Как мы увеличили валовую прибыль на 247%, когда начали правильно считать чистую прибыль по маркетплейсам
Мы используем гибридный подход в работе с маркетплейсами, сочетая две модели:
- FBO (Fulfillment by Operator) — отгрузка со склада маркетплейса.
Преимущества этой модели — быстрая доставка клиентам и независимость от режима работы нашего склада. Покупатели могут оформить заказы в любое время (даже вечером в пятницу с получением в воскресенье!). Наличие товаров на складах в разных регионах ускоряет доставку в отдаленные города.
Есть у FBO и недостатки — «замораживание» средств в товаре, а также необходимость сильного оборотного капитала и высокой оборачиваемости товара. Если более просто, то нужно точно «попасть» с товаром — если он не будет продаваться, то будет лежать на складе и тратить ваши деньги.
- FBS (Fulfillment by Seller) — отгрузка с нашего склада.
Преимущества — возможна подгрузка менее ликвидных товаров (о них я расскажу ниже), отгрузка по факту поступления заказа, а также более выгодные условия по логистике.
Мы адаптируем стратегию работы под каждую площадку, используя сильные стороны обеих моделей. Например, на Wildberries комиссия за продажу зернового кофе составляет 11,5 % для FBO и 13,3 % FBS, если мы сдадим товар на доставку в течение 48 часов. И даже с повышенной комиссией маржинальность сохраняется. А логистика с нашего склада обходится еще дешевле.
Давайте рассмотрим продажу одного товара на примере. Допустим, пачку кофе мы будем продавать за 1 600 рублей, а себестоимость ее — 850 рублей. Налоги укажем как 20 %. Мы работаем на ООО с НДС 20% и налогом на прибыль 20% (у ИП с 6% прибыль будет даже больше).
Если работаем по системе отгрузки с нашего склада в течение 48 часов — комиссия будет 13,3%. При этом нет расходов на хранение и приемку, а также нет расходов на логистику. Валовая прибыль — почти 21%. А если торговать со склада WildBerries, то будет около 19 %.
Вот как это выглядит внутри кабинета поставщика WildBerries:
А у Ozon комиссия при FBO — 10 %, а при FBS — 11%.
Как видите, для каждого товара на каждом маркетплейсе — свои условия. И нельзя просто отгружать, продавать, считать общую сумму и продолжать так делать. Но именно так мы и работали раньше.
Как мы работали с маркетплейсами раньше
В начале работы с маркетплейсами мы сравнивали затраты и доходы на поверхностном уровне. Например, если мы тратили 1 000 рублей и получали 1 500 рублей, то считали, что работаем успешно. Однако этот подход оказался ошибочным.
Главная проблема, которую мы не учитывали — некоторые позиции не приносили прибыли.
Например, у нас продавались три бренда сиропов (Monin, DaVinci, Botanica). Они оказались убыточными из-за проблем со стеклянной тарой — у нее высокий уровень брака и возвратов, а также значительные расходы на упаковку.
И таких примеров было много — нам нужна была отчетность по каждой позиции, а для этого все нужно оцифровать.
Еще мы не учитывали, что выручка на маркетплейсах — это далеко не чистая прибыль. Есть много расходов — как на продвижение, рекламу, так и на хранение, логистику и прочее. То есть, мы это понимали, конечно, но никак не фиксировали.
Тоже покажу это на примере. Например, вот какие расходы будут у товара «Кофе в зернах 1кг» для WildBerries, включая затраты на продвижение и налоги. Себестоимость — 900 рублей, цена продажи — 1967 рублей. Расходы:
- Комиссия — 11,5%.
- Логистика — 64 рубля.
- Хранение — 37 копеек.
- Приемка — 33 рублей.
- Налоги — 213 рублей.
Прибыль получается 27% — или 531 рубль.
Еще накинем расходы на рекламу — в среднем можно заложить 5% от цены продажи (98 рублей). Остается 433 руб — или 22% маржинальности продаж.
Да, многие не считают налоги. У нас это 20% налог с прибыли (доходы – расходы). И доходом считается сумма, которую заплатил клиент (это важно!), а не та сумма, которая упала к нам на счет.
У наших конкурентов в основном 6%, а некоторые пользуются льготными зонами и платят 1%. Но об этом в другой раз.
