(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(92893652, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(92893652, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://vk.cc/cmvwYN', text: 'Доступ к 300+ рекламным инструментам', button: 'Получить', color: '#181A1A', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

5 кейсов успешного мем-маркетинга. Как правильно использовать юмор для продвижения бренда

Люди любят мемы, поэтому многие компании используют их для продвижения. В статье разберем кейсы брендов и подскажем, как использовать мемы в маркетинге.

Привет! На связи Ксения Охапкина — медиаменеджер из команды Centra. Это маркетплейс, на котором клиенты запускают рекламные кампании более чем на 250 площадках и сервисах. В этой статье хотим поговорить о том, что может сделать бренд еще популярнее, — о мемах.

Ксения Охапкина
Медиаменеджер Centra

Согласно исследованию сервиса «Анкетолог», 52% пользователей хотели бы чаще видеть мемы в постах компаний. Дело в том, что 66% опрошенных получают от смешных картинок положительные эмоции, а 67% считают, что реклама или информация о компании с мемами привлекательнее. Мы изучили, как разные бренды используют юмор в кампаниях и блогах. Делимся находками и даем рекомендации, как правильно использовать мемы в маркетинге.

Adidas × мем с Гомером Симпсоном

Летом 2023 года компания выпустила новый дизайн кроссовок Adidas Stan Smiths с Гомером Симпсоном. Для оформления использовали знаменитый мем, где персонаж пятится в кусты.

Мем разместили над пяткой обуви, а еще лицо героя можно увидеть на язычке кроссовок

В 2022-м компания выпускала кроссовки с Мардж Симпсон. Есть версия, что именно фанаты предложили дизайн с мемом — и Adidas понравилась идея.

Пока данных по продажам кроссовок нет, но новость о «мемной» модели разошлась по соцсетям и СМИ.

В день выхода кроссовок сообщества и обычные сникерхеды делились новостью в Х — бывший Твиттер

Грозная сова из Duolingo

Платформа для изучения иностранных языков Duolingo не собиралась делать из своего маскота — зеленой совы Duo — мем, однако аудитория сама начала шутить на эту тему. Дело в том, что приложение отправляет пассивно-агрессивные напоминания, когда пользователь пропускает уроки. В ответ ученики стали создавать мемы с агрессивной совой, например на Reddit.

Duolingo решили использовать мемы в свою пользу. Компания подхватила тренд и сама размещает картинки и видео со злой совой. Так, 1 апреля 2019 года на YouTube-канале приложения появился ролик с птичкой, которая преследует парня.

В Х — бывший Twitter — компания тоже продолжает шутить или репостить посты с мемами от пользователей

Мемы положительно влияют на популярность сервиса: у аккаунта в TikTok 7,5 млн подписчиков, а приложение используют уже более 500 млн человек.

Мемная реклама Полисорба

Чтобы увеличить узнаваемость бренда «Полисорб», тоже использовали мемы. Рекламную кампанию провели во ВКонтакте: придумали мемы для разных сегментов целевой аудитории и разместили картинки в тематических сообществах.

Мемы повысили узнаваемость бренда среди разных групп молодежи — от айтишников до любителей тусовок

Реклама охватила 5 млн пользователей соцсети. Посты собрали в общем 10 тысяч лайков и 9 тысяч репостов. Узнаваемость бренда повысилась — Полисорб добился своей цели.

Догекоины и Илон Маск

Иногда просто «мемное» название может повлиять на популярность бренда. Создание криптовалюты Dogecoin началось с шутки: программисты Билли Маркус и Джексон Палмер решили, что сделают собакомонеты как аналог биткоину. Сначала о валюте знали только люди из сферы блокчейна.

Мемы начали создавать в самом начале — пользователи придумывали, как оформить валюту

Однако в 2021 году в TikTok завирусился ролик о догекоинах. Пользователи призывали друг друга покупать монеты и получать прибыль. Это привлекло Илона Маска, он опубликовал несколько твитов о валюте.

Все началось с опроса про криптовалюты, но поддержка Маска на этом не закончилась. Например, он купил валюту своему сыну

В итоге стоимость криптовалюты за несколько дней выросла на 700% процентов. Правда, когда пик популярности прошел, собакомонеты потеряли 80% цены. Но пользователи продолжают покупать догекоины — сейчас капитализация валюты составляет 8 млрд долларов.

Мемы со Стэйтемом

Цитаты Стэйтема во ВКонтакте давно стали мемом. Однако в июне 2023 года шутки вышли на новый уровень. Актер выложил в своем аккаунте брутальное фото, и русскоязычные пользователи написали множество комментариев с цитатами. Флешмоб поддержали и бренды: отметились сервисы Яндекса, Авиасейлс, Синхронизация, Ozon, ТНТ, BelkaCar — всего пост собрал 50 тысяч комментариев.

Компании написали шуточные цитаты, и некоторые интегрировали свой бренд

Акция привлекла внимание к брендам — о флешмобе писали в соцсетях и СМИ. Хотя цель компаний, скорее всего, была другой: показать, что они в курсе современных трендов.

Как использовать мемы в маркетинге

Если хотите строить маркетинг на мемах, следуйте следующим правилам. Они помогут не вызвать негатив излишним креативом и подобрать мем, который получит хорошую реакцию пользователей.

Учитывайте контекст мема. Изучите, как мем появился и почему стал популярным. Это важно, ведь иначе он может негативно повлиять на репутацию бренда. Например, Тинькофф один раз использовал в рекламе отсылки к АУЕ. Большинство пользователей восприняли посты негативно и в комментариях угрожали закрыть карты банка.

Странно, когда банк использует тюремную тематику для рекламы

Не шутите на острые темы. Не все пользователи понимают черный юмор, поэтому, если целевая аудитория не оценит мем, его лучше не использовать. Хотя есть бренды, которые рискуют, например Авиасейлс. Компания не боится высказываться по любой новостной повестке, и пользователи любят бренд за это. Но это скорее исключение.

Для каждой соцсети Авиасейлс выбрал свой стиль: в Телеграм постит картинки и новости, в Х размещает остроумные твиты, а Инстаграм* полон смешных видео с котиками

Используйте актуальные мемы. Тренды очень быстро сменяют друг друга, и пользователи могут остро реагировать на неактуальную картинку. Например, сейчас не стоит использовать trollface — это давно неактуально.

Чтобы проверить актуальность мемов, полистайте соцсети — например, таких картинок вы уже не найдете

Анализируйте аудиторию. Изучите людей, которые увидят ваши мемы. Можно сначала показать картинки тем, кто входит в целевую аудиторию компании. Например, если у вас премиальный ювелирный бренд, возможно, юмор только навредит.

Впишите продукт органично. Не стоит хвататься за любой инфоповод и притягивать его за уши к вашему бренду. Скорее всего, такой мем не будет смешным, а пользователи не оценят креатив.

Например, у потенциального клиента стоматологии может возникнуть ощущение, что его сравнивают с Голлумом

Меняйте мем внимательно. Когда хотите подстроить мем под ваш бренд, проследите, чтобы пользователи считывали шутку после изменений.

Хороший пример, когда мем фактически не упоминается, но его смысл понятен из контекста — как у Joom

А вы встречали мемы от компаний, которые вас рассмешили? Делитесь ими в комментариях :)

* Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит указанная соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://vk.cc/cmvwYN', text: 'Доступ к 300+ рекламным инструментам', button: 'Получить', color: '#181A1A', textColor: '', img: '714a528c-e979-583c-944b-a104d8ac9d6a', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
44 комментария
Написать комментарий...
Мария Воронова

Начала читать статью → пришлось идти проходить урок в дуолингво. И здесь сова меня нашла!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanov

Прочитал статью, уже забыл про сову - увидел ваш комментарий и я опять в ловушке ударного режима((

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

От нее не скрыться...

Ответить
Развернуть ветку
Мария Полькина

Пылесорб надо принимать до похмелья?? И тут моя жизнь перевернулась!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Гиль

Сколько полезного можно узнать на виси!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Горшков

вот это поворот! тоже не ожидал, что нужно пить его до)

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

вот так вот познавательно получилось:D

Ответить
Развернуть ветку
Яна Шевцова

кверх тормашками)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Schserbakov

к сожалению многие перебарщивают или работают по шаблонам. в итоге миллион однотипных шуток брендов, когда появился новый мем и ты будешь лохом (или ссмщик не получит премию), если не пошутишь.

в этом году хоть спасибо, что почти никто не шутил про третье сентября, потому что даже на пост- или метауровне это уже кринж

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

да, мемы бывают тонким льдом, тут еще важно все-таки делать такие креативы "с душой"... а не из-под палки

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Гиль

У Ролтона мемный день есть)

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

отличная стратегия для такого бренда

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Гружевская

Подписалась на Стэтэма, чтобы хихикать в комментах 😄

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Богданов
Грозная сова из Duolingo

Блин, вот бросил недавно играться. Сова все раз в неделю меня пытается вернуть. Она так и не может понять, что часть вины лежит и на ней

Ответить
Развернуть ветку
Василий Овчинников

мемы наше всё)

Ответить
Развернуть ветку
Платон

Не знаю банка этот мем или народное творчество, но смешно

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Лебедева

Прекрасная статья, спасибо! Считаю, круче всего, когда мем не просто ради мема, а органично смотрится, как с Полисорбом

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

спасибо! с органичностью полностью согласны)

Ответить
Развернуть ветку
Степа

Мемы - это особый вид современного искусства. Не всем дано его освоить

Ответить
Развернуть ветку
Иван Гуляев

Мемы в нашей жизни уже так укоренились, что без них уже низзя)

Ответить
Развернуть ветку
Перламутрово-Мышиный

В Авиасейлс гениальные ребята, почти всегда удачно делают. И их реклама держит на плаву видеоблогеров, которые тоже интересно обыгрывают интеграции. Хотя билеты там ни разу не пришлось покупать

Ответить
Развернуть ветку
Xenia

да, бренд удачно сочетает юмор и эмпатию, за ними хочется наблюдать, даже если и не нужны авиабилеты)

Ответить
Развернуть ветку
Женя Фитиль

Мемы действительно очень хороший инструмент для продвижения. Главное, уметь правильно их использовать)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шпагин

Статья просто анигиляторная пушка. Хоть и не на испанском, но все равно круто ✌

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

ахах спасибо:D

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Щеглова

Мемы в маркетинге - дело тонкое, не переборщить главное

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Kukina

Обожаю мемы во всех их проявлениях, и считаю гуру мемного маркетинга — Авиасейлс и Визит

Ответить
Развернуть ветку
Рулон Обоев

Статья огонь!)

Ответить
Развернуть ветку
Камила Сайдумова

Сова и Джум — топ🔥🤣🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Куляшова Наталья

А мне реклама с Голумом прям зашла. Я бы в такую стоматологию бежала теряя тапки.

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

значит в ваше чувство юмора попали! в таких креативах всегда есть две стороны, кто-то оценит, а кто-то может и оскорбиться

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Тут как с граничным условием уравнения Совершенства в «понедельнике начинается в субботу»: если каждый раз думать, кто может оскорбиться, то вообще ничего нельзя делать.

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

100%, но в случае с крупным брендом и годами взращиваемой репутацией подумать все-таки придется, но тут главное тоже не переборщить, вы правы)

Ответить
Развернуть ветку
Люсине Вартанян

"Хороший пример, когда мем фактически не упоминается, но его смысл понятен из контекста — как у Joom"-cмотрю на данный пример и у меня обратное ощущение- смысл не понятен и оригинал мема даже не гуглиться((

Ответить
Развернуть ветку
Луиза Алиева

ну как же
Я календарь переверну)

Ответить
Развернуть ветку
Люсине Вартанян

ааа)) опять он))) мой мозг откзывается его видимо переворачивать)

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

если вы не знаете этот мем, возможно, вы счастливый человек:D

тут речь о меме с Шуфутинским и его песней 3 сентября: https://memepedia.ru/trete-sentyabrya/

Ответить
Развернуть ветку
Артур Пацкявичюс

А есть ли у мемов правообладатели? Как быть с авторскими правами?)

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

тут ситуация такая, что мемы многими воспринимаются как народное творчество, фольклор, а значит без автора. Это, конечно, не совсем так, например, некоторые мемы могут быть запатентованы, и можно нарваться на иски при их использовании (например, у образа ждуна есть правообладатель).

Поэтому при использовании мемов в коммерческой деятельности, нужно либо попытаться найти их авторов и получить согласие и проверить, не зарегистрированы ли картинки в качестве товарного знака.

Еще способ публиковать чужие мемы без штрафов - это нарисовать свой мем на основе идеи популярного

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

тут уже одни "креативщеги" от сдек-а такие мемы с лулзами настрочили... глыбко, пипипи, фееоично.. ух.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Norin

Ну Илон Маск просто амбасадор классных тематических мемов

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Varlamov

Что-то не вижу пример про Каспийский Груз и АК47. Неполная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Войнов

очень люблю такие бренды или компании, которые используют в своем общении с аудиторией или клиентами умор, как по мне это очень сближает и вызывает чувство "дружбы с брендом"

Ответить
Развернуть ветку
Centra.ai
Автор

так и есть! вот как раз результаты опроса по теме, которые это доказывают: https://iom.anketolog.ru/2023/08/17/memy-v-marketinge

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Раскрывать всегда