Фондовый рынок. Оценка бизнеса — анализ балансового отчета

Балансовый отчет (Balance Sheet).

Умение оценить бизнес компаний позволит вам принять решение о покупке или продаже акций той или иной компании.

Какие акции покупать и когда их следует продавать?

Это – основополагающий вопрос любой стратегии инвестирования. Момент продажи акций даже более важен, чем момент покупки. Ведь на принятие решения влияют человеческие эмоции.

Вы не просто покупаете какие-то бумаги - вы инвестируете свои деньги в бизнес.

Инвестирование в акции – это покупка части бизнеса, а не просто ценных бумаг.

Поэтому к покупке акций нужно относиться также серьезно, как и к покупке бизнеса.

И в первую очередь следует изучить финансовую отчетность компании.

Все финансовые отчеты публичных компаний, т.е. тех компаний, акции которых торгуются на биржах, официально публикуются в самых различных средствах. В сети очень много финансовых сайтов, которые публикуют всю доступную финансовую информацию о компаниях.

Например, такие сайты, как finance.yahoo , smartmoney, moneycentral дают массу информации о компаниях, в том числе и финансовую отчетность за прошедшие периоды.

Вы так же можете ее получить с сайтов тех компаний, бизнес которых вы собираетесь оценивать.

Какие основные финансовые отчеты публикуют акционерные компании?

1. Балансовый отчет (Balance Sheet).

2. Отчет о прибылях и убытках (Income Statement).

3. Отчет о денежных потоках (Cash Flow Statement).

Нам с вами нужно смотреть на данные отчеты не с точки зрения бухгалтера, а с точки зрения инвестора. Если бы простое (бухгалтерское) понимание отчетов могло привести к принятию правильного решения о покупке или продаже акций, бухгалтера были бы самыми богатыми людьми.

Давайте посмотрим, что это за отчеты, какая информация в них отражена и на что следует обратить особое внимание.

Мы не изучаем здесь бухгалтерский учет. Мы учимся читать финансовую отчетность.

Балансовый отчет (Balance Sheet).

Этот отчет включает в себя две основные составляющие – активы и пассивы.

Активы – это то, куда вложены деньги компании.

Основные статьи балансового отчета:

• Банковский счет, т.е. деньги на счете в банке (Cash & Equivalents);

• Краткосрочные инвестиции (Short Term Investments);

• Дебиторская задолженность (Receivables), т.е. то, что компании должны заплатить за поставленный товар или услуги;

• Товары на складе (Inventory);

• Недвижимость и оборудование (Property/Plant/Equipment);

• Имя, товарный знак (Goodwill).

• Нематериальные активы (Intangibles). Это, например, патенты, ноу-хау и т.д.

• Долгосрочные инвестиции (Long Term Investments).

В свою очередь активы разделяются на текущие или оборотные (Current Assets) и другие. Текущие активы – те активы, которые могут быть превращены в реальные наличные деньги в короткий срок (в течение 1 года и менее). При анализе финансового состояния компании нас в большей степени интересуют текущие активы.

К ним относятся первые четыре пункта вышеперечисленных активов, т.е.:

• Банковский счет, т.е. деньги на счете в банке;

• Краткосрочные инвестиции;

• Дебиторская задолженность (receivables), т.е. то, что компании должны заплатить за поставленный товар или услуги;

• Товары на складе (inventory).

Пассивы – это то, что компания должна вернуть кредиторам (банкам, поставщикам).

Пассивы также бывают текущие (оборотные) и другие. Текущие пассивы – это те долги, которые должны быть возвращены в течение 1 года.

Что относится к пассивам?

• Кредиторы (Accounts Payable). Это те суммы, которые должны быть выплачены поставщикам.

• Расходы будущих периодов (Accrued Expenses). Это расходы, которые пока не оплачены.

• Краткосрочные долги (Short Term Debt). Банковские кредиты, которые должны быть выплачены в течение 3-12 месяцев.

• Долгосрочные долги (Long Term Debt). Банковские кредиты, которые должны быть выплачены в долгосрочном периоде – от 1 до 20 лет.

Первые три позиции перечисленных выше пассивов – это текущие (или оборотные) пассивы.

Балансовый отчет американской компании: LifeWay Foods Inc (LWAY).

Балансовый отчет российской компании Лукойл (LKOH).

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ, КОГДА ВЫ ИЗУЧАЕТЕ БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ?

Статьи являются основными, на которые следует обратить особое внимание.

  • Дебиторская задолженность (Receivables).

Это, фактически, беспроцентные кредиты, которые компания дала своим клиентам. И, безусловно, чем меньше сумма этих кредитов, тем лучше это для компании. Дебиторская задолженность – это так называемый плохой актив. Почти все компании дают такие товарные кредиты своим клиентам. Но всем ли клиентам можно давать такие кредиты? Ведь всегда существует риск невозврата кредита. Это значит, что компания должна тщательно подходить к оценке надежности своих клиентов и партнеров. Если компания этого не делает, у нее появятся проблемные долги, которые выражаются в увеличении статьи «Дебиторская задолженность». Величина ДЗ увеличивается также и в том случае, если компания увеличивает объем своих продаж и, соответственно, объем товарных кредитов. Какова та оптимальная величина дебиторской задолженности, которая может не вызывать опасений инвесторов?

Например, у компании LWAY сумма дебиторской задолженности на 30.09.2007г. составляла 5,2 млн. долларов. У компании Лукойл эта задолженность составляет 6,5 миллиардов долларов. При анализе этой статьи (как, впрочем, и всех других статей) следует смотреть на динамику изменения величины задолженности. Но вот Вы посмотрели на динамику и увидели, что ДЗ увеличилась за последний год на 80%. Хорошо это или плохо? Может быть и так, и так. Как я уже говорил выше, ДЗ может увеличиваться по двум причинам – неплатежи от дебиторов и увеличение объема продаж. Первое, безусловно, плохо, а второе – хорошо. Теперь встает следующий вопрос – как понять, по какой причине увеличилась дебиторская задолженность? Вот здесь применяется методика сравнения.

Динамику изменения ДЗ следует сравнивать с динамикой изменения объема продаж (Revenue). Если рост ДЗ больше, чем рост объема продаж, - это тревожный сигнал и на это следует обратить внимание.

  • Товары на складе (Inentories).

Эта статья показывает, на какую сумму товара находится на складе, т.е. пока не продано. У компании, которая занимается реализацией какой-либо продукции, всегда должны быть складские запасы. Встает вопрос – каков должен быть размер этих запасов? Ведь товары на складе – это замороженные деньги, которые всегда необходимы компании для развития бизнеса. Если товара на складе много, то компания может ощущать недостаток оборотных средств. С другой стороны, если товаров на складе мало, то это может тормозить развитие бизнеса и не способствовать увеличению объемов продаж. Так как мы с Вами не можем знать, каков должен быть этот оптимальный запас товаров на складе, мы снова оцениваем эту статью в динамике в сравнении с динамикой изменения объема продаж. У компании LWAY стоимость товаров на складе составляла 4 млн. долларов, у Лукойла – 4,37 млрд. долларов.

Если рост складских запасов больше, чем рост объема продаж, - это тревожный сигнал и на это следует обратить внимание.

  • Кредиторы (Accounts Payable).

Эта статья относится к пассивам и показывает, сколько компания должна заплатить своим поставщикам, т.е. тем, кто продал компании свой товар и дал отсрочку платежа. (В балансе компании-поставщика эта сумма отразится в статье «Дебиторская задолженность»). Это так называемый хороший пассив, потому что это – беспроцентный кредит для компании. Увеличивающийся размер кредиторской задолженности может говорить о том, что компания задерживает выплаты своим поставщикам, а также о том, что поставщики дают компании больше кредитов по причине своевременного возврата долгов. У компании LWAY кредиторская задолженность составляла 2,3 млн. долларов, у Лукойла – 3,7 млрд. долларов.

Следует рассматривать изменение этой статьи в сравнении с изменением объема продаж.

  • Краткосрочные кредиты и займы и текущая часть долгосрочной задолженности (Short/Current Long Term Debt).

Краткосрочная задолженность – та задолженность, которая должна быть погашена в течение ближайших 12 месяцев. Это – очень важный показатель, т.к. эта задолженность может повлиять на само существование компании. Следует обратить внимание на то, как компания собирается погасить эту задолженность, т.е. каковы у компании текущие активы.

Например, в отчетах компании LWAY краткосрочная задолженность = 1,43 млн. долларов. Вопрос – сможет ли компания выплатить эту задолженность?

Взгляните на текущие активы компании:

  • Деньги в банке – 1,6 млн.
  • Дебиторская задолженность – 5,2 млн.
  • Складские запасы – 4 млн.

ВСЕГО – 10,8 млн. долларов.

То есть риск погашения задолженности отсутствует полностью.

А Лукойл? Есть у него риск непогашения кредиторской задолженности? Она составляла на 30.09.2007г. 1,25 млрд. долларов. А ликвидные активы составляли:

  • Деньги в банке – 835 млн.
  • Дебиторская задолженность – 6,5 млрд.
  • Складские запасы – 4,37 млрд.

ВСЕГО – 11,7 млрд. долларов.

Есть риск? Никакого.

Это – основные статьи баланса, заслуживающие внимания инвесторов.

Есть компании, которые вообще не имеют долгов и финансируют свою деятельность только за счет полученной прибыли. Таких компаний очень много — нужно лишь их искать.

Но среди компаний с кредитами также очень много хороших и надежных. Поэтому критерий отсутствия кредитов не может быть основополагающим.

Главное, чтобы кредиты были не опасными для компании.

Статьи на тему фондовый рынок:

1 комментарий

Спасибо, что пишете об этом. Всегда натыкаюсь на различные трудности, а инфу такая как раз недавно требовалась.