несколько лет назад придумал крутую фишку:
- Создаёшь специальный телеграм-канал под своё выступление. Называешь его именем себя, ивента, датой или всем вместе
- Делаешь каналу уникальный адрес — чтобы люди в зале могли легко вбить его ручками и подписаться прямо во время выступления
- Выкладываешь туда после выступления полезные материалы на тему (или прямо во время выступления, например, делаешь интерактив с опросами)
Но помимо контента можно придумать и другую мотивацию подписываться и «дружить» с вами.
Не всем такое подойдёт, но когда я работал ВКонтакте, нам вместе с зарплатой начисляли внутреннюю валюту соцсети — голоса (не вместо, а вместе). Поэтому в конце выступлений, я, директор по развитию медиапродуктов, часто обещал раздать первому, последнему и каждому десятому подписчику стикеры (которые покупал как раз на голоса). Особенно работало со студентами, но не только! Геймификация и азарт — страшные силы.
А что дальше?
А дальше главное не потерять доверие тех, кто пошёл за вами после выступления. Повторю тезис из начала статьи: мы выступаем, чтобы найти для себя новую аудиторию и обратить знакомых в последователей. Поэтому важно, чтобы вам было, что им предложить не только на сцене, но и там, куда вы их ведёте.
Например, мы можем предложить людям курс «Слайды и гайды» по созданию презентаций, корпоративное обучение или упаковку и подготовку к мероприятиям. Всё тут, на нашем «Барте». А тех, кому интересно больше знать о выступлениях и слайдах ведём прямо в наш телеграм-канал «Сторишеринг». Вас вот тоже зовём подписаться.
Какой классный Барт! Хочу себе тоже сделать, красивее чем всякие линктри
Забирай!)))
Не статья, а пушка ❤️🔥
крутые советы, спасибо
Отличная методичка. Забираем к себе😉
про логотип реально так
Когда-нибудь это поймут все))
Кроме директоров предприятий с орденами вместо лого
Ответственно заявляю, что с распространенной фамилией завести даже почту – ад. У меня были и ivan.kozlov9, и ivannomer25 (когда психанул и просто цифр не хватило), и даже ужасная но поныне рабочая jobandstudy.kozlov ещё с универа. Пока самое приемлимое: evankozlov. Только не юзайте пожалуйста, это был верх моего креатива
Спасибо, Полезная статья! Особенно новичку в этом вопросе.
А как много времени ты уделяешь рассказу о продукте? Вот ты выступаешь на конфе, показываешь слайд со своим продуктом и промокодом на него. Насколько подробно ты про него рассказываешь?
Тут работает правило (да по сути ощущение) уместности. В зависимости от контекста темы и момента повествования. Показываю столько, чтобы выглядело достаточно естественно и разумно.