{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Позиционирование продукта. Алгоритм нахождения product-market-fit, чтобы снизить количество пивотов

Все знают, что надо найти позиционирование, но никто не знает как. Удача? Стечение обстоятельств? Есть ли какой-то framework, который с большей вероятностью позволит приблизить продукт к Product – Market Fit?

А если ты делаешь новый продукт? А если у тебя есть только примерная идея, у которой может быть множество конфигураций? С чего начать? Какое позиционирование выбрать, чтобы приблизить продукт к успеху? Позиционирование – это большое количество вопросов, в которых мы попробуем разобраться.

Так получилось, что все проекты, над которыми я работала как product manager, необходимо было найти позиционирование, при этом найти его с нуля. Это building from scratch.

И сейчас я строю стартап в сфере видео для eCommerce на американский рынок - новый продукт, новый рынок, много вариантов...

 Как выглядели мои попытки понять, какой именно продукт мне нужно делать

Все вопросы выше – вопросы, которые постоянно роятся в моей голове, как product manager стартапа, и ответы: которые я ищу перманентно. Поэтому в какой-то момент я пошла спрашивать менторов, других предпринимателей:

«Что такое позиционирование?»

«Как они его ищут?»

«Как они поймут, что нашли его?»

Я обнаружила, что никто толком не знает, что это такое. Что я слышала в ответ на свои вопросы про позициоинирование:

«Когда пойдут виральные продажи, и все будут говорить о продукте»

«Когда будут стабильные продажи»

«Когда знаешь, что можешь масштабироваться при увеличении маркетинговых затрат»

Но мне были готовы платить за то, что я вместе с ними сяду думать, как его искать и какие шаги надо сделать, чтобы к нему быстрее прийти

Для себя я решила:

Проблема очевидна, проблема значимая, за решение готовы платить. Но ответов у меня не было, поэтому я пошла искать их дальше, и также искать позиционирование в своих продуктах.

Первое, на что я ответила...

"Как понять, что позиционирования нет?"

1. Нет понимания - что вы продаете. Покупателям нравится ваш продукт, но не понимают, что именно вы им продаете, message не четкий, не ясный, расплывчатый

2. “Трудные” сделки. Длинный цикл продаж и низкий процент закрытия сделок по сравнению с конкурентами

3. Приходит нецелевой покупатель.

  • Высокий churn rate
  • Резкие всплески активных пользователей, а затем резкий спад
  • Приходят покупатели, спрашивают о фичах, которых у вас нет

4. Ценовое давление. Покупатели жалуются на высокие цены. Значит, не видят ценности вашего продукта - что именно он им дает.

Второе,

«Как понять, что Product Market Fit найден?»

1. Retention – выше или на уровне вашей отрасли продукат

2. Viral effect. Organic referrals. Есть органический рост продукт + виральные эффект. Можно померить, посчитав виральный коэффициент

3. Sean Ellis test. Можно провести известный тест Шона Элиса и узнать, как на самом деле воспринимают ваш продукт потребители

Третье,

«Все-таки определить для себя, что же такое позиционирование продукта»

Позиционирование – это такой контекст продукта, когда сразу понятно, какая основная ценность, за которую также борются основные конкуренты

Хорошее позиционирование – это определение (рыночной категории) продукта, обладающего (уникальными чертами) и дающий (ценности) (определенной аудитории) так, как это (не делают конкуренты)

Четвертое,

«Как же все-таки искать позиционирование?»

Все источники, к которым я обращалась отмечали следующие пункты:

  • Знать рынок - какой рынок может занимать продукт
  • Знать конкурентов: во всех возможных разрезах своей сферы
  • Знать уникальные отличительные особенности
  • Какую ценность эти отличительные особенности несут клиенту
  • Понимание, для кого продукт будет особенно ценным
  • Понимание, каким трендом мы можем подкрепить наш продукт (US)

Итого все пункты можно свести к трем основным категориям:

- Рынок (Market research)

- Конкуренты (Competitive analysis)

- Покупатели (Customer discovery)

Алгоритм поиска позиционирования

В ходе многочисленных итераций я для себя вывела следующий алгоритм поиска позиционирования, который позволяет на каждом шаге получать необходимую информацию и последовательно дополнять ее. Тем самым быстрее приближаться к ясному позиционированию. А не ходить кругами от рыночного анализа к конкурентному, исследованию покупателей и обратно по несколько раз, когда представление о продукте и его контексте меняется.

Я постаралась максимально подробно описать, что именно подразумевает из себя каждый шаг и к какому результату нужно прийти. Потому что часто за словом рыночный анализ, конкурентный анализ, исследование покупателей - скрывается слишком много всего, но что именно...

Алгоритм поиска позционирования продукта

Шаг 1 & 2. Market research & Customer discovery (1)

Почему я объединяю эти два шага?

Потому что исследование практически невозможно без инсайдерской информации экспертов рынка и общения с ними для понимания:

- из каких сегментов состоит рынок

- какие сегменты дают большую маржу

- какие более инвестиционно привлекательные

- какие более конкурентные

- какие тренды на рынке

- где более высокие / низкие пороги входа

- какие сегменты мы реально можем занять

- кто может быть нашими конкурентами

- особенности встраивания ценности нашего продукта в общую цепочку работ данной отрасли

Цель

  • составить глубокое понимание рынка
  • понимать цепочку использования продукта / создания продукта
  • сегментацию продуктов
  • сформировать понимание направлений, на которых можно работать, уже начать выявлять приоритетные
  • сформировать гипотезы конкурентов, ценностей и болей потенциального целевого сегмента
Это я поняла для себя триггерные точки - когда наш продукт / идея могут быть нужными
Это я поняла, в целом как выглядит процесс создания видео у бренда
Это я изучала, как американцы покупают
Это я изучала, как бренды продают, и где именно они могут использовать video production

Шаг 3. Конкурентный анализ

Следующим шагом может стать погружение уже в те сегменты и ниши, которые выбраны как наиболее приоритетные для исследования игроков и потенциальных конкурентов.

Казалось, что нового можно еще рассказать про конкурентный анализ? Но результат и выводы будут зависеть от той цели, которую перед собой поставить и выбранного фокуса анализа

Цель:

  • уточнить наиболее привлекательное направление продукта
  • создать в нем гипотезы целевого сегмента, его болей и ценностей
  • составить предварительное PMF (product-market-fit)

Здесь я предлагаю работать тоже в два этапа

Стратегический анализ игроков

Для этого на первом этапе нужно провести анализ игроков и направлений

1 - выделить направления (рынки), в которых может быть ваш продукт

2 - посмотреть по каждому направлению - игроков на предмет:

  • Дата основания

  • Количество сотрудников
  • Продукты
  • Основной продукт

  • Пользователь

  • Ценообразование
  • Выручка в год

  • Инвестиции

  • Рынки сбыта

  • Оценка компании

3 - И затем уже подвести итоги по направлениям:

- какие в среднем выручки (медианная) по направлениям

- какой диапазон выручек

- какой диапазон цен

- какие инвестиции

- какие средние инвестиции (медианная)

Стратегический анализ направлений, в которые я могу пойти

По результатам стратегического анализа мы должны прийти к:

- какие сегменты есть в данном направлении

- кто основные игроки

- кто больше всего зарабатывает

- где монополизированный рынок / где диверсифицированный

- инвестиционная привлекательность

- ТОП направления

- ТОП игроки

Итог: выделяем только приоритетные направления - на которые проводим уже продуктовый анализ

Продуктовый анализ игроков

Здесь я уже скорее не скажу ничего нового - стандартный продуктовый анализ, чтобы выявить:

  • must have фичи: уже есть у всех игроков, без них нельзя выпускать продукт на рынок
  • delight: хорошо бы иметь
  • wow: могут стать отличительной особенностью
  • окончательно сформировать гипотезы целевых сегментов, их болей и ценностей
Мой пример продуктового анализа

Шаг 4. Customer Discovery (2)

Цель: сформировать более четкие гипотезы позиционирования для проверки

На данном этапе я провожу проблемное интервью (прошу оценить мои гипотезы проблем по важности) на основе JTBD cовместно с решенческим интервью по тем гипотезам продукта, которые я сформировала на предыдущих шагах.

Что важно получить на данном этапе:

  • проверить гипотезы сегментов
  • проверить гипотезы наличия у сегментов болей и возможности их решить своим продуктом
  • собрать еще инсайты по рынку
  • понять, какими словами говорит аудитория про боли и ваше решение (важно записывать прямо их словами, которые можно будет использовать уже при количественной оценке гипотез)
Мой скрипт для данного этапа интервью

Как итог,

должно сформироваться понимание сегментов для их дальнейшей приоритезации и проверки количественными методами

Расписывание всех возможных сегментов, их проблем, триггеров к покупке, цикл продаж, сложность захода, готовности покупать - выявление приоритетных для проверки

Шаг 5. Подготовка к верификации позиционирования - описание

1 - Систематизация features, benefits, values продукта

Необходимо выписать все фичи продукта, что это позволяет делать покупателям, какую ценность дает и кому наиболее ценно

Пример систематизации features, benefit, values

Скорее по многим фичам values будут повторяться и их необходимо систематизировать и выделить для себя в группы

Систематизация values

2 - Подробное описание целевой аудитории, своего ICP

Пример описания целевого сегмента

3 - Составление positioning canvas

  • One - line description (важно сразу зацепить и рассказать кратко и емко про что вы)
  • Market - четкое понимание, на каком рынке функционирует продукт
  • Competitors - вы понимаете своих конкурентов. И да, иногда это может быть просто бумага и ручка
  • Unique attributes - почему именно у вас должны покупать, а не конкурентов?
  • Value - какую ценность эти атрибуты дают целевому сегменту?
  • Who cares? для кого эти ценности особенно важны?
Positioning canvas

4 - Понимание своей стратегии позиционирования

Кто вы?

- Лидер рынка. У меня достаточно маркетингового бюджета, чтобы соревноваться с лидерами данного рынка за место

- Большая рыба в маленьком пруду. Я буду делать очень хороший продукт для небольшого сегмента

- Новый рынок. Я буду создавать новый рынок. Tricky thing. Но знать ответы на вопросы: почему сейчас? за счет чего новый рынок стал возможным?

Хорошее позиционирование решение должно соответствовать рыночным трендам и рыночному контекту

Шаг 6. Проверять гипотезы

Помнить, что способ проверки гипотезы будет зависеть от того, какой именно продукт вы строите:

Такой продукт уже есть на рынке. Я строю продукт от 1 до 100

Тогда проверка гипотезы может выглядеть так:

  • взять таких же игроков, скопировать их лендинги, из wording посмотреть источники их трафика - повторить то же самое
  • лить трафика
  • но четко понимать: где вы выигрываете у ваших конкурентов? почему вы?

Такого продукта еще нет на рынке. Я создаю новый продукт, новый рынок от 0 к 1

Тогда проверка гипотезы может выглядеть следующим образом:

  • предлагать продукт широкой аудитории
  • постоянно калиброваться
  • 2-3 итераций может не хватить, быть готовыми меняться
  • чем более качественно вы знаете рынок и конкурентов, тем меньше итераций потребуется

Основные ошибки позиционирования

Позиционирование - это постоянный итеративный процесс. Нельзя один раз найти позиционирование и успокоиться. Постоянно появляются новые конкуренты, новые тенденции, покупателя меняются, их вкусы меняются, мода меняется. И необходимо постоянно калиброваться о рынок

Ошибка 1. Не заметить, что люди по-другому понимают продукт

Ошибка 2. Не заметить, что рынок изменился

Такие шаги необходимо пройти, чтобы позиционировать свой продукт, четко понимать, что вы делаете и для кого. От качества этих шагов может зависеть то, насколько быстро можно прийти к результату.

Если эта статья была полезна вам, оставляйте свои реакции и комментарии. Больше про то, как строю продукт от 0 к 1 на американский рынок в сфере видео для eCommerce можно почитать в моем телеграм-канале.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда