Антигайд: как выбрать через тендер подрядчика, который угробит тебе все

Я все сделал правильно! Организовал тендер, расписал задачу, бюджет выделил! Предложения агентств посыпались как из ведра! Выбрал самого лучшего — а он взял и все испортил! Сижу теперь с неработающим сайтом, под фильтрами и со стоимостью лида в 20 тыщ. Где я ошибся?

Антигайд: как выбрать через тендер подрядчика, который угробит тебе все

Привет! Я Анна, менеджер проекта Workspace и координатор премии Workspace Digital Awards. Не всегда выбор подрядчика проходит гладко — в этом деле много нюансов и подводных камней. Иногда идеальное на первый взгляд агентство оказывается дутым пшиком, а ничем не примечательные серые мышки — золотыми ответственными ребятами.

Составили антигайд по выбору подрядчика — дали вредные советы для владельцев бизнеса. Читайте и делайте наоборот!

Выбирайте самых дешевых

А чего тут думать? Тендер есть тендер, это я — организатор — вас выбираю, а вы должны подстраиваться и демпинговать. Хотите выиграть — ставьте самую низкую цену, очевидно же.

А если серьезно: вряд ли уважающие себя агентства будут работать себе в убыток. Новички — могут, чтобы получить в портфолио известное имя, заработать первую победу в тендере, нарастить рейтинг на тендерной площадке. Но совсем не факт, что они сделают работу хорошо.

По нашему опыту, демпингуют чаще всего такие категории агентств:

  • У них беда с проектами, прибылью, лидами. Денег нет, надо получить хоть что-то, хоть задешево.
  • Они не заинтересованы конкретно в вашем проекте, откликаются абсолютно на все тендеры, даже если нет особого опыта.
  • Они просто плохо работают. Не понимают специфику задачи, срывают сроки, не достигают нужных результатов.

Результат — криво-косо сляпанные блоки на сайте, тексты в духе «мы молодая динамично развивающаяся компания», показ рекламы не по целевым, а по каким-то левым словам, вообще не относящимся к деятельности заказчика. Зато дешево!

Выбирайте самых молчаливых

И сами молчите как партизан. Давайте как можно меньше информации, ведь краткость — сестра таланта. Задача — разработать сайт. Требования к подрядчику — неважно. Бюджет — от 30 до 300 тысяч, пусть думают как хотят. Онижпрофи — сами должны все понимать с полуслова.

<p>Здесь явно недостаточно информации для начала работы </p>

Здесь явно недостаточно информации для начала работы 

Если подрядчики не понимают и настойчиво задают вопросы — молчите, молчите. Каждому отвечать никакого времени не хватит! А если еще и созваниваться — Боже, только не это! Просто выбирайте того, кто не задает никаких вопросов — вот это профи, вот это наш человек!

Если кто-то из агентств задает уточняющие вопросы, благо площадка Воркспейс позволяет, никогда не делитесь с ними информацией, ведь наверняка она им нужна не для того, чтобы подготовить более точное коммерческое предложение, а чтобы слить информацию конкурентам.

Размещайте тендер в последний момент. 1 день на подготовку коммерческого предложения и подробной сметы — достаточно. Если кто-то просит 5-7 дней, чтобы более детально познакомиться с вашей нишей и бизнесом - не верьте, они просто бездельники.

Если ваш запрос — на маркетинговые услуги, то выбирайте того кандидата, который дает 100 % гарантии. Который заявляет, что обеспечит нужное количество лидов или нужную цену лида без каких-либо условий. Особенно если до этого вы не вели рекламу.

Евгений Левушкин, CEO агентства SMMEKALKA

А если серьезно: в интересах заказчика максимально подробно рассказать о задаче. Если просто написать «нужна разработка сайта», для подрядчика это общие слова — нужна конкретика. Какого сайта, на какой платформе, какие интеграции должны быть, и т. д. Готовьтесь, что вопросы такого плана будут, если не описать их в тендере или не прикрепить подробное ТЗ.

У подрядчика нет вопросов? Не радоваться надо, а напрягаться. Возможно, ему все равно, что получится. Или же он просто не знает, что спросить — опыта маловато. Ответственное агентство всю душу из заказчика вынет, но получит ответы на вопросы еще на берегу, до заключения договора.

Не гуглите отзывы об участниках

А зачем? Подрядчик же участвует в тендере? Участвует. Значит, его допустили, значит, все нормально. Если гуглить информацию о каждом — времени не останется. Главное выбрать, а там уж разберемся как-нибудь.

Не стоит забивать себе голову лишней информацией. Тем более что у некоторых участников вообще нет никакой информации.

Зачем вам понимать, какое юрлицо будет выполнять ваши задачи, какой у него бэкграунд, есть ли негативные отзывы или судебные тяжбы с заказчиками? Подписанный договор наверняка убережет от любых форс-мажорных ситуаций в последующем.

Николай Соцкий, СЕО агентства мобильной разработки InstaDev

А если серьезно: мы в Workspace, конечно, следим за тем, чтобы не было фейковых тендеров, но проверить лично каждого подрядчика не можем. Если агентство отвечает нашим условиям — работает на российском рынке, оказывает специализированные услуги, имеет в портфеле не менее 3 кейсов по заявленным услугам — оно может участвовать в тендерах. Но вот за сомнительную репутацию, негативные отзывы, конфликты с заказчиками мы отвечать не можем. Лучше заказчикам позаботиться об этом и узнать информацию самостоятельно.

Не заглядывайте в карточку агентства!

Вот еще, хлеб за брюхом не ходит. Это они должны мне рассказать, какие они замечательные, чтобы я их выбрал. Да и вообще некогда мне. Я работаю, а не ерундой занимаюсь.

А если серьезно: карточка агентства на тендерной площадке скажет больше, чем тысяча хвалебных слов. В ней собрано все основное: информация об агентстве, услугах, расценках, сотрудниках, приведены кейсы, сертификаты, имена клиентов, контактная информация. Но главное — в карточке есть информация об уже выигранных тендерах, оценки и отзывы заказчиков!

Информация о победах и оценки
Информация о победах и оценки

Отзывы тоже очень рекомендуем смотреть. Оставить отзыв в карточке агентства может только реальный организатор тендера. Это очень наглядно: вот подрядчик выиграл тендер, а вот как он сработал, по мнению заказчика.

<p>Отзывы заказчиков об агентстве </p>

Отзывы заказчиков об агентстве

Никогда не изучайте информацию о подрядчике, берите первого попавшегося.

Ни в коем случае не принимайте во внимание репутацию подрядчика: участвует ли он в рейтингах, есть ли у него награды и призовые места на крупных премиях в этой тематике.

Если хотите самого лучшего, просто выберите топ-1 в любом рейтинге. Ни в коем случае не собирайте шорт-лист из 6-8 потенциальных подрядчиков, не запрашивайте коммерческие предложения и не проводите тендеров. Тогда вы не узнаете, кто из них будет лучшим именно для вас.

Если подбираете крупное агентство, никогда не выясняйте, кто конкретно будет вести проект: если это SMM, кто будет его тимлидить, кто будет вести трафик, кто будет делать контент, а кто - собирать площадки для посевов. Не интересуйтесь, какой у них опыт, тогда вы не узнаете, для какого агентства ваш проект будет важным, а для кого — нет.

Максим Ромаданов, главный редактор Студии Чижова

Никогда не смотрите на кейсы!

Да вы шутите что ли, искать эти кейсы, вникать в суть, читать, что там подрядчик сделал, а что не сделал. Я в этом не разбираюсь! Я строитель вообще! Мне нужно SEO, у агентства в услугах указано SEO — значит, справятся!

А если серьезно: SEO SEO рознь, разработка рознь разработке, дизайн дизайну, и так далее. Допустим, вы хотите креативный современный дизайн сайта с анимацией, необычными переходами между блоками. Далеко не каждая дизайн-студия сможет это сделать! Но вы не изучили кейсы и выбрали первого попавшегося (дешевого, скорее всего) подрядчика, который имел дело только с типовыми дизайнами. Ну и что он вам наделает? А могло бы получиться, как в кейсе визуализации эмоций AI-персонажа или в кейсе о преображении сайта агентства.

Вы скажете: да у меня типовая задача, мне не нужно креатива, просто хорошо сделайте. Например, продвиньте мне сайт по позициям. Медицинский. Ничего же сложного? Ничего, только в медицинской нише есть свои нюансы, и хорошо, если продвижением будет заниматься агентство с опытом и успешными кейсами. А не те, кто продвигали бьюти и food-тематику.

Поэтому изучайте кейсы — найти их в можно в карточках агентств или посмотреть в коммерческих предложениях, которые присылают откликнувшиеся подрядчики.

Не обращайте внимание на детальность КП

КП и есть КП, что там детализировать. Мне как заказчику интересно, за сколько вы выполните мою задачу и в какие сроки. Все остальное от лукавого, а если честно — я даже читать детальные КП не буду. Некогда и смысла не вижу.

Шаблонного КП вполне достаточно даже после первичного отбора. Почему бы не сделать прыжок доверия? Наверняка любое агентство сможет продемонстрировать индивидуальный подход к задаче и обозначить реально работающие способы достижения нужных показателей уже в процессе совместной работы.

Николай Соцкий, СЕО агентства мобильной разработки InstaDev

А если серьезно: ответственные агентства как-раз таки пытаются составить подробные персонализированные КП, чтобы отстроиться от конкурентов и убедить заказчика в своей ценности. Они хотя бы минимально изучают бизнес и сайт клиента, проводят маркетинговый анализ, предлагают индивидуальные решения задачи, присылают кейсы по теме.

Все это — конечно, не стопроцентная гарантия надежности заказчика. Но опыт показывает, что агентства с таким подходом и в реальной работе покажут себя ответственно. А вот те, кто не заморачиваются и шлют всем подряд шаблонные КП… не факт, не факт.

Никого не слушайте!

Вообще никого, вы лучше всех знаете, это ваш тендер! Ну и что, что вы далеки от разработки, путаете контент с контекстом и не знаете реальных расценок по рынку. Вы хозяин, вы и барин.

Никогда не слушайте потенциальных подрядчиков. Если вы решили делать за 1 месяц и за 500 000 р, значит так и правильно. Никаких обсуждений, да-да, нет-нет. Если начать обсуждать, то ненароком еще и заговорят, убедят в том, что нужно больше бюджет и сроки.

Все подрядчики хотят, как будет лучше им, а вы знаете как лучше, ведь у вас менеджер когда-то давно уже делал сайты, а может быть и сам руководитель.

Никита Заславский, руководитель отдела разработки дизайн-студии Магвай

А если серьезно: прислушиваться надо. Конечно, если вам сходу начинают продавать еще кучу ненужных услуг, это повод насторожиться. Если называют подозрительно высокие цены — тоже, лучше узнать средние расценки на диджитал-услуги в нашем калькуляторе цен.

Но если вам аргументированно доказывают, что не может разработка интернет-магазина под ключ длиться месяц и стоить 100 000 рублей — лучше послушать. А то найдутся умельцы, сделают и за месяц, и за 100К, но вместо сайта получится кривой Франкенштейн. Корзина не работает, фильтры категорий не работают, оплату нельзя провести, клиенты психуют. Не стоит оно 100К.

Такие вот сегодня вредные советы. Делайте наоборот, читайте наши статьи и — добро пожаловать на Workspace, организовывать тендеры и выбирать лучших подрядчиков!

61
57 комментариев

еще анти-совет для заказчиков - ведите себя, как бог и с призрением смотрите на исполнителя (желательно по видеосвязи) тогда точно вас ждет успех

10
Ответить

Как заказчик, скажу что часто исполнители так ко мне относятся.
Это рынок предложения. Некоторые суть задачи не спрашивают, а уточняют бюджет. Если бюджет есть, то тогда можно и послушать или предложить платный аудит.

3
Ответить

Такое бывает еще? Кошмар и ужас, мы такое не поддерживаем. Наоборот - стараемся подружить на нашей площадке https://workspace.ru/ исполнителей и заказчиков, чтобы продуктивно работалось!

2
Ответить

Они это и так все знают и часто пользуются)

Ответить

Вот не перестаю удивляться, что до сих пор находятся люди, у которых главным критерием выбора диджитал-подрядчиков является цена. Уже сто раз объясняли, что в таких сложных услугах главное – компетенции, но нет! Сначала поощряют демпинг, а потом жалуются на результат…

7
Ответить

Золотые слова! И компетенции, и кейсы, и отзывы - все решает.

2
Ответить

Для меня личный триггер, когда отмалчиваются в ответ на уточняющие вопросы и запросы. Эй, мы тут работать с вами собираемся, а не в допрос играем!

6
Ответить