5 когнитивных эффектов для [манипуляции] управления вниманием в обучении

Когнитивные эффекты — это ошибки в мышлении, которые искажают мироощущение и влияют на наши суждения. Они влияют на то, как мы воспринимаем информацию. Понимание когнитивных эффектов поможет распознать некоторые маркетинговые уловки. А если вы разрабатываете обучение — использовать их, чтобы управлять опытом и вниманием пользователей. Как это делаем мы 😈

Эффект авторитета

Тенденция в большей степени зависеть от мнения авторитетной фигуры. Люди подсознательно принимают точку зрения лидера и предпочитают его альтернативам в спорных ситуациях.

Как использовать в проектировании обучения:

  • Приглашать в качестве спикеров топовых экспертов из компании. Сотрудники охотнее доверяют мнению «своего» лидера, на которого равняются и в повседневной практике.
  • Добавлять в программу блок с рекомендациями. Если вставить в начало курса обращение от топ-менеджера компании, в котором он расскажет, чем сотрудникам будет полезно обучение, это снизит внутреннее сопротивление человека перед первым действием.

Например, эффект авторитета сыграл, когда рэпер Тимати открывал бургерную Black Star Burger: люди стояли в очереди несколько часов, чтобы съесть блюдо от музыканта. Хотя готовил их не Тимати и стоили они как чугунный мост.

Когда мы обновляли программу обучения для топ-менеджеров Сбербанка «Лидер-клуб», то в качестве спикеров пригласили ведущих экспертов компании. Представители целевой аудитории сказали, что больше доверяют им.

5 когнитивных эффектов для [манипуляции] управления вниманием в обучении

Функциональная закреплённость

Если человек привык использовать предмет каким-то одним способом, ему будет сложно применить его по-другому. Например, мы привыкли, что кнопка «вперёд» или «верно» находится в правой части экрана. Когда разработчики помещают её влево, начинается путаница.

Как использовать в проектировании обучения:

Учитывать при UX-разработке. На этапе UX-тестирования разработчики понимают, какое функциональное расположение привычно для людей, и делают интуитивно понятный интерфейс, который не будет отнимать когнитивный ресурс пользователя. Тогда всё внимание человека будет направлено на контент, а не на странное меню или личный кабинет.

Когда мы разрабатывали конструктор курсов для корпоративного обучения и собственных проектов, на каждом этапе проводили тестирование на аудитории. В результате спроектировали путь ученика на платформе так, чтобы он мог без подсказок разбираться в программе, проходить обучение и видеть прогресс.

Иллюзия новизны

Вера в то, что вещи, которые мы заметили только недавно, на самом деле новые. Это искажение часто используют, чтобы создавать «новое» из «старого».

Как использовать в проектировании обучения:

  • Реорганизация старого контента. Перед новой разработкой обучения можно провести ревизию того, что есть сейчас. Часто из этого получается собрать базу и сэкономить ресурсы.
  • Обновление интерфейса. Если взять старую LMS, обновить в ней цвета, шрифты и оформление материалов, получится новый и более приятный в использовании интерфейс. При этом такая разработка не потребует больших ресурсовложений.

IT и продуктовые компании часто используют иллюзию новизны, когда выпускают ежегодные «новинки». Например, Microsoft Office присылает уведомления с «новыми возможностями офисного пакета» для работы. Под «новыми возможностями» скрываются те же инструменты, что были и раньше. То же каждый сентябрь делает Apple, когда выпускает «новый» айфон.

5 когнитивных эффектов для [манипуляции] управления вниманием в обучении

Иллюзорная корреляция

Эта иллюзия проявляется, когда люди видят тесную связь между переменными, которой на самом деле либо нет, либо она несущественная. Это происходит потому, что человек часто полагается на самое простое решение, не требующее когнитивных затрат. Если событие нужно чем-то объяснить, это с большей вероятностью будет что-то первое пришедшее на ум.

Как использовать в проектировании обучения:

«Позитивный» визуальный ряд. В начало обучения часто вставляют имиджевые ролики: про масштаб компании, успех сотрудников, карьеру. Так формируется неосознанная ассоцаиция: пройдёшь курс — станешь таким же уважаемым профессионалом, как тот «коллега» из видео.

Для программы «Новая высота» Росатома мы делали вовлекающую образовательную платформу. В самое начало поместили имиджевый ролик о компании, который сняли с учётом того, что сотрудники считают крутым в своей работе.

Анекдотическое свидетельство

Анекдотическое свидетельство — это короткий пересказ личной истории. Не путайте с юмористической зарисовкой. Люди склонны преувеличивать значение событий из своей жизни и приводить их в пример во время разговоров на отвлечённые темы.

Как использовать в проектировании обучения:

Примеры к теоретической части. В качестве аналогий плохо приводить «мультяшные» ситуации, которые вряд ли произойдут в реальности. Людям будет сложно соотнести их со своей жизнью. Лучше поговорить с сотрудниками и собрать фактуру из их практики. В таких примерах другие люди смогут узнать себя и лучше понять материал.

На принципе анекдотических свидетельств построен «Дневник трат» Т—Ж. Авторы рассказывают о типичной недели из своей жизни: все расходы, распорядок, маршруты. Читатели могут просмотреть «дневник» человека из той же профессии, с тем же доходом или из того же города, заметить негативные паттерны поведения и проработать их в своей рутине.

5 когнитивных эффектов для [манипуляции] управления вниманием в обучении

Как использовать эффекты восприятия в обучении

  • Привлекать к работе над контентом топовых экспертов из компании.
  • Изучать UX-путь пользователей и опираться на него при разработке интерфейса LMS.
  • Проводить ревизию «старого» образовательного контента и применять его в переработанном виде.
  • Показывать вдохновляющий визуал в начале обучения.
  • Иллюстрировать теорию реальными примерами из жизни сотрудников.
11
Начать дискуссию