{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Wildberries штурмуют, OZON критикуют за акции, Яндекс Маркет терпит убытки, а в стране кризис — так стоит ли заходить?

В последнее время появляется много горячих новостей, способных отпугнуть начинающих селлеров от выхода на маркетплейсы. Мы в академии маркетинга MAED решили собрать экспертов и осветить насущное: стоит ли заходить на маркетплейсы в 2023 году, на какие товары сейчас спрос, сколько времени осталось до прихода крупных ритейлеров на популярные площадки и какое влияние оказал на платформы кризис.

Почем нам кризис: как изменился рынок маркетплейсов в кризис 22-23 годов

Последние события сильно ударили по оффлайн-бизнесу, и многим предпринимателям пришлось нелегко. А вот представители онлайн-бизнеса, как и во времена пандемии, адаптировались довольно быстро.

В связи с этим появилось еще больше желающих перейти в онлайн или получить дополнительный источник дохода, отчего количество селлеров на маркетплейсах увеличивается. По данным Tinkoff Data, в четвертом квартале 2022 года число селлеров выросло в 1,5 раза. Да и количество онлайн-покупателей кратно увеличилось (на 43%).

Если бы на маркетплейсах было много премиальных брендов, то тут мы увидели бы просадку, но в текущей ситуации, когда средний чек на маркетплейсах 2 000 руб, мы не видим существенного падения, несмотря на кризис

Дмитрий Ермолаев, основатель Moneyplace

Растет как аудитория маркетплейсов, так и их финансовые показатели. По прогнозам оборот Wildberries в 2023 году достигнет 3 трлн рублей, что почти в 2 раза больше, по сравнению с прошлым годом. Оборот OZON также летит вверх, ожидается, что он увеличится на 60% и преодолеет отметку в 1 трлн рублей. К слову, последний из названных маркетплейсов, чтобы разгрузить логистику в связи с ростом, и вовсе объявил о начале сотрудничества с Почтой России.

Проблем минимум, а вот возможностей — масса

«Эмоциональный порыв» (или наплыв) покупателей способствует тому, что появляются новые ниши. Вовремя сориентировавшись в нестандартной ситуации, можно хорошо заработать. Но, как правило, в краткосрочной перспективе.

Например, в марте 22 года в тренд попали палатки и наборы для выживания. Все эти товары показывали рост до 10 000% за несколько месяцев! Кто успел поймать тренд, тот и озолотился.

Плюс ко всему с уходом крупных зарубежных компаний многим российским производителям удалось занять ниши, которые годами были монополизированы.

Освободившиеся ниши на маркетплейсах сразу заняли отечетсвенные продавцы. Постепенно роль маркетплейсов в жизни потребителя увеличивается. А это дает селлерам главную возможность — расти на платформах еще больше

Полина Смирнова, эксперт по работе на маркетплейсах в Модульбанк

С уходом зарубежных компаний также появилась возможность осуществлять параллельный импорт, что позволило продавцам реализовывать брендовые товары. Увеличилась востребованность товаров из стран ближнего зарубежья — Киргизии и Узбекистана, к тому же выросла роль товаров из Турции и Китая.

58% покупателей готовы пробовать новое — такие вдохновляющие цифры появились недавно в исследовании от NielsenIQ. Люди готовы покупать на площадках те товары, которые ранее бы и не подумали даже искать на сайте. А спрос рождает и предложение.

Пугает тот факт, что у губозакаточной машинки уже 14 оценок…

Кроме экзотики активно растет спрос на крупногабаритные товары — бытовую технику, мебель, строительные материалы. А карточки товаров из классических ниш вроде бытовой химии, одежды и косметических средств продолжают продвигаться в ТОП поиска, получая органический трафик и новые положительные отзывы. А ведь еще год-два назад об этих брендах даже не слышали.

Быть или не быть: так выходить или не выходить на маркетплейсы в 2023?

Выходить стоит, потому что на текущий момент рынок продолжает расти, появилась масса новых ниш. Например, товары для малого бизнеса — от перчаток и пакетов для стерилизации салона красоты до пятилитровых канистр лампадного масла.

Еще один важный момент: конкуренция на маркетплейсах все еще держится в рамках разумного. Сейчас селлер конкурирует с селлером, но в ближайшие 3-4 года мы увидим огромное количество оптовиков и крупных ритейлеров, вот тогда конкуренция будет серьезная.

Крупные ритейлеры закупают товар огромными партиями и могут обеспечить минимальные цены — ниже, чем рядовые перекупщики. А ведь со временем крупные селлеры и ритейлеры будут развиваться и использовать все больше методов продвижения вроде самовыкупа, грамотной упаковки, seo-продвижения. А пока что многие из них даже таких терминов не знают.

Начинать свой бизнес на маркетплейсах рекомендуется с эффективной и грамотной аналитики — стоит проанализировать маркетплейсы, ниши и товары, чтобы максимально снизить риски. В этом могут помочь инструменты от Модульбанка или Moneyplace.

Также важно посчитать возможность заработка на выбранных товарах. Причем стоит заложить хороший % на маркетинг, чтобы суметь отстроиться от конкурентов. И если в этом случае выбор кажется рентабельным — можно заходить

Наталья Чертова, руководитель направления маркетплейсов в RDV Маркет

25 сервисов, которые помогут оптимизировать продажи на маркетплейсах

Внутренние инструменты маркетплейсов полезны на старте продаж. Но со временем их функциональности становится недостаточно. Помогут внешние сервисы. О них и поговорим.

Легче на маркетплейсы выходят владельцы offline-магазинов. Товар есть и он продается — значит самое время масштабироваться. Маркетплейс в этих случаях становится еще одним каналом сбыта. А разобраться с тем, как правильно пользоваться инструментами аналитики и механиками продвижения, а также как выстроить четкие бизнес-процессы и создавать карточки товаров, которые попадают в топ выдачи, поможет курс «‎Бизнес-старт на маркетплейсах». Плюс в том, что разработать долгосрочную маркетинговую стратегию для своего магазина на OZON, Wildberries или Яндекс Маркет и поставить продажи на поток можно прямо во время обучения. Преподаватели — опытные селлеры помогут на всех этапах.

В случае чего, маркетплейс поможет, или нет…

Настало время поговорить о поддержке. Вот вы селлер, вышли на маркетплейс, в теории ничего не понимаете и не знаете. Будут ли льготы, помощь от самих площадок? Если ответить коротко, то «Да».

Лидер рынка Wildberries в этом смысле не балует селлеров, поддержки от него минимум. Но зато другие игроки рынка активно борются за селлера за счет «программ помощи».

Например, представители Ozon часто выступают на конференциях, организовывают мероприятия для селлеров, у платформы качественная техподдержка. Также маркетплейс развивает отдельное направление по кредитованию продавцов на выгодных условиях, конкурирующих с банковскими.

Kazanexpress на ежемесячной основе проводит обучающие мероприятия для селлеров. А Алиэкспресс долгое время не брал комиссию в течение первого полугодия работы на площадке (либо на первые 100 заказов).

Вкратце о трендах

Из основных тенденций: Ozon обещает в этом году развивать направление одежды, чтобы составить достойную конкуренцию Wildberries. Поэтому можно предположить, что уже скоро селлеры, занимающееся одеждой, смогут увеличить свои продажи.

Вместе с тем на Ozon и Wildberries наблюдается рост спроса на товары для дома и товары для животных. А на Яндекс Маркете по-прежнему популярна техника.

В ближайшие 3-5 лет активное влияние на маркетплейсы будут оказывать крупные игроки и ритейлеры, получая новый канал сбыта. Настанет время аналитики — ей будут пользоваться чаще, чтобы выжить в борьбе за место под солнцем.

Рекомендации от экспертов: как развиваться на маркетплейсах

Главный совет — следить за новостями и быть готовыми адаптироваться. Хотя в события из самих новостей лучше все же не попадать.

