(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(91589263, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(91589263, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Александра Цальп, Газпромбанк: «Ситуация на рынке сильно изменилась, даже у небольшого агентства есть козыри на руках»

Финтех-компании нередко считают, что агентства плохо понимают их предметную область, поэтому лучше всё делать инхаус. В Газпромбанке тоже сильная команда внутри, но для максимального результата они готовы привлекать к работе и агентства. Каких специалистов ищут в ГПБ, когда поучаствовать в их тендере и как попасть в пул?

Содержание:

Александра, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к текущей позиции?

Александра Цальп

Начальник Управления рекламы, исследований и партнёрских программ Газпромбанка

Я работаю в банке продолжительное время. В зону моей ответственности входят все охватные медиа: размещение рекламы на ТВ, в радиоэфире, на уличных носителях, внутри помещений, а также в диджитал. Основная задача — сделать так, чтобы максимальное количество людей узнало о бренде Газпромбанка и его продуктах.

Также я курирую направление качественных и количественных исследований. Плюс отвечаю за спонсорство под брендом Газпромбанка. Например, мы поддерживаем футбольный клуб «Зенит» и Российский футбольный союз, забег с препятствиями «Гонка героев», культурные проекты Малого театра и Музея Москвы, музыкальный фестиваль VK Fest.

Можете рассказать про объёмы диджитала, примерные бюджеты вашей части воронки?

Диджитал в банке делится на два направления: есть перформанс-команда, которая отвечает за лидогенерацию, а есть мы — команда, которая отвечает за верхнюю часть воронки.

Насчёт объёмов скажу так: мы ежегодно откручиваем несколько миллиардов показов баннерной рекламы. Наверное, исходя из этого, опытные люди могут догадаться, о каких масштабах бюджетов идет речь.

Скоро вы начнёте формировать новый медиаплан. Это значит, что те площадки и агентства, которым интересно попробовать свои силы, смогут принять участие в конкурсе, представить вам свои предложения?

Да, раз в год мы проводим тендерные процедуры и выбираем агентство на следующий год.

В сентябре у нас проходит медиапланирование. Им мы занимаемся сами, время от времени консультируясь с агентством, которое ведет нас в текущем году. В это время площадки, которые готовы размещать нашу рекламу, могут активно присылать свои коммерческие предложения. Из них мы сформируем медиаплан и выставим его на тендер.

Присылать свои предложения стоит в ближайшее время: к середине октября медиапланирование закончится.

В ноябре-декабре запустятся непосредственно тендерные процедуры по выбору агентства. Они состоят из двух больших частей. Первая — это квалификационный отбор, в результате которого остаются агентства, подходящие нам по формальным требованиям. Далее, мы направляем отобранным участникам готовый медиаплан на просчёт.

И тут уже от самого агентства зависит, как оно договорится с площадками из медиаплана, какую возьмет комиссию и какую предложит нам цену за реализацию охватных кампаний. Побеждает тот, кто дал наименьшую цену.

Важные моменты при выборе агентства: экспертиза, скорость и цена.

У вас всегда работает тендерный механизм или в каких-то случаях можно договориться быстрее?

Здесь вопрос масштабов: если речь идёт о создании глобальной стратегии, то это всегда через тендерную процедуру. И в подобном отборе у нас довольно жёсткие требования к участникам:

  • должен быть опыт работы с финансовыми группами;

  • необходим определённый объём оборотных средств;

  • нужно входить в рейтинг Sostav либо AdIndex.

Если говорить об ad hoc* задачах, которые нужно выполнить в короткий срок или «вчера», то мы можем привлекать небольшие компании , которые обладают высокой экспертизой, предлагают оригинальные подходы, самобытные решения и при этом гибче по стоимости. В этом случае нам может быть достаточно сравнить несколько коммерческих предложений от компаний.

* Для этого случая (лат.). Как правило, обозначает специально устроенный способ решения проблемы или задачи, которая не вписывается в общую стратегию решений.

До этой беседы мы общались с несколькими финтех-компаниями. И они в один голос сказали, что агентства не очень хорошо понимают предметную тематику финтеха. Поэтому эти компании стараются всё делать инхаус. Что вы думаете по этому поводу?

