Рынок падает, а мои продажи растут! Правильная ассортиментная матрица

Что такое ассортиментная матрица? Зачем она нужна? Как ее строить?

Я уже немного раскрывала эту тему. Сейчас раскрою полностью. 😁

Итак, что такое ассортиментная матрица?

Это группа товаров, объединенная по следующим принципам:

  • маржинальность;
  • конкурентоспособность;
  • востребованность.

Пример ассортиментных матриц мы встречаем ежедневно. В любом магазине. В онлайне или оффлайне.

Вы приходите в свой любимый магазин, или открываете любимое приложение. У вас есть цель. Например, купить стол.

В магазине, вы видите 10-15 разных столов. И выбираете из них. В онлайн-магазине, как правило, предложение намного шире. Там можно выбирать из 100+ вариантов.

Это и есть ассортиментная матрица. Т.е. определенная группа товаров, из которой вы ищете именно то, что нужно вам.

<i>ассортиментные матрицы в офлайн магазине</i>
ассортиментные матрицы в офлайн магазине

Какого размера должна быть ассортиментная матрица?

Тут все зависит. Во-первых, от канала продаж.

  1. Онлайн канал.
    Как правило, ассортимент не ограничен. Можно заводить сколько угодно артикулов.
  2. Офлайн канал.
    Колличество ассортимента зависит от конкретного места в магазине. Количества стеллажей, колличества полок и паллето-мест.
  3. Комбо: онлайн + оффлайн.

Во-вторых, от значимости конкретной категории товаров.

  1. Нужно понимать долю категории на рынке в целом.
    Насколько категория масшабна. Как много брендов в ней представлено. Насколько она развита и пр.
  2. Долю категории в продажах в магазине.
    Какие еще категории есть в магазине. Насколько велика конкретная категория в сравнении с другими.
  3. Востребованность данной категории на рынке и интерес к ней.
    Насколько товары категории пользуются спросом у покупателей. Это категория товаров повседневного спроса или нет. Сейчас эта категория в тренде. И др. вопросы.
  4. Стратегии компании.
    На что нацелена сама компания. Она развивает мультикатегорийность или сконцентрирована на какой-то специфике. Может, основной упор идет на одну категорию, а остальные нужны лишь в качестве сопутсвующих товаров.

В-третьих, от специфики категории.

  1. Декоративная категория.
    Тут важно учесть, что любому покупателю нужен выбор. В цветах, фактурах, расцветках и пр. Т.е. сделать узкую линейку вряд ли будет хорошей идеей.
  2. Хардовая категория.
    Техника, электроника, строительство и пр. Тут скорее, стоит ориентироваться на рынок. И предлагать то, что пользуется спросом. Ориентироваться на технические характеристики.
  3. FMCG.
    Это товары ежедневного спроса. Тут все очень зависит от трендов рынка, его динамики.
  4. И другие. Детство, мебель, освещение, товары для дома и пр.
    У каждой есть свои особенности, которые важно учитывать. Нужен анализ рынка.
<i>категории в онлайне</i>
категории в онлайне

Как сформировать ассортиментную матрицу?

