Как хранить 2 млн деталей для сельхозтехники и всегда находить нужную

Мы продаем детали для импортных грузовиков и сельхозтехники. Если деталь хранить неправильно — она заржавеет или потеряется. А клиент ждать не может — у него простои на карьере и в поле. В статье рассказываем, как мы храним 2 млн деталей на складе и всегда быстро находим нужную.

Детали портятся, если их не консервировать

У нас на складе 2 млн деталей для импортных грузовиков и сельхозтехники. Детали возим из Китая, Европы и Азии. Логистика дорогая. На доставку деталей за 1000 € перевозка может обойтись в 12 000 €. Поэтому за деталями на складе нужен определённый уход.

Запчасти на складе требуют обработку маслом, постоянную температуру и влажность. Иначе ржавеют или трескаются. Тогда только выкидывать.

В зависимости от материала детали обрабатываем раз в 3—6 месяцев. У каждой детали свои требования. Клапана обильно поливаем маслом и обматываем плёнкой. Подшипники храним в промасленной парафинированный бумаге. 
В зависимости от материала детали обрабатываем раз в 3—6 месяцев. У каждой детали свои требования. Клапана обильно поливаем маслом и обматываем плёнкой. Подшипники храним в промасленной парафинированный бумаге. 

Если нарушить условия хранения, деталь испортится и не доедет до заказчика.

Делим склад на зоны

Когда у тебя большой склад и много деталей, помогает внешний порядок и автоматизация. Чтобы достичь внешнего порядка, склад разделили:

  • зона приема — принимаем и маркируем товар;

  • зона отгрузки — упаковываем и отгружаем товар клиенту;

  • зона хранения — храним, пока не продадим или не выкинем.

Храним мелкие и большие детали для тракторов, комбайнов и грузовиков. Поэтому зоны разделили еще на подзоны:

  • подзона ярусов и поддонов для крупных деталей: шины, аккумуляторы, двигатели. Тут работает спецтехника
  • подзона с мелким штучным товаром. Собирают заказ руками.
Стеллажи для крупных и мелких запчастей. Чтобы деталь не повредилась и работник остался цел — стеллажи прикручены к стенам.
Стеллажи для крупных и мелких запчастей. Чтобы деталь не повредилась и работник остался цел — стеллажи прикручены к стенам.

Подзоны тоже разделили. Есть детали, которые покупают каждый день — подшипники, а есть те, которые лежат месяцами — масляные фильтры. Поэтому товары разместили по методу АВС-анализа.

АВС-анализ — это способ размещения товара на складе. Товары делим на 3 категории:

  • категория А: дорогие и популярные детали — храним ближе к зоне отгрузке;

  • категория В: дешевые и менее популярные детали — храним на дальних стеллажах;

  • категория С: что покупают реже всего, пора выкинуть — храним в самом конце.

Взрывоопасные детали храним отдельно на полу.

Примерная схема хранения товаров на складе. Двигатель трактора — востребованный и дорогой в зоне АА. Коробка переключения передач — востребованный и менее дорогой в зоне АВ. Подшипники и сальники — дешевые и менее востребованные в зоне BA.
Примерная схема хранения товаров на складе. Двигатель трактора — востребованный и дорогой в зоне АА. Коробка переключения передач — востребованный и менее дорогой в зоне АВ. Подшипники и сальники — дешевые и менее востребованные в зоне BA.

Работники не запоминают, где лежит подходящий клапан или поршень. А отгрузить деталь надо быстро: у клиента простаивает техника в поле. Для этого используем автоматизацию.

Оптимизация складских процессов

Для автоматизации используем: адресное хранение, терминал сбора данных и программное обеспечение для автоматизации.

Присваиваем адрес местам на складе

Склад поделили на ячейки — место под товар. Каждому месту присвоили адрес из букв, цифр и штрихкода. В адресе зашифрована информация:
— зона хранения
— ряд
— ярус
— ячейка.

А - зона хранения, 12 - номер ряда, 027 - ярус, 00 - ячейка. Раньше кладовщик искал товар по складу. Сейчас знает точно, что где находится. Потому что используем на складе адресное хранение.
А - зона хранения, 12 - номер ряда, 027 - ярус, 00 - ячейка. Раньше кладовщик искал товар по складу. Сейчас знает точно, что где находится. Потому что используем на складе адресное хранение.

