Ни одной продажи с контента — сливают бюджет? Как работать с контент-маркетингом на новом рынке

Ни одной продажи с контента — сливают бюджет? Как работать с контент-маркетингом на новом рынке

Компания занимается контент-маркетингом почти год, но не получила от него ни одной продажи. Но она не просто не планирует сворачивать, а собирается развивать это направление. Почему? Читайте в статье, чем отличается контент-маркетинг на новом рынке и какие профиты, кроме продаж, заставляют руководителей компании развивать контент-отдел.

Впервые в своей практике я работала с настолько новым рынком, что там было всего два игрока. Это мало кому известная ниша прокторинга.

Прокторинг — это процедура мониторинга, которая автоматически распознает любые запрещенные действия во время тестирования. Тест может быть любой — от экзамена в университете до переквалификации сотрудников в компании. Если еще больше упростить, то прокторинг — это защита от списывания.

В России этим занимается всего две компании, и руководитель проектов одной из них обратился ко мне за помощью в построении отдела контент-маркетинга. По NDA я не могу раскрыть их название, но постараюсь донести главные мысли и инсайты о новом рынке.

Если вам тоже нужен контент-завод, который будет привлекать новых клиентов, забирайте примеры контент-планов для разных сфер бизнеса.

Особенности нового рынка

Чтобы вы могли понять ситуацию в полной мере, нужно объяснить, как взаимосвязаны спрос и конкуренция.

Есть развитые рынки, на которых высокий спрос. Много людей знает о существовании продукта, они уже осознали потребность и хотят его заполучить. Спрос рождает предложение, продающих товар/услугу становится больше и разливается алый океан со сражениями за клиента и дикой конкуренцией. А когда рынок новый, спроса еще нет, первопроходец должен сам создавать спрос — объяснять профит от нового продукта. Это сложно, но есть шанс, что его торговая марка станет именем нарицательным, так произошло с памперсами (бренд Pampers) и ксероксами (бренд Xerox).

Ни одной продажи с контента — сливают бюджет? Как работать с контент-маркетингом на новом рынке

У моего клиента в этом смысле уникальный продукт, потому что рынок новый, а само слово прокторинг непонятно широкой аудитории. Мало поискового спроса, мало конкуренции. Я не знаю ни одной ниши, где прямой конкурент был бы всего один. В такой ситуации, в идеале, нужно объединиться и вместе повышать спрос на этот пирог, который они сейчас делят. Увеличение запросов «прокторинг» увеличит весь рынок, нарастит объем денег.

Однако конкурент ведет закрытый образ жизни, у него почти нет медийного присутствия. С одной стороны, это мешает анализу и отстройке от конкурента. С другой — своим молчанием он даже помогает тому, чтобы ниша ассоциировалась с моим клиентом. Ведь когда аудитория выбирает между двух компаний, она выберет ту, о которой больше информации.

Поэтому если ваш конкурент ведет себя также, вам нужно как можно больше рассказывать про продукт и его сильные стороны.

Зачем нужен контент-маркетинг, если рынок такой молодой, что его почти нет?

Когда рынок настолько новый, маркетингу приходится формировать потребность: актуализировать проблему, объяснять суть продукта, расширять аудиторию и узнаваемость. Конкуренты здесь не прямые, а косвенные — это стереотипы и возражения клиентов, которые не понимают суть продукта и зачем он им.

Задача на таком рынке — работать с аудиторией с самого начала, направлять ее, просвещать. Профит на такой ранней стадии рынка в том, что вас начнут отождествлять с нишей.

Если правильно заниматься контент-маркетингом и доносить свою экспертность на этом этапе, то можно стать лидером рынка и занять полочку в головах аудитории. Именно такую главную цель мы поставили в начале работы.

Как по телефону объяснить, что такое прокторинг? Никак!

Компания, ставшая моим клиентом, занималась контент-маркетингом ситуативно — писали статьи в блог с помощниками на аутсорсе. Руководитель проектов изучил воронку продаж и понял, что без прогретых лидов и входящего потока заявок получить нужный уровень продаж не получится. По телефону объяснить, что такое прокторинг и зачем он нужен, холодной аудитории почти невозможно — слишком сложный продукт. Нужно прогревать.

Ко мне пришли с запросом на разработку контент-стратегии и поиск контент-маркетолога. Меня порекомендовал знакомый HR-специалист: посоветовали меня как человека, который может комплексно закрыть задачу — нанять и построить отдел контент-маркетинга.

Если вам тоже нужен отдел контент-маркетинга, оставьте заявку по ссылке.

Задачи контент-маркетинга

Мы выявили две главных сложности —

  1. Новый рынок, на котором мало: спроса, площадок для дистрибуции контента, партнеров с накопленными базами. Нет сформированного коммьюнити, специализированных сообществ.
  2. Узкий портрет клиента, 2 сегмента:

Сегмент 1. Вузы

На момент построения контент-отдела компания уже работала с большинством вузов страны, в пандемию образовательные учреждения почувствовали огромную потребность принимать экзамены удаленно. Поэтому ставку в маркетинге и продажах особенно делали на следующий сегмент.

Сегмент 2. Корпоративные клиенты, которые соответствуют длинному списку критериев:

  • Высокая текучка и как следствие, надо учить большой поток людей,

  • Есть потребность в частом обновлении знаний (изменение в продукте, законодательстве),

  • Надо уметь оценивать уровень знаний сотрудников,

  • Высокая цена ошибки (репутация, жизни людей, большие деньги),

  • Необходимость тестировать более 500 сотрудников в год.

Таких компаний в России в принципе не более 1000, и еще меньше тех, кто готов тратить на это бюджет. Поэтому у моего клиента долгий цикл сделки — 11 месяцев.

Задача со звездочкой, но решать ее надо с помощью тщательно продуманной контент-стратегии.

Ни одной продажи с контента — сливают бюджет? Как работать с контент-маркетингом на новом рынке

На старте мы поставили вот такие задачи для будущего контент-маркетолога:

  1. Повысить узнаваемость бренда и сделать его синонимом слова «прокторинг».
  2. Повысить цитируемость в интернет-пространстве, увеличить брендовый трафик.
  3. Повысить количество лидов (в качестве лида зафиксировали компанию с потребностью, которая потенциально может стать клиентом, и оставила где-то контакт).
  4. Повысить количество визитов на сайт с помощью контент-маркетинга.
  5. Повысить количество договоров.
  6. Повысить интерес к системе online-тестирования в корпоративном сегменте.
  7. Повысить интерес с идее честного тестирования и прокторингу в целом.

И наняли специалиста — самым успешным кандидатом на вакансию стала девушка, с которой мы уже работали раньше на другом проекте. Поэтому я знала, что она справится.

Аудитория и путь клиента: ловим HR и IT спецов

В начале мы составили портрет клиента:

Ни одной продажи с контента — сливают бюджет? Как работать с контент-маркетингом на новом рынке

И путь клиента с темами для контента:

Ни одной продажи с контента — сливают бюджет? Как работать с контент-маркетингом на новом рынке

Сложность в том, что нет сформированного коммьюнити. Нет такого, что вы зашли в Телеграм и там корпорации обсуждают, как им проводить и контролировать тестирования. Что делать, если на вашем рынке мало спроса, партнеров, нет профессиональных сообществ? Помогает тщательное изучение аудитории, когда знаем кто нужен, где его и искать и какой контент давать. Мы стараемся использовать мульти партнерство с сервисами с такой же аудиторией как у нас, но не конкурирующих: например, публикуем анонсы в каналах об обучении персонала. И таким образом подбираемся к своей целевой аудитории.

Контент-маркетолог, которого мы наняли для этого клиента

Мой совет бизнесу, который опасается, что конкуренты украдут их ЦА — пока они не начнут применять эти знания в работе, толка от этой информации для них не будет. Наоборот, когда вы открыто говорите о своей аудитории, кто-то может узнать себя и понять, что ваш продукт для него. Не знаете, кто ваша аудитория? Давайте определим ее вместе.

Что сделали

Когда я помогаю строить отдел, то в течение трех месяцев я не отхожу от процессов и нового сотрудника, пока он не будет готов самостоятельно работать. А когда механизм работы налажен, передаю руководителю управление контент-машиной.

С этой компанией мы работали по многим направлениям, и не все они дали результат.

SEO для блога

От услуг копирайтера отказались, потому что спрос и так был небольшой — попробовали своими силами. Контент-маркетолог написала 5 статей для блога, но трафик они не раскачали, так как запросов на новом рынке немного и поискового трафика почти нет.

Сейчас оптимизацию поставили на паузу до переезда на новый сайт, но к ней планируют вернуться. Оптимизация важна – сделать один раз и потом трафик будет только нарастать.

Проверьте, правильно ли вы пишете SEO-статьи? Скачайте мой образец ТЗ.

Телеграм-канал

Канал в Telegram создавали с нуля. Сейчас число подписчиков растет, есть переходы на сайт и записи на демо. Этот трафик органический — аудитория приходит с вебинаров, регулярно подписываются текущие пользователи. В течение полугода аудитория прирастает на 20-30% в месяц.

Рассылка

Раз в месяц рассылаем дайджест для привлечения новых клиентов. Благодаря сегментации удалось добиться хороших показателей открываемости рассылки.

Ни одной продажи с контента — сливают бюджет? Как работать с контент-маркетингом на новом рынке

Мероприятия

Хорошо, когда клиент рассказывает свой кейс в докладе вместе с вами — это всегда повышает доверие к контенту. Одно дело, когда вы говорите, что вы молодец, и совсем другое, когда это говорит клиент.

В первый же месяц работы мы запланировали совместный вебинар с очень крупным клиентом, известной металлургической компанией. Сотрудники, с которыми внедряли прокторинг, поделились своим опытом на мероприятии. И это привело еще одного известного спикера для следующего вебинара, который провели уже через месяц.

По опыту скажу, что когда продуктовая компания становится медийно активной, с редакцией начинают связываться подписчики, которые тоже хотят в этот «телевизор». Поэтому выгодно иметь такой инструмент на своей площадке. У моего заказчика это сработало — они начали активно проводить мероприятия, выступать на внешних площадках. И недавно клиент, один из крупнейших университетов страны, пришел с запросом на участие в мероприятиях. Говорят, что увидели рассылки, вебинары, и тоже хотят выступить. Сейчас они планируют совместное мероприятие и ожидают новые лиды.

Удобно, что сейчас уже есть готовые доклады, которые можно актуализировать и использовать на новой аудитории. Подготовка занимает гораздо меньше времени, мы более мобильны и можем быстро принять приглашение/отправить заявку.

Контент-маркетолог

Результат. Были ли продажи?

Только осенью после партнерской конференции пришло две заявки на демо версию сервиса. Выходит, работать контент-маркетинг начал спустя 10 месяцев.

Причина в особенностях продукта, целевой аудитории, и, как следствие, долгом цикле принятия решения. И холодные продажи здесь никак не помогут, поэтому задача контент-маркетинга — топить этот лед прогревами аудитории. Их продукт продается не с первого звонка, и даже не с десятого. А значит нужно активно делать лидформы, вебинары, обзвоны после них.

Контент-маркетинг на новом рынке точно нельзя назвать провалом. Мой клиент продолжает им заниматься, потому что хочет добиться ассоциации с нишей. Когда аудитория дозреет, у нее в первую очередь в голове возникнет название этой компании. Другого способа, кроме контент-маркетинга, для этого нет.

Цель нашего контент-маркетинга не только формирование спроса, но и лидген. Но пока мы не понимаем срок от первого касания об контент до конвертации в продажу. В явном виде мы ни разу не зафиксировали, что лид с контент-маркетинга конвертировался в продажу или договор. Но это может быть спецификой нашего бизнеса, что со многими из них мы раньше общались, и воронка вебинаров и контента позволила их подогреть. Сейчас выясняем, сколько раз мы должны встретиться, чтобы конвертация произошла.

Руководитель проектов компании, который обратился ко мне за построением отдела

Профиты

Даже при отсутствии прямых продаж, бонусы от контент-маркетинга все равно есть :

  • Удержание текущих клиентов
    Опытным путем пришли к тому, что контент-маркетинг позволяет удерживать текущих клиентов от перехода к конкуренту. Они очень внимательно наблюдают за каналами, видят появление какой-то фичи и просят добавить к ним.
  • Повышение лояльности и удовлетворенности

    За счет контент-маркетинга получается лучше сопровождать текущую базу клиентов. Зафиксировано, что клиенты стали лояльнее, а продукт – прозрачнее. Пользователи нашли место, где могут следить за обновлениями. Теперь в каналах публикуют экстренную информацию — о периодах недоступности, например.

    Служба заботы много лет не знала, как поставлять информацию текущим клиентам. Глядя на работу контент-маркетолога, они сделали такой канал.

  • Сбор фактуры для кейсов
    В форме обратной связи для клиентов (что-то вроде NPS) задают вопрос — хотели бы вы принять участие в мероприятиях, выступлениях, вебинарах, и чтобы описали ваш кейс. Это форма отлично работает для получения лидов на контент-маркетинг — около половины отвечают положительно и уже есть несколько клиентов в очереди на кейс.
  • Развитие спитчинговых навыков у экспертов
    Чем раньше ваши эксперты начнут выступать, тем больше опыта у них будет. На вебинарах от лица компании выступал руководитель проектов, с которым мы плотно взаимодействовали. Он говорит, что до сих пор волнуется перед вебинаром, хотя уже несколько раз успешно выступал: «Нужно 10 000 часов заниматься одним делом, чтобы стать в нем экспертом. Поэтому не откладывайте свою экспертность на старость».

Итого: если у вас есть бюджет, даже небольшой, — нужно пробовать. Заранее неизвестно, какие неочевидные выгоды можно получить от контент-маркетинга. И лучше делать это под присмотром профессионалов, потому что в процессе контент-стратегию предстоит пересматривать. Не факт, что первые идеи, с которыми вы зайдете в проект, реализуются, зато может появиться много других бонусов.

Посмотреть другие кейсы по построению контент-маркетинга можно в моем портфолио. А по этой ссылке можно записаться на бесплатную консультацию.

Как вы считаете, контент-маркетинг может быть полезным даже без продаж?

5
Начать дискуссию