Гайд по креативному мышлению для бизнеса: что такое, зачем нужно и как работает. Объясняем на осьминогах

В любом деле бывают ситуации, когда идея нужна срочно, но вдохновения нет. Нужен мощный и яркий ребрендинг? Хотите «вкусно» упаковать и продать продукт или услугу? На помощь придет креативное мышление. Читайте, как стать подлинным новатором в своей сфере и генерить нестандартные бизнес-идеи. Описываем методики и даем список работающих техник.

Гайд по креативному мышлению для бизнеса: что такое, зачем нужно и как работает. Объясняем на осьминогах

На связи Владимир Давыдов — один из основателей StickPeek. Мы делаем мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников.

Недавно мы делали мерч для креативного агентства MullenLowe и решили пригласить ребят обсудить приемы творческого подхода к работе.

Представьте, что вы решили повысить привлекательность сайта или приложения за счёт фичи, которой нет ни у кого. Но иногда решение сложной задачи или работа над новинкой на рынке заходят в тупик. Привычные подходы перестают работать – нужно отказываться от шаблонов и строгих схем. И здесь можно обратиться к креативному мышлению.

Ребята из MullenLowe поделились с командой <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstickpeek.ru%2Fcorporate%3Futm_source%3Dvc_mullenlowe&postId=846425" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">StickPeek</a> секретами творческого процесса
Ребята из MullenLowe поделились с командой StickPeek секретами творческого процесса

Содержание

Креативное мышление: что такое, зачем нужно и как работает

Мыслить творчески – значит уметь находить эффективные, но неочевидные концепции и отклоняться от привычных методов работы. Такой тип мышления можно развивать.

Нужно срочно решить нестандартную задачу? Попробуйте применить техники креативного мышления
Нужно срочно решить нестандартную задачу? Попробуйте применить техники креативного мышления

Креативить – не значит действовать наугад, забыв про планирование и стратегии. Чаще всего творческие методы в бизнесе применяют, когда нужно «выйти за флажки», форсировать достижение нестандартного результата. Вы должны четко понимать, какую пользу принесет временный отказ от логики.

Давайте рассмотрим основные техники, которые используются компаниями для стимуляции креативности.

Латеральное мышление

Метод латерального мышления – кардинальная смена точки зрения на задачу, попытка взглянуть на проблему со всех сторон. Это – противоположность логическому мышлению, которое ограничивает новаторские решения жесткими рамками. Термин был придуман британским психологом Эдвардом де Боно. По этой теории самый простой ответ не всегда является правильным.

Автор концепции латерального мышления – Эдвард де Боно
Автор концепции латерального мышления – Эдвард де Боно

Если логическое мышление основано на доказательстве и рациональности, то латеральное не ограничено буквально ничем. По мнению де Боно, логика не способствует появлению новаторских идей. Она помогает их развивать и дополнять.

Главный принцип латерального мышления – любое отношение к ситуации или предмету является одним из множества других вариантов. А изменение или «переворачивание» задачи помогает сломать привычные мыслительные конструкции и оторваться от оригинала. Чем дальше отрыв, тем более нестандартными могут быть предложения.

Один из самых известных результатов применения этого типа мышления в бизнесе – появление латерального маркетинга. Его основной принцип – разработка инновационных решений на основе имеющихся. В отличие от привычного маркетинга, где старые идеи просто улучшаются. Хороший пример – изобретение замороженной готовой пиццы. Идея могла появится через ответ на вопрос «Как человек может съесть пиццу, если он не хочет готовить или идти в кафе?».

Как развить латеральное мышление:

  • вместо того, чтобы думать о вещи или проблеме целиком, подумайте о ее свойствах: цвете, размере, поверхности, весе — или о ее части;

  • идите против мнения большинства — дайте отвергнутой идее шанс и подумайте, на чем она базируется и к чему приведет;

  • найдите простой и понятный аналог задачи. Придумайте для него решение, а затем вернитесь к первоначальной проблеме и оцените, какие варианты можно к ней применить;
  • используйте случайности. Для этого можно прогуляться в людных местах и отпустить мышление. После этого, организуйте мозговой штурм, придумывая идеи, но не критикуйте их. Важно вспомнить, какие находки с прогулки можно применить к решению задачи, чтобы усилить идеи.

Что почитать для освоения методики:

Эдвард де Боно «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач», Филип Котлер «Латеральный маркетинг».

Дизайн-мышление

Этот метод также позволяет нестандартно подходить к достижению целей компании. Он был описан американским ученым Гербертом Саймоном в 1969 году в книге «Науки об искусственном». В отличие от других техник, дизайн-мышление в первую очередь уделяет внимание людям, а не бизнес-задачам.

Герберт Саймон – автор концепции дизайн-мышления
Герберт Саймон – автор концепции дизайн-мышления

Главные вопросы, которые задает человек, применяющий этот подход – «кто будет использовать продукт?» и «как это повлияет на жизнь пользователя?».

Для освоения дизайн-мышления можно тренироваться на проектах любого масштаба, главное – последовательно проходить все этапы. Нужно широко смотреть на жизненные ситуации и находить значимые решения. Этот метод позволяет быстро формулировать гипотезы, проводить тестирование и отказываться от создания ненужных продуктов.

Если говорить о примерах использования дизайн-мышления, можно вспомнить карту путешествия потребителя, разработанную банком ВТБ. На ней расписан обычный день клиента: от пробуждения, дороги на работу, офисных и личных дел, таких как перевод денег и покупки в супермаркетах до возвращения домой.

Так компания получила данные о том, в чём нуждаются их клиенты. Что для них ценно? Меньше платить за проезд, экономить на привычных тратах и при этом, не совершать никаких сложных действий. В результате у ВТБ появилась дебетовая карта со встроенной «Тройкой» и кэшбэком за поездки.

Этапы применения дизайн-мышления

  • начать следует с эмпатии. Здесь вы наблюдаете за людьми, для которых предназначен проект или продукт. Ищете дополнительную информацию о том, как они живут и что им нужно;
  • для анализа и определения проблемы необходимо обработать собранную информацию и сформулировать инсайт, который будет включать желания и страхи людей;
  • затем нужно выбрать проблему, которую требуется решить; .
  • после этого идет процесс генерации идей по решению проблемы. Затем выбирается самый удачный вариант;
  • покажите прототип продукта пользователю. Это может быть рисунок, демоверсия приложения или тестовая модель;
  • наконец, предложите клиенту воспользоваться продуктом и дать фидбек во время тестирования.

Если на этапе тестирования пользователь скажет, что продукт ему не подходит, это – отличный результат использования дизайн-мышления. Так вы узнаете, на что точно не надо тратить время и силы. Если пользователь скажет, что продукт ему нравится, значит, решение найдено и можно праздновать победу.

Что почитать для освоения методики:

«Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна, Жанна Лидтки и Тим Огилви «Дизайн-мышление для менеджеров».

ТРИЗ (сокращение от «теория решения изобретательских задач»)

Тут осьминог хорошо иллюстрирует изобретательскую идею. Он отличный изобретатель, ведь у него все щупальца растут из головы. Mullenlowe
Тут осьминог хорошо иллюстрирует изобретательскую идею. Он отличный изобретатель, ведь у него все щупальца растут из головы. Mullenlowe

Теория немного замороченная, но научно обоснованная и эффективная – ею пользуются такие компании, как Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, «Русал», General Electric, «Северсталь», «Ростех», «Росатом» и др. Например, в Samsung пользуются принципами ТРИЗ с 2000-х годов. И уже в первые годы теория помогла снизить внутренние расходы на более чем 100 миллионов долларов, сократила время на придумывание технологических новинок, а затем – вывела корпорацию в лидеры по изобретениям.

Автор ТРИЗа — советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер. В основе метода – структурированный подход и инструменты для творчества и поиска нестандартных вариантов. По этой теории, решение нетривиальной задачи требует выявления и устранения противоречий между уже существующими идеями.

Изобретатель Генрих Альтшуллер, создатель ТРИЗ
Изобретатель Генрих Альтшуллер, создатель ТРИЗ

Шаги решения задачи по ТРИЗ:

  1. Сформулируйте задачу.

  2. Укажите противоречия, которые нужно устранить.
  3. Опишите идеальный результат.
  4. Определите ресурсы.
  5. Примените приемы для решения.
  6. Проанализируйте результаты.

Специалисты по ТРИЗ советуют в начале определить проблему и ее первопричину. Затем, понять к какой сфере деятельности относится задача и как с ней разобраться. В теории есть более 40 приемов и принципов, которые можно применять для поиска инновационных решений, например – изобретение новой бизнес-модели. Все они описаны в работах автора ТРИЗ Генриха Альтшуллера.

Что почитать для более подробного знакомства:

Г. С. Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ» и другие книги автора, Ю. П. Саламатов «Как стать изобретателем».

Несколько техник для креативного решения задач

Начните ваши творческие поиски с наброска идеи. Старайтесь не ограничивать фантазию
Начните ваши творческие поиски с наброска идеи. Старайтесь не ограничивать фантазию

Любая самая гениальная работа начинается с идеи, драфта. Чаще всего именно так – немного нелепо и смешно выглядит первая визуализация проекта. Сначала агентство показывает черновик. Обычно клиенты сразу бросаются давать детальные комментарии. Вот здесь нужно подвинуть, изменить фон и т.д. Сотрудники агентства хором говорят – это драфт, не нужно воспринимать его как конечный результат.

MullenLowe

Мозговой штурм

Думаем, обсуждаем, выдвигаем идеи. Собираемся командой и креативим. MullenLowe
Думаем, обсуждаем, выдвигаем идеи. Собираемся командой и креативим. MullenLowe

Отличный способ предложить несколько решений для вашего проекта. Вы разработаете и рассмотрите множество идей и сможете выбрать лучшую.

Мозговые штурмы особенно эффективны в больших командах: чем больше людей, тем больше идей. Смело подключайте к процессу даже тех, кто не участвует в проекте. У таких сотрудников другая точка зрения и отличные от ваших подходы к проблеме. Поэтому у них могут быть интересные предложения.

Перед началом штурма определите его цель и объяснить группе, зачем нужны новые идеи. Задавайте открытые вопросы, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого. Не приходите с готовым планом или концептом, иначе групповые инновации останутся незамеченными.

Чтобы начать работу, попросите каждого озвучить свою идею и активно слушайте, что скажет каждый. Записывайте все предложения на большой доске или листе бумаги. Важно гарантировать, что каждый получит возможность поделиться своим мнением. Рассмотрите все концепции на одном уровне, сведите к минимуму критику.

При проведении штурма с большим количеством коллег трудно удержаться на одном уровне и не потерять время. Идеальное решение – разделить слушателей на небольшие группы и направить каждую из них на определенную тему. После этого темы можно менять местами, а в конце собрать все идеи.

Любой проект на стадии подготовки проходит множество этапов. Осьминог иллюстрирует разнообразие задач и подходов каждого из сотрудников. MullenLowe
Любой проект на стадии подготовки проходит множество этапов. Осьминог иллюстрирует разнообразие задач и подходов каждого из сотрудников. MullenLowe

Метод «трех стульев»

Техника, изобретение которой приписывают известному мультипликатору Уолту Диснею. Этот творческий подход предполагает выработку нестандартных решений и их последующую критику.

Система подходит для начальных стадий проекта, когда необходимо понять: чего мы хотим достичь, какие методы будем использовать и какие проблемы могут возникнуть.

Три этапа метода:

  • предложение идей;
  • анализ их воплощения;
  • критика окончательных предложений.

На каждом этапе необходимо, чтобы каждый участник выступил в определенной роли – реалист, критик и мечтатель. Реалист нужен, чтобы воплотить планы на практике. Критик – для оценки и уточнения результатов. И, наконец, мечтатель нужен для того, чтобы придумывать новые концепции и описывать желаемые результаты.

Список вопросов

На самом деле, для получения результата нужно спрашивать и как можно больше. Это один из главных драйверов любого проекта. MullenLowe
На самом деле, для получения результата нужно спрашивать и как можно больше. Это один из главных драйверов любого проекта. MullenLowe

Взрослея, мы задаем все меньше вопросов, так как считаем, что уже все для себя объяснили. В этом – корень стереотипа о взрослых, как людях без воображения. Возможно, если бы мы задавали больше вопросов, наше мышление стало бы более образным. В этом может помочь техника контрольного списка. Суть её проста – составьте список вопросов, которые нужно задать перед началом работы.

