Что нужно делать в Китае прямо сейчас (а чего категорически делать не нужно)

Здравствуйте. 11 лет работаю с Китаем и занимаюсь потребительской электроникой. Сегодня хочу посоветовать, что нужно начинать и о чём разумно договориться с китайскими поставщиками прямо сейчас. Уделю внимание тем проектам и задачам, спешка с которыми может принести только вред.

Что нужно делать в Китае прямо сейчас (а чего категорически делать не нужно)

Время перестраиваться

Хотим мы этого или нет, почти весь бизнес, который существовал в России и Восточной Европе до конца февраля 2022, нужно перестраивать.

Это и касается и китайской продукции, в которой используются японские, тайваньские и американские комплектующие, а готовые устройства доставляются (точнее – уже не доставляются) компаниями с головными офисами в Европе и США.

Прямо сейчас партнёрство с Китаем может решить какие-то насущные вопросы, но не все и не сразу. Об этом и будет моя статья сегодня. Все, о чем идет речь ниже, касается производства физического продукта и вряд ли применимо для сферы информационных технологий.

Что нужно делать в Китае прямо сейчас (а чего категорически делать не нужно)

Что разумно сделать в Китае прямо сейчас

1. Проверить реальное наличие продукции и компонентов.

Сейчас количество обращений в Китай выросло. Покупатели ищут аналоги устройств или компоненты, которые они закупали в других регионах у других поставщиков. При этом, дефицит компонентов ещё с прошлого года наблюдается и в самом Китае. Для торговых фирм это повод предлагать картинки и спецификации, которые они, возможно, смогут конвертировать в реальный заказ, но это не точно и не быстро (о торговле китайцами картинками можно прочитать на моем канале в этой и этой статье).

Рекомендую уточнить у поставщиков наличие и возможность производства нужного товара. При необходимости, послать человека на склад проверить товар или компоненты и только потом резервировать. Не будет лишним проверить информацию у иностранных торговых агентов, которые находятся в Китае или коллег по отрасли (я уточняю у коллег в нашем профессиональном чате).

2. Выделить приоритетную продукцию и приоритетных поставщиков

Нужно сделать внимательный анализ продукции и выбрать наиболее приоритетную. Разумнее сортировать по сухим критериям «доход» и «объём продаж», но можно выделить и позиции, интерес с которым может быть увеличен в новых реалиях.

Нужно вести переговоры с поставщиками этой продукции, объяснять им положение вещей, обсуждать потенциальные заказы, которые пусть и не сразу, но состояться. Поставщиков приоритетной продукции нужно удерживать, но не позволять им наглеть.

Что нужно делать в Китае прямо сейчас (а чего категорически делать не нужно)

3. Пересмотреть условия закупки

Для сложных технических и дорогих устройств разумно пересмотреть условия закупки. В том случае, если срок поставки разных компонентов отличается (например, одни компоненты нужно ждать 30 дней, а другие – 60), нужно проводить оплату не за готовое устройство, а за его составляющие. Сначала вносить небольшую предоплату за компоненты с долгим сроком доставки, а ближе к дате их готовности – за остальные.

К сожалению, некоторые китайские поставщики в одностороннем порядке изменили условия сотрудничества и требуют 100% предоплату перед началом производства. В этом случае я бы рекомендовал искать других поставщиков и рассматривать миграцию производства на другие фабрики (см. ниже).

4. Обновить базу контактов проверенных специалистов и надёжных партнёров.

Критические ситуации требуют выхода за рамки комфорта (см. третий раздел статьи). В этом случае могут понадобится новые возможности и решения. Во многом поэтому я написал почти всем бывшим поставщикам, с которыми ранее плотно работал. Общения с существующими поставщиками я, разумеется, не отменял.

Я уточнил у поставщиков, чем они занимаются сейчас, где и над каким продуктом работают. Обновил табличку новыми адресами и родом деятельности. Конспект ждёт своего часа и решений.

Что нужно делать в Китае прямо сейчас (а чего категорически делать не нужно)

Что в Китае прямо сейчас делать не нужно

1. Не нужно искать быстрых способов доставить товар.

Сейчас в логистике царит настоящий хаос. Информация по поставкам, ограничениям меняется ежедневно. Но ежедневно меняется и информация по новым возможностям. На прошлой неделе была закрыта доставка почты и образцов иностранными компаниями. На этой неделе такую возможность открыли компании китайские и российские.

То же самое происходит и с доставкой больших грузов. С одной стороны, грузы перестают пускать в порты или брать на контейнеры, с другой стороны – появляется место на контейнерах в другие порты и железнодорожных вагонах.

Ожидается, что хаос будет длиться до конца месяца, а уже после (или чуть позже) будут готовые и новые решения по доставке. Работа в этом отношении идёт, нужно следить за информацией.

2. Не останавливайте работу над перспективными продуктами, даже если вы не будете размещать на них заказы прямо сейчас.

Даже, если новых заказов в ближайшее время не ожидается, не нужно переставать изучать новые продукты, технологии и их потенциал. У меня отменились заказы на 10 новых продуктов, по которым с поставщиками были согласованы все детали. Ещё 10 проектов были на стадии утверждения.

Пока я верю в то, что заморозка не означает отказ. Основной аргумент в том, что продукты являются качественными, проработанными и их рыночный потенциал был продуман. После нормализации ситуации, эти продукты обязательно окажутся на том же рынке, но привезут их другие компании.

Что нужно делать в Китае прямо сейчас (а чего категорически делать не нужно)

3. Не нужно говорить поставщикам, что заказы отменены.

Правильное общение позволяет избежать паники и нервозности. Правильнее говорить об «отложенных» заказах. Если китайскому поставщику заявить об отмене, он предсказуемо пойдёт искать новых клиентов и продаст продукцию бывшего клиента его конкурентам (с изменениями или без). Поставщики готовы подождать и не нужно их обнадёживать до тех пор, пока не обнадёжили вас.

4. Не заниматься всем подряд.

Несмотря на то, что сейчас нужно искать новые ниши и возможности, не нужно пробовать заниматься всем подряд. Сейчас многим из тех, кто работает с Китаем, поступает масса вопросов.

И самое плохое, что можно сделать – пробовать обработать их всех без учёта своей специфики и знаний. Нужно подумать над приоритетными направлениями и возможностями и сосредоточиться на хорошей работе в них.

Что нужно делать в Китае прямо сейчас (а чего категорически делать не нужно)

Поиск новых ниш

Мне очень нравится заниматься потребительской электроникой, это работа и хобби. Но я понимаю, что возможно на данный момент будет разумно в том числе переключиться на новые ниши. Как сказано выше, неправильно переключаться на все подряд, но разумно посмотреть новые возможности и выбрать приоритетные направления.

Коллеги, например, предрекают рост интереса к запасным частям для автомобилей и мне уже писали по этим вопросам из самого Китая. Есть интерес к комплектующим, серверному оборудованию и тому оборудованию, которое европейцы делали в Китае. Китайские аналоги нужно будет проверить и доработать. И этим уже можно заниматься.

Помните, что переход не будет быстрым и плавным. Непросто сохранить холодную голову и нервы. Но сделать это необходимо. Удачи вам и нам со всем этим справится. И, конечно же, #нетвойне.

***

Одиннадцать лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Веду телеграм-канал «Китайцы: руководство по применению», издал одноименную книгу (доступна на LitRes, Ozon и Ridero), коплю материал для второй.

Всегда рад новым подписчикам.

33
11 комментариев

Запчасти для айфонов как вариант.

2
Ответить

Аналоги :) Думаю, там уже посуетились и это налажено.

Ответить

Как всегда, полезно, хотя и не про нашу нишу.

1
Ответить

Благодарю за отзыв. А какая у вас ниша?

1
Ответить

Вы бы для начала посмотрели что будет с логистикой, ценами на неё и т.д.

Ответить

На данный момент морская поставка сравнялась по ценам с поставкой ЖД, при чём, что сроки по ЖД ниже. Это ещё следствие ковида.
В логистике всё быстро меняется. Нельзя сказать, что цены и ситуация одного месяца будут актуальны в другом.

1
Ответить