Потребитель-экстремист: как распознать и обезвредить

http://nonsensopedia.wikia.com/wiki/Plik:Kasy_Biedronka.jpg
http://nonsensopedia.wikia.com/wiki/Plik:Kasy_Biedronka.jpg

На фото рядовая ситуация в польских или словацких супермаркетах.
Это не час пик, или выходной день, абсолютно обычная очередь и им не удивляются. Однако у россиянина, подобное в «Пятерочке» или любой другой сети страны, давно бы вызвало негодование, громкие крики с требованием открыть еще кассу или позвать сюда управляющую!
Поляки даже не понимают, а что вообще не так...

Этот пассаж хорошо демонстрирует, что клиентские ожидания, а равно и потребительский экстремизм — дело воспитуемое, наживное и часто призвано не столько улучшить клиентские отношения и эффективность бизнеса, сколько превратить бизнес в сервильный инструмент, выполняющий самые дерзкие прихоти клиента.

И это, зачастую вредит, если только ваш бизнес не публичный дом...

Сейчас уже ленты социальных сетей переполнены негативными отзывами обо всех и вся: от работников крупных ресурсных корпораций, до отзывов о мастерах маникюра.
Зачастую, в «черных списках» любого города страны, можно найти 99.9% всего местного бизнеса и непонятно как они вообще до сих пор работают, если настолько бездарны и чудовищны, согласно той картине, которую можно почерпнуть из фидбэков.

"В СССР такого не было" и синеокая матрона с голубыми тенями, которая стояла за прилавком, могла словом, делом и отлучением от обслуживания, быстро научить любого клиента уважать ее каторжный труд. Поэтому потребительский экстремизм, появился у нас в середине 90-х, когда из всего многообразия смыслов открытого бизнеса, покупатели, а также и продавцы запомнили одно: «Клиент всегда прав»!

Эту фразу сказал американский сэлфмэйд-миллионер Маршалл Филд, еще в 19 веке, или его сотрудник, а затем успешный бизнесмен Гарри Селфидж, или вообще некий индийский оптовик, у которого по легенде, кто-то из этих двоих, однажды купил партию ковров и услышал это.
Правда другая версия цитаты звучит как: «Клиент никогда не бывает неправ!», что согласитесь, имеет совершенно иной смысл.
В общем, история туманная и далеко не является обязательным атрибутом бизнеса на западе, как это казалось во времена вхождения данной максимы в обиход.

Маршалл Филд. Это он во всем виноват! https://infoshka.com/publication/2086/
Маршалл Филд. Это он во всем виноват! https://infoshka.com/publication/2086/

И не смотря на прошедшие 20 лет, с момента появления первых фактов злоупотребления потребителями своими правами, в российском законодательстве до сих пор нет специальной статьи, которая бы регулировала этот феномен и отделяла разумные требования, от элементарных попыток нажиться.
Подобное можно рассматривать лишь как мошенничество по ст. 159 УК РФ, но это сложная статья, которая применятся только в самых нелепых и вопиющих случаях такого рода.

Фактически, у нас дан зеленый свет потребительскому экстремизму!

В США, где потребительское законодательство еще более лояльно, чем в России, соответствующие статьи есть, так как в середине 90-х прошло множество громких дел имеющих явные признаки потребительского злоупотребления, например «Дело о чашке кофе» с участием McDonalds.

В итоге, лояльность российского законодательства, высокая конкуренция за потребителя при низком спросе и покупательской способности населения, вынуждает бизнес бороться за клиента всеми средствами.
А потребитель, чувствуя свою высокую значимость, нередко пытается заработать на своих правах.
Что же предпринимает этот коварный враг, чтобы навредить бизнесу?

Пишет отзывы

Вдохновленно и со вкусом к деталям https://chrislocurto.com/what-ive-learned-after-a-year-of-blogging/
Вдохновленно и со вкусом к деталям https://chrislocurto.com/what-ive-learned-after-a-year-of-blogging/

Это альфа, а часто и омега всего потребительского экстремизма, благо написать есть где: сотни агрегаторов отзывов, соц.сети, мессенджеры, сайты компании, а для олдфагов даже газеты и жалобные книги.
Недовольный клиент может за день написать пару десятков отзывов, под разными именами, датами, а часто и сутью конфликта, лишь бы навредить обидевшей его компании.
С такими вещами бороться сложно, по нескольким причинам.
Часто клиенту нужна не помощь, а просто клапан для сброса агрессии.
Ваш конфликт — лишь повод, поэтому он выльет негатив в интернете, жалуясь на свою нелегкую долю и даже не слишком нуждается в возврате и урегулировании проблемы.
Для него это просто очередной признак тлена и безысходности бытия. Можете отвечать на отзывы, пытаться уладить дело, но вероятно, что это не возымеет эффекта.
Вы не докажете клиенту, что мир не место для скорби и боли, но покажете себя клиентоориентированной компанией.

Клиент-террорист

https://uproxx.com/movies/austin-powers-4-dr-evil-mike-myers/
https://uproxx.com/movies/austin-powers-4-dr-evil-mike-myers/

Второй случай, можно называть «клиент-террорист».
Небольшая часть потребителей может испытывать эффект «признания», когда им отвечает крупный бизнес в социальных сетях, а если их несколько, то они еще будут и поддерживать друг друга, согласовано устраивая «допрос компании с пристрастием».
Поэтому отвечая таким клиентам, как советуют учебники, с извинениями и участливым желанием сгладить конфликт, вы можете спровоцировать новый вал претензий, а также коллективную травлю компании в интернете. Особенно, если какая-то фраза из вашего ответа может трактоваться (и обязательно будет!) в негативном для потребителя смысле.
Покупатель-террорист будет получать едва ли не физическое удовольствие, заставляя бренд оправдываться, что повысит его самооценку в собственных глазах.
А если их несколько и они загнали компанию в угол — это просто праздник духа и именины сердца!

Что можно сделать?

Если вы работаете в сегменте В2С и ваша аудитория не отличается высоким уровнем образования и культуры, масс-маркет и большая конкуренция, готовьтесь к тому, что о вас иногда будут писать плохо.
А иногда очень плохо и неправду.
Не бросайтесь сразу отвечать недовольному клиенту с лакейским энтузиазмом.
Возможно, на другой стороне человек не насколько к вам расположен и вообще адекватен, а внимания получить хочет сильно. Поэтому, оцените по возможности, перспективы сглаживания конфликта таким способом и если они малы, то иногда лучше не отвечать вообще.
Подумайте о том, что 2% брака допустимо даже на конвейерном производстве в Японии, что уж говорить о людях и услугах для них!

Если вы — парикмахер, или электрик, за месяц у вас может быть сотня клиентов и если два из них напишут, что вы бездарь, жалкий проходимец и он сам себя бы постриг лучше, то это как раз 2% допустимого брака, или неадекватных клиентов.

А в год таких отзывов будет уже 24!
Теперь вспомните о том, как редко люди пишут положительные отзывы...

Клиент грозит или уже идет в суд

Более серьезный пункт, которым любят угрожать недовольные клиенты направо и налево, хотя часто там даже никогда не были.
Здесь все проще: самые адекватные клиенты направят вам письмо с предложением досудебного урегулирования конфликта.
В этом случае, скорее всего, проблема реальна и проще решить ее предлагаемым способом.
То же письмо можете направить и для тех, кто собирается с вами судиться и вам разумнее немного уступить, вместо полугодового участия процессе с репутационными потерями.
Менее адекватные клиенты, идут с иском в Роспотребнадзор, откуда их отправляют напрямую в суд.
Даже если суд примет иск и клиент составил его корректно, то волокита там способна отбить желание судиться даже у тех, кто изначально горячо жаждал крови.

А дальше начинается самое интересное:

  • Суд часто пренебрегает моральным вредом или оценивает его символически, а именно он оценивается потребителями в космические суммы за сломанный ноготь.
  • Если речь идет о бонусных программах или акциях, то суд не рассматривает их как обязанность продавца
  • Обязанность доказать недостатки товара или услуги, а также правильное их использование потребителем, лежит на истце, причем доказать надо письменно, а порой и с экспертизой.

В итоге, рассчитывая получить миллионы, потребитель видит, что его самого как бы не сделали виновным!
Ему приходится отпрашиваться с работы, ходить по заседаниям, сидеть в душных коридорах за зачастую символическую сумму.
Поэтому, он быстро бросит это занятие, что приведет либо к отказу в удовлетворении иска, либо к его серьезному урезанию по части ущерба.
В общем-то почти победа, если только вы не имеете дело с «профессиональным потребителем»...

И вот тут мы переходим к типологии «потребителей-экстремистов»

Виды злоупотребляющих правами потребителей:

Потребитель-экстремист: как распознать и обезвредить

Нормальный, адекватный человек

Довольно редкая категория, если ценность услуги или сумма товара небольшие, такие зачастую просто не хотят портить себе настроение скандалом.
Если уж так случилось, то они без лишнего шума приходят в офис для разрешения конфликта, либо пишут письма с предложением досудебного регулирования. Скорее всего, вы действительно им что-то сделали не так, либо это досадная случайность и конфликт можно легко и быстро сгладить.