В книге «Прикладное воображение» Алекса Осборна (создателя идеи «мозгового штурма») вы найдете около 75 вопросов, которые могут помочь родится новой классной идее. Советуем её прочитать, но для начала можно использовать несколько универсальных вопросов:

  • какие альтернативные решения проблемы можно предложить?
  • как бы вы изменили ситуацию, если бы у вас были неограниченные ресурсы?
  • какие вопросы вы бы задали, если бы ничего не знали о проблеме?
  • какие идеи могут возникнуть, если применить образное мышление?
  • какие аналогии или метафоры можно использовать для решения задачи?
  • какие решения могут быть вдохновлены другими отраслями или областями?
Когда нужно доработать проект после правок клиента, наш сотрудник говорит – давайте мы всё обсудим внутри и вернемся к вам. MullenLowe
Когда нужно доработать проект после правок клиента, наш сотрудник говорит – давайте мы всё обсудим внутри и вернемся к вам. MullenLowe

120 комнат

Этот подход отлично работает, когда у вас уже есть идеи для проекта, но их нужно больше или они проработаны не до конца. Нужно представить себе дом со 120 комнатами и заполнить каждую из них идеями — неважно, насколько абстрактными или необычными. Важно установить временной лимит на заполнение всего дома — не более 30 минут. В конце можно обсудить собранные варианты и выбрать наиболее подходящие.

Шесть шляп мышления

Экстравагантный метод от уже знакомого нам создателя концепции латерального мышления Эдварда де Боно. Этот подход предполагает надевание условных шляп разного цвета при принятии решений. Каждый головной убор – взгляд на ситуацию с определенной стороны. Шляпы может надевать как один человек, так и команда.

  • белая шляпа — факты, данные и информацию, которые уже есть или необходимы по теме;
  • «красная шапочка» – чувства, первое впечатление и интуиции;
  • черная шляпа – осторожность, взгляд с учетом возможных проблем и трудностей;.
  • желтая шляпа – логика, анализ преимуществ и ценности ситуации;
  • зеленая шляпа – раскрытие творческого потенциала, поиск шансов, идей и вариантов;
  • синяя шляпа – контроль над процессом.

Использование шляп позволяет исключить субъективное мнение и помочь принимать решения разумно, но творчески.

Когда проект обсудили, продумали, показали клиенту, наступает момент под названием «надо докрутить». Мы принимаем правки и начинаем докручивать. MullenLowe
Когда проект обсудили, продумали, показали клиенту, наступает момент под названием «надо докрутить». Мы принимаем правки и начинаем докручивать. MullenLowe

Плюс, минус, интересно

Цель этого метода — тщательно проанализировать идею и сосредоточиться на преимуществах, которые, возможно, не лежат на поверхности.

Возьмите лист бумаги и разделите его на три части: плюсы, минусы и интересное. Начните с перечисления положительных, затем отрицательных, и, наконец, интересные концепции. Так можно будет рассмотреть несколько точек зрения на проект и сделать обоснованный выбор.

А при чем здесь осьминоги?

Возможно, вы смотрели документалку на Netflix “Мой учитель – осьминог”. Режиссер десять лет наблюдает за этими головоногими и показывает нам, насколько это умные и творческие существа.

Поэтому неудивительно, что маскот MullenLowe – осьминог. Именно с ним агентство заказало сменные стикеры, а также чёрные худи от StickPeek – теперь ребята носят их на своих съемках и в офисе.

От первого лица: MullenLowe о творческом процессе, съемках и мерче

Стикеры отлично передают атмосферу на съемках. MullenLowe
Стикеры отлично передают атмосферу на съемках. MullenLowe

Мы заказали мерч прежде всего для коммерческих съемок.

