Онлайн-торговля: 5 трендов 2023 года

Онлайн-торговля: 5 трендов 2023 года

Онлайн-торговля развивается семимильными шагами. Покупай быстрее и проще, экономь своё время и деньги – вот ключевые преимущества маркетплейсов. Прямое следствие расцвета онлайн-торговли – это сокращение цепочки между производителем и покупателем. О том, какие ещё тренды актуальны в настоящее время, рассуждает основатель стратегического агентства DT-Team, автор образовательной платформы «Нейростратегия» Евгений Григорьев.

Тренд №1. Офлайн-торговля уступает онлайн-торговле

Как отмечается в исследовании облачного сервиса «МойСклад», в конце 2022 и начале 2023 года доли онлайн- и офлайн-торговли у малого и среднего бизнеса в России сравнялись. При этом рост онлайн-продаж оказался крайне быстрым – в начале 2021 г. на них приходилось лишь 33% от всего рынка ритейла.

Хотя сейчас доли и равны, но перспектива достаточно ясна. Теряется смысл офлайн-торговли, сокращается выручка при офлайн-продажах. Постепенно продолжит сокращаться и количество физических торговых точек.

Это долгий тренд, который был усилен и ускорен, например, коронавирусом. Но главные причины – это сокращение доходов у населения, а также желание упростить процесс покупки товаров. Потому давно развиваются гибридные схемы, например, с доставкой товара на дом при покупке в офлайн-точке. Но всё же они не спасают офлайн-торговлю в полной мере, давая лишь отсрочку.

Коронавирус не уничтожил офлайн-торговлю, но явно проявил тренд на ускоренный рост онлайн-торговли и маркетплейсов. Наглядно рост оборота Wildberries и Ozon представлен на рисунке ниже.

<p>Оборот Wildberries и Ozon в 2019-2022 гг.</p>

Оборот Wildberries и Ozon в 2019-2022 гг.

В 2019 г. оборот Wildberries увеличился на 88%, в 2020 году уже на 96%, в последующие годы на 93% и на 98%. У Ozon в 2019 г. был рост на 93%, в 2020 г. на 71%, далее на 127% и на 86%. Это впечатляющие темпы роста.

Тренд №2. Доминирующее положение Wildberries на российском рынке

При всём росте оборота Wildberries не является монополистом. Однако на Wildberries и Ozon приходится 2/3 от всех онлайн-заказов. При этом у Ozon оборот в два раза меньше.

Явное преимущество в сравнении с прочими маркетплейсами позволяет Wildberries действовать на рынке как хищнику, который захватывает все новые и новые территории. Например, большая платформа может позволить себе держать цены товаров на низком уровне за счёт своих логистических цепочек и объёмов закупок. Поглощение конкурентов в таком случае – вопрос времени.

С другой стороны, отдельные решения Wildberries негативно сказываются на росте компании. Например, из-за комиссии при регистрации платформа уступила первенство по числу новых селлеров в 2023 г. Общественный негатив вызвало решение компании (октябрь 2023 г.) о вводе комиссий в размере 3% за оплату покупок картами Visa и Mastercard.

По прогнозам ожидается, что рынок маркетплейсов будет поделён 2-4 крупными компаниями, но пока до этого далеко.

Тренд №3. Сохраняется офлайн-спрос на ряд товаров и услуг

Безусловно, офлайн-спрос останется. Другое дело, что он будет сокращаться. И, прежде всего, спрос сохранится на:

- Товары, которые необходимы срочно. Но в их числе те же продукты питания, спрос на которые растёт на маркетплейсах опережающими темпами. Например, даже на скоропортящиеся продукты питания спрос в 2023 г. вырос на 340%. Хотя причина такого роста может заключаться и в том, что до 2022 г. такие продукты были запрещены к реализации на маркетплейсах.

- Запрещённые к продаже на маркетплейсах товары: рецептурные лекарства, алкоголь, табачная и никотиновая продукция и т.п. Здесь также есть вопрос: насколько текущий список запрещённой продукции может быть изменён в будущем. Например, витамины, БАДы и иные добавки не запрещены к продаже.

- Офлайн-услуги, где на первое место выходит не столько факт покупки, сколько личное общение. Речь не только об услугах, которые можно оказать только «вживую». Часть населения всё ещё предпочитает приобретать и IT-услуги только после личного общения. Это подводит нас к следующему тренду.

Тренд №4. Остаётся всё меньше регионов со старой культурой потребления

Хотя большая часть граждан страны уже предпочитает общение в мессенджерах (72% опрошенных) живым встречам (26% опрошенных), старая культура потребления в отдельных регионах остаётся. Именно здесь люди меньше всего привыкли активно пользоваться маркетплейсами. Регионы с наименьшими объёмами онлайн-продаж представлены на рисунке ниже.

<p>Регионы с низкими онлайн-продажами</p>

Регионы с низкими онлайн-продажами

Безусловно, сводить всё только к культуре потребления не следует. Те же Ингушетия и Карачаево-Черкессия занимают последние места в рейтинге регионов по доходам населения. И всё же культура коллективизма усложняет проникновение чего-то нового (включая маркетплейсы) на отдельные рынки. Подробнее об этом мы уже рассказывали здесь.

Тренд №5. Замкнутый круг демпинга

При общении с теми, кто работает на маркетплейсах или просто в ритейле, но в постоянной конкуренции с селлерами, чаще всего можно услышать про демпинг. Наглядно причины демпинга, его зарождение и развитие в связи с торговлей на маркептлейсах представлены на рисунке ниже.

<p>Демпинг на маркетплейсах</p>

Демпинг на маркетплейсах

Рынок растёт очень быстро, на нём постоянно появляются новые игроки. Потому именно такой «грубый» инструмент (демпинг) используется чаще всего. Помимо ценового демпинга никуда не делись и иные «серые» способы борьбы за потребителя: покупные отзывы, самовыкуп товара, «грязное» SEO, воровство фото- и видеоконтента.

Для начинающих селлеров демпинг плох тем, что есть риск не выйти в плюс, в итоге попросту отказавшись от продаж на маркетплейсах. Но место тех, кто ушёл, занимают новые лица, которые вновь делают ставку на демпинг. Вот и получается замкнутый круг, который вредит и постоянными участникам рынка.

Присоединяйтесь к нам на YouTube и в Телеграме. Мы помогаем бизнесу грамотно поступать в непростых ситуациях, планировать свои действия на годы вперёд.

22
Начать дискуссию