Выгорание, пермакризис и другие постоянные спутники бизнеса в 2023: глубинное исследование от «Земли Стратега»

Мы проанализировали экспертные мнения и выявили основные тенденции, которые влияют на лидеров и компании в 2023 году. Представляем часть большого аналитического исследования, полную версию которого опубликуем в ближайшее время.

1. Перманентный кризис. Символ этого года — непрекращающийся шторм, постоянное ожидание новых беспрецедентных событий и вызовов. Поэтому организациям предстоит пересмотреть антикризисный менеджмент, придерживаясь принципа «справились с одним кризисом и дальше готовимся к следующему». Отсюда появляются новые требования к лидерам: они должны уметь готовить себя и команду к постоянному напряжению. Таким образом, выигрывают только те компании и руководители, которые перестают воспринимать происходящие события как нечто удивительное, вопиющее или как наказание, а переключаются на то, что это новые правила игры, новая реальность.

2. Антиглобализация и закрытие границ. Влияние антиглобализации на отечественные компании по-настоящему велико. Закрытие воздушных границ в 37 государствах для самолетов российских авиакомпаний привело к тому, что разрушаются цепочки поставок и рынков сбыта. Одновременно это способствует развитию локального производства и выстраивания локальных экосистем. Вместо фокуса на издержках и скорости поставок на первый план выходит надежность партнеров.

3. Сверхволатильность кадров. Один из фокусов в условиях, когда внезапно вымываются сильные игроки и ключевые менеджеры — перестройка управленческих структур. Мы провели мета-анализ 50 стратсессий и увидели, что частота упоминаний жесточайшего кадрового голода на всех уровнях крайне высокая. Внимание направлено на удержание игроков, которые релоцировались, на бронирование от мобилизации. Отдельный тренд, который сейчас наблюдается — это кризис смыслов сотрудников. Появился так называемый феномен «тихого увольнения» (quiet quitting). Это ситуация, когда сотрудники не увольняются, но работают без вовлеченности, выполняя только то, что обязаны и всегда уходя с работы вовремя. Ключевое значение в рамках этого имеет способность управления командой, члены которой обладают разными ценностями.

4. Выгорание и тревожное выгорание («worry burnout») . Половина сотрудников российских компаний испытали эмоциональное выгорание во втором квартале 2022 года. Об этом говорится в результатах совместного исследования платформы онлайн-рекрутинга Hh и health tech компании AIBY. Это приводит к тому, что уровень выгорания ключевых сотрудников беспрецедентный, что представляет собой большой риск для бизнеса. Именно поэтому сейчас важно в работе с командой делать акцент на важность заботы о себе по принципу: «Сперва маску на себя и внимание себе, а затем на другого». Тревожность и выгорание влияют на вымывание ключевых сотрудников. Таким образом, актуальный вопрос, который стоит перед руководителями в 2023 году — как защитить ключевые кадры от выгорания и удержать ключевых сотрудников.

5. Договороспособность и время сообществ. Это естественный ответ, направленный на восстановление разрушенных цепочек поставок. Индекс доверия в экономике падает, но при этом есть конкретный тренд на партнерства. Роль сообществ также сильно повысилась – они помогают обсудить реальность с коллегами, проконсультироваться, почувствовать «эффект стаи». Это общемировой тренд, усиливающийся в России. Возросшая роль сообществ привела к тому, что открытость к общению возросла. «Люди, которые были недоступны, стали отзываться на предложения».

Исследование «Земли Стратега» основано на аналитических материалах из внешних источников и экспертного мнения 50 опытных бизнес-практиков, первых лиц и топ-менеджеров крупного, среднего и малого бизнеса отечественных компаний из следующих отраслей: IT, финансы, логистика и транспортные услуги, строительство, производство, HoReCa, образование, консалтинг, недвижимость, инвестиции, дистрибуция, технологии, фармацевтика, медицина, beauty, торговля промышленным оборудованием, банки, энергетика. Полная версия будет доступна в ближайшее время.

31
2 комментария

Спасибо за статью! Было бы круто, еще понять как с этими кризисами справляться и решать обозначенные вами проблемы) В особенности по пункту третьему.

Ответить

Касаемо пункта третьего, считаю, что его в один раз как «текущая проблема» не решить. Но чтобы я посоветовала, сейчас люди чувствительные, напряженные и молчаливые, важен тут последний пункт, поэтому считаю важным Услышать сейчас сотрудников, внедрять пульс опросы, проводить их в удобной системе, грамотно из них составлять аналитику по состоянию сотрудников, если есть необходимость внедрять на постоянной основе их, можно даже при помощи сервисов. Пробовать разные шаблоны из опросов, у потока опросы кстати, готовых много на эту тему и постепенно решать текущие проблемы и затруднения у людей. К тому же, на мой взгляд, важно помнить о том, что чтобы удержать кадры надо поддерживать и развивать сотрудника на всем его пути, от самого начала и до конца. В общем, как сказала выше, за раз проблему не решите, но держать ситуацию под контролем сможете)

Ответить