{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как кризис повлиял на маркетинг и что с этим делать

Уход рекламодателей, площадок и каналов продвижения — всё, конечно, грустно, но это новая реальность, в которой нужно жить, а ещё и работать. Тем более, мы знаем: «то, что нас не убивает — делает нас сильнее» (или убивает медленно, но мы не замечаем)

Поговорим о том, что происходит с рынком маркетинга, как нам быть, что изменилось и что теперь делать.

Рекламные каналы

Наверное, это один из тех инструментов маркетинга, который отхватил больше всего тумаков и шишек, по крайней мере, из моей практики.

Google Ads и Яндекс.Директ

Google Ads ушёл, аукционы в Директе перегреты, ставки выросли, цена за клик тоже увеличилась. Трафик в Яндексе и так рос каждый год примерно на 15%, поэтому нельзя сказать, что тут кардинально что-то изменилось. Тем не менее сейчас, когда бюджеты урезаются, такие изменения чувствуются сильнее.

В целом цены выросли на всё, а денег у людей больше не стало, поэтому, по некоторым тематикам видим снижение активности и спроса: туризм, товары роскоши, бытовая техника. Но целом не критично. Пока что.

SEO

Его хоронят уже много лет, но этот канал всё ещё отлично работает, особенно, в нынешних реалиях. Поэтому это мастхэв для тех, у кого нет денег на платный трафик.

Те, кто качал SEO — красавчики — собирают сливки. Те, кто не качал — срочно начинать. Ранее я писал о том, что влияет на позицию в поисковой выдаче, почитать можно тут =)

Соцсети

Instagram* — если не начинали, то и не стоит: рекламу не запустишь, активность в разы меньше, сейчас ещё и VPNы блочат — короче, перспектив мало. Но если уже есть и приносит доход, то продолжайте работать.

ВКонтакте — как инструмент лидогенерации, он в целом работает, не во всех тематиках, но работает. Ниши, которые тяжело продвигаются: медуслуги, недвижимость, digital-услуги. А вот образование, развлечения, красота и здоровье в ВК продвигаются хорошо.

Плюс ко всему ещё допиливают новый рекламный кабинет, поэтому подождём, посмотрим.

Telegram — соцсеть, которая больше всех выиграла от ухода Меты*. Да, тут не такие большие охваты, но зато аудитория более качественная. Рекламироваться можно как через рекламный кабинет Telegram Ads, так и напрямую через блогеров. В первом случае нужно «многа деняк» — 2 млн €. Ещё есть вариант заходить через посредников — тут уже цена ниже от 1500€. Главное правило — не наткнуться на разводил.

Что касается блогеров, то рекламироваться можно даже с нулевым бюджетом (взаимопиар или бартер). Обычно на такое соглашаются блогеры с небольшим количеством подписчиков. У крупных расценки меняются в зависимости от ниши, подписчиков и того, как чувствует сам автор.

Есть две крутые новости по ТГ:

  • Теперь в Telegram Ads можно размещать ссылки с UTM-меткой и возможность отслеживать количество кликов по всем объектам рекламирования. А значит есть возможность проанализировать как отрабатывает реклама.
  • Недавно соцсеть обогнала ВК по среднесуточному охвату и, скорее всего, тенденция будет сохраняться, если не возникнет новой волны блокировок.
Данные Mediascope

Яндекс.Карты и 2ГИС

Как работал, так и работает. В этом плане ничего не изменилось. Бюджетно, эффективно, удобно — много денег не просят, алгоритмы работают хорошо, рекламные кабинеты простые. Отлично подходит для локального бизнеса, да и для нелокального тоже подходит, например, чтобы поработать с репутацией.

Про работу с Яндекс.Картами я рассказывал здесь =)

Про TikTok, YouTube, TenChat и другие каналы сказать ничего не могу — мы с ними не работали.

Бюджеты

Экономить приходится как обычным потребителям, так и компаниям. Хотя есть и те, у кого бюджеты выросли. Но в целом тренд такой — оптимизация расходов.

Что делать? Главное — максимально точно оценивать эффективность каждого канала. Для этого нужно внедрять сквозную аналитику, которая позволит чётко понимать реальную отдачу от рекламных кампаний.

Потом выделить 1-2 действительно рабочих канала, которые приносят основные продажи — именно в них стоит сконцентрировать силы. Но это в том случае, когда стоит вопрос «выживания».

Если же с бюджетом всё более-менее ок, то тут как раньше — тестируем гипотезы, миксуем каналы, анализируем показатели, в том числе и промежуточные.

Что делать маркетологам

Совет от кэпа номер один: продолжать работать.

Совет от кэпа номер два: адаптироваться.

Да, супер банально, но это единственное, что нам остаётся: учиться работать с новыми каналами, повышать скиллы, повышать компетенцию и понимать, что как раньше уже не будет.

Из менее банального:

Удерживать старых клиентов (CRR) и повышать их жизненный цикл (LTV)

Старый друг клиент лучше новых двух. Он уже знает о вас — его не надо «греть», у него есть опыт взаимодействия. Значит, себестоимость такого клиента меньше, следовательно, меньше расходов.

Как:

  • Создавать персональные предложения: скидки, программы лояльности, промокоды, скидки ко дню рождения и персональные подборки товаров.
  • Прислушиваться к клиентам: проводить опросы удовлетворённости, собирать и мониторить отзывы.
  • Решать проблемы клиентов. Например, если клиент остался недоволен, предложите ему бонус, подарок или замените товар. Главное показать, что вам не всё равно на клиента, Возможно, в моменте это будет невыгодно, но в долгосрочной перспективе принесёт свои «дивиденды».
  • Организовать кросс-продажи: предлагать дополнительные товары или услуги. Например, если вы продаёте обувь, то предложите клиенту средства по уходу, стельки и освежитель для обуви. Или вы держите свою ветклинику — тут ошейники от блох, наполнители для туалета, игрушки и лакомства.

Следить за ЦА и выявлять изменения в поведении и предпочтениях

Соответственно, корректировать предложение и стратегию. В кризисный период поведение клиентов меняется: меньше эмоциональных покупок, переход на более бюджетные бренды, уменьшение среднего чека. Поэтому анализируйте всё и всех, чтобы вовремя реагировать на изменения. Как вариант — почаще устраивайте акции и распродажи.

Следить за конкурентами

Анализировать стратегии: удачные или неудачные, подмечать фишки, ловить инсайты.

Автоматизировать процессы

Хочется сделать акцент на ИИ, ведь ему можно делегировать рутинные задачи, которые отбирают ценные человекочасы. Например, идеи для креативов, контент-план и анализ ЦА. Подробнее можно почитать тут. Простите за большое количество отсылок, больше их не будет=))))Не забываем и про другие инструменты: чат-боты, CRM, Яндекс.Метрика, автопостинг, автоматизатор рассылок.

Вывод

Вывода в классическом понимании не будет. Добавлю, что это мой опыт и мои мысли о больном.

Го в комменты, делиться опытом и мыслями.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я делюсь экспертизой и опытом в маркетинге. Будет интересно; -)

Instagram* — запрещен в РФ.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Дуюнов

ну каналы боянистые расписали) для большого количества малого бизнеса почти ничего из этого не окупится)

