Эпоха маркетплейсов: одни создают, другие размещаются

Эпоха маркетплейсов: одни создают, другие размещаются

Можно было бы начать с восклицания — ничего себе, как подросли показатели e-commerce! Но, честно говоря, этим уже никого не удивишь. Такой рост наблюдается уже несколько лет. Даже черствые офлайнщики, которые ранее отрицали силу сети, начали открывать интернет-магазины. Пожелаем им удачи, но сегодня поговорим об онлайн-трендах на рынке e-commerce — о маркетплейсах.

В одном ряду с крупными игроками на рынке (Ozon, Wildberries, Goods, Я.Маркет, Lamoda) услуги предлагают разные нишевые площадки, например, DonPlafon.ru (категория «свет»), Parfumoff.ru (категория «beauty»). И это только малая часть маркетплейсов, о которых знают пользователи. Обо всех площадках можно говорить очень долго.

Так почему же растет заинтересованность в создании собственного маркетплейса? Будем разбираться.

Плюсуем

  • Можно постоянно расширять ассортимент, идти в любые ниши.
    Посмотрите на Wildberries. Ребята начинали как обычный интернет-магазин одежды, теперь это один из лидеров рынка, где представлено более 50 товарных категорий. Какой плюс в расширении? Очевидный — рост трафика и количества заказов на одного покупателя. Успех маркетплейса будет зависеть от добавления новых категорий, куда можно приглашать новых селлеров.
  • Можно работать с абсолютно разными ценовыми сегментами.
    Если интернет-магазин стартовал с товаров только премиум-класса, то к расширению категорий добавляется как средний, так и эконом сегменты. Причем разброс цен может быть абсолютно разнообразным. Если сравнивать с интернет-магазином, то при работе с маркетплейсом не нужно устанавливать жесткие ценовые рамки за счет количества продавцов, которые будут размещаться на площадке (прибыль будет, даже если работать только с эконом сегментом, но при этом в большом объеме).
  • Не нужно фокусироваться на отдельных географических точках — работайте масштабно.
    Взаимодействуйте с продавцами и поставщиками откуда захотите. На площадке могут размещаться компании из любых регионов. Выстраиваете модель работы с маркетплейсом в зависимости от возможностей: могут выставляться как продавцы с собственными складами и выстроенной логистической системой, так и компании, которым можно предоставлять отдельные складские услуги.
    Работая с разными городами, вы получаете больше качественного регионального трафика, который растет при эффективной работе с заказами (большой ассортимент + оперативная доставка) в конкретном регионе.
  • Можно повысить в разы показатели LTV
    Как говорит статистика, многие интернет-магазины чаще всего выходят на маржу не более 15 %. Если вы открываете свой маркетплейс, то сможете выстроить схему работы с продавцами с любой комиссией (например, 30 %). Тут все зависит от заинтересованности в сотрудничестве с компанией и возможности продавцов потянуть указанный % . Можно делать для разных категорий свой размер комиссии.

Не забудьте и про трендовость. Открыть маркетплейс — это не только плюс в плане прибыли, но и плюс для репутации. Таким образом, вы сможете со временем попасть в списки онлайн-трендов e-commerce, что привлечет внимание заинтересованных продавцов.

Кстати, о последних. Вместе с ростом маркетплейсов, растет и количество компаний, которые размещают там свои товарные предложения. И с каждым днем продавцов становится все больше. В чем же тут дело?

Разбираемся

Размещаться на маркетплейсах - дико популярно. Причем опубликовать свои предложения не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное, делать пункт за пунктом, но без выкрутасов (у каждого маркетплейса свои правила, которые нужно соблюдать). Также к плюсам можно отнести:

  • Получение большого трафика. Чем известнее маркетплейс (например, Ozon), тем больше на него приходит покупателей. Небольшим компаниям трудно получить высокую посещаемость, нужно серьезно вкладываться как деньгами, так и временем.
  • Нет необходимости в собственном сайте. Это особенно популярно у молодых продавцов, которые только начинают развивать бизнес. Не нужно тратить деньги на создание, раскрутку, постоянную техническую поддержку ресурса. Продавец приходит на маркетплейс, проходит этапы оформления, размещения и начинает продавать.
  • Работа по фулфилменту. Это удобно для тех, у кого нет возможности организовывать логистику, процессы упаковки и доставки до клиента. Все эти вопросы берет на себя маркетплейс, который работает по фулфилменту (то есть продает товары со своего склада).
  • Сильная маркетинговая сторона. Просто опубликовать товар и сидеть сложа руки — неэффективно. Чтобы ваш продукт покупали на маркетплейсах, используйте маркетинговые инструменты, но работая с ними, учитывая особенности конкретного маркетплейса. Даже минимально. Остальной большой объем работы по раскрутке сделает уже торговая площадка.

Звучит неплохо. Плюс это эффективно не только для стартапов и малого бизнеса — крупные сегменты давно и прочно сидят на маркетплейсах, пополняя объемы заказов и повышая прибыльность компании. Но без сложностей не обойтись.

Но без сложностей не обойтись. К ним можно отнести: вероятность блокировок личного кабинета, жесткий контроль цен, навязывание акций и т.п. Это тормозит процесс торговли, что приводит к потере прибыли. Чтобы такого не допустить, важно своевременно отслеживать количество отмененных заказов, корректно работать с остатками и резервами, а также контролировать обновление цен на товары. Если вы работаете сразу с несколькими торговыми площадками, требовательность в работе возрастает в несколько раз.

Будьте готовы к высокой конкуренции. В вашей категории сотни или тысячи похожих продавцов, которые хотят «выстрелить» и получить большое количество заказов. Анализируйте, просчитывайте все вариации, как можно более выигрышно смотреться на маркетплейсах на фоне конкурентов.

Следите за рейтингом. У каждой площадки есть системы ранжирования. Чтобы не опускаться вниз, не забывайте об этом, мотивируйте покупателей на отзывы и оценки — тогда вы будете в более выигрышном положении.

Что в итоге

Наверное, нет компаний, которые не рискуют, выходя на новую нишу, запустив крупную рекламную кампанию. Это нормальная практика. В случае с открытием собственного маркетплейса — это и риск, и огромный шаг к развитию вашего бизнеса. Поэтому здесь не может быть просто и быстро, но в итоге это может стать максимально эффективно. Как и в случае с размещением на маркетплейсах. Да, тут проще выйти, а вот уже сам процесс торговли требует усидчивости и постоянной динамики.

Если готовы к этому, тогда только вперед.

44
Начать дискуссию