Главная рекомендация: уметь считать деньги. Сейчас достаточно данных для понимания ёмкости ниши, конкуренции и размера вложений в продвижение. Это хорошая история для примерной оценки своих сил и расчета юнит-экономики уже на этапе запуска идеи

Турчина Ольга, директор по развитию SellerExpert и CityNature

Внутренняя мотивация и высшая цель тоже лишними не будут. Представим, что вы, например, продали в месяц 1000 товаров, а рейтинг оценки покупателей у вас выше 4,5. Получается, что 1000 людям вы принесли пользу — плюсик к карме обеспечен.

Также не стоит идти в перегретые ниши, там развит демпинг и сложно попасть в ТОП. Выбирайте ниши, в которых все еще не так развита конкуренция, нет демпинга, а возможностей при этом достаточно. Да и товар рекомендуем брать такой, в котором вы разбираетесь.

Следующая рекомендация: диверсифицируйте торговлю. Если вы представлены на одном маркетплейсе, то смелее выходите на другие. Так вы привлечете дополнительную аудиторию, к тому же на 2-3 маркетплейсах будете чувствовать себя стабильнее

В 2023 самое время осваивать работу с рекламой. Если взять тот же Wildberries, то мы знаем, что 1-ю страницу площадка хочет сделать на 100% рекламной выдачей. Таким образом, селлеры без рекламного продвижения не смогут попасть на первую страницу, а, значит, и зарабатывать будут значительно меньше.

Маркетплейсы понимают, что огромную выручку можно получить даже не благодаря селлерам, а благодаря рекламодателям. В этом случае не нужно заниматься ни отгрузками, ни поставками, ни контролем. Время «органики» на маркетплейсах проходит, и важно начать осваивать рекламные инструменты, благодаря которым получится масштабироваться

Дмитрий Ермолаев, основатель Moneyplace

По основам, пожалуй, все. А если хотите глубже погрузиться в работу на маркетплейсах, то добро пожаловать на курс «Менеджер по маркетплейсам для новичков». На нем вы научитесь проводить комплексную аналитику, рассчитывать цены, управлять данными, запускать рекламные кампании, разберетесь в логистике, документообороте и работе со складами, и поймете, как выводить карточки товаров в ТОП.

А какие у вас мысли по поводу рынка маркетплейсов в 2023 году? Делитесь в комментариях.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Винсент Вега

О нет, озон + почта Рф = epic fail... Они сейчас по отдельности из Спб до Мск дольше недели доставляют, а вместе сроки сплюсуются как минимум

Ответить
Развернуть ветку
MaEd
Автор

С другой стороны это возможность расширить географию доставки и получать заказы там, где нет пунктов выдачи Озон

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Ну для рядового селлера, затраты на отмены из-за долгой доставки, потери и т.д. думаю перекроют тот небольшой плюс от добавления какой нить деревни на 100-200 человек, в которой скорее всего и денег нет для того чтобы что-то купить ((

Ответить
Развернуть ветку
MaEd
Автор

Это грустный сценарий. Но по задумке должен быть и позитивный ))
Дождемся официальных данных по результатам сотрудничества.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Кузнецова

Ну не знаю)) У меня подруга в пригороде живет. Только так забирает заказы с почты. Не в восторге от сотрудников и режима работы, конечно)) Но для "счастливой матери двух ангелочков" - это хорошая возможность закупаться, когда нет ПВЗ.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Ну для пригорода где нагрузка два человека в месяц может и варик (без очередей). Проблема в том, что это пойдёт не только по пригородам но и по городам. Я у себя на почте меньше часа никогда не стоял. У меня это примерно так, при этом работает 2 окна из 8.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фадеев

Нормально, по дороге на работу взял талончик, к вечеру вернулся как раз очередь подошла... Ну или хотя бы просто домой покушать успеешь сходить, все лучше чем час на почте торчать.

Еще есть возможность записи на конкретное время в приложении Почты.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Пробовал, чёт с записью не срослось, там в общую очередь отправляют, даже фидбэк по этому поводу в приложении писал. На него естесно положили железо-бетонный болт.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда