Дневник экспортёра: 4 экономические ошибки при выходе за рубеж

Подходит к концу наш трёхмесячный эксперимент по экспресс-выходу на новое экспортное направление. И хотя до официального подведения итогов ещё есть несколько недель, уже сейчас мы понимаем, что могли бы делать всё совершенно иначе. В первую очередь поменяв экономику проекта.

Когда эксперты экспортных акселераторов говорят о зарубежном развитии, они используют военную терминологию: экспансия, тактика, стратегия, агенты, шпионы… А война, как известно, – это испытание экономических и организационных сил противоборствующих сторон. Выбрав в качестве экспортного направления рынок Индии, команде Selvery удалось успешно организовать все имеющиеся силы в наступлении, но наши тылы, наша экономика оказались не готовы.

Мы научились продавать в ручном режиме через социальные сети. Наш клиент – крупный корпоративный, мы не гонимся за массовостью. Мы знакомимся через LinkedIn, проводим здесь «встречи» и демонстрационные выступления. Конверсия таких мероприятий составляет уже 23%.

Уже сегодня местное предпринимательское сообщество подтвердило наличие в Индии проблематики, которую решает Selvery: маркетинг и продажи не работают сообща, а продавцы в своей работе остро нуждаются в персонализированных презентациях. Владельцы индийских банков заинтересовались в проведении пилотных проектов с российским софтом, IT-агенты готовы выступать в роли официальных эксклюзивных представителей бренда в Индии.

«Крупный корпоративный клиент» – это всегда большие деньги. Но загвоздка в том, что такие деньги требуют времени, которого у нас нет. А максимальное ускорение всех процессов требует новых денег. Банальность «время – деньги» стала для нас тревожной реальностью. Сегодня, оглядываясь на старт нашего экспортного проекта, я могу назвать 4 главных ошибки в экономике, которые нельзя было совершать.

Ошибка 1: нет готовой локализации

Мы вышли на рынок Индии с IT-продуктом, не прошедшим полную локализацию. Надеясь завершить её «по ходу дела», мы не учли элемент хаоса в общей системе. Таким элементом стал один из наших российских заказчиков. Он перенёс запланированные платежи с марта на более поздний срок, из-за чего в бюджете образовалась прореха. Денег на завершение локализации вдруг не оказалось, а значит, полноценная работа с заинтересованными лицами в Индии также переносится «на более поздний срок».

Ошибка 2: нет системы онбординга

Соцсети с высокой конверсией – это здорово. Но всё же этого недостаточно. Любой потенциальный клиент должен иметь возможность самостоятельно погружаться в подробности нашего сервиса создания ценностного контента. Онбординг требует значительных средств. Более того, хорошая система онбординга – это система, подготовленная нативными спикерами, а потому оставлять её на потом – большая ошибка.

Ошибка 3: нет внешней поддержки

Существующая в Selvery служба поддержки клиентов рассчитана на российского пользователя. У нас есть англоговорящие специалисты, но они не могут рассеивать своё внимание между несколькими рынками с разной степенью вовлечения. План развития здесь может выглядеть следующим образом. Сначала проводятся демонстрация продукта и первичные переговоры, потенциальный клиент получает демо-версию продукта. Затем команда продаж оставляет клиента наедине со службой поддержки, которая ответит на все технические вопросы об использовании и настройке сервиса. Уже после продавцы возвращаются к клиенту с договором о подписке. В нашем случае вышло так, что второй этап пропущен, а значит, вовлечения клиента не происходит. Заполнять брешь самому – снова терять время и деньги.

Ошибка 4: нет внутренней поддержки

Выходишь на зарубежный рынок – будь готов сразу продавать. Будь готов подписывать те бумаги, которые хотят видеть за рубежом. Будь готов показывать нужные бумаги и у себя на родине. Для экспорта нужен хороший профильный делопроизводитель, юрист, специалист по бумажной работе. Нет юриста – будь готов тратиться или тратить время…

Сегодня экономические бреши зияют практически в каждом нашем плане. Чтобы закрыть их, приходится увеличивать местные продажи. Только за 8 дней марта я провёл 16 презентаций продукта, 11 из которых завершились результативно. Это хорошие показатели, но, если говорить об экспорте, опять же, развитие не в желаемом направлении. Пока времени катастрофически не хватает, и перспективы нашей маленькой экспортной кампании кажутся уже не такими радужными. Впрочем, поживём – увидим. Оставайтесь на связи!

Для тех, кто только что к нам присоединился, напомню, что предыдущие выпуски «Дневника экспортёра» можно прочитать здесь:

77
4 комментария

Уважаемый автор!
Так хочется поддержать вас в борьбе на зарубежных рынках с иностранными конкурентами, но пара вопросов мешают мне сделать это:
1. Какой продукт вы продаёте?
2. Какие потребности пользователей он удовлетворяет?
Из вашей статьи лезут какие-то проблемы с тех-поддержкой. Это правда?
Почему бы вам не обратиться за помощью к читателям VC ?
- Эй, есть кто живой? Нам нужна техподдержка для Индии!
Вот я, к примеру, хожу в фитнес-клуб с одним индийцем - студентом Московского авиа института. 
Я бы мог предложить ему поработать на вашу компанию - рассказывать о вашем продукте своим землякам, которые остались в Индии.
Вам это интересно?
Пишите в личку.

1
Ответить

Лев, добрый день!
Благодарю за замечание — ссылку на продукт нужно обязательно добавить в текст статьи для тех, кто подключился недавно. Сделаем.

Что касается техподдержки — это одна задача из целого перечня, причём, не самая сложная. Но идея обратиться за помощью к читателям VC принимается. Спасибо!

1
Ответить

Лев, а вы почитайте первый пост (ссылка на шестом слове в тексте или в конце текста), там ведь всё более чем описано. На то ведь и "дневник", чтобы не повторять уже сказанное

Ответить