1) авито. по многим витам услуг и товарке топчик) можно получать лиды кратно больше и кратно дешевле чем с яндекса
2) автообзвоны. живее всех живых. баз в интеренете куча. туже базу яндекс еды покупаете и если товары/услуги массмаркетные, то долго ее будете выжигать) главное над оффером подумате)
3) в догонку к пункту 3. партизанский маркетинг. парсим номера тех кто звонил конкурентам (кому интересно пишите, расскажу как)
4) если есть бюджеты, то емейл маркетинг никто не отменял. в догонку к пункту 2 через ватсап бизнес в целом тоже можно делать рассылки вместо обзвонов
5) не забываем про партнерский маркетинг) когда если не сейчас?! вообще можно пробовать его делать без бюджетов
6) в каждой нише есть свои тематические ресурсы. там можно регулярно публиковать контент. спасибо GPT чату и аналогом. стало кратно проще)
7) ютубчик то куда забыли? шортсы бешеные охваты дают. экспериментируем. и работаем на узнаваемость бренда. а с шортсов можно в ТГ уводить) и там уже догревать и продавать)

короче куча каналов) а в статье только баян который уже супер дорогой) есть интереснее инструменты)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ванжула
Автор

Из всего списка, ютьюб шорт только бы выделил и емайл маркетинг если есть база, на холодную базу, это спам! С авито приходят лиды, но на столько паршивые, что мы отказались от этого канала, хотят дешево, по низу рынка, заказчики не готовы так работать.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Дуюнов

ну я так понял, что скоро и шортсы буду все(( там ютуб хочет запретить размещение ссылок на внешние ресурсы. процесс перевода из шортсов в тот же ТГ канал усложнится.

про авито. а может допродать услугу по прокачке отдела продаж вашим клиентам? ну то есть странно что лиды паршивые. человек в авито в поисковике сам вводит что ему надо. а значит или описание вводит заблуждение, или менеджеры не умеют продавать из переписок)

про шарашить на холодную.... спам не спам) но главное результат) тем более, что можно же продавать не в лоб. а сделать крутой лид магнит. в тех же салонах красоты первый маникюр за 200-300р) ну сказка же) кто то даже рад будет, что с такой акцией позвонили)

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Koroleva

авито - смотря про какой товар говорить, но во всех известных мне нишах клиенты, да и я сама отмечали сильно бюджетную направленность. Клиент хочет по самой низкой цене и лучше скидку сверху) на тот же оффер на другом ресурсе клиенты приходят сразу готовые ллатить чтолько, сколько им сказали.
И в этом нет ничего удивительного - площадка изначально позиционируется как у нас бу и дешевле. Да, нормальные клиенты тоже бывают. Но на одного нормального 10 совершенно фриковских запросов. Если бы не авито, не поверила бы, что такие реально существуют)
Да, крутой лидмагнит..маникюр по 300 - только кого этот оффер приведет? тех же халявщиков. Которые весь мозг склюют за эти 300, а потом еще гневный отзвыв напишут, ибо найут, к чему придраться. Уж лучше делать качественный контент, прогревать на площадке клиентов на нормальный чек, но которые будут ценить работу мастера. Один такой постоянный клиент на высокимй чек принесет в 20-30 раз больше, чем ваши по акции. и займет на столько же часов и грамм материала меньше)
Знаю, некоторые надеются, что сейчас наберут по акции клиентов, и будут на них потом зарабатывать. Потом приходит ко мне такой и говорит: найдите мне клиентов, мне нужно по 50 клиентов в день отрабатывать, чтобы аренду и зп мастерам только закрыть.
И если он не услышит, что нужно не 50 клиентов, а 3 нормальных, он закроется, как только проест свои накопления.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Koroleva

а по аудиту выясняется: клиенты его по вс только приходят, когда у него скидка 40%, а по средам к соседу ходят, когда у него скидка 40%. А когда конкурент сделал в вс скидку 50%, то и в вс все к нему ушли.
не те это клиенты, кто за качеством пойдет. Некоторые, кто ходит за качеством скидкам в принципе не доверяют. И ищут не самый низкий чек, а что-то среднее.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ванжула
Автор

С авито можно работать.... но нужен отдельный менеджер, который будет разгребать эту кучу гов.....на ))) и искать там норм клиентов + заскриптовать его.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пономарев

Коты на фотке нервничают, а Наташа и в ус не думает, как так-то

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда