АлаичЪ о бизнесе и SEO / Александр Алаев, Moo.Team, «АлаичЪ и Ко» #vol62 / Подкаст «В ручном режиме»

Обсуждаем, как изменилась SEO-оптимизация, как запускать новые проекты при низком бюджете и каких специалистов способны заменить нейросети.

АлаичЪ о бизнесе и SEO / Александр Алаев, Moo.Team, «АлаичЪ и Ко» #vol62 / Подкаст «В ручном режиме»

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и я, Алексей Романенков, СЕО компании Rookee. Я очень давно хотел заполучить к себе в гости серийного предпринимателя и фаундера нового продукта Moo.Team, очень известного SEO-блогера Александра Алаева. Саша, привет!

Александр: Привет всем нашим слушателям! Я рад принять участие в этом подкасте! Такие движухи мне очень нравятся, поэтому постараюсь никого сегодня не разочаровать своими ответами.

Алексей: Я тебе не дам никого разочаровать. Мне кажется, что с твоим опытом все только прилипнут к записи и будут слушать, не отрываясь, а еще переслушивать по несколько раз!

Расскажи, пожалуйста, как получилось, что ты сначала был SEO-блогером, а потом стал серийным предпринимателем. Потому что я вижу ряд продуктов, которые живут, развиваются, продаются. Они востребованы рынком: FastTrust, ComparseR, CheckTrust. Плюс у тебя новый проект — Moo.Team, cистема управления проектами. И кажется, на рынке есть уже достаточное количество систем управления проектом. Зачем еще одна? Расскажи, как ты к этому пришел?

Александр: Интересный вопрос, актуальный, особенно по поводу последнего нашего проекта Moo.Team. Я об этом думал.

Алексей: Название шикарное. Давайте «замутим» проект. Класс!

Александр: Да, идея была именно такая.

Процесс придумывания названия — это один из важных и сложных этапов. Надо не просто придумать название, которое тебе понравится, ведь еще надо выбрать домен. Интернету уже много лет, и классные домены все заняты. Приходится включать фантазию.

Когда я придумываю названия, я сразу же каждому названию прописываю домен. И когда ты потом проверяешь эти домены, понимаешь, что одно название за другим у тебя просто отлетает, уже есть такие же названия, даже для продуктов из такой же области. И когда ты находишь свободный домен, понимаешь, что счастье случилось.

Как ни странно, если говорить про Moo.Team, это домен, который мне нравился из-за того, что он короткий и красивый. При этом, Мутим.ру был занят. Более того, кто-то уже больше десяти лет назад придумал социальную сеть для знакомств, которая называлась Мутим.ру. Этот домен был на аукционе, и я его купил за 50 тысяч рублей, так что он тоже мой. Но в интернете до сих пор еще остались упоминания о том, что запустили новую соцсеть. Естественно, она после запуска через год или два умерла, и о ней ничего не известно. Так что кто-то это название до меня уже придумал, я был не первый.

У нас полгода назад был подкаст с юристом из Reg.ru. Мы рассказывали о том, как не ошибиться и правильно оформить домен.

Что касается этого проекта и других, у нас есть и некоммерческие проекты, например, мы выпустили плагин для Chrome Alaev SEO Tools. У него уже больше 15 тысяч пользователей.

Алексей: Круто!

Александр: Это не продукт. Продукт, в моем понимании, это что-то, что продается, а это проект, который распространяется бесплатно. На мой взгляд, такие проекты обязаны быть.

Алексей: Это очень здорово. Ты даешь рынку бесплатный инструмент, ты делишься частью своей экспертизы, пусть ты это делаешь даже бесплатно. Но это же дает тебе трафик, потенциальных клиентов, потенциальные лиды. Может быть, и не сразу, но все-таки все слышат про Алаича. Это набор бесплатных инструментов, но через него люди идут к тебе за экспертизой. Это же все равно конвертит и отбивается.

Александр: Всё верно, измерить в цифрах это невозможно, но это наверняка конвертит, это узнаваемость, и

хочется добро в этот мир нести, что-то полезное делать, и не обязательно на этом зарабатывать, это не основная цель. Просто хочется помочь людям.

Алексей: Как я тебя понимаю! Я начал свою онлайн-деятельность в 1998 году простым продавцом, продавал сайты. Но при этом студия была одна из ведущих, конкурировала с Лебедевым и с другими топовыми студиями, и поэтому стоимость сайтов в 1998 году, а тогда еще кризис грянул, начиналась от 5 тысяч долларов. Даже если считать по нынешним временам, если доллар стоит сто рублей, то получается полмиллиона. Не всякий может себе позволить. И это только начало ценника.

