Как и зачем рассчитывать точку безубыточности?

Как и зачем рассчитывать точку безубыточности?

Каждый бизнес стремится к одной цели — получению прибыли. Хотя многие предприниматели говорят о том, как важно получать удовольствие от своего дела или улучшать мир с помощью своего продукта, истинная цель остается неизменной — заработать деньги. Но что делать, если бизнес не приносит прибыли, а наоборот, уходит в убыток? Чтобы избежать такого, нужно знать, когда вы начинаете зарабатывать больше, чем тратите, то есть когда вы достигаете точки безубыточности.

Точка безубыточности — это тот момент, когда бизнес начинает покрывать свои затраты и начинает приносить прибыль. В прошлой статье мы обсуждали рентабельность и затронули порог рентабельности, который и есть точка безубыточности. Сегодня мы расскажем о том, как рассчитать этот показатель и что делать с этой информацией.

Если любопытно, загляните в наш Телеграм-канал - там мы разбираем ключевые факторы успеха известных людей и лучшие стратегии в разных темах (продажи, маркетинг, менеджемент, HR..).

Содержание:

Что такое точка безубыточности и зачем её рассчитывают

Точка безубыточности (Break-even Point, BEP) — это тот момент, когда доходы вашей компании равны её расходам. Другими словами, бизнес не приносит убытков, но и не приносит прибыли. Расчет точки безубыточности помогает понять, сколько нужно продать или произвести, чтобы хотя бы покрыть все свои затраты.

Представьте себе: Денис арендует большой цех площадью 600 м², у него работает 20 сотрудников, выручка составляет больше 40 млн рублей в месяц, но прибыли нет. А Лиза сняла маленькое помещение, наняла всего 3 сотрудника, и её выручка еле дотягивает до 1 млн в месяц, зато прибыль — целых 300 тысяч рублей.

Как такое возможно? Секрет прост: Денис и Лиза находятся по разные стороны точки безубыточности. У Дениса большие доходы, но и огромные расходы на аренду, оборудование и зарплаты. В итоге, все заработанное уходит на покрытие этих затрат. У Лизы же расходы намного меньше, и она может получать реальную прибыль даже с небольшой выручки.

График точки безубыточности
График точки безубыточности

Чтобы начать зарабатывать и не прогореть, важно точно просчитать все моменты, от которых зависят выручка и прибыль. Вот для чего нужна точка безубыточности:

  • Знать, сколько нужно продавать. Сколько продукции надо продать за месяц, квартал или даже день, чтобы покрыть все затраты.
  • Рассчитать правильную цену. Какую цену установить, стоит ли давать скидки, и если да, то какие, чтобы не потерпеть убытки.
  • Реализовать бизнес-план. Какой объём продаж обеспечит желаемую прибыль.
  • Знать срок окупаемости. Когда доходы превысят расходы и бизнес станет прибыльным.
  • Понять запас прочности бизнеса. Насколько ваш бизнес сейчас выше точки безубыточности.

А еще точка безубыточности рассчитывается для определения маржи безопасности или запаса финансовой прочности бизнеса. Это разница между фактическим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности. Она показывает, насколько компания может уменьшить свои продажи до того, как начнет нести убытки. Чем выше маржа безопасности, тем больше запас прочности у компании.

Рассчитывать точку безубыточности нужно, когда:

  • Открываете новый бизнес
  • Разрабатываете франшизу
  • Корректируете существующий проект
  • Анализируете прибыльность бизнеса
  • Выводите бизнес из кризиса
  • Продаете свое предприятие

Все эти процессы требуют больших инвестиций, и точка безубыточности помогает избежать финансовых провалов. Если цена вопроса высока, расчет точки безубыточности обязателен. На старте бизнеса или при планировании крупных инвестиций этот расчет особенно важен.

Задумываетесь, нужно ли рассчитывать точку безубыточности на ранней стадии бизнеса, когда еще не закуплено оборудование и непонятен объем продаж? Ответ прост: "Примерно правильно лучше, чем совершенно неточно". Любой прогноз лучше, чем его отсутствие. Даже с погрешностью в 20-30% вы будете примерно понимать, куда движетесь.

Первичную оценку можно сделать даже "на салфетке". Это всегда улучшает качество планирования и повышает уверенность, потому что вы целитесь, а не стреляете вслепую.

Алгоритм действий такой: рассчитываем точку безубыточности, чтобы понять, сколько единиц продукта нужно продать или какую выручку необходимо получить, чтобы покрыть все постоянные и переменные издержки и выйти "в ноль". На первом этапе выводим бизнес на безубыточность, а затем преодолеваем этот рубеж и начинаем зарабатывать прибыль.

Когда не нужно рассчитывать точку безубыточности?