У нас сильная команда внутри: много ребят с агентским опытом за плечами. Внутри мы делаем большую часть аналитики и исследований, так как для решения задач в данном направлении требуется максимальная интеграция в процессы и задачи банка. Также внутри разрабатываются все рекламные материалы — баннеры, ролики, ресайзы.

При этом для максимальных результатов мы не отказываемся и от сотрудничества с крупными медийными агентствами. Сейчас это TWIGA, а до этого работали с OKKAM (примечание: ранее dentsu Russia). Это позволяет сэкономить не только ресурсы и время на подписании документов с площадками, но и бюджет за счёт агентских скидок.

Нам везет на действительно классных специалистов в агентствах: хороших аналитиков и медиапланеров. Они нас понимают, чувствуют, очень неплохо оперируют размещениями в охватных медиа. Думаю, такая синергия экспертиз идёт на пользу.

Вы упоминали, что в рамках вашего квалификационного отбора к агентству есть требования по опыту работы с финансовыми группами и по объёму оборотных средств. А в его портфолио должны быть именно крупные бренды? Или это необязательно?

До текущего года мы требовали, чтобы в портфолио были крупные банки, потому что у всех финансовых организаций схожие бизнес-процессы.

В этом году мы, скорее всего, откажемся от указанного критерия. Как показывает практика, у крупных агентств, которые входят в топ-30 рейтингов, в портфолио и так есть банки. Поэтому они понимают, чтó такое банк, какая у нас специфика и какие бенчмарки для нас важны.

Конкурсы и награды агентства имеют для вас значение?

Такого требования нет. Но обычно те агентства, которые с нами работают, уже имеют награды.

Наличие у агентства места в рейтингах Sostav или AdIndex — зачем это нужно?

Это говорит о том, что у него есть крупные клиенты и достаточно оборотных средств. У нас, как у многих больших организаций, постоплата — 60 дней с момента выполнения конкретной задачи.

Что вам не нравится в процессе поиска подрядчика? Что бы вы изменили и как?

По этому поводу особых замечаний нет. Видимо, нам попадались только хорошие агентства. Из небольших нюансов: хотелось бы улучшить отчётные и финансовые документы, чтобы они доставлялись сразу в правильном виде и в нужный срок.

Звучит как-то слишком гладко. Возможно, всё же возникали какие-то околоконфликтные ситуации?

Единственное неудобство — всегда, когда приходят новые агентства, начинается притирка.

Первые два месяца бывают сложности, потому что новички пытаются понять, что от них хотят: например, какие метрики обязательно должны быть в отчете. В итоге ребята из агентств успешно со всем справляются.

Могу сказать, что даже если нас что-то не устраивает в работе подрядчика, мы всегда стараемся наладить работу, оставляя возможность смены агентства на самый крайний случай, когда жестко нарушаются условия сотрудничества.

Существует легенда, что договорённости с корпорациями — это всегда очень долго. Если агентство договорится с площадкой и предложит вам адекватную цену, примерно в какой срок возможно подписание договора с ним?

Подписание договора в банке занимает около тридцати рабочих дней. Это действительно не быстрый процесс, но мы обычно запускаем работу с агентством по размещениям параллельно процессу подписания договора.

Ведь если у нас в ноябре-декабре проходит тендер, а размещения — с января, то понятно, что договор мы не успеваем заключить. В таком случае мы пишем гарантийное письмо о том, что договор будет заключён, и просим агентство начать работу.

Сталкивались ли вы с выгоранием агентств, которые выиграли тендер? В первые год-полтора они работают с огоньком, а потом запал проходит.

Нет, ни с нашей стороны, ни со стороны агентства сбавлять темпы никто не хочет. Во-первых, мы проводим тендер ежегодно. Запал не успевает пройти.

Во-вторых, мы постоянно наблюдаем в режиме онлайн за рекламными кампаниями и конверсиями. С агентством ежедневно на связи, а раз в неделю совместно проводим большие статусы (планёрки — Ред.).

Возможно, выгорание проявляется в момент проведения тендера, куда приходят одни и те же агентства. Они соревнуются по цене между собой, и у тех, кто не попадает в наш топ-5 по цене, может быть упадок сил или утрата веры в себя.

Но ситуация на рынке за последние год-полтора сильно изменилась. Кажется, что это как раз та возможность, когда даже у небольшого агентства есть козыри на руках. Они могут выиграть тендер, обладая экспертностью и чуть большим напором.

Про напористость: некоторые руководители агентств боятся идти лично к топ-менеджеру и что-то предлагать, так как уверены, что их там не ждут. Можете это прокомментировать?

Мне на почту часто присылают запросы, в которых ошибаются с именем либо обращаются без имени, из серии: «У нас такое классное агентство, впустите нас, пожалуйста, в свой пул». Это похоже на спам: как будто по шаблону сделали e-mail рассылку.

Поэтому если менеджер или топ-менеджер агентства пишет либо звонит клиенту в первый раз, для знакомства, то перед этим нужно чуть больше подготовиться и немного узнать о человеке и специфике его деятельности.

Такой внимательный подход сразу настраивает на конструктивный диалог. В целом, если предложение дельное или услуга интересная, то почему бы и нет?

Мы в постоянном поиске новых решений в медийной рекламе, спецпроектах и брендформансе. В настоящий момент, например, хотим наладить более тесный контакт с узкопрофильными аудиториями — В2В, премиальной и так далее.

Пишите, звоните, мы всегда рады новым агентствам и новым возможностям. Наша команда идёт в ногу со временем, Естественно, для этого нужно постоянно пробовать что-то новое: и агентства, и технологии.

Вам лично часто пытаются что-то продать вхолодную?

Маленькие агентства всегда стучатся, в почте очень много таких запросов. Например, к нам часто обращаются программатики. Мы их всех отдаем в наше агентство и тестируем. Если программатик показывает результат, то оставляем его в нашем пуле.

В общем, попасть в наш медиаплан легко, но лучше стараться это делать в сентябре, когда стартует медиапланирование. В течение остального года это сделать немного сложнее.

Многие агентства вкладывают силы в пиар: публикуют статьи, пишут кейсы, выступают на конференциях. Вы обращаете на это внимание?

Всегда интересно послушать экспертное мнение коллег по цеху. Мы с большим удовольствием ходим по конференциям, слушаем, как реализуют тот или иной проект, что-то черпаем для себя.

Есть крупные конференции, которые регулярно посещает вся команда. Поэтому да, это, безусловно, полезно.

Следите ли вы за сменяемостью кадров у агентства? Мы сталкиваемся с отзывами заказчиков, что когда «удобный» менеджер увольняется, то клиенту приходится заново привыкать к другому человеку и выстраивать с ним процессы.

Когда тебя ведёт хороший аккаунт, он знает все нюансы, имеет доступ ко всем кабинетам, знает, как бесшовно всё запускать, понимает внутренние требования заказчика к креативам, срокам, введению самой кампании, отчётности.

И если он уходит, то это неудобно. Но подобное у нас случается крайне редко, и на его место сразу приходит равнозначная замена.

Просите ли вы отзывы про агентства по сарафанному радио?

Про крупных игроков и так всё известно. Они как на ладони: можно и в интернете про них почитать, и попросить фидбэк у других коллег. С маленькими агентствами сложнее, но мы тоже собираем обратную связь с рынка.

Следуя напутствию известной поговорки, я предпочитаю доверять, но проверять. Например, мы не подписываем договор «на все деньги», а сначала проводим тестовые размещения, предлагаем небольшие кейсы, смотрим на сильные и слабые стороны подрядчика и только после этого принимаем решение о дальнейшем сотрудничестве.

На что не нужно смотреть при выборе подрядчика? Давайте представим, что вы даёте совет коллеге, у которого меньше опыта, чем у вас.

Это вопрос задачи.

Если задача крупная, то смотреть нужно на всё!

Если это какое-то небольшое размещение, то один из маловажных факторов — количество сотрудников в штате агентства.

Маленькие агентства могут оказаться более мобильными и гибкими: если результат их работы понравится клиенту, он придёт к ним ещё раз. Они за клиента держатся, и в этом случае даже несколько человек могут сделать работу не хуже, чем крупное агентство с большой командой. Будут землю рыть и ночами не спать, но пойдут до последнего.

Вы доверяете агентству, которое приносит свою техническую и рекламную экспертность. Скажите, пожалуйста, а чему вы и ваша команда можете, в свою очередь, научить агентство, которое с вами работает?

Наверно, грамотному подходу к чётко поставленным задачам, строгому соблюдению сроков, ответственности за то, что делают. Если мы говорим, что что-то нужно завтра, то это нужно завтра — не послезавтра и не через неделю. Мы требовательные, но лояльные. С нами всегда можно договориться.

Здравый подход лучше эмоций. Всегда есть решение.

Как вы думаете, допустимо ли иметь более тесные отношения с подрядчиками? Например, можно ли переходить на «ты»?

Мы с агентствами не близкие друзья, но хорошие приятели. У нас сначала идёт общение на «вы», но аккаунты между собой на «ты». В целом это неплохо: когда общаешься с человеком на «ты», какие-то вопросы можно более быстро и безболезненно решать.

Бывают моменты, когда подрядчик старается, но бутылочное горлышко возникает на стороне заказчика. Например, агентство просит поставить на сайт код, а разработчики компании загружены и говорят, что могут сделать это только через квартал. У вас такое бывает? Если да, что вы делаете в этих случаях?

Конечно, бывает. Мы крупный банк, но стараемся максимально помочь агентству, если это необходимо для конечного результата.

Если нам действительно нужно поставить счётчик на сайт, и мы понимаем, что сами это не можем сделать, — будем звонить в соответствующее внутреннее подразделение банка и просить о помощи.

Если нужно, будем делать это и после работы, и в выходные. На самом деле как агентство, так и банк, мы с двух сторон заинтересованы в том, чтобы кампания была реализована качественно и в срок. Если без этого счётчика, например, не будут считаться важные метрики, а нам нужно их посчитать для успеха проекта, то мы сделаем всё, чтобы помочь агентству.

Часто агентства боятся, что крупные заказчики у них переманят толковых сотрудников. Как вы относитесь к хантингу?

Мы с большим азартом пытаемся переманить тех ребят, у которых экспертность зашкаливает. (Смеётся.)

Но вы сами понимаете, что везде своя специфика. Газпромбанк — это большая, стабильная организация. А в агентствах ребятам порой просто интереснее: сегодня они могут погрузиться в один проект, завтра — совсем в другой. Многим профессионалам нравится такое разнообразие.

Финальный месседж: что бы вы хотели передать подрядчикам?

Если готовите коммерческое предложение, попробуйте поставить себя на место клиента, погрузиться в его продукт, бизнес-процессы, понять конечную цель. Мне кажется, максимально релевантный и эффективный результат дает именно такой въедливый подход. Ведь в этом случае чувствуется, что заказчик и исполнитель говорят на одном языке и с полуслова понимают друг друга.

Мы продолжаем серию интервью с ЛПР-ами компаний разного профиля.

А все интервью с клиентами за 2022 и 2023 годы — с Hoff, МТС, Детским миром, Burger King, Кофеманией, Пятёрочкой, Перекрёстком, Петровичем, Самокатом, СДЭК-ом, ЮMoney, Модульбанком, Дикси, Мегапланом, СберАвто, Simple, Космобьюти, Timepad и другими компаниями — мы положили в подборку с удобным рубрикатором.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '4d01402a-a742-567b-a3e3-b52c73669cd0', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
8 комментариев
Написать комментарий...
Станислав Сухарев

Небольшое агентство с козырями - это что-то новенькое!

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета
Автор

Думаете, не бывает такого?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Одинцов

Бывает, но не так часто

Ответить
Развернуть ветку
Ms. Sapfy

Норм

Ответить
Развернуть ветку
Саша Нудный

А я/мы его ждали.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Яковлева

Для этого направления рекламы Газпромбанка, наверное, больше подойдет агенство, которое специализируется на креативе?

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета
Автор

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
kоpetаn

Газпрому на эффективность плевать. Они бюджеты бюджетные осваивают.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда