Правовой ликбез франшизных правоотношений

"Франчайзинг, помимо неоспоримых достоинств, таит в себе определенные риски. Чтобы избежать их, необходимо разбираться в правовых аспектах этой сферы деятельности. Иначе, вместо доходного бизнеса, можно приобрести серьезные проблемы."

Базовые понятия

Начнем наш ликбез с юридической трактовки терминов, лежащих в основе бизнеса по франшизе.

Франчайзинг - система отношений, которая предполагает передачу компанией, владеющей раскрученным брендом и продвинутыми технологиями (франчайзером/правообладатель), своих прав другим предпринимателям или фирмам (франчайзи/пользователь).

Сделка предполагает получение правообладающей стороной определенного вознаграждения. Эти средства необходимы для масштабирования франчайзинговой сети, вплоть до выхода ее на международный уровень.

У получателя прав (франчайзи), появляется возможность использования узнаваемой торговой марки в своей предпринимательской деятельности. Подобные взаимовыгодные отношения закрепляются договором "франшизы" (в переводе с французского - “привилегия”).

Выгоды сторон

Франчайзи гарантируется получение не только пакета прав на интеллектуальную собственность (бренд, фирменное название, инновационные технологии, изобретения, образцы уникальных продуктов), но и регулярная всесторонняя поддержка - коммерческая, консультационная, организационная.

Другими словами, начинающий предприниматель получает готовый эффективно работающий бизнес-проект, плюс опыт (производственный, маркетинговый, рекламный) и репутацию франчайзера. Ему не нужно начинать с нуля: он может стартовать, значительно сократив материальные вложения и временные затраты.

Правообладатель имеет от франчайзинга свои выгоды. Он получает не только вознаграждение за предоставление своих технологических ноу-хау, но и возможность контролировать деятельность всей франчайзинговой системы. Кроме того, созданная им компания растет (масштабируется), расширяется, осваивает новые рынки, включая международные, без лишних трат на создание дочерних предприятий.

Особенности национального законодательства

В каждой стране правовые вопросы франчайзинговых отношений решаются по-своему. Лишь в некоторых высокоразвитых государствах, например в Соединенных Штатах Америки, разработаны специальные законодательные акты, регулирующие франчайзинг, начиная с преддоговорной стадии.

В России регламентирование отношений франчайзер-франчайзи начинается лишь периода реализации договора. Так, гражданское законодательство РФ не обязывает правообладателя предоставлять кандидатам достоверные сведения о франшизе. Все “скелеты в шкафу” выявляются покупателем после осуществления сделки, когда он уже связан обязательствами и не в силах что-либо изменить. Этим правовым “капканом” иногда пользуются недобросовестные франчайзеры и брокеры-мошенники.

Стоит иметь в виду, что в российском законодательстве, вместо термина “франчайзинг”, используется выражение “коммерческая концессия”. В ст. 1027 ГК РФ дается определение договора коммерческой концессии, к которому соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Однако по сути эти юридические документы существенно отличаются. В частности, по договору коммерческой концессии покупателю франшизы гарантируется предоставление франчайзером регулярной поддержки (материально-технической, консультационной) в течение всей бизнес-деятельности. В лицензионных отношениях подобных преференций закон не предусматривает и именно поэтому лицензионный формат правоотношений считается более приемлемым для правообладателя, но не для начинающего предпринимателя (франчайзи).

Коммерческая концессия предполагает не только передачу франшизы, но и образование новых звеньев франчайзинговой сети (торговых точек, отелей, кафе), а также продолжительные бизнес-отношений между участниками сделки.

ГК РФ регулирует, с одной стороны, объемы и условия вознаграждения за покупку франшизы, с другой - пути использования брендовых знаков отличия.

Правообладателю (франчайзеру) по закону полагаются два вида вознаграждения:

  • паушальный взнос - выплачиваемый в процессе сделки гонорар, являющийся выручкой от продажи прав на интеллектуальную собственность и внедрение технологических разработок;
  • роялти - систематические выплаты, порядок и объем которых закрепляются в соглашении. Сумма подобных платежей может быть фиксированной или выраженной в процентах от прибыли или выручки франчайзи. Эту сумму нередко включают в цену реализуемого продукта/услуги;

Договор коммерческой концессии проходит обязательную процедуру государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Ответственность за ее совершение возлагается на правообладателя. Ему же законом вменяется следить за качеством продукции и уровнем сервиса, поставляемых на рынок франчайзи. Контролирующая функция позволяет правообладателю поддерживать свое коммерческое реноме.

По ст. 1034 ГК РФ, Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю (франчайзи) требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Эти положения и не только, не вызывают энтузиазма у большинства отечественных правообладателей, так как ответственность прямо предусмотрена законом и ему в большей степени есть, что терять в отличие от пользователя (франчайзи), который только начинает свою деятельность.

В результате на практике, при оформлении франчайзинговых отношений, частенько, вместо договора коммерческой концессии, заключаются иные виды соглашений (о сотрудничестве / о партнерстве / о совместной деятельности / купли-продажи и др.).

Игнорирование правообладателями договора коммерческой концессии в немалой степени способствует также ст. 1035 ГК РФ, в которой устанавливается, что пользователь (франчайзи), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.

Такой порядок лишает правообладателя возможности быстро маневрировать в условиях постоянных изменений и нестабильной финансово-экономической ситуации в стране. Пересматривать условия договора, что-то исключить, дополнять и/или изменить, к примеру повысить объем вознаграждения и тд. Это все влияет на капитализацию и монетизацию правообладателя.

Важнейшие положения договора франшизы

Договор о коммерческой концессии содержит обязательные положения, касающиеся обеих сторон, и факультативные. Стоит обратить внимание, прежде всего, на обязательные моменты:

  • использование эксклюзивных прав указанными в договоре способами;
  • неразглашение “секретов фирмы”, доступных в процессе хозяйственной деятельности;
  • точное следование стандартам бренда, требуемому уровню качества работ/услуг;
  • госрегистрация как самого договора, так и внесенных в него изменений;
  • сохранение силы договора при переходе эксклюзивных прав к новому правообладателю.

Выделим теперь ключевую информацию, которая непременно должна быть зафиксирована в договоре о коммерческой концессии независимо от того, какой бы вид ни имел этот документ:

  • права и обязанности каждой из сторон;
  • продукты или услуги, а также производственные процессы, переходящие к франчайзи;
  • порядок и сроки выплат правообладателю;
  • территориальные границы действия франшизы;
  • временные рамки договора;
  • формы реализации контролирующей функции правообладателя;
  • условия, позволяющие франчайзи продать / передать бизнес;
  • условия использования франчайзи полученного бренда;
  • условия, при которых можно возобновить или прекратить договорные обязательства;
  • возможность правообладателя на модернизацию и модерацию уже запущенного бизнеса;
  • возможность и условия досрочного расторжения договора;
  • возврат любых средств - оборотных или основных - правообладателю по окончании действия договора.

Кроме изложенных выше положений ГК РФ Глава 54. Коммерческая концессия, при оформлении франчайзинговых правоотношений, следует целиком рассмотреть ГК РФ Раздел IV. Отдельные виды обязательств касающихся надлежащего и своевременного исполнения сторонами условий договора.

Важнейшим среди международных документов, регулирующих исключительные права, является Конвенция по охране промышленной собственности. Российская Федерация относится к числу присоединившихся к ней государств. Принятый 20 марта 1883 года и претерпевший с тех пор массу поправок, этот документ продолжает оставаться надежной “охранной грамотой” для правообладателей многих стран мира.

Заключение

В Российской Федерации уже заложен законодательный фундамент для развития нового и необычайно популярного в мире бизнес-направления - франчайзинга. Отечественное законодательство регламентирует пока самые существенные стороны отношений коммерческой концессии. Поэтому на практике возникает множество вопросов.

2020
3 комментария

Подобные взаимовыгодные отношения закрепляются договором "франшизы" (в переводе с французского - “привилегия”).

Вы когда-нибудь видели такой "договор франшизы" ? Вроде бы в России Концессия у всех.

Ответить

Автор с Вам согласен, но дополнительно сообщает: "В результате на практике, при оформлении франчайзинговых отношений, частенько, вместо договора коммерческой концессии, заключаются иные виды соглашений (о сотрудничестве / о партнерстве / о совместной деятельности / купли-продажи и др.)". Предупреждает о возможных в будущем проблемах.

Ответить

Правообладателю (франчайзеру) по закону полагаются два вида вознаграждения

Почему же два, их может быть любое количество, как стороны договоряться.

Ответить