Исследование Тинькофф Бизнеса: больше половины россиян оплачивают покупки по QR-коду

Подстраиваясь под клиентов, розничные продавцы активнее используют два и более способа приема платежей. Так ритейлеры привлекают и удерживают покупателей, которым удобно оплачивать покупки разными способами, в том числе по QR-коду. Например, в офлайн-рознице 52% предпринимателей принимают оплату не менее, чем двумя способами. А среди онлайн-ритейлеров таких оказалось 36%.

Исследование Тинькофф Бизнеса: больше половины россиян оплачивают покупки по QR-коду

Исследование основано на данных о покупках более 40 млн клиентов-физлиц и оборотах бизнес-клиентов Тинькофф в 33 категориях розничного бизнеса — с января 2023 по февраль 2024 года.

Число покупок и траты по QR-коду среди россиян кратно растут

По итогам 2023 года покупатели сделали по QR-коду в 5 раз больше покупок, чем в 2022 году, и в 53 раза больше в сравнении с 2021 годом. А обороты платежей по QR-коду за этот же период оказались в 4 раза больше, чем в 2022 году, и в 15 раз — чем в 2021-ом.

По данным сервиса искусственного интеллекта для аналитики и прогнозирования ETNA от Тинькофф, с декабря 2023 года к июлю 2024 года и число покупок, и обороты платежей по QR-коду увеличатся еще на 50%.

Каждый второй россиянин оплачивает покупки по QR-коду

К февралю 2024 года уже более половины россиян хотя бы один раз оплачивали покупку в точке продаж или интернет-магазине по QR-коду — 55%. Каждый пятый покупатель, использующий QR-код, оплачивает этим способом более 10 покупок в течение месяца.

Оплата товаров по QR-коду стала привычной для покупателей. Так спустя год после начала использования QR-кода 66% россиян продолжают оплачивать покупки этим способом.

«QR-коды набирают популярность, потому что они обеспечили уже привычный для многих покупателей опыт платежа — когда для оплаты, кроме смартфона, больше ничего не нужно. Этот тренд поддерживается большинством крупных банков, которые запустили развернутый функционал оплаты по QR-коду. Кроме того, Центральный банк является активным сторонником платежей по QR-коду и, вероятно, будет дальше стимулировать всех использовать его».

Илья Иванинский, директор Центра бизнес-образования Центрального университета

В каких категориях товаров чаще всего платят по QR-коду

Среди всех покупок, которые оплачивались по QR-коду, больше всего платежей этим способом в феврале 2024 года совершалось в категориях:

  • супермаркеты (23%);
  • маркетплейсы (14%);
  • такси (10%);
  • общепит (9%).

При этом через QR-коды на маркетплейсах россияне потратили больше денег, чем в супермаркетах, — 13% против 9% от всего объема трат, совершенных в рознице. Еще 5% в феврале 2024 года приходились на общепит.

Однако в сравнении с другими способами оплаты по числу покупок с помощью QR-кода лидируют категории:

  • безналичные чаевые (74%);
  • ювелирные изделия (45%);
  • спорттовары (28%);
  • покупки на маркетплейсах (24%);
  • кинотеатры (18%).

Наибольшие доли трат россиян по QR-коду относительно других способов приема платежей в отдельной категории розницы приходятся на безналичные чаевые (83%), ювелирные изделия (41%), спорттовары (33%), маркетплейсы (22%), кинотеатры и бытовая техника (по 20%).

Предприниматели реагируют на запросы клиентов и внедряют больше способов оплаты

В начале 2023 года только 11% розничных компаний использовал в торговых точках сразу два способа приема платежей и более. К концу февраля 2024 года среди предпринимателей, торгующих в офлайне, два способа приема платежей и более подключили уже 52% розничных бизнесов. При этом выросла доля тех, кто в качестве единственного способа приема платежей в магазине использует QR-коды — с 3 до 9%, а Pay to phone — до 3%.

«Выбор способа оплаты определяет покупатель. Но зачастую этого выбора в точке продаж вовсе нет: на руках есть телефон, а карта лежит дома либо с собой только наличные. А иногда карта покупателя включает слишком приятную программу лояльности — и оплачивать покупку иным способом невыгодно. Здесь продавец должен поддержать любой способ оплаты, если не хочет потерять покупателя. Поэтому наша приоритетная задача — расширение количества способов приема платежей, чтобы дать покупателю возможность оплачивать покупки так, как ему удобно».

Леонид Назаров, руководитель управления продуктов Тинькофф Бизнеса

Что касается приема платежей в интернет-магазинах, то более одного способа оплаты в феврале 2024 года используют 36% онлайн-предпринимателей. Остальные принимают платежи либо путем ввода данных банковской карты на сайте (37%), либо по QR-коду (27%).

«В феврале мы запустили промо, где, оплачивая покупки по QR-коду, покупатель получал ощутимую сумму бонусов, которые можно применить при следующей покупке. Это позволило нам увеличить долю оплат с помощью QR-кода на 4% по отношению к январю.

При этом компании выгодно принимать платежи по QR-кодам еще и потому, что такой способ в несколько раз дешевле обычного эквайринга, а это очень ощутимо для среднего и крупного бизнеса. И для нас экономия на комиссии — возможность продумывать гибкие бонусные системы, улучшать сервисную часть».

Юлия Устьянцева, руководитель колл-центра СК «Кант» (клиент Тинькофф Бизнеса)
7
27 комментариев

Мне удобнее приложить карту, но ритейл экономит на комиссиях и продвигает qr, а я теряю еще свой кэшбек при оплате.

1
Ответить

Думаю что ни один предприниматель не заставит тебя оплачивать кьюар кодом, тут уже как удобнее клиенту, если покупка дорогостоящая не проблема оплатить картой, если что то мелкое то можно и кьюар, особенно кьюар выручает если забыл карту дома

Ответить

Здравствуйте. Ранее дали ответ под вашим постом.

Ответить

На самом деле, не так уж удивительно, что число покупок и обороты по QR-коду значительно выросли за последние годы, потому что гораздо удобнее пользоваться им

Ответить

для меня лично нет никакой разницы оплатить картой или все таки Qr кодом, Qr обычно оплачиваю если карты нет рядом

Ответить

щас оплата куар кодом мне кажется стала неотъемлемой частью для большинства покупателей, лично я не знаю как бы справлялся если бы у меня забрали куар)))

Ответить