{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Стратегия успеха Генри Форда: как переосмыслить индустрию?

Единственная реальная ошибка — это та, из которой мы ничему не научились

Генри Форд

Многие слышали о том, что Генри Форд изменил автомобильную индустрию. Но как именно он это сделал? По сути дела он создал новый рынок, переведя автомобиль из «товара-роскоши» в «товар для народа». Он добился этого с моделью Ford T, которая стала хитом на многие десятилетия, благодаря своей доступности и функциональности. Форд постоянно искал пути оптимизации производства, что в конечном итоге привело к революционному конвейерному методу сборки.

В этой статье мы разберем основные стратегии, которые применял Генри Форд, и поймем, почему его автомобиль стал лидером рынка на десятилетия.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю

Немного истории

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в Мичигане.

Он начал заниматься автомобильной промышленностью в 1899 году, но его компания обанкротилась в течение одного года. Далее последует еще одна попытка открыть компанию в 1901 году, однако она тоже провалилась в связи с разногласиями среди акционеров.

Только с третьей попытки в 1903 году Форд пришел к успеху (с компанией Ford Motor Company). Представленная модель Ford A в 1903 году стала одной из самых продаваемых машин в стране, тем не менее она все еще была довольной дорогой, и над производством одного автомобиля команда квалифицированных мастеров работала около двенадцати часов. Форд загорелся идеей создать автомобиль, покупку которого мог себе позволить любой человек, как он говорил, «автомобили для масс».

Автомобиль для народа

Качество означает делать что-то правильно, когда на вас никто не смотрит

Генри Форд

После четырех лет усердной работы Генри Форда и его команды, модель T была выпущена на рынок в 1908 году. Начальная цена в 825 долларов была выше среднего, но всё же ниже, чем у многих конкурентов. Это привело к активному старту продаж. Экономия была достигнута за счет упрощения дизайна и отделки, в то время как надежность и качество конструкции оставались на уровне более дорогих моделей.

Целевая аудитория автомобиля — покупатели, желающим добраться из пункта А в пункт В с помощью иных средств, нежели пешком, на поезде, коне или тележке. Такие люди в основном были равнодушны к деталям, например, обивке, на которой сидели.

И это в чистом виде JTBD (Jobs to be Done) в 1908 году!, когда клиент отписывается от «работ, которые хочет выполнить». Форд понимал, что его покупатели ищут решение конкретной задачи — просто и удобно перемещаться из точки А в точку В. Не обязательно знать современные фреймворки, чтобы создать востребованные продукты 🙂

Любой клиент может получить автомобиль, выкрашенный в тот цвет, в который он хочет, до тех пор, пока этот цвет — черный

Генри Форд

На самом деле ранние модели Т автомобиля были доступны в разных цветах, однако черная краска быстрее высыхала и была дешевле, чем другие, поэтому для рационализации производства Форд настаивал на уменьшении цветовой палитры. Эти хитрости привели к тому, что цена на автомобиль модели Т упала. К 1912 году он был примерно на треть дешевле, чем раньше, а к 1922 году его можно было купить дешевле, чем за 300 долларов.

К 1914 году автомобили Ford занимали большую часть рынка США. Как Форд и хотел, он представил автомобили на массовом рынке.

Модель Ford T

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю

Конвейерная сборка

«Существует одно правило для промышленника, и это: Сделайте товар наилучшего качества возможным по наименьшей возможной цене, оплачивая рабочим наивысшую возможную заработную плату»

Определяющим элементом стоимости модели T было внедрение поточной линии. Хотя Форд и не изобрел этот метод, он адаптировал его для автомобильной индустрии, что кардинально изменило производственные процессы. Теперь эта система лежит в основе глобального производства самых разнообразных товаров.

Форд собрал команду талантливых работников, которым удалось усовершенствовать производство за пять лет упорной работы. Вместо того, чтобы один рабочий собирал машину целиком, Форд разделил процесс на этапы, где каждый специалист оттачивал определенное действие. Так, сборка двигателя была разбита на 84 шага. Форд также привлек экспертов для оптимизации этих шагов, делая каждое движение максимально эффективным. Для ускорения производства комплектующих были разработаны специальные машины. Ранее автомобиль перемещали от одного этапа к следующему с помощью крюков и ремней, обеспечивая непрерывность и плавность процесса.

Генри Форд построил в городе Хайленд-Парке завод с уникальной производственной системой, включая автоматизированную конвейерную линию, двигавшуюся со скоростью шесть футов в минуту. Этот прорыв позволил уменьшить время сборки одного автомобиля с 12 часов до всего двух с половиной.

Конвейер Форда

Однако конвейерный метод производства делал работу весьма нудной, скучной и изнурительной. Из-за этого наблюдалась частая смена рабочей команды (на начальном этапе Форд нанимал 53 тыс. человек в год, чтобы заполнить 14 тыс. рабочих мест).

Как решал данную проблему Форд?

Им была внедрена программа «пятидолларового дня» в 1914 году. Эта инициатива удвоила стандартную дневную заработную плату того времени и сократила рабочий день с 9 до 8 часов. Кроме того, им были внедрены программы «безопасное рабочее место» и «медицинские услуги». Это позволило улучшить условия труда и значительно снизить текучесть кадров, так как работа на заводах Ford стала одной из самых желанных среди рабочих.

Форд стал известен своей системой оплаты труда ремонтникам за время их отдыха, то есть, когда конвейер работал без сбоев. Их работа заключалась в том, чтобы поддерживать конвейер в рабочем состоянии, и они зарабатывали деньги в периоды, когда не требовалось их вмешательство. Как только происходила остановка линии, сигнализируемая красной лампой, счетчик оплаты останавливался.

Лидерство на рынке

Форд ввел в эксплуатацию движущуюся сборочную линию 1 декабря 1913 года, что еще больше укрепило успех модели T. К 1927 году, когда производство модели завершилось, было продано более пятнадцати миллионов автомобилей, и промышленность была навсегда изменена.

Почему Форд оставался лидером на рынке десятилетиями? Он изобрел уникальное конкурентное преимущество с высоким порогом входа. Чтобы повторить, у конкурентов ушли десятилетия, потому что Форд не просто внедрил конвейерную систему производства, он создал целую систему, которая включала стандартизацию деталей, массовое производство и справедливую оплату труда, что в совокупности значительно снизило себестоимость автомобилей и повысило их доступность для широкой аудитории. Эти инновации потребовали крупных инвестиций и времени для воспроизведения, оставляя конкурентов далеко позади.

Деятельность Форда в автомобильной промышленности сделала США ведущим автомобильным производителем в мире, пока в 1980-х годах Япония не забрала это звание себе. В наши дни Америка остается вторым по величине производителем автомобилей, и ежегодно производится около 8-10 миллионов автомобилей. В 1970 году, на пике развития данной отрасли, цифра стала приближаться к 5 миллионам. Ford, Chrysler и General Motors были крупнейшими из американских производителей, а по состоянию 2022 год в компании Ford все еще работает около 173 тыс. сотрудников по всему миру.

Итого, подытожим — какие стратегии мы тут видим?

  • Разработка инновационного продукта и формирование нового рынка. Генри Форд не просто создал автомобиль, который был доступен для широких масс, он фактически сформировал новый рынок. Эта стратегия известна как Product Market Fit, что означает создание продукта, который идеально подходит для рынка и удовлетворяет реальную потребность или решает существующую проблему потребителей. Форду удалось найти новую нишу — необходимость в доступном, надежном транспортном средстве, и его модель T идеально заполнила эту нишу.
  • Стратегия операционной эффективности, которая включает в себя улучшение внутренних процессов и систем с целью снижения издержек и увеличения производительности. Он внедрил конвейерную линии и стандартизировал производство, что позволило сократить время и стоимость сборки автомобилей. Форд по факту установил стандарты для всей промышленности, которые потребовали значительного времени для повторения среди конкурентов.
  • Стратегия масштабирования. Одной из ключевых стратегий, которую применил Форд, было масштабирование его производственных мощностей через открытие новых заводов и адаптацию своих технологий для использования в различных областях.

Автор статьи: Стратегия 360 https://t.me/strategy_360 Подписывайтесь!

Если вам понравилась статья, будем признательны за донат. Все донаты направляются на поддержку социального проекта для людей с сахарным диабетом DiaTalks https://dia-talks.ru/

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Сад камней

В отличии от конкурентов, экономическая модель Форда - производить и продавать очень много с минимальной прибылью.

Как Вы верно написали, для этого он оптимизировал логистику и производственные процессы + не жадничал.

Ответить
Развернуть ветку
МАНЕКИ - МНОГОДЕТНЫЙ ИНВЕСТОР

Именно так, экономическая модель Генри Форда отличалась от стратегий его конкурентов. Вместо стремления к максимальной прибыли с каждой продажи, Форд предпочитал производить и продавать большие объемы автомобилей с минимальной прибылью с каждого из них. Это было возможно благодаря оптимизации логистики и производственных процессов, а также благодаря отказу от жадности в погоне за максимальной прибылью.

Ответить
Развернуть ветку
Сад камней

Экспертиза вашего канала заключается в добавлении дополнительных слов к комментариям других?

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

5$ в день или ≈ 100$ в месяц. Авто можно было купить за 8 месяцев.
Лада Гранта стоит от 700 000... Считаем сами.

Ответить
Развернуть ветку
Gruntofos

Ко моменту внедрения пятидолларового дня Форд-Т стоил 300 долларов!

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

Нет. 300$ не стоила даже двухместная модель без крыши. Я беру 4-х местный с крышей, а он стоил не меньше 725$ вплоть до 1923 года.
И в то время налоги, пенсия уплачивались самим работодателем - 5$ это чистыми на руки с 1914 года.

Ответить
Развернуть ветку
Gruntofos

На фоне тогдашней дороговизны промышленной продукции все равно это очень доступная машина (или отличная зарплата рабочего).

Ответить
Развернуть ветку
Olga Ponomareva

Только выпуск не 15 млн авто 🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

Чёт не верю я 15 млн ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда