{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать, если вы или ваш пиарщик написали статью, а СМИ не хотят её публиковать

Разбираю 7 ситуаций, когда редакции отказываются брать материал, и рассказываю, что в каждой из них делать, чтобы текст увидел свет

Привет, это Лена Комарова из PR-агентства Gate.

Почти во всех изданиях экспертные колонки и новости можно опубликовать бесплатно: даже в Forbes есть нужда в классных экспертных материалах. Однако часто успех с первой попытки не достигается: журналисты игнорируют, отвечают сухим «нет» или дают контакты коллег из коммерческого отдела.

Ниже о том, почему так происходит и что делать, чтобы ваш материал всё-таки взяли.

Ситуация 1. Вы предложили журналисту идеи статей, а он перенаправил вас к менеджеру по рекламе

Было такое, что вы потратили кучу времени, чтобы придумать, о чём писать от лица бренда в СМИ, а когда наконец пришли с идеями в редакцию, вас послали? Мол, во всех ваших темах прослеживается личный интерес компании и бесплатное такое публиковать нельзя.

Что делать

Уточните у журналистов, что именно его смущает в предложенных темах — возможно, ему нравятся направления, а не подходят просто сами формулировки. Однако если вы сами поняли, что перегнули палку с «рекламностью», мучить редактора расспросами не стоит.

Извинитесь за потраченное время и аккуратно поинтересуйтесь, можно ли ещё подумать над темами и предложить другие варианты. В 99% случаев ответит будет — «да, ок, возвращайтесь».

Ситуация 2. Журналист на все предложенные темы статей ответил: «Неинтересно»

Иногда редакторы могут быть непреклонными в выборе темы для будущего материала: показываешь и пять, и десять, и пятнадцать тем, а им всё не то. А главное, непонятно, что именно не нравится. Сообщения от журналистов в духе «Спасибо, в этот раз пропустим» пиарщикам снятся в кошмарах.

Что делать

Попросите по-человечески объяснить, что не так с темами. Выбирайте формулировки помягче и делайте акцент на том, что обратная связь поможет вам больше не тратить время редактора на нерелевантные темы.

Если человек не готов объяснять, что с темами не так, найдите контакт другого редактора, изучите, за редактуру по каким направления он отвечает в издании и предложите темы, которые с этими направлениями мэтчатся.

Ситуация 3. Вашу колонку готовы взять два конкурирующих СМИ

Даже на журфаках учат тому, что тексты на одну и ту же тему нельзя предлагать нескольким редакциям одновременно, но ошибки случаются у каждого.

Что делать

Если два редактора ответили одновременно, сравните охваты и аудитории изданий, а далее выберите более релевантное вашей компании. Редактору второго издания стоит чистосердечное признание и предложить уникальные темы, которые точно никому раньше не отправлялись.

Если же ответил сначала один редактор, и вы уже успели взять текст в работу, а через несколько дней — второй, то выбора здесь нет. Слёзное сообщение отправьте тому редактору, что ответил позже.

Главное — говорите редактору правду, не нужно придумывать отмазки. Риск испортить отношения с человек всё равно останется, но так вы хотя бы останетесь порядочным в его глазах.

Ситуация 4. Журналист сначала согласовал тему статьи, а когда вы прислали готовый текст — дал заднюю

Бывает и такое, что вы вложили много времени и усилий в создание текста, отправляете его наконец редактору, а в ответ — отказ. Причин на такую резкую смену настроения может быть несколько:

  • материал получился реально плохим: много воды, откровенная реклама компании — в общем, текст про всё хорошее и против всего плохого
  • тема перестала быть актуальной: из-за принятия новых законов и военных конфликтов в последние полтора года такое встречается достаточно часто
  • у редактора поменялись планы: он мог уволиться, поменялся редакционный контент-план или конкуренты прислали похожий текст раньше — вещи, которые нельзя предугадать.

Что делать

Шаг 0 — попросить у редактора честный фидбек на текст. Когда будет известна причина отказа, можно действовать дальше.

Если проблема в качестве текста, то попросите у редактора ещё одну попытку всё исправить. В 95% случаев он согласится. Уберите из материала всё, что может показаться рекламой, добавьте фактуры и реальных примеров.

Если причина отказа в неактуальности темы, и вы понимаете, что это объективно, то тогда остаётся отложить текст до лучших времён, а пока предложить редактору написать статьи на новые темы.

Если же изменился редакционный план, то попробуйте предложить ваш текст другому изданию. В этом случае при питчинге лучше опустить подробности всей его истории (что сначала вы готовили для одних, они отказались, а теперь предлагаете другим).

Ситуация 5. Журналист согласовал тему статьи, но перестал отвечать на дальнейшие сообщения

Иногда вы вечность согласовываете с журналистом тему колонки, получаете от него заветное «да», а после он перестаёт отвечать на ваши сообщения, игнорирует все вопросы по тексту и аккуратные напоминания.

Считать редактора потерянным можно после безответных трёх-четырёх напоминаний о себе. Если в течение целого месяца у человека не нашлось времени вам ответить, то уже, скорее всего, и не найдётся.

Что делать

Писать во все соцсети и мессенджеры или звонить на личный номер не нужно. Сохраните хорошие отношения с редактором, даже если в моменте очень обидно за потраченное время.

Попробуйте найти другого редактора из того же издания, объяснить ему ситуацию и показать уже готовый материал. Найти контакты можно на сайте медиа в разделе «Контакты» или «Редакция» или в соцсетях с синим логотипом, для которых нужен VPN.

Ситуация 6. Журналист требует информацию, которую вы не хотите давать

Иногда журналисты готовы опубликовать колонку, если вы поделитесь эксклюзивными подробностями о событиях, которые упоминаете в текст. Либо они могут запрашивать подтверждение каких-то фактов документами, не предназначенными для публикации.

Что делать

В первую очередь, уточните у журналиста, будет ли публиковаться чувствительная информация. Если ответ положительный, объясните — почему вы не готовы открыто её раскрывать. В качестве альтернативы предложите те данные, которыми вы готовы поделиться.

Часто бывает так, что секретная информация нужна только для личного понимания редактора (мол, понять, а не врёте ли вы): тогда он открыто скажет, что в публикацию ничего не пойдёт. В этом случае решение всё равно остаётся за вами, но на личном опыте могу сказать, что журналистам скорее можно доверять, чем нет.

Ситуация 7. Вам нужно внести правки в уже опубликованный текст

Круги согласования пройдены, материал ушёл в публикацию — и вдруг выясняется, что в материале неверно написано имя одного из ЛПР-ов и указаны цифры, которыми нельзя делиться до собрания инвесторов.

Что делать

Как можно скорее писать журналисту письмо с просьбой подправить нужные моменты и объяснением, почему это важно сделать и что лично вам будет, если оставить текст в том виде, как он выглядит сейчас (вариант в духе «памагите, иначе меня завтра уволят» — норм).

Если пропустить часть с объяснением, то правки затянутся надолго: любому редактору лень вносить изменения в уже опубликованные тексты.

Если я забыла упомянуть другие рабочие способы или у вас есть топ-истории про отказы журналистов, рассказывайте о них в комментах :)

А если вам нужна консультация по публикациям в СМИ и PR в целом, то мой Telegram — @lnkmrv

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Максим Федоров
Главное — говорите редактору правду, не нужно придумывать отмазки.

Правда — тоже отмазка. Итого имеем: набор отмазок, нужно выбрать лучшую, ваш совет "не придумывать" на чем основован (кроме использования рядом со словом "отмазка"?

но так вы хотя бы останетесь порядочным в его глазах.

так порядочным можно остаться и придумав лучший вариант отказа, верно и обратное — правдивая может испортить и потерять порядочность

...
так что добавлю: хорошо делай/отмазывайся, плохо не делай/не отмазывайся :):):)

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Очень сложно, но спасибо за коммент, Максим))

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Вовк

А разве журналист имеет право требовать информацию, которой вы не хотите делиться

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

А почему нет? Иногда в статье бывает что-то в духе "топ-3 самых крупных компании в отрасли: наша, ХХХ и YYY", и чтобы подобное опубликовать, ему нужны пруфы от вас (цифры по доходам вашим и конкурентов), что это действительно так, а не выдача желаемого за действительное.

Всегда можно отказаться, но и риск получить отказ в публикации тоже увеличивается :(

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Лена, спасиб.

Если не секрет:
1. Каков % таких отказов у вас сейчас?
2. Какова самая частая причина отказа редакции СМИ в публикации?

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Марат, спасибо!

По ощущениям фидбека от проджектов, где-то с одной из 15 публикаций бывают проблемы. За последний месяц знаю, что одна не случилась, потому что редактор испарился, а был вообще единственным редактором в издании.

Самая частая причина отказа, когда уже текст написан — это либо отсутствие большого числа примеров из жизни компании (на неприятные какие-то тезисы), либо отсутствие аналитики (было пару раз, что клиент хочет материал условно про свою отрасль и свое видение рынка, а редактор хочет обзор глобальных трендов, для которого нужна действительно сильная фактура).

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Лена, ещё раз спасиб.
Нравятся конкретные ответы.

Дурацкие мысли по ходу: )

1. "Ох уж эта наука" — GATE )
"где-то с одной из 15 публикаций бывают проблемы."
→ т.е. вероятность беспроблемной публикации = 93, (3) %
→ это почти как в науке, так к 95% достоверности результатов стремятся)

2. "Управление гневом" — GATE )
было:
".. отсутствие большого числа примеров из жизни компании (на неприятные какие-то тезисы)..."..
стало:
" в процессе интервью сотрудники компании Х избавились от неприятных воспоминаний, потому что интервьюер от GATE задавал вопросы в духе "уверен, с ваши то опытом, вы много, что преодолели.. можно в этом ключе пару-тройку примеров на тему -не было бы счастья, да несчастье помогло-?"

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

:)) Ну тут еще, кстати, надо заметить, что процент проблемных публикаций зависит от уровня СМИ. При работе с размещением в tier-1 (РБК, Коммерсантъ, Ведомости, Forbes) сложностей обычно больше, редакторы требовательнее, отвечают сильно дольше.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Думаю, это временно )

Ибо обычно со временем опыт в системе нарастает → процент ошибок падает...

... и кто сказал, что нельзя сделать свои STAR GATEs?)..

... может, у вас в агентстве уже есть такой тарифный план?)

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Не очень поняла, про какой тарифный план речь)

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Это я нечётко написал.

Скорее, не тарифный план, а такой режим работы, когда клиент вам доверяет больше обычного.
→ ваша команда, не скованная +100500 согласованиями, жарит на полную..
→ работа идёт раз в 5-10 быстрее обычного
→ цитируемость клиента взлетает на первой космической..
→ и вот уже его известность проходит через звёздные врата "На 1000% эксперты и профи в доску"
→ прибыль клиента уходит в космос..
... → ну и ваша тоже, а почему нет?)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Цкриалашвили

Прибыль и пиар не сильно связаны, к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ярко

Как всегда четко и по делу. Спасибо за материал

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

А вам спасибо за комментарий 🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда