Почему маркетплейсы становятся банками

Почему маркетплейсы становятся банками

Интернет кардинально изменил наш мир, а цифровые технологии год за годом продолжают размывать границы разных отраслей. Один из примеров 一 предоставление финансовых услуг компаниями, которые никогда не были игроками финансовой сферы. В первую очередь, речь идет о маркетплейсах и ритейле.

Завоевание рынка

Первые маркеплейсы как площадки, где продавцы могут выставлять свои товары, а потребители выбирать их по качеству, цене, способу платежа и скорости доставки, появились в 1995 году. Это были Ebay и Amazon.

Капитализация рынка маркетплейсов в 2000 году составила $21 млрд, а в 2021 уже $2,224 трлн, за это время рынок вырос в 106 раз. И эта тенденция сохраняется: с 2020 по 2021 рост составил 13%.

Маркетплейсы объединяют в себе преимущества интернет-магазинов, такие как каталог товаров, корзина, отслеживание статуса доставки, фильтр и поиск, и доступ к широкому ассортименту, постоянное улучшение пользовательского опыта. Это объясняет их популярность: 5 млрд заказов в России в 2023 году, ~50% операций на рынке онлайн-торговли (в 2021 – 39,7%). И недавняя новость: Ozon и Wildberries вошли в ТОП-10 маркетплейсов мира.

Почему маркетплейсы и ритейлеры стремятся захватить финансовый рынок

Покупка-продажа как неотъемлемая финансовая услуга быстро стала камнем преткновения: при оплате через интернет помимо продавца и покупателя в дело вступают еще три участника: банк-эквайер, банк-эмитент карты и платежная система. Каждый из этих участников берет свою комиссию. Например, банк-эквайер может взимать от 1,5% до 2,5% с каждой транзакции, а банк-эмитент карты и платежная система – до 2,5%. В итоге бизнес может терять до 5% с каждой покупки. Wildberries, например, теряет до 40 млн рублей в день.

Используя свои собственные банковские мощности, маркетплейсы могут снизить затраты до 1,5%. В то же время маркетплейс может сам стать банком-партнером для другого сервиса, чтобы взимать комиссию за эквайринг.

Другими преимуществами владения финансовой инфраструктурой для маркетплейсов были контролируемая безопасность данных и улучшение клиентского сервиса. Если при покупке у клиента возникает проблема, решить ее без банка-посредника можно гораздо быстрее.

Единственной сложностью на пути превращения маркетплейса в банк стал Центробанк. Только рассмотрение заявки на получение лицензии может занимать до 6 месяцев. В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» для получения банковской лицензии маркетплейсу необходимо:

  • Стать акционерным обществом
  • Иметь уставной капитал в 500 млн рублей
  • Собственники и руководство должны подтвердить соответствие требованиям ЦБ РФ, предоставив: документ о наличии высшего образования, подтверждение опыта руководства кредитными организациями или опыта работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, документ о наличии (об отсутствии) судимости.
  • Предоставить утвержденный собранием учредителей бизнес-план и все требуемые документы: учредительный договор, устав, заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации, документы, подтверждающие источники происхождения средств.
  • Пройти комплексную проверку ЦБ РФ, которая включает анализ соответствия всем установленным требованиям и изучение предоставленных документов.

Успешные трансформации

Amazon

Amazon – первый и крупнейший маркетплейс на планете, занимающий 37% рынка e-commerce в США. Он же первым запустил банковские услуги: в 2007 году стал доступен сервис обработки платежей Amazon Pay, который был необходим для увеличения конверсии и ускорения процесса оформления заказа. В 2016 году компания выпустила кредитную карту Amazon Store Card, которая была интегрирована в Amazon Pay. На текущий момент через сервис проходит ~50% всех онлайн-платежей в США.

Ozon

Ozon получил банковскую лицензию в 2018. Экосистема банковских продуктов получила название Ozon Банк. В нее входят два основных сервиса: Ozon Invest и Ozon Счет. За первые два месяца клиентами Банка стали 1 млн человек.

Сервис Ozon Invest, запущенный в 2019 году, позволял частным инвесторам вкладывать от 10 000₽ на срок до полугода на развитие бизнеса продавцов Ozon и получать 18% годовых. Сам же сервис за свои услуги брал комиссию в 6%. Позднее Ozon сам стал инвестировать в продавцов своего маркетплейса.

Ozon Счет – сервис Ozon, который получил популярность за счет мощной политики лояльности (кэшбэк до 30%) и простоты оформления: достаточно ввести лишь имя, адрес электронной почты и номер телефона. В 2019 году появилась дебетовая Ozon Карта, которая привязывается к счету.

Wildberries

Wildberries пошел другим путем: купил банк «Стандарт-кредит» и переименовал его в «Вайлдберриз банк» в феврале 2021 года. А в январе 2022 полностью интегрировал банк в маркетплейс и запустил собственную карту WB Card. Карта предлагает 2%-ную скидку на все товары.

В отличие от Ozon Карты, выпустить WB Card не так просто: необходимы ФИО, дата рождения, СНИЛС, ИНН и номер паспорта, что в худшую сторону повлияло на размер клиентской базы.

Яндекс Маркет

В июле 2021 года Яндекс купил 100% акций банка «Акрополь», а вместе с тем получил и все лицензий, включая банковскую. При этом свой первый банковский продукт, Яндекс Пэй, компания запустила в марте 2021 года, а второй, Яндекс Сплит, в августе того же года.

Яндекс Пэй – это платежный сервис компании, банковская карта с кэшбэком 3% для внутренних сервисов Яндекса и 1,5% для остальных. Оплачивать покупки можно не только онлайн, но и офлайн при помощи NFC или QR СБП. Сервис не берет комиссию за обслуживание, пополнения и переводы. Управление картой осуществляется через специальное приложение Pay.

Яндекс Сплит – интегрированный в Яндекс Пэй кредитный сервис, позволяющий покупателям оплачивать покупки частями. Сплит стал первым подобным сервисом на рынке, опередив Ozon Рассрочку и WB рассрочку. Изначально он работал исключительно внутри Маркета, но впоследствии вышел за его пределы и сейчас используется Lamoda, Zarina, Brand Shop и другими компаниями. При стандартной схеме покупатель может «растянуть» оплату до 4-х месяцев без комиссии, однако при подключении аккаунта Госуслуг появляется возможность разбить оплату на срок до 24-х месяцев, хотя в этом случае сервис взимает комиссию.

В мае 2023 года Банк России аннулировал депозитарную лицензию Яндекс Банка. Сам банк заявил, что отказался от нее по собственной инициативе, поскольку не считает предоставление депозитов приоритетной услугой, оставляя ее за традиционными игроками рынка.

Ответ банков

Банки не остались в стороне и начали активно реагировать на агрессивный выход на банковский рынок маркетплейсов. На американском рынке быстро разрабатываются и внедряются системы быстрых платежей Zelle, Pay by Bank и Quick Pay, сокращающие издержки бизнеса. Кроме того, банки используют тот же принцип размывания границ, покупают смежные бизнесы и стремятся стать мультиплатформами.

  • Сбер создал целую экосистему со множеством разных продуктов: сервисы доставки еды (Самокат, Сбермаркет), музыкальный сервис СберЗвук и даже образовательные платформы (Школа 21, СберУниверситет).
  • Тинькофф, будучи цифровым банком, предлагает сервис сотовой связи Тинькофф Мобайл, образовательные курсы Тинькофф Образование, а в 2022 году банк запустил сервис Тинькофф Город, в котором можно и заказать такси, забронировать столик в ресторане или записаться в парикмахерскую.
  • Альфа-Банк, помимо традиционных банковских услуг, предлагает Low code-платформу ーинструмент создания приложений без написания кода.

Цифровая экосистема «Своё» Россельхозбанка

Россельхозбанк пошел по пути сочетания преимуществ: используя отраслевую экспертизу, Россельхозбанк разработал экосистему сервисов «Своё», в рамках которой функционирует сразу несколько маркетплейсов и других платформ. Позиционирование экосистемы «Своё» основывается на соединении села и города в едином цифровом пространстве.

Для частных клиентов доступны следующие сервисы:

● Платформа для покупки билетов и туров Своё За Городом

● Ипотечные площадки Своё Село и Своё Жильё

● Платформа по поиску образования и работы в сельском хозяйстве «Я в Агро»

● Два нишевых маркетплейса Своё Родное и Всё Своё

Своё Родное – это платформа, позволяющая покупать качественные продукты напрямую у фермеров со всей России. Сервис предлагает 175 категорий продуктов, бонусную программу «Урожай» и доставку на дом, в офис или на дачу. Комиссия не взимается, а цену устанавливает фермер.

Маркетплейс «Все Своё» ориентирован на дачников и фермеров и предлагает товары для строительства, хозяйства и обустройства дачи или дома. Он также включает медиа о жизни за городом, календарь и журнал садовода – все, чтобы сделать поездки на дачу проще.

Для бизнес-клиентов на платформе доступны:

● Образовательный сервис «Школа фермера»

● Информационный сервис Своё Медиа

● Своё Фермерство – маркетплейс, где фермеры могут купить все необходимое для агробизнеса или получить льготный кредит от Россельхозбанка. Подключение продавцов к маркетплейсу бесплатное.

Компания R-Style Softlab разрабатывает банковское ПО более 30 лет, сотрудничает с более чем 70 банками и предлагает современные банковские сервисы. Если вы решили запустить собственные банковские продукты, оставьте заявку на нашем сайте.

44
1 комментарий

Тинькофф много что пытается запустить, но почти все безуспешно и неудачно. Пока что во всяком случае

1
Ответить