Что происходит в бизнесе в 2023 году

За последние два года российский бизнес с IT-составляющей столкнулся с разными вопросами: как вернуть сотрудников с международной удаленки, где взять специалистов, когда люди уезжают, чем заменить привычные технические сервисы и приложения и как изменились потребности пользователей.

О трендах и вызовах, с которыми столкнулись компании разного масштаба, рассказывает Елизавета Кондрашова, руководитель Центра продуктовой трансформации ФРИИ.

Компании возвращают сотрудников в Россию

Основной тренд 2023 года — конец международной удаленки для крупных российских компаний. Еще с третьего квартала 2022 года крупный бизнес стал возвращать сотрудников, которые живут в других странах, на удаленную работу на территории России.

Связано это с ужесточением закона о налоговом резидентстве и в целом с трендом на технологический суверенитет. Больше всего это коснулось тех, кто работает с персональными данными и системами безопасности.

Вообще, международная удаленка стала популярна во время пандемии коронавируса, когда появилась возможность не работать из офиса, но сейчас всё это отыгрывается. Активнее других сотрудников возвращают крупные банки, технологические компании с айти-продуктами и бизнес в сфере телекома.

Бизнес пытается удержать специалистов и выводит на рынок внутренние продукты

Еще один тренд — рост количества вакансий в цифровых профессиях. Компаниям нужны продакты, проджекты, аналитики, разработчики, дата-сайентисты и другие специалисты, которые касаются цифровой части бизнеса. Стало больше вакансий уровня джуниор — 15% от всех. Это много, потому что в прошлые годы компании искали специалистов уровней мидл и сеньор, а джуниоров почти не нанимали.

Рост спроса на цифровых сотрудников связан с тем, что часть специалистов — предположительно 20% — отказались возвращаться с международной удаленки в Россию и бизнесу нужны люди.

В связи с этим у эйчаров появились дополнительные задачи — всё же постараться вернуть людей и удержать их в компании или найти замену.

Также эйчарам нужно заново организовать работу в цифровой среде. С уходом из России облачной айти-системы для эйчаров SAP Success Factors компаниям пришлось искать альтернативу. Так, девелоперская компания «Самолет» за пять недель разработала свою эйчар-платформу для оцифровки процесса найма, грейдирования, обучения и управления жизненным циклом сотрудников.

Эту платформу Самолет начал предлагать другим компаниям, что соответствует еще одному тренду: бизнес стал присматриваться к своим внутренним разработкам, выводить их на внешний рынок и пытаться монетизировать.

Но системной работы по монетизации продуктов со стороны бизнеса пока нет: компании скорее проводят ревизию продуктовых портфелей, закидывают какие-то разработки на рынок и смотрят на реакцию.

О том, как вывести на внешний рынок внутренний продукт читайте в отдельной статье

Компании стали больше исследовать рынок и потребителей

Если говорить в целом о трендах на рынке, то компании стали активнее анализировать потребности клиентов, изучать рынок и покупателей. За последние полтора года пользовательское поведение изменилось: приоритеты у людей стали другими, и бизнес пытается в них разобраться.

Для этого компании исследуют потребителей, их боли и то, почему они будут покупать тот или иной продукт, — вне зависимости от зрелости рынка. Это важно, потому что, с одной стороны, границы рынка остались теми же, а с другой — рынок полностью поменялся.

Бизнес закрывает ненужные проекты и ищет каналы привлечения клиентов

С технической стороны бизнес столкнулся с проблемами доступа ко многим сервисам и приложениям, когда с российского рынка ушли зарубежные корпорации. Но с этим в целом уже удалось разобраться и перекрыть эту часть рынка своими разработками. Но не во всём.

Так, b2c-рынок лишился инструментов аналитики и рекламных площадок. Из-за этого стоимость привлечения лидов остается высокой, и юнит-экономика бизнеса не сходится.

Компании работают в условиях, когда не видят, что будет дальше следующего квартала, а общая тенденция такая: денег нет, но результат нужен.

Еще один тренд 2023 года — закрывать продукты, которые плохо или медленно окупаются. Раньше компании держали их до последнего, но сейчас стали отказываться, а команды, которые работали над этими продуктами, — переводить на более успешные направления. Произошло перераспределение сильных специалистов на сильные продукты.

Что происходит в бизнесе в 2023 году

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Продактхаки. Здесь мы анонсируем полезные мероприятия и материалы для владельцев продуктов, CPO и тех, кто лидирует продуктовую трансформацию, внедряет продуктовый подход в корпорации. Делимся инсайтами и исследованиями о внедрении продуктового подхода в корпорациях.

1 комментарий

"Связано это с ужесточением закона о налоговом резидентстве." Как вы деликатно назвали шантаж от государства. Нет допускаю что перегибы на местах. Кто-то кого-то не так понял, не так сказал.

Но и намекали, и прямо говорили, и на тендерах заворачивали. есть резерванты? Да. Ну надо что то делать, думайте.

Да и запросы от хантеров на аустафф сейчас уже почти все идут с пометкой - локация РФ.

1
Ответить