  • Высокая степень неопределенности. Если в бизнесе и на рынке слишком много непредсказуемых факторов.
  • Эксперименты и проверки гипотез. На стадии, когда вы экспериментируете и проверяете рыночные гипотезы, вкладывая минимум усилий. Только когда вы решите масштабироваться, стоит браться за расчёт точки безубыточности, ведь масштабирование требует инвестиций.
  • Высокая степень индивидуализации продукта. Если ваш продукт уникален и не имеет аналогов, и вы пока не знаете фактические продажи или средний чек.

Как рассчитать точку безубыточности?

Точка безубыточности даёт упрощённую картину вашего бизнеса. Она не учитывает складские запасы, сезонность спроса, активность конкурентов и колебания экономики. Но это и плюс: вы можете легко увидеть одну из сторон своего бизнеса без сложных расчётов.

Расчет точки безубыточности состоит из трех этапов:

  • Определите конечный результат. В зависимости от специфики бизнеса, расчет может быть в денежном выражении (сколько денег нужно заработать) или в натуральном (сколько товаров нужно продать или сделок заключить).
  • Соберите данные. Найдите все необходимые показатели для расчёта.
  • Произведите расчёты по формуле.

Какие данные нужны для расчёта?

Нужно знать сумму постоянных и переменных расходов. Если компания продает один товар, нужно знать его цену, если 2 и более — общую выручку. Показатели расходов и выручки собираются за месяц.

Постоянные расходы — это те затраты, которые не зависят от объёма производства и продаж. Например, аренда офиса, коммунальные услуги, зарплаты сотрудников на окладе и кредитные платежи. Независимо от того, работает ваше предприятие на полную мощность или временно простаивает, эти расходы остаются неизменными.

Компания производит матрасы и обычно продает 5 000 штук в месяц. Они запустили успешную рекламную кампанию и увеличили продажи до 8 000 штук. Однако арендная плата, зарплата основного персонала и затраты на коммунальные услуги остались прежними.

Переменные расходы — это те затраты, которые растут или уменьшаются в зависимости от объёма производства и продаж. Например, стоимость сырья, материалов, зарплаты работников, занятых в производственном процессе, и проценты с продаж менеджерам.

Компания производит мебель и продаёт 1 000 столов в месяц. Продажи выросли до 2 000 столов, и вместе с этим увеличились расходы на материалы (дерево, краска, крепежи), электроэнергию и зарплату работников. Если для 1 000 столов нужно 500 кг дерева, то для 2 000 столов понадобится 1 000 кг дерева. По такому же принципу увеличатся и другие переменные затраты.

Цена единицы товара — это сумма, получаемая за продажу одного продукта или услуги. Если у компании нет фиксированной стоимости, считают среднюю цену.

Выручка — это все деньги, заработанные от продажи товаров и услуг за определённый период.

Если у компании один товар, точку безубыточности лучше считать в штуках, килограммах или других единицах. Так проще понять, сколько нужно продать, чтобы покрыть все расходы и выйти в ноль.

Когда товаров несколько и у них разная себестоимость и цена, точку безубыточности считают в деньгах. Например, для мебельной фабрики, магазина, медицинского центра или ресторана удобнее считать точку безубыточности в денежном выражении.

Вас может заинтересовать:

Пример расчета точки безубыточности в натуральном выражении

Давайте рассмотрим пример расчета точки безубыточности для маленькой пекарни.

Пекарня делает и продает кексы. Каждый месяц пекарня тратит 2000 долларов на аренду, зарплаты сотрудников и коммунальные услуги. Производство одного кекса обходится в 1 доллар (это расходы на ингредиенты, упаковку и т.д.). Продает пекарня каждый кекс за 3 доллара.

Чтобы посчитать точку безубыточности, нужно разделить все ежемесячные постоянные расходы на разницу между ценой продажи и переменными расходами на единицу продукции:

Как и зачем рассчитывать точку безубыточности?

Подставляем значения:

Как и зачем рассчитывать точку безубыточности?

Значит, пекарне нужно продать 1000 кексов в месяц, чтобы покрыть все расходы и выйти в ноль.

Несколько советов по расчету точки безубыточности:

1. Рассчитывайте точку безубыточности для разных периодов: месяц, квартал или сезон. Например, спрос на зимние сапоги и купальники сильно зависит от времени года. Нужно знать, сколько таких товаров продать в каждый период, чтобы покрыть все расходы.

2. Учитывайте разные виды продукции: Если у вас несколько товаров, считайте точку безубыточности для каждого из них. Это поможет понять, сколько нужно продать каждого вида товара, чтобы выйти в ноль. Общая точка безубыточности компании складывается из этих отдельных расчетов.

3. Считайте для разных подразделений: Если у вас несколько бизнес-направлений, например, магазин, салон или точка продаж, считайте точку безубыточности для каждого из них. Это покажет, какое из подразделений требует больше внимания и усилий, чтобы стать прибыльным.

Пример расчета точки безубыточности в денежных единицах

Давайте посмотрим, как посчитать точку безубыточности в деньгах на примере магазина электроники. В этом магазине продаются три вида товаров: ноутбуки, смартфоны и планшеты.

Каждый месяц магазин тратит 10 000 долларов на постоянные расходы, такие как аренда, зарплата сотрудников и счета за коммунальные услуги.

Средняя выручка и переменные затраты на каждый товар такие:

Ноутбуки: выручка — 800 долларов, переменные затраты — 500 долларов

Смартфоны: выручка — 600 долларов, переменные затраты — 350 долларов

Планшеты: выручка — 400 долларов, переменные затраты — 200 долларов

Допустим, магазин продает товары в таком соотношении:

Ноутбуки — 40%

Смартфоны — 35%

Планшеты — 25%

Сначала рассчитаем общую выручку:

Общая выручка = (Выручка ноутбуков×0.4) + (Выручка смартфонов×0.35) + (Выручка планшетов×0.25) = (800×0.4) + (600×0.35) + (400×0.25) = 320+210+100 = 630

Теперь рассчитаем общие переменные затраты:

Общие переменные затраты=(Переменные затраты ноутбуков×0.4)+(Переменные затраты смартфонов×0.35)+(Переменные затраты планшетов×0.25) = (500×0.4)+(350×0.35)+(200×0.25) = 200+122.5+50 = 372.5

Осталось подставить эти значения в формулу:

Как и зачем рассчитывать точку безубыточности?

Точка безубыточности (в ден. ед.) = 10 000 / (630 − 372.5) × 630 = 154,135

Итак, чтобы магазин электроники покрыл все расходы и вышел в ноль, ему нужно зарабатывать примерно 154 доллара каждый месяц.

Как работать с точкой безубыточности

После того, как вы определили точку безубыточности своего бизнеса, что делать с этой информацией?

В первую очередь, надо проверить, насколько быстро вы приближаетесь к этой цели. Если у вас был план достигнуть определенного объема продаж к конкретному времени, а вы отстаете от этого плана, то нужно что-то менять и корректировать свои действия. Если все идет по плану, значит, вы движетесь в правильном направлении.

Точка безубыточности может быть индикатором, который подсказывает, какие действия нужно предпринять для развития бизнеса. Например, если вы посчитали, что ваша точка безубыточности - 100 тракторов, а спрос на вашем рынке - 200 тракторов, тогда вам нужно занять 50% рынка. Это сложная задача. Значит нужно искать пути выхода на новые рынки.

Вся прелесть формулы точки безубыточности в том, что она позволяет учесть экономику всего бизнеса и связать вместе все финансовые показатели. Чем точка безубыточности меньше, тем более гибкий, интересный и прибыльный бизнес в итоге: не нужно выпускать большой объём продукции, тратится меньше денег на склад и так далее. Поэтому точка безубыточности не должна быть слишком большой.

Есть рыночные факторы, которые могут существенно изменить точку безубыточности, все они вытекают из формулы и влияют на затраты.

Например, при инфляции поступления становятся гораздо меньше, чем затраты. Возрастает уровень фактических затрат, прямая на графике сдвигается вверх и точка безубыточности становится дальше. То есть нужно больше продать, чтобы окупить затраты.

Или серьёзно меняются налоговые условия, налоговая нагрузка увеличивается и влияет на поведение покупателей. Они становятся более скептичны, готовы и желают откладывать покупку, например, долгосрочных товаров. Соответственно, выручка опять идет вниз.

Что делать, чтобы ускорить достижение точки безубыточности?

Это всегда одна и та же история: это структурирование затрат и их анализ в динамике за прошлые периоды. Можно изучить, как менялась аренда, как менялся фонд заработной платы помесячно. На основании этой динамики прослеживается, какие угрожающие факторы начинают возрастать или какие занимают в структуре затрат наибольший процент. Соответственно, они являются первым объектом для оптимизации. Вот несколько идей, как быстрее достичь точки безубыточности:

1. Снизить постоянные расходы

Главное — не ущемлять качество продукта и обслуживание клиентов. Можно:

  • Перевести часть сотрудников на удаленную работу и уменьшить затраты на офис.
  • Перейти от физических магазинов к онлайн-торговле.
  • Заказать бухгалтерские и юридические услуги у сторонних компаний.
  • Использовать лизинг для оборудования вместо его покупки.

2. Снизить переменные расходы

Можно найти поставщиков с более выгодными ценами на материалы или урезать некоторые бонусы для клиентов. Важно не перегнуть палку, иначе это может вызвать недовольство у покупателей и снижение продаж.

3. Изменить цену

Можно поднять или снизить цены, но перед этим надо провести анализ рынка, продукта и компании. Если спрос стабильный, а у товара есть уникальные особенности, можно поднять цену. Если спрос колеблется, рынок перенасыщен и у продукта нет уникального предложения, но при этом компания сможет увеличить объём, цену можно снизить в пределах, которые позволяют покрывать расходы и получать прибыль.

Мы подготовили для вас 3 файла по декомпозиции формулы чистой прибыли для 3 разных отраслей: производство, торговля и сфера услуг. В каждом вы найдете минимум десяток идей по точкам роста прибыли для своей компании.

Как и зачем рассчитывать точку безубыточности?

Примеры использования точки безубыточности

Точка безубыточности (ТБ) — это мощный инструмент, который помогает компаниям принимать решения. Вот несколько интересных примеров, которые показывают ее применение:

1. Starbucks использует точку безубыточности, чтобы понять, где будет выгодно открыть новую кофейню. Они считают, сколько денег им нужно на аренду, оборудование и персонал и сколько они могут продать кофе в разных местах. Например, если они видят, что в районе с большим количеством туристов новая кофейня начнет зарабатывать через полгода, а это достаточно быстрый срок достижения точки безубыточности в этой отрасли, то Starbucks решает ее открыть. Так они уменьшают риски и расширяют свою сеть.

Starbucks
Starbucks

2. Apple применяет ТБ при разработке новых продуктов. Например, когда они выпускали iPhone X, считали, сколько телефонов им нужно продать, чтобы окупить все затраты. Благодаря хорошим продажам, они быстро достигли точки безубыточности и начали получать прибыль.

iPhone X
iPhone X

3. McDonald's, когда открывает новый ресторан, смотрит, будет ли это выгодно. Они анализируют, будет ли достаточный спрос на бургеры и можно ли уменьшить затраты, если производить их больше. Если они видят, что можно быстро достичь точки безубыточности и заработать больше денег, то принимают решение о расширении. Так они увеличивают свою прибыль.

McDonald's
McDonald's

4. Amazon использует ТБ, чтобы понять, стоит ли им выходить на новые рынки. Например, когда они планировали выход на рынок Индии, считали, сколько товаров им нужно продать, чтобы окупить все затраты. Это помогло Amazon установить реалистичные цели и разработать эффективные стратегии.

Amazon в Индии
Amazon в Индии

5. Tesla использовала ТБ, чтобы оценить риски при запуске Model 3. Они анализировали, как изменение цен на материалы и спрос влияют на окупаемость проекта. Благодаря этому Tesla разработали стратегию, которая позволила снизить риски и обеспечила успешное производство и продажу новой модели.

Tesla Model 3
Tesla Model 3

6. Nike привлекала инвестиции для создания новой линейки экологически чистой обуви, используя расчеты точки безубыточности. Они показали потенциальным инвесторам, сколько денег им нужно, чтобы начать зарабатывать. Это помогло им получить деньги на проект.

Nike
Nike

7. Coca-Cola рассчитывала точку безубыточности для каждого производственного подразделения. Например, анализ производственных мощностей в разных регионах позволил выявить наиболее эффективные заводы и оптимизировать производство. Это помогло компании снизить затраты и повысить рентабельность.

Coca-Cola
Coca-Cola

8. Unilever использовала точку безубыточности, чтобы выявить самые прибыльные продукты в своей линейке ухода за кожей. После анализа компания сосредоточилась на их продвижении, что помогло увеличить прибыль и сократить затраты на менее успешные продукты.

Unilever
Unilever

9. Netflix использует точку безубыточности, чтобы оценить, насколько успешно будет новый сериал или фильм. Они анализируют, сколько новых подписчиков нужно привлечь, чтобы окупить производство. Например, при запуске нового сериала они смотрят, сколько людей должно подписаться на их сервис, чтобы окупить его производство. Это помогает принять обоснованные решения о финансировании проекта.

Netflix
Netflix

Эти примеры показывают, как точка безубыточности помогает компаниям принимать правильные решения, уменьшать риски и успешно развивать свой бизнес.

Хотите быстрее достигать точки безубыточности?

Заполняйте форму на сайте и приходите на консультацию. Мы обсудим запрос и разработаем оптимальное решение под вашу задачу.

У нас большой опыт в работе с компаниями в различных отраслях. Наши клиенты растут в разы быстрее своих рынков, мы глубоко погружаемся в аналитику, умеем объединять команду вокруг Больших целей, по-настоящему вовлекать в развитие бизнеса.

Автор статьи: Максим Поклонский
Основатель стратегической мастерской План-С, архитектор и модератор стратегических сессий.
22
Начать дискуссию