Еще и в 1998 году: люди не понимали, зачем им интернет, зачем им нужен сайт и что с ним делать. Когда меня жестко посылали, буквально матом: «Идите вы со своими сайтами и засуньте себе эти сайты, сами знаете куда!». Я думал: «Ничего, они пока слепы, а я, как Прометей, несу им огонь, просвещение, знание о том, что скоро все их факсы и прочее разное отвалится, и будет один сплошной интернет: сайты, соцсети, трафик». Через 20 лет так и произошло. Поэтому я абсолютно согласен с тобой, что светлое, доброе и просветительское — это очень важно. Такой бизнес с социальной ответственностью.

Александр: В каком-то смысле ведь и ведение того же блога или канала в Телеграме, где ты делишься своей экспертизой, своими знаниями — это оно и есть.

Ты правильно заметил, что новый наш проект Moo.Team — это продукт, у которого аналогов на рынке целая куча. Много зарубежных сервисов, все мы их знаем. Сервисов в России тоже достаточно, и они хорошего качества, что скрывать.

Как получилось, что я создал еще один продукт, у которого масса аналогов? Очень просто. В моей жизни все довольно просто складывается,

я не заморачиваюсь исследованиями. Это звучит сейчас совершенно дико и, наверное, по-бизнесменски неправильно. В моей жизни почему-то этого нет.

Алексей: И без проверки гипотез?

Александр: Да. Я думаю, что если что-то тебе самому надо, если у тебя есть боль и ты ее смог решить для себя, то это сработает и на аудиторию, ведь ты не одинок. Но так работало со всеми предыдущими моими сервисами.

Например, FastTrust: не все знают, как я сделал эту программу. У меня уже была аудитория в блоге, а денег, чтобы вкладывать, у меня особо не было. Я работал наемным рабочим, у меня только ребенок родился, мы взяли квартиру в ипотеку, жизнь балансировала на грани рентабельности. Поэтому выделить 150 тысяч рублей на разработку неизвестного продукта я себе позволить просто физически не мог.

Я написал: «У нас краудфандинг. Скидывайтесь минимум по 500 рублей, получите бесплатно несколько копий». Без обязательств, что это будет обязательно сделано, вдруг не соберем денег, значит, все вернется. За неделю собрали около ста тысяч, я еще своих денег добавил. Потом было создано ТЗ, отправлено программисту, мы это за несколько недель сделали. И я договорился с другими блогерами, чтобы они сделали анонс. В первый день релиза всё это окупилось. Продаж было тысяч на сто или двести в первый же день.

Алексей: Потрясающе!

Александр: И это был мой первый опыт. Я думаю: «Офигеть, я решил свою боль, а оказалось, у всех это болит».

А потом естественным развитием этой программы стал CheckTrust. Это намного более сложный продукт. Не буду вдаваться в подробности, скажу, что через несколько месяцев он окупил расходы на зарплату программиста и стал уже что-то больше нам давать, мы вышли в плюс. В этом вопросе сомнений не было, потому что это более удобный, более качественный аналог FastTrust. Все классно.

Потом я сделал ComparseR, и он у меня так не выстрелил. У меня были ожидания, что он полетит, но он раскачался только через несколько месяцев. Я думаю: «Хорошо, как-то я до людей донес ценность».

Благодаря моим экспериментам у меня сложилось впечатление, что

все, что ты делаешь, при условии, что оно кому-то нужно, а в первую очередь оно нужно тебе, это так или иначе полетит, все будут пользоваться, будут тебя благодарить.

И студию я организовал уже после этого. Это гораздо более сложный проект, поэтому потребовалось много времени. И когда я уже смог раскидать все дела, мы занялись разработкой Moo.Team.

Опять же, эта идея выросла из болей нашей студии. Существующие решения не закрывали в полной мере наши задачи. Мы за несколько лет создали проект, выпустили. И тут случилось самое интересное. Как я уже говорил ранее, я не изучал, я понимал, что есть такие решения. Я думал: «И что? Везде есть аналоги. Марок автомобилей сколько? А ведь все они продаются». Но ажиотажа от Moo.Team не было. Его нет и сейчас. Проект пока что не окупается. Я надеюсь, что он окупится, я все для этого делаю. Это был мой первый опыт, когда разбились мои розовые очки. Я понял, что

есть конкурентные рынки, на которых нельзя просто выехать со своим продуктом, сказать: «Покупайте!», и все будут его покупать.

И сейчас это для меня новый этап в жизни, когда я пытаюсь на ноги поднять проект в конкурентной нише. До этого, если посмотреть, конкуренция была небольшая. SEO-софт— это очень узкий рынок, и каждый на свое решение находит свою аудиторию, особенно если ты в этой среде известен. Так что это новый вызов сейчас для меня, я пытаюсь биться!

Алексей: Очень интересно! Я коротенько резюмирую для слушателей. Во-первых, ты потрясающе описал этот опыт, когда есть идея, ты в нее веришь, глаза горят, ты считаешь, что это нужно рынку, но нет денег реализовать. При этом все мы люди, нас затирает бытовыми льдами: ипотека, ребенок. Обратите внимание, верим в идею. Как Саша говорит, он сделал краудфандинговое предложение. И нашлись люди, которые в эту идею вложили по 500 рублей. И идея реализовалась. Я к тому, что нет препятствий.

Во-вторых,

препятствия скорее у нас в голове. А дальше нужно просто стремиться к своей цели и делать то, во что ты реально веришь.

До поры везло без проверки гипотез. Но бывают все-таки варианты, когда лишний раз подумаешь: «А может стоило гипотезу проверить?».

Александр: Да, безусловно стоило. Я стал это делать уже после того, как мы его запустили, когда уже заднюю ты не включишь.

Алексей: Все приходит с опытом. Смотришь, сравниваешь, прикидываешь на себя. У нас и подкаст об этом.

У меня вопрос по твоей студии. Я, когда готовился к подкасту, зашел к вам и увидел список услуг. И у меня мелькнула мысль: «Интересно, этот список услуг ранжирован с точки зрения клиентского спроса?». Или по другому принципу? Например, разработка стратегии продвижения сайта и комплексный маркетинг не номер один и не номер два.

Александр: Ты об этом сказал, и мне захотелось зайти на наш сайт и посмотреть, действительно ли это так.

Скорее всего это случайность, потому что наша флагманская услуга — это SEO. На главной странице у нас должен быть SEO, комплексный маркетинг и, по-моему, контекстная реклама или аудит. Это стечение обстоятельств. По-другому не могу объяснить, потому что там были и другие услуги, которые я в итоге отключил.

Откуда это всё берётся? Мы делаем SEO, контекстную рекламу, иногда разрабатываем сайты. Всегда в команде есть идейные люди, которых ты иногда берешь, потому что у них есть идея. Она тебе вроде как не нужна, она твоей компании не подходит. Но пришел к нам человек, он занимался PR, ведением блогов, как подрядчик для компаний, в том числе веб-студий, и говорит: «Я хочу этим заниматься». Я отвечаю: «Прекрасно, давай! Я в это направление дам тебе денег. Буду платить тебе зарплату, все в твоих руках. Развивай услуги, какие ты хочешь. Я создам страницы на сайте. У тебя есть связи, ты найдешь, кому это можно продать». Был у нас такой эксперимент, и, наверное, несколько раз.

Я всегда готов вкладывать в идейных людей, у которых глаза горят. Таких людей надо поддерживать.

Алексей: Абсолютно. Это опять же такой предпринимательский подход. Когда ты можешь дать доступ внутреннему предпринимателю, обеспечить начальными ресурсами. Мало того, если это новая услуга, которой у тебя не было, ты даже можешь помочь с клиентской базой, дать инфраструктуру и посмотреть, как это летит. Здорово, конечно, когда у тебя уже есть построенный конвейер, в который ты можешь просто включать новые услуги, продукты и пробовать. Что-то полетит, что-то не полетит. Это жизнь.

Все говорят, что SEO уже не тот. И из конференции в конференцию его хоронят. Однако мы тут все неплохо себя чувствуем, зарабатываем. Как ты сказал, ипотеки иногда берем. Значит, есть чем их оплатить. Как ты видишь, что SEO-оптимизация дала миру и как она видоизменяется с течением времени?

Александр: Эта деятельность развивается и расширяется — это совершенно очевидно.

Недавно общался с человеком из крупной компании, мы как раз обсуждали нашу систему Moo.Team. И он у меня спросил: «А какие целевые рынки у вашей системы основные?». Я отвечаю: «У нас их много: HR, юристы, производственники. Но основная аудитория — это веб-студии, кто занимается разработкой, продвижением и т.д.». А он говорит: «Хорошо, на твой взгляд, этот рынок digital-агентств, он растущий?». Я даже не стал задумываться: «Да, конечно он растущий». Он спрашивает: «А рынок сайтов растет?». Я отвечаю: «Хороший вопрос, думаю, да, растет». А потом задумался, и ведь сейчас тенденция, что сайт не всегда и не каждому нужен.

Алексей: У меня об этом был вопрос. Нужен сайт или не нужен? Это столько работы: регистрировать домен, покупать хостинг, выбирать CMS и думать про разделы, наполнять их контентом. Действительно кажется, что с нынешними маркетплейсами, соцсетями и разными карточками на Яндекс, Google Картах, можно обойтись без сайта.

Александр: Маркетплейсы и соцсети в каком-то смысле заменяют сайты, особенно для мелких магазинов, для ремесленников, которые сами продукты изготавливают. Например, масла или косметику. В любом случае, даже если это команда из нескольких десятков человек, у них ассортимент ограничен. Это люди, которые оказывают нишевые услуги. Например, бухгалтер на аутсорсе. Человек в своей сфере разбирается, он профессионал, но, если он решит создать сайт, его же не получится продвинуть, потому что там всего лишь одна услуга. Вряд ли он сможет этот сайт сделать таким же большим, как сайт федеральной компании, которая оказывает масштабный аутсорсинг всех услуг в смежных областях.

Понятно, что поисковики и люди будут отдавать предпочтение именно большому сайту, а этот нишевой лендинг не получится по SEO продвигать. И соответственно, этот небольшой ассортимент товаров надо продавать на маркетплейсах, а их достаточно много, минимум пять штук популярных мы соберем.

Что касается услуг, проще человеку соцсети вести, он скорее всего и так их ведет, ему это привычно. Просто надо придумать стратегию, как рассказывать о себе не только как о человеке, личности и фотки с моря выкладывать. А рассказывать: «Я вот этим занимаюсь, и вы можете ко мне обратиться!». Это работает, соцсетей у нас достаточно много. Такое продвижение не требует денег на создание сайта, никакого домена, ничего. Сайт-визитку можно создать на Тильде и написать там о себе: поставить фотографию, показать дипломы, рассказать про услуги, оставить информацию о клиентах и призыв к действию. Это просто дополнение. Ссылка с соцсетей может туда вести.

Рынок сайтов скорее всего уменьшается, он не может расти. Сайты совершенно точно нужны крупным компаниям, и эти сайты могут продвигаться.

К слову о трансформации SEO: когда я туда пришел в 2005 году, все росло. И ты сам говорил, что в 1998 году продавал сайты, а люди отказывались. Они не понимали, зачем он им нужен. В будущем стало очевидно, что сайты нужны, сайты надо делать, и все, кто может и хотел, их себе уже сделали. И SEO усложняется. Оно за прошедшие 18 лет настолько изменилось, что даже 10 лет назад и сейчас уже не сравнишь. Методы другие, требования к SEO-специалистам другие. Одно только название и сохранилось. При всем при этом SEO похоронили еще в 2000 году.

Алексей: SEO, если мы в России, это прежде всего два поисковика: Google и Яндекс. За это время все так изменилось, что буквально на днях я читал материалы по методам ранжирования товарной выдачи внутри Wildberries. И на этом месте у меня вопрос: к двум поисковикам добавляются теперь еще как минимум три-четыре поисковика маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress?

Мало того, есть еще технология ASO (App Store Optimization). Если магазинов приложений какое-то время было два: App Store и Google Play, то теперь у каждого ведущего производителя техники, я имею в виду Xiaomi, Huawei, Samsung, есть свой магазин приложений на базе Android. И мы ждем в сентябре, что с выходом iOS 17, Apple тоже разрешит альтернативные сторы.

И получается, что к Яндексу и Google добавляются маркетплейсы и магазины приложений, в которых тоже на ранжирование очень влияют отзывы, карточка приложения, текст, картинка и другие параметры, это и является развитием SEO.

Александр: Более того, я добавлю, что у Ozon или Wildberries есть свой аналог WordStat. Эта штука доступна только селлерам: статистика поисковых запросов, кто как вводит запрос и в каком количестве. И выходит, что да, это развитие SEO. Мелкий e-commerce переходит на маркетплейсы, новые люди подключаются к площадкам. Когда я ищу на HeadHunter SEO-сотрудников, выдаются мне одни менеджеры маркетплейсов. Все переквалифицировались.

Почему так происходит? Во-первых, появилась куча инфокурсов «Стань менеджером маркетплейса за один день! Начни продавать прямо сейчас. Вложи десять тысяч, заработай завтра сто!». В свое время этим занималась «Бизнес-молодость», а теперь все адепты тех принципов обучения и поиска себе этой паствы на маркетплейсах. Спрос на маркетплейсы растет сумасшедшими темпами. Веб-студии, помимо SEO, тоже предлагают продвижение на маркетплейсах. Очевидно, что у услуги есть спрос.

Алексей: Я хочу перейти к развитию SEO с точки зрения профессии. Мы наверное просто употребляем старый термин — SEO, другого не придумали. Однако кажется, что количество знаний, скиллов SEO-специалиста в 2023 году совсем другое, чем в 2010 году. Площадок больше, отличаются алгоритмы, подходы, трафик не всегда десктопный, а иногда мобильный. И там тоже несколько меняется поведение аудитории. И специалист должен это знать и учитывать.

Меняется профессия SEO-специалиста? Ты сказал, что смотришь HeadHunter, там одни менеджеры маркетплейсов. Чего ты еще хочешь от людей, которых ты нанимаешь в команду?

Александр: Мы олдскульщики, по-прежнему топим за поисковики. Здесь даже если отбросить все остальные площадки, о которых мы говорили, и вернуться только к сайтам и поисковым системам Яндекс и Google, то и там все усложняется. SEO-специалист нынче, хоть об этом и говорили 10 лет назад, уже полноценный маркетолог, потому что пресловутые коммерческие факторы для сайтов доминируют.

Ты должен не просто напихать текстов, ключевиков, тайтлов и ссылок, ты должен внутри сайт сделать так, чтобы он людям понравился. А если он понравится людям, он понравится поиску. Здесь всё взаимосвязано.

Алексей: Юзабилити. Суть в том, что сайтом удобно пользоваться. И спец должен смотреть на это глазами своего потенциального клиента: понравится ему тут или нет.

Александр: Да, это полноценный анализ конкурентов не с точки зрения цифр, а именно того, как построен бизнес, как он представлен на сайте. И это ключевой момент. В первые месяцы работы над любым сайтом проводится глобальный анализ, выдаётся список требований клиенту, чтобы он это сделал на сайте, потому что иначе все остальное не имеет смысла.

И еще очень важно сказать, как все изменилось. Смешно будет рассказать, как я работал, когда я только переехал в Екатеринбург. Я устроился в веб-студию, был рядовым сеошником. В 2010 году рулили ссылки. Процесс продвижения сайта заключался в том, что клиенту всегда продавали пул запросов, которые должны быть продвинуты. Не так, что ты полноценно над всем сайтом работаешь. В 2010 году продавались запросы и позиции по этим запросам. Даже целевую страницу не надо было выбирать. В то время рулила только главная страница, продвигались только они по любым ключевикам. Поэтому добавляли везде главную страницу, нужные ключевые слова и покупали ссылки.

Ты мог не менять заголовки, тексты, ты вообще не парился, а просто покупал ссылки.

Раньше сеошник не был маркетологом. От него требовались позиции, а клиент сам отвечал за свой сайт. Ты не сравнивал конкурентов, тебе было абсолютно все равно. Потому что работало и так. Сейчас так работать не будет ни при каком раскладе, ни при каких бюджетах.

Даже если клиент заплатил тебе пять миллионов и попросил быть в ТОП-1 в выдаче, ты не сделаешь. Потому что работа сейчас, по крайней мере, у нас в студии, она очень тесно связана с клиентом. Ты должен с ним кучу вопросов порешать. Он должен на сайте что-то менять, менять в своих бизнес-процессах, а ты ему подсказываешь. Чисто сеошные моменты ты сам решаешь, но глобально — только вместе с клиентом. Если говорить про неуспешные кейсы, когда не получилось продвинуть, причина всегда одна — нет взаимопонимания с клиентом. Он, например, не хочет сам работать над своим сайтом. И тогда всё.

Алексей: Классно! Я иногда сравниваю клиентов с пациентами у доктора. Доктор говорит: «Уважаемый пациент, вы же видите, у вас со здоровьем все не идеально. Вам нужно меньше сахара, больше гулять на свежем воздухе». Пациент соглашается, но после приема купил себе конфет и лег на диван перед телевизором. И, собственно, терапия не работает. Кажется, что с SEO тоже так. Можно давать рекомендации, но если их никто не выполняет, то смысла в этом нет.

