Что такое ассортиментная матрица? Зачем она нужна? Как ее строить?Я уже немного раскрывала эту тему. Сейчас раскрою полностью. 😁Итак, что такое ассортиментная матрица?Это группа товаров, объединенная по следующим принципам:маржинальность;конкурентоспособность;востребованность.Пример ассортиментных матриц мы встречаем ежедневно. В любом магазине. В онлайне или оффлайне.Вы приходите в свой любимый магазин, или открываете любимое приложение. У вас есть цель. Например, купить стол.В магазине, вы видите 10-15 разных столов. И выбираете из них. В онлайн-магазине, как правило, предложение намного шире. Там можно выбирать из 100+ вариантов.Это и есть ассортиментная матрица. Т.е. определенная группа товаров, из которой вы ищете именно то, что нужно вам.ассортиментные матрицы в офлайн магазинеКакого размера должна быть ассортиментная матрица?Тут все зависит. Во-первых, от канала продаж.Онлайн канал.Как правило, ассортимент не ограничен. Можно заводить сколько угодно артикулов.Офлайн канал.Колличество ассортимента зависит от конкретного места в магазине. Количества стеллажей, колличества полок и паллето-мест.Комбо: онлайн + оффлайн.Во-вторых, от значимости конкретной категории товаров.Нужно понимать долю категории на рынке в целом.Насколько категория масшабна. Как много брендов в ней представлено. Насколько она развита и пр.Долю категории в продажах в магазине.Какие еще категории есть в магазине. Насколько велика конкретная категория в сравнении с другими.Востребованность данной категории на рынке и интерес к ней.Насколько товары категории пользуются спросом у покупателей. Это категория товаров повседневного спроса или нет. Сейчас эта категория в тренде. И др. вопросы.Стратегии компании.На что нацелена сама компания. Она развивает мультикатегорийность или сконцентрирована на какой-то специфике. Может, основной упор идет на одну категорию, а остальные нужны лишь в качестве сопутсвующих товаров.В-третьих, от специфики категории.Декоративная категория.Тут важно учесть, что любому покупателю нужен выбор. В цветах, фактурах, расцветках и пр. Т.е. сделать узкую линейку вряд ли будет хорошей идеей.Хардовая категория.Техника, электроника, строительство и пр. Тут скорее, стоит ориентироваться на рынок. И предлагать то, что пользуется спросом. Ориентироваться на технические характеристики.FMCG.Это товары ежедневного спроса. Тут все очень зависит от трендов рынка, его динамики. И другие. Детство, мебель, освещение, товары для дома и пр.У каждой есть свои особенности, которые важно учитывать. Нужен анализ рынка. категории в онлайнеКак сформировать ассортиментную матрицу?Проводим анализ рынка по конкретной категории.- Смотрим в интернете предложения. - Посещаем конкурентов. Как онлайн, так и офлайн магазины. - Находим разные статистические обзоры по рынку. - Оцениваем потенциал (рынок растет/ падает/ стагнирует). - Смотрим, есть ли импортные товары. Какая доля отечественных производителей. - Какая диверсификация брендов в этой категории.Оцениваем конкурентную среду.- Т.е. как много магазинов продают эту категорию. - Насколько это популярные / сетевые магазины. - Какие онлайн магазины по данной теме представлены. - Как категория себя чувствует на маркетплейсах. - Какие товары продаются в этих магазинах. - Насколько широка ассортиментная линейка.- Какие бренды, в основном, представлены в магазинах.- Что покупатели пишут в комментариях о товарах.Учитываем KPI по данной категории.- Какой плановый годовой оборот.- Какая маржинальность категории.- Какая доля категории в компании.- Какая площадь отведена под категорию.- Как осуществляется закупка: на реализацию или на склад.- Есть ли цели по маркетинговым и другим выплатам от производителей.Учитываем специфику бизнеса для которого строится матрица.- Онлайн или оффлайн (т.е. есть ли ограничения по площади).- Какой ценовой сегмент (низкий/ средний/ высокий).- Какая целевая аудитория (мужчины/ женщины, семьи и пр.).- Бизнес новый или это всем известная сеть.- Бизнес региональный или местный.Делаем отборку. Учитываем все предыдущие пункты.Важно тут правильно диверсифицировать портфель. Да, да, почти как на бирже 😆❗нельзя закупать все в одном месте (это будет монополия, которая мешает конкуренции и ведет к невыгодным коммерческим условиям).❗нельзя отдавать больше 20-30% доли тому или иному бренду/ производителю/ поставщику (будет несбалансированный ассортимент). ❗нельзя собирать матрицу в одном ценовом сегменте (у вас всегда должна быть выстроена ценовая лестница).❗нельзя собирать матрицу только из ХИТов и ТОПов продаж, особенно, в декоративных категориях. Это приведет к парадоксальному оттоку покупателей, потому что им будет "не из чего выбрать". Существует закон Парето, и оно существует везде без исключения.В категорийном менеджменте наряду с Законом Парето, действует АВС-анализ. Они работают в связке. Нужны для оценки и отбора ассортимента.Как часто надо пересматривать ассортиментную матрицу?Опять же тут все зависит.от выбранной категории;от задачи бизнеса/ компании;от сезонности;от тредов и тенденций рынка.Как правило, крупные компании пересматривают свои матрицы раз в погода - год. Иногда можно пересматривать чаще, иногда реже.Важно понимать, что ассортиментная матрица - это живой механизм. Даже, если она строго регламентирована и пересматривается только 1 раз в год. Всегда есть вероятность, что:товар снимут с производства;на товар повысится цена, и он будет неконкурентоспособен или перестанет отвечать ассортиментной стратегии;выдут какие-то супер-новинки, которые, ну, обязательно нужно к себе завести;вы обнаружите товары, которые не оправдали себя и продаются 1 шт в мес;поставщики могут "косячить" и просто не привозить вам то, что было отобрано;и т.п.И, напоследок, поделюсь примером.Отвечала я когда-то за категорию Табак. Категория очень простая, на первый взгляд. 3 основные производителя. 2 поставщика - монополиста. Государство постоянно мониторит и регулирует рынок. Что тут можно сделать? Как тут вообще все эти пункты применить!?У меня получилось. Было это в 2019 году. Только-только начали появляться новые средства в категории Табак. Так называемые, альтернативные средства потребления табака. Не классические. И многие боялись их заводить к себе в матрицы. А вдруг что?! Все-таки, тут шутки плохи.Так вот, я проверила все документы у производителей. Посмотрела исследования. Переговорила с юристами. Получила одобрение от руководства. И одна из первых завела в сеть эти самые новинки.Как результат. На падающем рынке у меня был рост! Рынок табака на тот момент, каждый год падал на 10%. У меня был рост за 8 месяцев продаж на 10% в шт., 26% в марже. Новинки, которые я завела, заняли у меня в продажах долю в 31%.В заключенииГрамотно составленная ассортиментная матрица повышает оборот и прибыль. Бояться экспериментировать не нужно (но в разумных пределах, конечно). Заводите новинки, пробуйте новых производителей, "играйте" с артикулами. Выводите ТОПовые товары на видные полки в магазине и на баннеры в онлайне.Все обязательно получится! Если много работать, анализировать и учиться на ошибках! 😂П.с. ссылка на статью. В ней я писала, кто я и рассказывала немного про матрицы.Если вы нашли для себя что-то интересное, поставьте мне реакцию. Комментарии, пожелания и подписку также приветствую. ❤Спасибо за внимание, Tania Barinova