  1. Проводим анализ рынка по конкретной категории.
    - Смотрим в интернете предложения.
    - Посещаем конкурентов. Как онлайн, так и офлайн магазины.
    - Находим разные статистические обзоры по рынку.
    - Оцениваем потенциал (рынок растет/ падает/ стагнирует).
    - Смотрим, есть ли импортные товары. Какая доля отечественных производителей.
    - Какая диверсификация брендов в этой категории.
  2. Оцениваем конкурентную среду.
    - Т.е. как много магазинов продают эту категорию.
    - Насколько это популярные / сетевые магазины.
    - Какие онлайн магазины по данной теме представлены.
    - Как категория себя чувствует на маркетплейсах.
    - Какие товары продаются в этих магазинах.
    - Насколько широка ассортиментная линейка.
    - Какие бренды, в основном, представлены в магазинах.
    - Что покупатели пишут в комментариях о товарах.
  3. Учитываем KPI по данной категории.
    - Какой плановый годовой оборот.
    - Какая маржинальность категории.
    - Какая доля категории в компании.
    - Какая площадь отведена под категорию.
    - Как осуществляется закупка: на реализацию или на склад.
    - Есть ли цели по маркетинговым и другим выплатам от производителей.
  4. Учитываем специфику бизнеса для которого строится матрица.
    - Онлайн или оффлайн (т.е. есть ли ограничения по площади).
    - Какой ценовой сегмент (низкий/ средний/ высокий).
    - Какая целевая аудитория (мужчины/ женщины, семьи и пр.).
    - Бизнес новый или это всем известная сеть.
    - Бизнес региональный или местный.
  5. Делаем отборку. Учитываем все предыдущие пункты.
    Важно тут правильно диверсифицировать портфель. Да, да, почти как на бирже 😆
    ❗нельзя закупать все в одном месте (это будет монополия, которая мешает конкуренции и ведет к невыгодным коммерческим условиям).
    ❗нельзя отдавать больше 20-30% доли тому или иному бренду/ производителю/ поставщику (будет несбалансированный ассортимент).
    ❗нельзя собирать матрицу в одном ценовом сегменте (у вас всегда должна быть выстроена ценовая лестница).
    ❗нельзя собирать матрицу только из ХИТов и ТОПов продаж, особенно, в декоративных категориях. Это приведет к парадоксальному оттоку покупателей, потому что им будет "не из чего выбрать". Существует закон Парето, и оно существует везде без исключения.

В категорийном менеджменте наряду с Законом Парето, действует АВС-анализ. Они работают в связке. Нужны для оценки и отбора ассортимента.

Как часто надо пересматривать ассортиментную матрицу?

Опять же тут все зависит.

  • от выбранной категории;
  • от задачи бизнеса/ компании;
  • от сезонности;
  • от тредов и тенденций рынка.

Как правило, крупные компании пересматривают свои матрицы раз в погода - год. Иногда можно пересматривать чаще, иногда реже.

Важно понимать, что ассортиментная матрица - это живой механизм. Даже, если она строго регламентирована и пересматривается только 1 раз в год. Всегда есть вероятность, что:

  • товар снимут с производства;
  • на товар повысится цена, и он будет неконкурентоспособен или перестанет отвечать ассортиментной стратегии;
  • выдут какие-то супер-новинки, которые, ну, обязательно нужно к себе завести;
  • вы обнаружите товары, которые не оправдали себя и продаются 1 шт в мес;
  • поставщики могут "косячить" и просто не привозить вам то, что было отобрано;
  • и т.п.

И, напоследок, поделюсь примером.

Отвечала я когда-то за категорию Табак. Категория очень простая, на первый взгляд. 3 основные производителя. 2 поставщика - монополиста. Государство постоянно мониторит и регулирует рынок. Что тут можно сделать?

Как тут вообще все эти пункты применить!?

У меня получилось. Было это в 2019 году. Только-только начали появляться новые средства в категории Табак. Так называемые, альтернативные средства потребления табака. Не классические. И многие боялись их заводить к себе в матрицы. А вдруг что?! Все-таки, тут шутки плохи.

Так вот, я проверила все документы у производителей. Посмотрела исследования. Переговорила с юристами. Получила одобрение от руководства. И одна из первых завела в сеть эти самые новинки.

Как результат. На падающем рынке у меня был рост! Рынок табака на тот момент, каждый год падал на 10%. У меня был рост за 8 месяцев продаж на 10% в шт., 26% в марже. Новинки, которые я завела, заняли у меня в продажах долю в 31%.

В заключении

Грамотно составленная ассортиментная матрица повышает оборот и прибыль. Бояться экспериментировать не нужно (но в разумных пределах, конечно). Заводите новинки, пробуйте новых производителей, "играйте" с артикулами. Выводите ТОПовые товары на видные полки в магазине и на баннеры в онлайне.

Все обязательно получится! Если много работать, анализировать и учиться на ошибках! 😂
П.с. ссылка на статью. В ней я писала, кто я и рассказывала немного про матрицы.

Если вы нашли для себя что-то интересное, поставьте мне реакцию. Комментарии, пожелания и подписку также приветствую. ❤

Спасибо за внимание, Tania Barinova

11
Начать дискуссию