У меня как раз и был вопрос по поводу заблуждений бизнеса о SEO. С чем тебе приходится встречаться? Ты уже упомянул, когда клиент готов платить любые деньги, чтобы попасть в ТОП. И ты сказал, что бывают такие тематики, такого качества ресурс, что не получится выйти в ТОП. Это клиентское заблуждение или нет, что, если не в топ, тогда вообще зачем этим заниматься?

Александр: А незачем. Возможно это деформация именно в нашей студии, у нас нет отдела продаж, потому что обычно цель отдела продаж — продать. Они готовы красиво рассказать, почему клиенту нужно SEO, и даже убедить его и призвать оплатить твои услуги. У нас отдела продаж нет, заявки обычно все входящие, и когда приходит заявка, что мы делаем? У меня нет цели рассказать, как все будет замечательно, я сразу смотрю на сайт с точки зрения: а можно ли с ним работать? То есть ты анализируешь сразу нишу конкурентов. Смотришь, похожи ли сайты? Если не похож, ты, например, клиенту говоришь: «У конкурентов сайты лучше, там больше ассортимент, больше страниц, а у вас вообще другой формат сайта, он не подходит. У вас есть два варианта: либо отказаться, либо переделать свой сайт под требуемые ожидания пользователей, поисковиков». И аргументов против всегда находится достаточно много.

Большинство при продаже рассказывает, почему надо прийти и начать продвигаться, а с проблемами рассчитывают разобраться в процессе. Только клиент оплатил, ему говорят: «Давай делать новый сайт. Меняй бизнес». Он скажет: «Куда я ввязался?» и перестанет платить.

Моя задача, наоборот, отговорить клиента, объяснить, почему ничего не получится: сайт не подходит, клиент не будет участвовать в нашей совместной работе, клиент не готов дополнительно вкладывать деньги даже на сеошные ссылки. Этих факторов всегда несколько.

Если клиент с тобой начинает спорить — а ты ожидаешь именно этого — он говорит: «Я все буду делать. Я все понимаю, SEO — это не быстро, минимум 6 месяцев до первых движений. Я готов выделять тексты, у меня свой программист, подключу его». И ты понимаешь: «Ага, это он тебе уже начинает доказывать, что все получится».

Алексей: Возьмите меня! Пожалуйста!

Александр: Да, и тогда хорошо.

Не факт, что на практике все получится. Неприятно, когда не получается. И более того, знаешь, чем это ещё плохо? Не тем, что клиент ушёл и перестал платить, у тебя математика не сходится, а тем, о чем, наверное, никто не говорит: SEO-специалисты очень сильно переживают. Может быть, мы таких людей набираем, которых это волнует. Мне кажется, они такие должны быть. Они переживают за результат. Ведь они работают и хотят видеть результат своей работы. А когда ты результата своей работы не видишь, это прямой путь к депрессии и болезни.

Алексей: Да, стресс и депрессия.

Александр: И если у тебя вал таких клиентов, которые даже готовы тебе платить, но ничего не делают и с тебя ничего не спрашивают — специалист не может так. Это безысходность и бесцельность своего существования.

Алексей: Никто не хочет работать в стол. Никто не хочет эту работу буквально выкидывать. Я абсолютно с тобой согласен. Люди хотят видеть подтверждение своей экспертизы в результатах, которые получает клиент. А если клиент в этом не участвует и результата нет, это работа в мусорное ведро. А тогда зачем? Лучше заняться тем, кому это действительно надо и кому это действительно поможет, здесь абсолютно с тобой согласен.

Мне кажется, что в 2023 году не надо делать SEO на последние деньги.

Александр: Да, совершенно точно.

Если мы работаем на качество, это действительно долго. Это дополнительные расходы на доработки сайта. Нет случаев, когда не нужны доработки сайта. Они всегда нужны.

Либо у тебя специалист в штате, ты в любом случае ему платишь. Либо это подрядчики или фрилансеры. Все это — большие расходы. И даже если ты говоришь человеку: «SEO будет стоить 70 тысяч рублей в месяц», клиент отвечает: «Ладно, может быть, три месяца поработаем». Но когда вы начинаете работать, нужны еще ресурсы, и получается уже не 70, а 100 минимум, а то и больше. И он вообще на это не рассчитывал. Клиент говорит: «Мне теперь придется выбирать: либо SEO, либо я сайт дорабатываю», и он уходит на паузу. «Я доработаю, потом к вам вернусь». Но ты понимаешь, что момент упущен — это так не работает.

