Кого и когда нанимать на работу в свой бизнес: собираем команду по захвату ТОПов выдачи на маркетплейсах!

В жизни каждого селлера наступает момент, когда самому тащить все процессы эффективно становится слишком сложно. Если узнали в загнанном круглосуточной работой хомяке себя — пора набирать первую команду!

Сегодня расскажу вам о том, как нанять себе полезных и нужных бизнесу людей, а также распишу, каких ошибок стоит избегать продавцу, который берется за эту задачу впервые.

Этот хомяк пытается покинуть клетку своих предрассудков
Этот хомяк пытается покинуть клетку своих предрассудков

Почему я вообще могу тут умничать?

Меня зовут Николай Шапкин, я торгую на Amazon и Wildberries уже 5 лет, достиг общего оборота в $5 млн в 2023 году. В бизнесе на маркетплейсах строю системы, которые работают без меня с моим минимальным вовлечением 2-3 часа в день. Рассказываю об этом в телеграм-канале, где делюсь своими фишками, кейсами учеников и собираю полезные материалы в помощь селлерам. Там же анонсирую бесплатные разборы.

Обучаю системному подходу других, консультирую по ведению бизнеса на маркетплейсах и разбираю бренды действующих продавцов, где пальцем тыкаю, на чем они теряют 100-200-300 тысяч рублей ежемесячно. Мои разборы вы можете почитать в профиле и сделать выводы самостоятельно.

А нужна ли вообще команда?

Маркетплейсы — это настолько простая и удобная вещь, что можно работать одному и за небольшой промежуток времени выйти на стабильную прибыль в миллион, 2-3 миллиона рублей в месяц. Если вы справляетесь и вам нравится то, что вы делаете — не надо никого нанимать.

Начинать думать об этом можно тогда, когда в сутках всего 24 часа, а вам в постоянном зашиве нужно 30 часов, чтобы все успевать. Никто не хочет впадать в эмоциональный кризис, тем более в финансовый кризис, поэтому беритесь только тогда, когда времени на все уже не хватает.

В целом начинающему селлеру, который сделал первые успехи, необходимо понять, что смысл делегирования — это увеличивать рабочие часы вашего бизнеса.

Если сами вы могли уделять этому по 10 часов в день, то даже с одним работником это можно превратить в 16 часов в сутки.

Кого и когда нанимать на работу в свой бизнес: собираем команду по захвату ТОПов выдачи на маркетплейсах!

Сервисы-помощники

Вокруг всех маркетплейсов всегда есть куча сервисов, которые предоставляют продавцам различные услуги. Это могут быть как просто фрилансеры, которые работают на себя, так и целые агентства.

Скажу с порога: я НЕ рекомендую передавать таким помощникам всю свою работу по бизнесу, но пользоваться их услугами, например, в логистике очень удобно.

К примеру, можно заключить договор с центром, который будет перепаковывать ваш товар, наклеивать все необходимые наклейки; позволить маркетплейсу (например, Wildberries) взять на себя хранение и доставку товаров и так далее.

Также нормальная практика — использовать услуги фотографов, дизайнеров, копирайтеров для создания карточек товаров; настройщиков для рекламы и SEO.

Нанимать людей одномоментно, для выполнения одной задачи — это абсолютно обыденно, потому что даже очень грамотный селлер не способен быть экспертом во всем.

Такое решение позволяет сэкономить время, научиться чему-то новому и получить на старте услуги более качественные, чем если бы вы делали это сами. Кроме того, чаще это даже дешевле, чем нанимать человека на постоянную работу в штат.

Кого и когда нанимать на работу в свой бизнес: собираем команду по захвату ТОПов выдачи на маркетплейсах!

Что делегировать в первую очередь?

Всегда и всем, опять-таки, советую сначала делегировать вопросы, связанные с логистикой: упаковка, хранение, доставка (в том числе и до клиента). Не думайте, что это можно сделать быстрее и дешевле, если делать самому. Это огромный объем работы, который сожрет вас, если нет опыта.

Также 100% можно делегировать весь фото-контент и графику. Делать фотки товара на айфон или мыльницу, взятую у друга — такое себе. Это стоит немного, но выглядеть будет гораздо качественнее, чем то, что сделает селлер-новичок.

Этот момент ни в коем случае нельзя игнорировать, он влияет на конверсию, а конверсия на маркетплейсах — это важнейший показатель. Фотографа и дизайнера также поначалу не стоит держать в штате — нужного объема работы под них просто не будет.

“Менеджер на все руки”

Это такой человек, который знает примерно столько же, сколько и вы, просто не хочет заниматься своим собственным бизнесом. Такого человека я всегда советую искать для себя, работать с ними куда легче, чем без них. Тем не менее надо понимать, что стоит такой сотрудник существенно дороже, особенно, если знает что-то лучше вас.

Ozon и Wildberries — это простые в освоении площадки, и не нужно много лет обучения для того, чтобы работать там на хорошем уровне. Поэтому я не рекомендую делегировать такие вопросы, как выбор нового товара на запуск и запуск самого товара в магазине.

Что можно передать подобному сотруднику, так это отгрузки, общение с поставщиками, логистами, преп-центром, сеошниками, настройку рекламы и так далее. В начале, естественно, за этим стоит следить больше, и со временем, если человек оправдывает доверие, постепенно оставлять этот фронт в пользу более важных дел.

Также необходимо перестраивать своих подрядчиков и сотрудников под свой стиль ведения бизнеса и под свой стиль продаж. У всех собственные взгляды и привычки, поэтому выстраивание единой линии в работе — крайне важная задача.

Предприниматель должен творить. Он должен вдохновлять и направлять команду, а команда должна делать за него всю операционную работу.

Кого и когда нанимать на работу в свой бизнес: собираем команду по захвату ТОПов выдачи на маркетплейсах!

Делайте то, что вам нравится

Начну сразу с примера. У меня есть знакомый предприниматель, Кристина, и она не раз говорила мне, что очень кайфует от аналитики. Она может сидеть и по 8 часов каждый день собирать и обрабатывать аналитику по своему бизнесу. Она явно понимает, что справляется и конкретно это не хочет делегировать.

При этом у нее есть свои аналитики, но Кристина всегда принимает прямое участие в их работе, общается с ними и намерена продолжать вести свой бизнес именно так, потому что ей удобно.

В чем мудрость: если есть в вашем бизнесе задача или сфера, которая вам особенно интересна — не оставляйте и не отдавайте ее работнику сразу. Именно работа с этой задачей, если приносит удовольствие, всегда будет оставаться для вас эффективной.

Не нанимайте самых дешевых людей с надеждой обучить их всему. Всего на свете вы не знаете, и не сможете дать больше, чем уже есть. Вот если нанять спецов, каждого в своем направлении, бизнес будет развиваться.

И обратная сторона — не бойтесь делиться знаниями. Если показать человеку аналитику и прочие данные, это не значит, что через месяц он “предательски” сбежит и откроет свой бизнес.

Большинство людей не хочет заниматься бизнесом, им проще не брать на себя большой груз ответственности и оставаться в найме.

Когда давать процент или партнерство?

Еще один частый вопрос — что, если важный сотрудник просит процент в бизнесе или партнерство. Со временем давать такие привилегии кому-то в команде можно, это нормально.

Но если сразу, на старте отдавать кому-то проценты и статусы партнеров, очень часто это заканчивается плачевно для селлера. Менеджеры обычно просто расслабляются, а вывести их из игры становится очень сложно, поэтому торопиться с таким не стоит, и лучше подобрать для сотрудников другой вид мотивации: повышать зарплаты, улучшать условия и так далее.

Вместо эпилога

Если вы не делегируете, вы не растете. Вы занимаетесь не бизнесом, а самозанятостью, и с таким подходом невозможно добиться реально больших результатов, поэтому никогда не бойтесь делегировать.

В моем телеграм-канале еще больше статей, шаблонов, таблиц чек-листов и других полезных вещей, которые превратят работу на Wildberries и других подобных маркетплейсах в реально доходное дело.

Там же в закрепе моя команда сделала бесплатный экспресс-курс по старту бизнеса на Wildberries в 2023 году. В конце ничего не продаем — просто 4 урока о реалиях современного бизнеса на WB.

А еще я собираю бесплатный чат селлеров, в котором 4000+ продавцов на российских площадках обмениваются опытом.

Пожалуйста, поддержите эту статью, если вам интересно читать больше статей о бизнесе на WB как есть, без миллионов за секунду и мутных «темок».

11
Начать дискуссию