Что такое продуктология и кто такие продуктологи?

Вводная

Всем привет! Я Павел Мельников, бизнес-стратег, продуктолог. В данной статье изложу свои мысли о том, что такое продуктология? Мне кажется, данная тема не до конца понятна и раскрыта на сегодня.

Продуктологию путают с более локальными дисциплинами и подходами. А по своей сути она более масштабна, широка и глобальна, это часть «двигателя» прогресса и развития, помимо капитализма:) Она помогает формированию новых продуктов и услуг, изобретению новых технологий и даже созданию целых отраслей промышленности.

Например, благодаря продуктологии мы можем использовать масштабные онлайн-сервисы, которые значительно упрощают покупки и экономят время. Более того, современные подходы продуктологии значительно сокращают время между появлением новой технологии и её широким применением в массовом производстве.

Что такое продуктология?

Продуктология — наука о создании продуктов, их управлении, продвижении и анализе полученного блага потребителями, обществом. Продуктология охватывает множество бизнес-процессов компании и профильных подходов: маркетинг, брендинг, дизайн, технологии, производство, продажи. Она играет ключевую роль в современном бизнесе, помогая компаниям создавать продукты, которые соответствуют требованиям и ожиданиям общества на динамически меняющейся конъюнктуре рынка, трендов, технологий.

Что такое продуктология и кто такие продуктологи?

Продуктология позволяет бизнесу:

  • Существенно сократить риски при разработке новых продуктов и услуг благодаря использованию различных фреймворков, подходов реализации проектов и инструментов;
  • Улучшить качество, функциональность и конкурентоспособность продуктов, на основе глубокого понимания и анализа потребностей клиентов, бенчмарков;
  • Сократить время, стоимость разработки и выпуск продукта, уменьшив количество исправлений и доработок благодаря правильному планированию;
  • Максимизировать прибыль от продуктов, поскольку они нацелены на решение конкретных проблем клиентов, что приводит к увеличению продаж и повышению уровня лояльности.

Продуктология — это относительно молодая область знаний, которая появилась в середине 20 века, когда производители начали осознавать, что успех продукта зависит не только от его качества, но и от того, насколько хорошо продукт соответствует потребностям рынка.

Ключевые вехи в развитии:

1950 годы — начало развития продуктологии как науки о товаре и процессе его создания.

1960 годы — введение важности исследования потребительских предпочтений при создании продуктов.

1970 годы — рост популярности и применения методов маркетинга и исследований рынка в продуктологии.

1980 годы — появление компьютерных технологий и ПО для анализа продуктов и рынков.

1990–2000 годы — расширение сферы влияния продуктологии на различные отрасли и индустрии.

2000–2010 годы — развитие методов аналитики больших данных и исследования пользовательского опыта (UX) в продуктологии.

2010–2020 годы — рост значения цифровых продуктов и услуг, а также агильных методологий разработки продуктов.

Кто же такие продуктологи?

Как правило, продуктолог — это сотрудник, который совмещает сразу несколько профилей: маркетинг, менеджмент + что-то отраслевое (в зависимости от специализации и направления компании: FMCG, промышленность, ИТ, медицина и т. д.) .

Продуктологи отвечают за разный функционал и у них должен быть разный уровень ответственности, например, в ИТ-индустрии, продуктологи — это чаще всего владельцы продукта (Product Owner) или менеджеры продукта (Product Manager) . В FMCG-сфере, продуктологи это маркетологи, продуктовые маркетологи, продукт-менеджеры.

Очень часто компании, чтобы закрыть «кадровые дыры» и экономить ресурсы, публикуют вакансии, где один сотрудник, например маркетолог, отвечает за функционал сразу нескольких ролей, а получает зарплату за одну. Это кончено же сказывается на эффективности работы и «изнашивание» кадровых единиц.

Главное отличие хорошего продуктолога и его сильная сторона — это экспертиза, которая позволяет ему выстраивать эффективную стратегию по созданию продукта, его внедрению на рынок, продвижению и развитию.

Что такое продуктология и кто такие продуктологи?

Хороший продуктолог имеет компетенции в управлении проектами, маркетинге, брендинге, дизайне. У него хорошо получается совмещать аналитические навыки с творческими способностями и умеет мыслить нестандартно. Хороший пример продуктолога, конечно же, Стив Джобс!

Главные инструменты продуктологов — это различные методологии и фреймворки.

Перечислю без подробного описания, есть множество других статей, описывающие данные подходы подробнее.

Что такое продуктология и кто такие продуктологи?

Lean Startup

Метод используется менеджерами для создания и запуска инновационных продуктов и услуг, основываясь на методах принципов минимальной жизнеспособности (Minimum viable product — MVP) и поиска продуктового канала (Product/market fit) .Фреймворк помогает обойти многие риски и проблемы, с которыми сталкивается новый продукт.

Design Thinking

Подход к разработке продуктов, основанный на использовании эмпатии и понимания потребностей и проблем пользователей. Этот фреймворк активно используется на различных этапах разработки продукта — от исследования рынка и создания концепции, до дизайна и тестирования.

Agile

Методология разработки, которая нацелена на более быструю и гибкую доставку продукта на рынок за счет разбивки процесса на короткие итерации и принципа приоритетности. Продукт-менеджеры используют Agile для улучшения коммуникации между командами и заказчиками, ускорения процесса разработки и снижения рисков. Активно используется в ИТ-индустрии.

Business Model Canvas

Business Model Canvas — это инструмент, который помогает продуктологам описывать основной бизнес-модель, оценивать ее эффективность и находить пути ее улучшения. Этот фреймворк широко используется для определения сегментов рынка, пользователей, ценности продукта и источников дохода.

Product Roadmap

Инструмент для планирования и управления продуктовой стратегией, который помогает продуктовым менеджерам делать длинно-срочные планы.
Product Roadmap помогает определить основные функциональности продукта и установить приоритеты разработки, намечая конкретные цели и задачи на определенный период времени.

Jobs-to-be-Done (JTBD)

JTBD — это фреймворк, который помогает продуктовым менеджерам сфокусироваться на решении задач и проблем пользователей.
JTBD используется для определения конкретных задач, которые пользователь пытается решить, и поиска решений, которые наилучшим образом помогут ему в этом.

Product-led Growth (PLG)

PLG — это стратегия развития продукта, основанная на использовании самого продукта в качестве основного канала маркетинга и привлечения новых пользователей. Подход активно используется в компаниях, которые ценят опыт пользователя и уделяют большое внимание улучшению продукта.

Kano Model

Метод, который помогает продуктологам определить наиболее важные функциональности продукта для пользователя и понять, как именно эти функциональности будут взаимодействовать с остальными элементами продукта. Этот фреймворк устанавливает соотношение между качеством продукта и его затратами.

Каждый из этих подходов и методов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор подходящего зависит от отрасли и специфики бизнеса, целей и задач команды продуктового менеджмента. Это далеко не полный список, есть еще и другие… Буду признателен если напишите в комментариях какие вы знаете и применяете на практике.

Заключение

Важно понимать, что продуктология не ограничивается исключительно разработкой продукта, правильный подход нацелен на улучшение качества жизни людей и развитию общества в целом. Разработка и выпуск новых продуктов, которые помогают людям жить удобнее, безопаснее, здоровее и улучшать свои знания и навыки, напрямую способствует повышению уровня жизни и образования населения. Например, новые технологии и инновации в медицине могут способствовать улучшению здоровья людей и продлению их жизни, современные сервисы онлайн-образования дают возможность обучаться удалено и по консервативным ценам, развитие технологий в средствах передвижения людей (самокаты, велобайки и прочий транспорт) развивает мобильность, экономит время пользователя и обеспечивает потребность в создании дополнительных транспортных дорог и узлов.

А что думаете вы?

Уважаемые читатели, спасибо за внимание. Надеюсь данная статья была вам интересна и полезна:)

55
5 комментариев

Ты продакт менеджеров назвал другим словом и рассказал о них? Ведь так?

Ответить

На первый взгляд кажется так, но если подумать, продукт менеджер - это специалист, все же ответственный за управление жизненным циклом продукта от его идеи до вывода из производства. Он фокусируется на управлении разработкой, планировании, маркетинге и управлении стоимостью продукта. Продуктолог - это эксперт, который обладает большими компетенциями чем продакт...просто таких экспертов крайне мало, а всех проще воспринимать продактами.
А в нашей действительности продакт бегает между отделами, вечно в цейтноте и дедлайнах и по факт исполняет больше административную функцию...ну и тумаки получает один за всех, так тоже проще.

Ответить

«Продуктология» — это "проктология", только в управлении продуктами?:)
А какое у тебя определение продукта? Просто считается, что продуктовый подход был до концепции маркетинга.:)

Ответить

Поздравляю! вы первый в списке с шуткой про "проктолога") концепция маркетинга появилась после сбытовой ориентации бизнеса на рынок после 50-х годов, появились понятия клиенто-ориентированного подхода, тогда и появились первые предпосылки продуктологии, мое мнение)

1
Ответить