Как изменились отношения с китайскими производителями

Поставки основных категорий товаров из Китая в Россию в мае после трехмесячных перебоев вновь стабилизировались. Однако их объемы сократились, особенно у fashion, а рынок электроники и бытовой техники может не досчитаться ряда OEM-компаний. О том, как сегодня строятся отношения с зарубежными партнерами, обсудим на вебинаре «Работа с производителями и поставщиками из Китая» 10 июня.

Как изменились отношения с китайскими производителями

С января по конец марта фабрики в Китае были закрыты. В апреле-мае производства вновь возобновили работу и в настоящее время товар в Россию поставляется без технических сбоев. Однако объемы поставок основных категорий товаров сокращаются и вернутся на прежний уровень через пару лет, особенно в категории fashion, прогнозируют ритейлеры. При этом у лидеров логистического рынка, чьи основные клиенты — онлайн-магазины, объемы поставок вернулись на прежние, доковидные, времена.

По данным ФТС России, в первом квартале 2020 года товарооборот России с Китаем сократился на 1,64% до $24,538 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Импорт России из Китая за этот период сократился на 3,66% и составил $11,575 млрд.

Поставки идут, а спроса нет

Представители розничных сетей отмечают, что поставки в июне из Китая возобновились, однако продаж почти нет. «В феврале и марте были технические задержки в поставках от ряда китайских партнеров, но начиная с апреля все вошло в норму, сложностей или задержек с таможенным оформлением на российской стороне не было. Мы сейчас не беспокоимся о товарных запасах, а думаем, о том, как восстановить продажи», — говорит Борис Кац, директор по развитию сети хобби-гипермаркетов «Леонардо». О том, что проблем с логистикой из Китая нет и сроки доставки такие же, как в доковидные времена, подтвердил и совладелец группы компаний Zenden Андрей Павлов.

«В конце февраля и марте были трудности с доставкой товаров из Китая из-за закрытия границ. Но уже в апреле ситуация начала стабилизироваться. Поток доставок начал нарастать и к маю объемы вернулись на прежний уровень. Ежемесячно мы доставляем сотни тысяч заказов. В среднем вес одной посылки составляет 1,1кг. Стоимость зависит от объемного веса, обычно это диапазон 300-500 рублей», — рассказала Елена Шутюк, коммерческий директор IML.

Тем не менее, прекращение партнерства с китайскими производителями на несколько месяцев отразилось на закупках осенней коллекции одежды и обуви. По словам основателя одежной сети Baon Ильи Ярошенко, китайские фабрики, закрытые с января, сначала из-за продолжительных новогодних праздников (в Китае новый год празднуют 2 недели, начиная с 25 января, - Ред), затем из-за вспышки нового коронавируса, открылись только в середине марта. А это период, когда надо было активно отшивать осеннюю коллекцию. Из-за этого многие fashion-сети не смогли полноценно сделать заказ на осень.

«Затем начался двухмесячный карантин у нас, fashion встал мертво. У самых продвинутых компаний интернет-продажи достигали 25-30%, но это не покрывает всех затрат. При этом банки подзажимают кредитование. На что закупать следующие поставки? Однозначно это все скажется на объемах. Да и спрос просядет. Два месяца все носили одни треники и две футболки. И привыкли к этому, к сожалению. А ещё сокращения, безработица...К прежним цифрам одежда вернётся в лучшем случае в 2022 году», — считает Илья Ярошенко.

Фокус на локальный рынок

Тренд на размещение производства в России, начавшийся после кризиса 2014 года из-за роста курса доллара, в этом году из-за вспышки нового коронавируса усилился. При размещении производства в другой стране возникают стратегические риски в виде закрытия границ на пару месяцев. И если возникнет вторая волна эпидемии, которую многие предрекают осенью, то возможно, снова закрытие границ на некоторое время. Поэтому многие продавцы в условиях пандемии подыскивают партнеров в России, что, кстати, не просто, так как нет единой базы производителей и не всегда просто отыскать производителя тех или иных комплектующих, жалуются дистрибьюторы и ритейлеры.

