Подготовительная работа: оцениваем свои силы перед покупкой франшизы

Если вы собрались стать франчайзи, окончательное решение принимать будете именно вы. Скорее всего, перед сделкой вам в голову придут вопросы, на которые придется находить ответы. Подойдите ответственно к этому самоанкетированию: от его результатов может зависеть ваша карьера. Итак, поехали.

Готовы ли вы к овладению новыми навыками? Хотите ли вы этого?

Франчайзи-новичок должен ежедневно усваивать новые знания и в то же время быть наставником для своего персонала. Нужно обучать сотрудников методам ведения бизнеса, мотивировать их на покорение новых вершин и проверять, насколько хорошо они обслуживают клиентов.

Конечно, франчайзер должен предоставить вам весь необходимый инструментарий для натаскивания персонала и безопасности вашего бизнеса. Он обеспечит вас руководством по управлению франшизой и поддержкой консультантов на местах. Однако именно вы должны претворять перед клиентами обещания франчайзингового бренда в реальность.

Многие франчайзеры придают большое значение обучающим тренингам. Собственник даже может включить в договор следующее положение: если франчайзи провалится на начальном периоде обучения, он будет дисквалифицирован. Иногда франчайзер требует, чтобы весь руководящий состав франшизного подразделения был направлен на обучающие курсы.

Вы привыкли приказывать или подчиняться?

Если вам не нравится идея отчитываться о своих тратах на ежедневной или ежемесячной основе, получать указания о том, какую рекламу применять и какими методами бизнеса руководствоваться, франчайзинг определенно не для вас. Представьте, каково вам будет следовать установленным правилам изо дня в день, из года в год.

Франчайзер рассчитывает на то, что вы откажетесь от собственных взглядов на ведение бизнеса. В рамках бренда вы должны будете следовать правилам системы. Если у вас есть своя бизнес-концепция, от которой вы не собираетесь отступать, хорошо подумайте, прежде чем приобретать франшизу.

Шатилов Олег, Франшизный консалтинг и автор блога "Понимай Франчайзинг"

Задайте себе следующие вопросы:

  • Как вы будете реагировать на указания уполномоченных консультантов франчайзера?
  • Считаете ли вы себя самостоятельным гением креатива или покорным исполнителем чужой воли?
  • Готовы ли вы признать, что франчайзер старается ради благополучия всей бизнес-системы, даже если некоторые его решения вам не по душе?
  • Готовы ли вы делиться информацией по финансам и управлению с франчайзером или его локальными представителями?
  • Ощущаете ли вы внутреннюю потребность быть эффективным исполнителем?

Каждый франчайзи начинает с инструментов, предоставленных собственником бизнеса. Но для дальнейшего успеха необходимо, чтобы владелец франшизы вкладывал в дело свои личные усилия. Опытные франчайзи знают, что клиенты ожидают одинаково хорошего сервиса от всех франшизных точек системы, поэтому иногда могут провести изменения без предварительного согласования с франчайзером. Разумеется, эти перемены не должны выбиваться из концепции бренда.

Достаточно ли вы крепки здоровьем?

Современный бизнес требует большой выдержки, как моральной, так и физической. Даже если утром вам неудержимо хочется поспать еще минут десять, вы обязаны идти на работу и обслуживать клиентов при любой погоде и в любом расположении духа. Разумеется, для этого понадобится недюжинное здоровье. Располагаете ли вы физическими возможностями, достаточными для соответствия требованиям бренда? Сможете ли вы справляться с регулярным стрессом?

Приготовьтесь к тому, что дела не обязательно будут идти по плану, особенно в первое время. Практически каждый день придется находить выход из критических ситуаций и при этом не терять над собой контроль. Точно справитесь? Если да, смело подписывайте договор на франшизу.

Как вы относитесь к людям?

Действительно ли вы любите людей? Вопрос может показаться глупым, но на самом деле он очень важен для вашего профессионального успеха. Дело в том, что франчайзинг базируется на межличностных отношениях. В качестве франчайзи вам предстоит поддерживать контакты с вашим непосредственным начальником, персоналом, клиентами и поставщиками. Вы должны относиться к людям с уважением, уметь общаться с ними и слушать их.

Каковы ваши финансовые возможности?

Наличия у вас достаточного капитала для вложения во франшизу недостаточно. Даже если вы готовы инвестировать оговоренную франчайзером сумму, вы должны иметь в запасе деньги на другие расходы. А они будут в любом случае, ведь бизнес нельзя уместить в выверенную схему.

Помните: рисковать всеми имеющимися у вас средствами по крайней мере неразумно. Вы должны оставить некоторый резерв, на который вы с семьей сможете жить, если бизнес не принесет ожидаемой прибыли в первое время.

Лучше всего обратиться к финансовому консультанту или бухгалтеру. Эти профессионалы помогут вам определить размер инвестиций, который вы можете себе позволить..

Готовы ли семья и друзья к вашему выбору?

Управление бизнесом - это больше, чем работа с полной занятостью. Нередко франшиза становится делом всей жизни франчайзи. Время, которое вы раньше проводили со своей семьей и друзьями, отныне придется посвящать делу. Если ваше близкое окружение будет негодовать по этому поводу, вы столкнетесь с дополнительным стресс-фактором. В то же время, многие известные и успешные менеджеры не “вкалывают” от звонка до звонка, а выкраивают время для досуга.

Персональный комфорт и личная жизнь имеют значение. На них нельзя “забивать” при планировании бизнеса по франшизе. Из 120 отраслей уж точно можно подобрать вариант, который будет вас устраивать на 100% в плане временной отдачи. Посоветуйтесь с членами вашей семьи и взвесьте совместно все “за” и “против” будущей франшизы. Поддержка близких людей - большое подспорье в непростом и жестком мире бизнеса.

Шатилов Олег

, Франшизный консалтинг и автор блога "Понимай Франчайзинг"
1717
16 комментариев

Как, будучи в здравом уме, можно вообще купить какую-то «ноунэйм» франжизу?! Понравилась тема, считаешь, что она качает - сделай также!

1
Ответить

Как правило покупатели делятся на две категории:
- покупают эмоцию (желание стать независимым и заниматься своим бизнесом);
- покупают бизнес модель (вообще не важно чем заниматься, главное гарантии и финмодель).
Покупателей эмоции в настоящее время намного больше именно поэтому и развелось бесчисленное количество левых франшиз, левых упаковщиков и левых продавцов (инфоциган - успех успешный).

Ответить

Законодательство отвратительно регулирует франшизный бизнес. Поэтому и развелось куча продавцов эмоций.
Франшиза это не про эмоции, а про отработанную до мелочей модель бизнеса, про гарантированный доход, полную поддержку, обучение и масштабирование.
У нас же мошенники и псевдо-франчайзеры продают вывеску и обещания.
По моим наблюдениям, процентов 98 предлагаемых на рынке франшиз - полный левандос, ноунейм, разводняк и детский сад.

Ответить

Более чем со всем согласен. франчайзинг эволюционирует, сейчас не самый интересный этап), Низкий уровень культуры одного из стратегически важных направлений развития любой компании.

1
Ответить

Сорян, но из пальца высосано.
Готова ли семья к выбору, крепки ли вы здоровьем. Вы его франчайзи в ГУЛАГ что-ли отправляете?
Как вы будете реагировать на консультации от франчайзера, который вам будет помогать за ваши деньги, м-да.

Лучше задать себе другие вопросы:
А могу я сделать такой же бизнес без франшизы?
Какое ноу-хау передаёт основатель?
А даст ли мне франшиза преимущество в поставках (цена, отсрочки и тд.)

Ответить

Ощущение, что вы не поняли ни статью, ни комменты.

Ответить

Ощущение, что вы не поняли ни статью, ни комменты. А уж ваши вопросы, ну вообще ни о чём...

Ответить