Алексей: Местами эта пауза для поисковиков Яндекса и Google хуже, чем если бы работу с SEO даже не начинали. Лучше уже поправили все с сайтом и пришли на SEO. Потому что начали делать SEO, сделали паузу, поисковики поняли, что сайт не меняется, ничего не происходит, и уронили рейтинг или присвоили bad karma. А потом ты вроде бы опять начал. А уже все. Время упущено. Сделать с этим уже ничего нельзя.

Александр: Да, но тут еще смысл в том, что после перерыва нельзя продолжить с того места, на котором мы остановились. Потому что то, что мы делали полгода назад, придется снова проанализировать и скорее всего переделать. А клиент думает: «Что за идиотизм? Почему вы делаете одно и то же?». Но так надо. Если грубо говорить, кажется, что делаешь одно и то же с одними и теми же элементами, но просто все поменялось. Если бы мы работали все эти полгода, это было бы незаметно. А он опять через три месяца уйдет и ничего не получит.

Алексей: Продолжая эту тему, хочу поговорить про нейросети. Я лично не верю в то, что нейросети заменят людей. Но верю, что могут помочь и взять на себя рутину. Расскажи, насколько плотно вы используете нейросети в своей работе, что это помогает вам автоматизировать, ускорить?

Александр: Да, я очень четко помню начало этого года, потому что в январе случился хайп искусственного интеллекта. Есть в нашем сообществе желающие опросить топовых специалистов: «А какие ваши прогнозы на будущее? Что вы ожидаете в следующем году? Что изменится?». И я давал несколько интервью в конце прошлого года: про искусственный интеллект не было речи, никто про это не говорил. А прошли праздники, и за рубежом начали писать про Chat GPT. Я мониторю зарубежные SEO-сообщества, каждая вторая статья, если не чаще, про возможности Chat GPT. Что профессия SEO изменилась, что сеошники не нужны.

Мне это очень сильно не понравилось. Это появление было непредсказуемо, хотя вроде я слежу за отраслью, наверное, кто-то предполагал, кто в это раньше погружался. Я не люблю резкий хайп, потому что, как правило, это бывает что-то очень обманчивое. И ты можешь туда вложиться, неважно, деньгами или временем, а потом это сдулось. Лучше обождать, когда всё успокоится, у всех эмоции улягутся, и тогда уже делать выводы.

Сейчас, на мой взгляд, эмоции уже улеглись, никого сейчас не удивишь этим искусственным интеллектом, он везде. Многие компании создали собственные чаты: Яндекс, Google и так далее.

Искусственный интеллект — не замена SEO-специалиста. Это просто еще один инструмент, который надо изучить, понять, выяснить, для каких задач он нужен и что решает.

Здесь тебе нужно развивать еще один скилл. Был SEO-софт, с которым ты должен уметь обращаться, когда ты сеошник. Теперь появились еще несколько сервисов, которыми ты должен уметь пользоваться. Единственное, кого могут эти сервисы заменить, так это плохих специалистов. Нейросети же пишут тексты, но они не очень.

Алексей: Такое ощущение, что нейросети пишут тексты для себя. Одни роботы пишут тексты для других роботов. Например, для поисковых. Но скоро, кажется, поисковые роботы начнут распознавать, где человеческий, натуральный текст, а где машинный.

Александр: Они вроде умеют, есть даже сервис. Логично было бы со стороны создателей этих искусственных интеллектов создать распознавалку искусственного интеллекта, чтобы чекать, где настоящая картинка или текст. Но есть ведь просто и живые люди, специалисты, хотя слово «специалист» к ним не очень подходит, которые работают на том же уровне, как нейросети, а то и хуже. Это плохие копирайтеры. У них скверный текст, они дешево продают. Если этих людей заменят нейросети, это будет, наверное, и неплохо. Может, они в другую профессию пойдут, раз они так плохо со своими обязанностями справляются.

Алексей: Да, я абсолютно солидарен. Нейросети заменяют и стажеров, раньше это были низкооплачиваемые или неоплачиваемые начинающие специалисты. Им давали всякую разную работу. Качество ее было так себе, надо было что-то доделать. Но по крайней мере это не отвлекало ведущего специалиста на мелкую рутину. Кажется, что нейросети скорее для получения набора сырых вариантов. А дальше уже понять, с чем можно продолжать работать.

Александр: Да, это подготовительный этап для последующей работы, а не окончательный вариант.

Алексей: Саша очень интересно поговорили. Я попрошу тебя дать рекомендации, наставления до конца 2023 года, а может быть, на год вперед. На что обратить внимание? На чем сконцентрироваться?

Александр: Хороший вопрос. В последние годы я стараюсь более философски подходить к этому.

Алексей: Это возраст. (смеются)

Александр: Да.

Раньше я сильно беспокоился о своей работе, а сейчас смотрю и думаю, что это суета и надо обратить внимание на себя самого.

Но я вспомню себя в 20 лет. Если бы мне кто-то сказал: «Обрати внимание на себя», я бы не понял, зачем мне это делать, потому что я еще этот этап работы не прожил, не пропустил его через себя. Многие вещи, которые делают другие люди, для тебя кажутся безумными.

Надеюсь, мы никого не обидим: например, благотворительность. Ведь далеко не все из нашего окружения ей занимаются. Потому что они считают, что это излишне. А много известных, богатых людей этим занимаются, для них это чуть ли не цель жизни. До этого надо дорасти, и какие бы они советы тебе ни давали, ты их не воспримешь, потому что для тебя это не актуально сейчас.

И мы плавно подходим к вопросу актуальности моих советов. Они могут попасть в цель только для людей 30-40 лет, а молодым специалистам это не зайдёт.

Алексей: Саша, у нас молодежь по законодательству до 35 лет. Поэтому ты не записывай нас в старых, олдскульных чуваков. Все у нас хорошо. Зайдут твои рекомендации!

Александр: Мне уже 36, всё! Я уже в предпенсионном возрасте. (смеются).

Наверное, пока ты молодой, стоит суетиться. Стоит попробовать, если ты ещё не определился, чем ты хочешь заниматься. Я в своей жизни в плане профессии кроме SEO ничем не занимался. Многие сеошники пришли откуда-то. Кто-то был юристом, историком, социологом. Зайди к себе в отдел, спроси технического специалиста или сеошника, кем он был раньше. В России людей, кто пришел в SEO в начале 2000 года, наверное, по пальцам пересчитать можно, их не так много. И кто остался до сегодняшнего дня. Я как в институте начал заниматься, так и продолжаю. Я понял, что не буду суетиться. Мне это нравится.

Если ты чем-то другим занимаешься, может, тебе это не нравится, тогда и хорошо суетиться. Здесь попробовал — не твоё, в другом направлении попробовал. Может быть, и SEO — это не для всех специалистов. Сейчас им интересно, а потом перегорел.

Алексей: Это этап жизни.

Александр:

Надо суетиться, всё пробовать, обращать внимание на свои скиллы.

И каждое время хорошо и важно по-своему. А потом, уже в более старшем возрасте, наверное, надо успокаиваться. Мы по-своему суетимся, уже в рамках одной деятельности. У меня есть студия, разные проекты.

Сейчас я вспомнил, что сегодня я заснул в четыре часа утра, не спалось. Ворочался, думал об идее, что пришла на днях — запустить групповое наставничество для владельцев веб-студии. Для тех, кто только начинает, кто уже несколько лет это делает, кто сейчас фрилансер, но думает расшириться. Или тот, кто пока специалист, но хочет на фриланс уйти. У меня есть этот опыт.

Мы в понедельник отметили 9 лет нашей студии. Эти 9 лет — концентрированный опыт от человека, который сидел в гараже один (то есть я). Я дорос до человека, который может себе позволить уехать на полтора месяца, не выходя на связь, а потом вернуться и убедиться, что всё работает, и даже появились в команде новые люди. Ничего не пропало, всё продолжает работать. Это же пропасть между двумя этими точками, и я могу своими знаниями поделиться. Меня это зажгло, поэтому не спал, думал о том, что могу об этом рассказать людям. И надо с ними пообщаться, понять, какие у них боли.

Алексей: Саша, круто! На этой замечательной ноте я предлагаю закончить. Тебе огромное спасибо, успехов студии и всем твоим проектам. Ты огромный молодец. Тебе 36 лет, а ты уже столько всего успел, еще столько всего впереди!

Александр: Спасибо большое, Алексей! Спасибо, всем нашим слушателям! Надеюсь, они действительно не просто послушают, а будут ещё переслушивать, рекомендовать нас своим друзьям. И не только нас, и другие твои подкасты. Это замечательно, у тебя уже не начинание. Я видел, что выпусков целая куча, а это новый сезон начинается. Это круто!

Алексей: Мы тобой, Саша, 8 сентября открываем четвертый сезон.

Александр: Тогда добро пожаловать в четвертый сезон! Еще раз всем спасибо, ребята, и увидимся, услышимся. Пока!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

55
Начать дискуссию