Выбрали худи – это универсальный вариант для брендинга. На картинках-стикерах решили поместить как внутренние шутки компании, так и общие вещи, понятные любому человеку, знакомому с креативным процессом. И адаптировали все это к нашему осьминогу. Сами толстовки очень комфортные – на съемках в них удобно. Мерч привлекает внимание и отлично передает творческую атмосферу.

Мерч от <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstickpeek.ru%2Fcorporate%3Futm_source%3Dvc_mullenlowe&postId=846425" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">StickPeek</a> заказали для всех сотрудников Mullenlowe, а также – на подарки клиентам
Мерч от StickPeek заказали для всех сотрудников Mullenlowe, а также – на подарки клиентам

Мы предложили множество вариантов стикеров – никак себя не ограничивали. Посидели, пошутили, записали идеи, а потом проголосовали за лучшие и согласовывали разработку со всеми сотрудниками. В начале у нас было около 50 идей, но мы остановились на 9 креативах.

После этого искали стилистику. Сначала были просто наброски от руки, затем мы пришли к мультяшному стилю. Наш маскот изначально нарисован очень детализировано. Для мерча мы решили его упростить, выполнив в сдержанном стиле, так как визуально наше агентство – строгое, с доминированием черного и белого. Именно поэтому и толстовки выбрали черного цвета.

Мерч заказали для всех наших сотрудников – креативного и отдела продакшена, а также – на подарки клиентам. Последнее – очень важно, так как одна из идей была объединить команды агентства и заказчика.

Обычно наши съемки получаются драйвовыми и самодостаточными. За один проект рождается десяток мемов. Мы собираем их и планируем использовать дальше для создания новых осьминогов.

Если говорить в целом – стикеры помогают коммуникации. Иногда уже и говорить ничего не надо – всё есть на картинке. Теперь планируем создавать новых осьминогов, но уже тематических, под определенные праздники, например, новогодний корпоратив.

В заключение

Описанные креативные методы помогут прокачать творческое мышление как ваше, так и команды в целом. Они позволяют принимать нестандартные решения, создавать уникальные продукты и контент. Отказ от шаблонов и развитие творческого потенциала сотрудников помогут компании отстроиться от конкурентов, оптимизировать процессы, улучшить клиентский опыт и повысить прибыль и в конечном счете повысить прибыль.

А если вы хотите создать крутой мерч со сменными стикерами, то пишите нам в StickPeek. Для каждого проекта мы находим своё решение.

Команда StickPeek всегда рядом, и мы готовы креативить, обсуждать и воплощать в жизнь любые ваши фантазии

А вы используете в своей работе методы креативного мышления? Делитесь своим опытом и мнениями в комментариях.

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181

erid: 2VtzqvEfqc6

5858
80 комментариев

Всю жизнь вижу пару "Мозговой штурм" и при этом "штормим". Объясните, плиз, как это работает. Почему не "штурмуем" или хотя бы не "штурмим". Сенкс ин эдванс ;)

6
Ответить

Потому что с англ. Brainstorm - мозговая буря, мозговое безумие.
По аналогии, "штормить" более верно. Если в толще воды есть ценные вещи, то после шторма они будут на поверхности. "Штормим" - устраиваем шторм, в ходе которого всплывут ценные идеи вперемешку с гавном и палками, а там уже выберем, что нам надо.

А вот откуда появился "штурм", вот это интересно)

2
Ответить

Это очень интересный вопрос! Мозговой штурм взят с кальки с английского языка. При этом в русском штормим в креативной среде используют по созвучию и яркому образу. Можно понять, штурмуем — звучит довольно агрессивно, штормим яркий образ, хорошо подходит к самому принципу принятия множества идей

Ответить

Статья огонь! Сам учусь в Финке на факультете бизнеса. Рад, что мы все эти методы проходим прямо на первом семестре. Не представляю, как можно работать с продуктом без этого)

4
Ответить

Спасибо! Согласен 100%, в бизнесе и маркетинге без этих инструментов вообще никуда. Вы проходили еще какие-нибудь интересные модели? (Набираем материал на новую статью)))

Ответить

Креативное мышление нужно постоянно подпитывать , нужен широкий кругозор , желание обучаться и чем-то интересоваться

2
Ответить

Получается, чем больше мы знаем, тем больше пищи получает наше воображение

2
Ответить