Кстати, за цену 1 967 рублей еще надо постараться продать! Особенно когда рынок «крутится» вокруг 1 500 рублей, и приходится заходить в глубокие акции, чтобы были продажи.
Еще от поставки к поставке меняется себестоимость товара. В прошлом месяце мы привезли товар, себестоимость была 900 рублей. А в этом месяце вырос курс евро — и себестоимость стала 1 000 рублей.
Как в итоге изменилась чистая прибыль:
- Комиссия 11,5% — или 226 рублей.
- Логистика — 64 рубля.
- Хранение — 37 копеек.
- Приемка — 33 рубля.
- Налоги — 193 рублей.
- Прибыль — 23% или 451 рубль.
Вычтем рекламные расходы в в 98 рублей — останется 353 рубля или 18% маржинальности.
Все маркетплейсы показывают себя по-разному каждый день. Меняется курс иностранной валюты. И вообще все в мире меняется. Поэтому и нужно считать прибыль четко по каждому каналу.
Так что ранее KPI наших менеджеров основывались на выручке, а фокус был на увеличении объема продаж. Сейчас KPI основан на валовой прибыли, внедрены система оцифровки продаж и анализ рентабельности каждой позиции. Благодаря этому мы приостановили продажи 50% ассортимента, чтобы оптимизировать все — ниже расскажу, как именно мы пришли к этому.
Как мы искали решение для оцифровки продаж и отчетности
Мы пробовали разные цифровые решения на разных этапах развития бизнеса, что для отчетности по интернет-магазину, что по маркетплейсам. Оцифровывать начали с интернет-магазина. Раньше учет вели в Excel, а заказы обрабатывали в админке сайта.
Потом была интеграция «Мой склад + интернет-магазин + система репрайсинга + система для работы с прайс-листами поставщиков». Все это было красиво, круто и работало как по волшебству.
Потом появились маркетплейсы, и мы перевели работу в 1С. В это время мы начали активно заниматься импортом кофе из Италии и Кубы, поэтому открыли компанию с НДС — а это уже другой порядок дел. Понадобилось менять учет, интеграции, структуру компании... В общем, подключили «1С Бухгалтерия».
Конечно, отдельно работаем в личных кабинетах маркетплейсов — там много нюансов и направлений, которых не увидишь в системах интеграции. Отдельно у нас работает интеграция интернет-магазин + retailCRM для работы с клиентами и заказами + облачное решение для учета «Мой склад».
Мы потратили на поиск идеального решения не меньше 500 тысяч рублей.
Лицензия для интернет-магазина «1С Битрикс» стоила около 80 тысяч рублей в первый год. Шаблон для сайта от компании «Аспро» еще 80 тысяч рублей (а продление — в районе 30 тысяч. 1С мы арендуем в облаке примерно за 50 тысяч в месяц. Различные модули и сервисы еще обходятся еще в 50 тысяч в месяц.
Не стоит забывать, что еще есть оплаты сотрудников: бухгалтерии, 1С-специалистов (дорогое удовольствие), разработчиков сайта и поддержки, специалистов по контенту и менеджеров по маркетплейсам. Также мы оплачиваем хостинги и серверы.
Поработав в админке сайта на 1С-Битрикс, мы поняли, что это ужасно неудобно, еще и потратили на доработки 115 тысяч рублей. В итоге вернулись к retailCRM.
Для управления продажами на маркетплейсах мы тестируем мощный модуль интеграции от компании «Первый бит» сразу со всеми маркетплейсами в режиме одного окна. Работа ведется в «1С Управление торговлей», подключена бухгалтерия.
Разработка и обучение работе с модулем заняли три месяца, было шесть онлайн-созвонов подрядчиков с разными отделами нашей компании — мы изучали сервис и задавали вопросы.
Как теперь выглядит наша отчетность и что нам это дало
Пока что мы остановились на схеме, про которую я рассказал выше, а отчетность выглядит вот так:
В штате для работы с отчетностью есть несколько бухгалтеров, каждый из которых отвечает за свой участок работы. Отдельный человек занимается сведением отчетов комиссионеров по всем маркетплейсам. Ozon передает отчеты лишь в следующем месяце, а Wildberries должен это делать еженедельно, но там постоянно что-то не работает... Поэтому для отчетов у нас специальные люди.
Так выглядят отчеты комиссионера, которые нам дают маркетплейсы. Это итоговые таблицы, которые нужно учесть в финансовом и управленческом учете:
Другой бухгалтер отвечает за документооборот, текучку, акты сверки с контрагентами и банком. И есть главный бухгалтер, который следит чтобы все было по закону, в срок и без ошибок.
Отчетность по продажам мы сводим 1-2 раза в неделю и корректируем цены. Когда работаем с промоакциями маркетплейсов, сводим отчетность даже чаще.
Плюс, как я уже рассказывал, у нас есть импорт — мы привозим более 30 тонн кофе в месяц из Италии и других стран. У такого кофе постоянно прыгает себестоимость. Это отдельная боль. Но в итоге автоматизация и грамотное ручное управление дают возможности планировать продажи.
Мы начали учитывать все расходы по каждому SKU и отказались от товаров, которые генерируют убыток. Вместо них сконцентрировались на товарах, которые приносят прибыль — благодаря этому удалось увеличить продажи на 37% уже на следующий месяц.
Советы тем, кто начинает бизнес или думает оцифровать продажи
- Сразу считайте чистую прибыль
Кажется, что у маркетплейсов крупный оборот — у нас он выходит в 10 млн в месяц. Но со всеми расходами чистой прибыли может быть не так уж и много. Тем временем собственный маленький интернет-магазин может приносить чистой прибыли столько же или больше, чем маркетплейс.
Важно себя не обманывать, а все считать, прогнозировать и по возможности автоматизировать. Настоящая, чистая прибыль для бизнеса крайне важна — иначе не будет средств на маркетинг, тестирование гипотез, увеличение продаж.
Без подсчетов не будет ресурсов на ошибки.
- Учитесь на чужих ошибках
Вот на чем можно обжечься и потратить много денег на старте:
- Установить решение, которое вам не нужно — может выйти в 100-150 тысяч рублей.
- Оплатить доработки, которые уже вшиты в модуль, на который вас хочет развести разработчик или специалист по интеграции.
- Переплатить за лишние функции и не воспользоваться скидками. Например, сейчас можно купить лицензию Битрикс + шаблон Аспро, и все установят на сайт за 117 тысяч рублей. Если этого не знать, можно заплатить за все отдельно без скидок.
- Держите руку на пульсе
На маркетплейсах огромная конкуренция, постоянные изменения условий работы, бесконечные промоакции, в которых надо участвовать, а значит снижать цену продажи и выручку.
Все время прыгают закупочные цены, рекламные расходы, увеличивается логистика и затраты на сборку и упаковку... Именно поэтому нужно держать руку на пульсе и постоянно сводить отчетность.
Например, у WildBerries сейчас ввели коэффициенты складов — потому что склады сильно загружены. Мы сдаем товар в Новосибирск, где коэффициент на приемку сейчас 415%. Из-за этого у нас сразу увеличиваются расходы, так как фиксируются повышенные ставки на 60 дней. Расход на логистику будет будет 229 рублей с одной пачки кофе! Вместо обычных 65 рублей.
Обычно селлеры сводят отчет лишь по итогам месяца, получив отчеты комиссионеров. А многие и не сводят, работают по «суммовому» методу (пришло = ушло). Это может больно ударить по бизнесу в итоге.
Для тех, кто хочет выйти на маркетплейсы или в целом войти в e-commerce — у меня есть бесплатный список удачных интеграций и гайд, как оцифровать продажи. Они в моем боте.
Там же — библиотека полезного контента для селлеров на маркетплейсах: схемы, таблицы, чек-листы и гайды. Заходите в бота, нажимайте /start, и он пришлет вам первый гайд.
И подписывайтесь на мой телеграм-канал «Бизнес под кофеек», где я рассказываю, как развиваю наш интернет-магазин, делюсь важным о бизнесе, отвечаю на вопросы и помогаю другим ☕️
Очень много полезной бесплатной инфы. Спс
рад!
Спасибо за комментарий
Огоооо! Это ооооочень подробно. За такую информацию цыгане берут по 100к за курс. А ты Антон бесплатно выложил. Спасибо
Да. Вложился от души. Спасибо за комментарий!!
Спасибо за статью, Антон
Благодарю !
Спасибо за статью, круть!