ООО «ТЕХНОЛОГИИ ПРИКОСНОВЕНИЯ» является официальным представителем нескольких брендов в России — GESS (Германия), RestArt (США) и EcoSapiens (Россия), занимается их продвижением и через дилеров, продажей, в том числе и на Aliexpress. Кроме того, партнер группы, GESS International Trading (Shanghai), Co., LTD имеет офис и склады в Китае, где она наладила контрактное производство этих брендов (представлены в низком и среднем ценовых сегментах).

Однако уже несколько лет, как компания организовала в России контрактное производство, и в настоящее время для нее это приоритетное направление. «Получив контракт от бренда EcoSapiens, мы развернули в России производство текстиля с подогревом (электрогрелки, электропростыни, электроодеяла) и подушек с памятью. Сейчас весь ассортимент бренда EcoSapiens производится исключительно в нашей стране. После переговоров с брендом GESS (Германия) и совместных разработок, мы запустили инновационные текстильные изделия с подогревом самой ткани, без проводов и безопасным питанием 12 вольт. Кроме того, наше предприятие работает также в режиме OEM по товарам и предоставляет услуги (стежка, раскрой, упаковка, ко-пакинг) и другим компаниям», — рассказал Владимир Бойко, директор по развитию брендов GESS, RestArt и EcoSapiens в России.

Среди плюсов производства в России Владимир Бойко называет контроль качества и удобство гарантийного сервиса, отсутствие курсовых рисков, так как оплата в рублях, при сопоставимой себестоимости более комфортные условия оплаты, меньше минимальные партии, быстрее доставка на склад в РФ.

Изменения на рынке электроники и бытовой техники

Приостановка работы китайских производств с января по апрель может отразиться и на рынке дистрибуции электроники и бытовой техники. Половина оставшихся российских OEM-компаний после кризиса 2014 года могут не пережить этот год.

По словам Аркадия Маркарьяна, независимого ритейл-эксперта, до 2014 года российские OEM-компании, производившие на китайских фабриках бытовую технику и электронику для продажи в низком и среднем ценовых сегментах, занимали примерно 25% рынка. Эти компании отвечали за развитие собственного локального бренда, учитывая все требования российского законодательства – наличие гарантийной поддержки, локализация и сертификация продукта, официальное таможенное декларирование и ввоз. Таких брендов было множество, особенно среди смартфонов в силу того, что массовые ценовые сегменты рынка испытывали дефицит предложений и повышенный спрос покупателей.

Всё поменялось в 2014 году, когда валютный курс рубля к доллару вырос почти в два раза, и производство такого товара в Китае стало экономически невыгодным: поднять цены в 2 раза OEM-компании не могли, так как стоимость продукции низкого ценового сегмента сравнялась бы с ценой известных международных брендов. Это привело к тому, что десятки российских OEM-компаний ушли с рынка, часть из них разорилась. В результате доля подобных игроков на российском рынке электроники и бытовой техники сократилась, по оценке разных экспертов, с 25% до 5% (продажи в штуках).

Для привлечения большего количества покупателей на свои карточки товаров за счет более низкой цены, некоторые продавцы пошли на обман, где предлагали продукцию с заведомо худшими характеристиками, например, завышение ёмкости аккумуляторов, отсутствие Bluetooth, наличие меньшего объема памяти. с большим процентом брака, или копии оригинальной продукции. В итоге, начиная с 2014 года стремительного развития трансграничных маркетплейсов, российские потребители столкнулись с низким качеством продукции.

Аркадий Маркарьян, независимый ритейл-эксперт

С целью экономии и сохранения низкой розничной цены некоторые OEM-компании пошли по пути снижения качества продукции, заказывая у китайских производителей товар с более низкими по цене комплектующими, но в итоге качество товаров страдало, количество брака росло. Такая стратегия оказалась недальновидной, спрос упал и компании, не сумевшие переориентироваться, закрылись.

В результате в 2014-2018 годах ниша низкого и среднего ценового сегментов начала пустовать, так как бренды международного уровня не могли опуститься так низко по цене. В результате китайские фабрики, ранее производившие продукцию для российских OEM-компаний, начали выходить самостоятельно в Россию через китайские маркетплейсы, как самый быстрый и выгодный канал реализации продукции, экономив на сертификации и посредниках. Продажи пошли конвейером за счет новой, открывшейся возможности, работы с международными маркетплейсами по схеме трансграничной торговли, то есть предлагать и продавать товар со складов фабрик в руки российскому покупателю.

Однако копирование продуктов друг друга, использования стандартных технологических разработок привело к жестокой конкуренции среди китайских производителей. «Для привлечения большего количества покупателей на свои карточки товаров за счет более низкой цены, некоторые продавцы пошли на обман, где предлагали продукцию с заведомо худшими характеристиками (например, завышение ёмкости аккумуляторов, отсутствие Bluetooth, наличие меньшего объема памяти), с большим процентом брака, или копии оригинальной продукции. В итоге, начиная с 2014 года стремительного развития трансграничных маркетплейсов, российские потребители столкнулись с низким качеством продукции, отсутствием гарантийного обслуживания и долгой схемой возврата или вообще невозможностью вернуть товар. Покупательская способность на китайских маркетплейсах начала снижаться, рисковать деньгами никто не хотел», — рассказал Аркадий Маркарьян, подчеркнув, что дополнительно, к снижению интереса на электронику и бытовую технику в зарубежных интернет-магазинах поспособствовало введение новых правил беспошлинного ввоза, вступившие в силу с 1 января 2020 года. По новым правилам лимит был снижен с 500 до 200 евро, это та сумма, с которой начисляются дополнительные 15% к стоимости товара.

Подобные меры и сложности работы с китайскими производителями привели к тому, что российский покупатель обратил своё внимание на товары уже представленные в России. Это привело к значительному росту локальных марткеплейсов, обеспечивающие гарантийную поддержку, возвраты и локализацию продуктов (наличие русской инструкции, интерфейса, переводов меню и так далее). Соответственно доля трансграничных покупок начала снижаться.

Прошлый год, действительно, ознаменовался снижением темпов роста трансграничной торговли: в 2016 году рост был 37% в денежном выражении, в 2017-м — 24%, в 2018-м — около 25%, по итогам 2019 года рост составил примерно на уровне последних 2 лет. Институт экономической политики имени Егора Гайдара оценил объем трансграничной торговли в России в 316 млрд рублей за 2018 год.

Как изменились отношения с китайскими производителями

По словам Аркадия Маркарьяна, все изменения привели к тому, что в настоящее время основной объем электроники и бытовой техники попадает в Россию тремя путями: при помощи федеральных сетей, производящие СТМ для продажи в своей рознице; за счет китайских компаний, имеющие свои представительства (за последние два года в России открылось несколько представительств крупных китайских брендов, например, в сегменте смартфонов это Xiaomi, Oppo, Vivo, Realme), а также российских дистрибьюторов, экспортирующих те бренды, в чей успех они верят на нашем рынке и готовы развивать за свой счёт с минимальной поддержкой с китайской стороны. При этом основным каналом сбыта электроники и бытовой техники уже стали не китайские онлайн-платформы, а российские, продажи на которых в коронакризис стремительно выросли.

Что касается контрактного производства в России, то расти будет преимущественно сборка крупной бытовой техники (например, телевизоры), так как это дешевле, чем привезти конечный продукт. Но в сегменте мелкой бытовой техники и электроники другая экономика, поэтому выгодней везти готовую продукцию, отмечают эксперты.

10 июня на вебинаре «Работа с поставщиками и производителями из Китая
в пост-COVID период» обсудим с представителями ритейла, брендов,
маркетплейсов, логистических компаний актуальные вопросы взаимодействия на российско-китайском рынке. Изменились ли условия работы с китайскими партнерами и таможенные правила? Восстановилась ли логистика и цепочки поставок? Какие бизнес-модели внешнеэкономической деятельности эффективны?

33
Начать дискуссию