Звезда микрорайона

Обычно это молодая женщина, с большим количеством свободного времени и нарциссическими чертами характера.
У нее завышенные требования к окружающим, но заниженные к себе, поэтому ее очень легко оставить недовольной, о чем она моментально оповестит все 15000 своих подписчиков в Инстаграм и все доступные группы Вконтакте, даже не подходящие для этого.
Смысл не сколько в решении проблемы, сколько в привлечении к себе внимания и позиционирования в духе "Королева поучает слуг".
Тяжелая, в плане урегулирования конфликта, диалог спровоцирует только еще большую ответную реакцию с демонстративными эмоциями, опять же для привлечения к себе внимания.

Лучше извиниться, сославшись на разные видения картины происходящего, не оспаривая ее экспертного мнения и королевских достоинств, и более в диалог не вступать. Когда звезда микрорайона становится мамой, все это ухудшается драматически.
Поэтому львиная доля плохих отзывов где-либо идет о мастерах маникюра, педикюра, укладки-шугаринга и прочих услуг для данной ЦА.

Потребитель-шизоид

Некоторый процент людей обладает особенностями психики, называемыми шизоидным типом личности.
Кроме того, ряд профессий способны усиливать эту склонность по причинам профессиональной деформации, например айтишники-кодеры и тестировщики, сотрудники полиции из следственных отделов, научные работники, бухгалтера и экономисты.
Суть в том, что шизоидный тип плохо различает главное и второстепенное и способен зацикливаться на несущественном.
То есть, купив например флэшку, он принесет ее обратно на основании того, что она «слишком свободно входит в порт». И это не издевательство.
Он на самом деле беспокоится и считает такой товар негодным!
Несмотря на то, что флэшка может прекрасно держаться в порту и не иметь никаких изъянов, для такого потребителя эта мелочь абсолютно равна полной неработоспособности товара.

Наверняка, перед приходом к вам он уже изучил спецификации по таким флэш-картам (нашел самые свежие!) и законодательство страны по части обмена товара.
Это бы можно было назвать перфекционизмом, но нет, здесь совершенно иной род проблемы — зацикливание на мелочах, которое не позволяет ему считать что-либо пригодным для эксплуатации, при малейшем отклонении от стандарта.
Решить проблему можно лишь после долго подбора устраивающего его товара, соответствующего всем ему известным параметрам.
Причем это не гарантирует, что в офисе через месяц не раздастся звонок, где шизоид, с обидой в голосе, объявит о том, что обнаружил на флэшке серийный номер, который не соответствует номерам завода-изготовителя и он требует немедленного расследования этого кошмарного инцидента!

Хитрый и наглый

Эта категория была массовой в 00-х и сформировалась из людей, чья юность пришлась на 90-е.
Род занятий сейчас может быть любым, но в прошлом они имели опыт торговли, мелкого бизнеса в сфере услуг или работу в военных структурах. Обычно это нарочито бодрые мужчины, слегка развязные и панибратские, без разбора всем «тыкающие».
Независимо от того, продали вы им пресловутую флэшеку или сделали сайт для его шиномонтажки, итог будет один.

Клиент приедет к вам в офис и с порога начнет скандал, будет грозить какими-то связями где-то наверху, хамить, угрожать, пытаться давить психологически или физическими габаритами, при этом суть проблемы всегда будет как-то ускользающей!
Что-то ему не так, но непонятно что именно.

На самом деле, все это спектакль театра одного актера, с одной целью — стрясти с вас деньги назад, за якобы не оказанную услугу на должном уровне, или получить существенный дисконт.
В пожилом возрасте, будет давить на жалость и симулировать сердечный приступ от взаимного сотрудничества, а женщины добавят слезы и истерики. Путей защиты лишь два: не реагировать на давление и скоро такие персонажи теряют интерес, моментально успокаиваются и исчезают в пламенеющем закате, либо подписать с ними подробный, юридически выверенный договор.
Иначе такие визиты могут стать регулярными!
Одно радует — такие не пишут отзывы, так как там нет возврата эмоций для подпитки и понимания перспективности спектакля.

Потребитель-негативист

Обычно проявляются осенью и весной, по понятным причинам.
Этот клиент скорее всего не очень помнит подробностей конфликта, но ярко и красочно расскажет о своих чувствах в этот момент, на страницах всех соцсетей, а может и поэму написать об этом на stihi.ru.

Ему главное получить подтверждение того, что мир жесток и несправедлив именно к его скромной персоне и вы — просто еще один кирпичик в этой картине мира.
Можете оправдываться или нет - уже не важно и его активность это не остановит никак. Вы вступили с ним в некие токсичные отношения, в которых ему, как ни странно, комфортно!
Он получает подтверждение своим гипотезам, его жалеют и как бы он даже благодарен...
Пожалуй, самая безобидная категория.
Он настолько поглощен собой, что формальная отписка с извинениями исчерпает конфликт с существенной стороны.

Но есть категория хуже — такие клиенты часты у веб-разработчиков или digital-агентств, проще говоря, они платят не сколько за сайт или интернет-маркетинг, а за возможность звонить, писать, жаловаться и изливать негатив вам до тех пор, пока с ними не закончится договор.

А потом они его продлят. Если у вас есть склонность быть психотерапевтом, вы вполне сработаетесь!

Профессионалы

Самая опасная и сложная категория.
Они либо практикующие юристы или топ-менеджеры, либо люди со связями в этой отрасли, либо имеющие огромный опыт потребительских дел в судах. Случайно или целенаправленно, они могут стать вашими клиентами, а затем вы получите уведомление из суда, где обнаружите прекрасно составленный иск против вас.
Там будут неплохие доказательства, собран весь доступный материал, включая час оказания услуги и ФИО сотрудника, а вот сумма иска будет весьма сильно больше, чем ценность этой оказанной услуги.
На заседании, скорее всего сам истец будет действовать через представителя, а вы его никогда не увидите лично.

Что делать?

  • Возможно, получится решить досудебно, но сумма будет немногим больше иска
  • Возможно, судья отклонит иск или существенно его уменьшит, но истец хорошо готов, остается уповать на настроение судьи
  • Определенно, есть смысл работать с хорошим юристом по этому делу и не медлить

В таком случае, вы либо стали жертвой конкурента, либо «повезло» попасть на хорошо подготовленного «профессионала», который если и уйдет, то все равно получив какую-то прибыль для себя.
Разумнее установить с ним контакт и выяснить, что он хочет на самом деле. Если не получится, то готовится к некоторым потерям для себя и лишь одно тут радует — отзывов они не пишут и стараются лишний раз не примелькаться.

Суммируя, есть лишь два способа работы с клиентами: открытый — когда с ними лучше вести диалог, игнорируя лишь наименее внушающих доверия, и закрытый — всю информацию о компании максимально скрывать, «в разговоры с населением не вступать!».

Зачастую, второй способ в России оказывается более эффективным.
А если это невозможно, то всем нам придется сталкиваться с проявлениями потребительского экстремизма, хотя бы как элемента конкурентной борьбы и нужно быть к этому готовым.
Кроме того, отлично прогнозирует «попадание» на такого клиента личная встреча или телефонный звонок клиенту, почему-то такие простые формы общения дают быстрое понимание, чего ожидать от сделки с ним в будущем.

33
15 комментариев

у нас любят жертв -> думаю лучший способ, самому стать жертвой в глазах других потребителей, показав что вы еще больше страдаете от действий такого клиента и его притензий.

2
Ответить

Работать надо лучше. Та же самая пятерочка косячит каждый визит: ценники не те или их нет вовсе, просрочка, не работают или отсутствуют весы, сканеры и тд

2
Ответить

В статье не говорится о качестве услуг, речь о клиентах, которых не устраивает что-то по ряду причин (99% людей на их месте всё устраивает и они пользуются услугами компании).
Ваше "работать надо лучше" с такими клиентами не работает, работай ты идеально, претензии у "экстримистов" будут всегда.

1
Ответить

особенно когда в магазине 7 касс, открыты только 2, очереди человек по 10-15 в каждую, казалось бы почему же клиенты недовольны

Ответить

Краткое содержание статьи: Мы работаем пиздато, а клиент мудак.
К сожалению все кто так считают, обречены быть в лучшем случае локальным средним или малым бизнесом. Сервис должен быть качественным, и если у потребителя, а тем более не у одного, а у множества, есть негативный опыт использования, нужно это анализировать и исправлять, а не обвинять клиента в том что он всегда не прав и вообще вы Д`Артаньян.

2
Ответить

А теперь гуглим отзывы о МТС, Билайне, Сбере даже о Мелкомягких. И как, исправляют сервис и негатив? Это малый и средний бизнес?
Теоретики, они всегда все знают , что тут сказать.

Ответить

Нарывались уже на разновидность в этой статье описанных, не помогло трёхкратное предложение урегулировать в его пользу, были реальные убытки и отказы от сотрудничества, сделали выводы, теперь ни на каких Яндекс картах, справочниках организаций и т.д. светиться не будем, лучше никакой информации чем негативная.

1
Ответить