Бумажная волокита. Как мы отказывались от печати чеков

В декабре «Лента» объявила о том, что покупатели торговой сети могут отказаться от печати бумажных чеков и рекламных купонов. Разбираем все тонкости процесса и трудности, с которыми мы столкнулись.

Бумажная волокита. Как мы отказывались от печати чеков

Покупатели давно ждали, когда мы предложим им возможность отказаться от бумажных чеков. Во-первых, километры бумаги – это неудобно и раздражает многих, во-вторых, в масштабах большой торговой сети такая инициатива означает, что мы сможем сократить количество неперерабатываемых отходов. Ниже расскажем, как мы это сделали.

Юридический аспект

По закону клиент обязан получать чек в бумажном виде или на подтвержденную электронную почту от платформы ОФД. Ещё до запуска проекта многие покупатели получали чеки как на кассе, так и на почту. Мы решили оставить эту возможность и развивать проект параллельно. Теперь, когда клиент отказывается от бумаги в мобильном приложении или в личном кабинете на сайте, эти данные попадают в нашу CRM-систему, проставляются на карточке покупателя, всё это записывается и хранится.

Покупатель может отказаться от бумажных чеков, однако если он расплатится банковской картой, касса всё равно распечатает банковский слип. Это небольшая бумажка, которая содержит информацию о транзакции. Выдавать её мы обязаны: это требование российского законодательства.

Проблем с возвратом товара не возникнет: как и раньше, достаточно либо показать чек из электронной почты, либо просто сообщить номер своей карты в программе лояльности.

Предложение, от которого трудно отказаться

Помимо чеков покупатель получает на кассе купоны. Это анонсы о маркетинговых акциях, персональные предложения по программе лояльности, промокоды от партнёров. Словом, дополнительные механики, которые генерируют трафик.

Однажды в одном из супермаркетов мы проводили эксперимент, во время которого не печатали купоны для контрольной группы клиентов. В первые же дни мы получили негативные отзывы: эти покупатели жаловались, что перестали получать промо-предложения.

Но если клиент отказался от бумаги, он не должен получать как чеки, так и купоны. Поэтому в проекте принимали участие IT-специалисты, маркетинг, коммерческая и операционная службы.

IT-команда разработала новое архитектурное решение для перевода бумажных купонов в электронные. Глобальные изменения затронули шесть процессов. После внедрения разработки промокоды, купоны, предложения партнёров стали доступны в личном кабинете на сайте и в мобильном приложении с возможностью применить их на кассе. Для этого клиенту достаточно активировать купон и отсканировать карту лояльности при покупке.

Нам потребовалось дорабатывать мобильное приложение и интерфейс личного кабинета на сайте. Нужно было создать интерфейс для маркетинга, чтобы купон заводился не только в кассовую систему, но и корректно отображался у клиента. Наконец, надо было создать дизайн анонсов с акциями партнёров, промокодами, чтобы покупатель получал их в уведомлениях и мог найти все купоны в отдельном разделе. Теперь достаточно активировать штрих-код: система сама считает признак и применит скидку на тот или иной товар на кассе. Раньше нужно было сохранять бумажные купоны и носить их в магазин. Это был самый крупный блок технических доработок.

Ольга Цветнова, Начальник отдела поддержки и развития систем CRM «Ленты»

Касса помнит всё

Со стороны кассовой системы механизм выглядит так: клиент отказывается от чеков и купонов, после чего эти признаки передаются в систему хранения клиентских данных и кассовую систему.

Когда покупатель предъявляет карту лояльности на кассе, система считывает признак и понимает, что печатать бумагу не нужно. На процесс уходит меньше одной секунды, при этом мы настроили возможность принудительно распечатать чек, если он всё же потребуется клиенту. На традиционных кассах, кассах самообслуживания и в системе «Лента-СКАН» пришлось внести ряд доработок. При этом нам не потребовалось закупать дополнительные объемы памяти и использовать облачные решения, чтобы хранить эти данные.

Оксана Пименова, Менеджер проектов «Ленты»

На запуск проекта понадобилось больше шести месяцев. Параллельно с разработкой архитектурных требований мы рисовали новые дизайны для интерфейса мобильного приложения и личного кабинета на сайте. Затем начали тестировать решение в формате friends and family.

Чтобы внедрить решение и масштабировать на 88 городов присутствия компании, понадобилось более 20 человек, включая команду разработки, аналитика, консультанта, архитектора и тестировщиков.

По данным наших внутренних опросов, около трети покупателей «Ленты» готовы отказаться от печати чеков.

1313
17 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Сергей, чек отображается в приложении и приходит на электронную почту сразу же после оплаты товаров на кассе. Если этот вариант по каким-то причинам не подходит, покупатель, который сомневается в том, что скидка на товар прошла, может попросить распечатать чек.
Если покупатель обнаружил ошибку дома, ему необходимо решить проблему в магазине.

1
Ответить

Как-то это пока криво работает. Подключил электронные чеки через приложение. Но вчера делал покупку на кассе, выдали кучу бумаги опять. Мне, конечно, не принципиально. Но как же северные тюлени, которых просят спасти))
Хотя, возможно, crm работает с лагом и не отрабатывает отказы, выставленные день в день.

Ответить

Только так мы спасём северных тюленей.Александр. Теперь только в ваших руках, жизни эти прекрасных созданий!

1
Ответить

Александр, если это были именно чеки, а не банковский слип, нашим специалистам надо проверить эту информацию. Для этого необходимо написать в поддержку в личном кабинете или обратиться в центр информационной поддержки клиентов (8-800-700-41-11).
Только так мы спасём северных тюленей.

Ответить

Лучше бы добавили возможность списывать баллы через карту в кошельке... А то , как даун с очередью за спиной

Ответить

когда закончится клоунада с картами лояльности? как насчет идентифицировать покупателя по банковским картам? что этому мешает? кстати, пятерочка обещала не печатать и слип. прообещались, получается?

Ответить