Проще говоря, представьте, что вам нужно доехать из точки А в точку Б на машине. Машина – это ваш бизнес, бензин – это ресурсы, а конечная точка – это прибыль. Вот вы едете на стареньком Nissan, тратите на дорогу 3 часа, половина бензина выливается по пути, и вам постоянно приходится останавливаться, чтобы проверить масло. В итоге вы доезжаете до точки Б (получаете прибыль). А теперь представьте, что вы едете на новеньком Mercedes, с ветерком и комфортом, тратя вдвое меньше времени и бензина. И в первом, и во втором случае вы доехали до цели, но рентабельность у Mercedes гораздо выше. Это значит, что второй автомобиль-бизнес более эффективный.
Интересная статья. Маленькая поправочка : ROE - это рентабельность СОБСТВЕННОГО капитала компании, а ROC - рентабельность всего капитала (вместе с заемными средствами, т.е. долгом компании). Но не в этом дело.
Вопрос: почему в оценке компани (и сравнении между собой), чаще всего применяется ROA, ROE, но никак не ROI. Чего проще - взять EPS (прибыль/на акцию) и разделить на стоимость акции. Я понимаю, что стоимость акции все время меняется (ежесекундно). Но для сравнения компаний это было бы полезно.