Адресное хранение бывает двух видов:

  • Динамическое: группа товара не закреплена к одному месту, размещается в свободных ячейках.

  • Статическое: группа товара постоянно хранится в определенной зоне склада.

У нас статическое адресное хранение — так проще, потому что имеем одинаковый ассортимент.

Когда принимаем товар, сканируем каждую деталь. Программа по автоматизации присваивает детали адрес. Кладовщику остается ее только отнести в нужное место.

До адресного хранения и после. Сейчас каждый товар на своем месте. 
До адресного хранения и после. Сейчас каждый товар на своем месте. 

Для внедрения ячеистого хранения и управления адресным складом используем ТСД и приложение Клеверенса Склад 15 для автоматизации.

Раздаём терминалы сбора данных с приложением Склад 15

Терминал сбора данных (ТСД) — это мобильный компьютер для считывания штрихкода с этикетки. С помощью ТСД находим, собираем и принимаем товары.

Склад без терминала сбора данных — как борщ без помидоров.
Склад без терминала сбора данных — как борщ без помидоров.

Раньше на одну отгрузку у кладовщика уходило минут 5 — искали данные о покупателе в 1С и Excel, заносили в ТСД.

Сейчас подключили приложение для автоматизации Клеверенс. Тратим на одну отгрузку минуту — сканируем штрихкод, а информация из 1С заносится в ТСД автоматически.

Как только товар оказывается на ячейках, менеджеры по продажам видят в системе наличие товара и начинают предлагать клиентам. Отгружаем быстро — потому что детали легко найти, не теряются.

Делаем инвентаризацию между приемкой и отгрузкой товара постоянно. Клеверенс дает задание, какие ярусы и полки надо посчитать. А еще, какие детали пора обработать, чтобы не заржавели. К концу года склад полностью пересчитан и обработан.

Интерфейс Склад 15
Интерфейс Склад 15

Что получили, когда внедрили ТСД с Клеверенсом:

  • товары просто принять и отгрузить, поэтому доставка не задерживается;

  • запчасти не теряются из-за испорченных штрихкодов. Раньше до 500 кг в год уходило в металлолом;

  • работники не ошибаются, когда размещают или ищут товар;

  • быстрый сбор срочных заказов — 4 кладовщика отправляют несколько десятков срочных заказов в день;

  • понятно, какую деталь надо обработать, чтобы не заржавела.

Вывод:

Ухаживайте за деталями. Состояние детали зависит от условий хранения. Сохранить деталь - спасти бизнес от убытков.

Организуйте склад. Популярные товары размещайте ближе к зоне отгрузки, чтобы кладовщик быстро собирал заказы. Для этого изучите спрос, распределите товары по категориям.

Внимательно распределяйте товар на складе. Разбейте склад на зоны хранения и ячейки. Дайте номер каждой ячейке. Один адрес — одно место хранения. Адрес показывает, где лежит товар.

Автоматизируйте процессы. Наклейте этикетки на товары, раздайте кладовщикам терминалы сбора данных и внедрите приложение. Ошибок станет меньше, заказы будут собирать быстрее.

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога Клеверенс на основе интервью с Алексеем Воротягиным, руководителем отдела внедрения компании «ИТАЛТРАК»

Над статьей работали: Вячеслав Рюмин, Алина Мухматулина, Эвелина Астапова.
37
1
40 комментариев

Я помню склад системного интегратора 20-летней давности. Все молились, чтобы кладовщик не уволился. Он единственный знал где что лежит)

8
Ответить

Думаю, у многих до сих пор примерно также;-)

6
Ответить

самый важный человек на районе)

1
Ответить

ваша хвалёная автоматизация — просто дорогая игрушка. Нормальный кладовщик и без всяких терминалов знает, где что лежит. Да и штрихкоды эти постоянно стираются или отклеиваются.

Ответить

Знаете кладовщиков, которые могут из 2 млн. деталей сразу найти нужное?

4
Ответить

у любого нормального кладовщика есть тоже свои лимиты возможностей запоминания, да и что будет если кладовщик уволится?) Другой придет и ему понадобиться много времени пока он узнает и запомнит где что

2
Ответить

Просто дорогая игрушка в которую вкладываются все крупные дистрибьюторы запасных частей. Так ради прикола.

Ответить