Чем выше эта доля, тем выше риск, что продажи резко упадут, если клиент вдруг отвалится. Можно, конечно, упирать на то, что это долгосрочное сотрудничество, успешный опыт и т.п. Но никакие успехи в прошлом не гарантируют их повторения в будущем. Если у вас 1−2 ключевых клиента, на которых приходится 80% продаж, крыть этот аргумент нечем. Совет простой: открыто говорите об этом и «зашивайте» эти риски в цену сделки с самого начала.
Что думаете о схеме сделки при которой выплаты зависят от результатов деятельности компании уже при новом собственнике? Как например было при покупке Автоваза...
Это выгодный для покупателя вариант, который помогает снять часть рисков при покупке бизнеса. Но это сработает в том случае, если в течение переходного периода в команде менеджеров присутствуют представители обеих сторон. В противном случае есть риск того, что новый собственник специально будет играть на понижение KPI в расчете компенсировать недополученную прибыль скидкой в цене покупки. Оправдано привязывать к результатам деятельности не цену, а дополнительный бонус, выплачиваемый продавцу в случае, если бизнес выйдет на определённые параметры.
Какому бизнесу эти вопросы подходят лучше всего? Если взять малый бизнес, то на все 7 вопросов ответы не радуют.
А я наоборот, вижу широкое поле для маневра в этих вопросах для малого бизнеса
Екатерина, масштаб бизнеса не играет первостепенного значения. Подразумевается, что это компании, готовые к продаже, а значит это системный бизнес, способный продолжить свое существование в руках нового владельца. В этом смысле я придерживаюсь точки зрения, что фактом признания бизнеса "бизнесом" является возможность его продажи. И наоборот: если бизнес "ручной", продать его не получится. Этот момент раскрыт подробнее в заметке.