Счёт в ЕС для IT-компаний: как избежать ошибок и ускорить процесс

Сфера IT сегодня одна из самых перспективных — и одна из самых сложных для банковского обслуживания. Чтобы открыть счет в европейской финансовой организации и принимать платежи, IT-компаниям приходится постараться. Почему так сложилось и что делать, чтобы счета открывали, а платежи не застревали, рассказал Эдгар Осокин, клиентский менеджер британской финтех-платформы Bilderlings.

Счёт в ЕС для IT-компаний: как избежать ошибок и ускорить процесс

Всех своих клиентов, как физических, так и юридических лиц, банк или платежная система распределяет по степени риска. Сфера IT, если мы говорим о бизнесе, считается высокорисковой, потому что они предоставляют услугу, которую нельзя «пощупать». Классический лоу-риск — это местная компания, занимающаяся товарами, ритейл. У них в качестве подтверждения реальности сделки всегда есть транспортные документы, накладные, таможенные декларации, которые, как правило, можно проверить в соответствующих источниках. А сфера IT — это предоставление услуг. Как ты докажешь, что она реально была предоставлена? Поэтому к таким индустриям у банка всегда больше внимания.

Что нужно знать IT-стартапу для открытия счёта

Если речь о новой компании, то решающими являются два фактора: четкий бизнес-план и информация о бенефициаре.

В бизнес-плане должно быть описано, что именно вы собираетесь делать: какая у вас программа, в чем ее добавочная стоимость, в чем ее предназначение. Какой именно у вас продукт — для какой индустрии (для ритейла, казино, банкинга), какое направление (мобайл, ТВ, веб, десктоп, датасайнс и тд.). За счет каких мощностей вы будете это реализовывать: сами или у вас есть субконтракторы. Кто ваши клиенты: желательно, чтобы их можно было найти, чтобы о них была информация в интернете. Даже если вы только-только зарегистрировали юрлицо, вы же понимаете, что, с кем и для кого будете делать. Желательно, чтобы были конкретные реальные партнеры. Если их нет, то опишите рынок, на котором хотите работать, и как именно вы собираетесь искать клиентов.

Второй момент — это бенефициар. Надо показать ваш опыт: что вы не торговали бобами на рынке, а что у вас есть реальный опыт, есть какое-то портфолио проектов или специальное образование. Если вы закончили филфак, потом были в декрете, никогда не работали, а тут вдруг открываете IT-компанию: это будет вызывать подозрения. Изо всех этих опосредованных факторов складывается впечатление о риске, и это влияет на открытие счета.

Если речь о стартапе, который релоцировался в одну из стран ЕС, то все проще: нужно предоставить портфолио работ, описать, за счет каких мощностей планируете работать (подрядчики, сотрудники) и дать выписку по счету (которым пользовались до этого).

Надо добавить, что у некоторых банков может быть предвзятое отношение к некоторым странам, а также не все умеют работать с IT-сферой, поэтому, конечно, бывает не так быстро и не так просто, как хотелось бы.

"Какие ваши доказательства"

Многие клиенты не понимают, почему финансовые организации столько спрашивают, считают эти запросы необоснованными и сердятся на менеджеров. Нужно подходить к открытию счета с тем, что нет глупых вопросов, и банк может запросить, что угодно — вплоть до исходного кода. Финансовая организация, банк или платежка, должна себя обезопасить и быть полностью уверенным, что вы оплачиваете реальную сделку.

Очень часто компании подолгу не предоставляют документы или предоставляют не те. Мы просим инвойсы с клиентами, а нам дают файлы Excel, которые редактируются.

Другая проблема — нечеткие ответы и расплывчатые формулировки. Пишут в инвойсе: 5 тысяч евро за IT-услуги. Нельзя написать просто “услуги” и написать какую-то цифру: банку нужно понять, что именно вы сделали и откуда эта сумма взялась.

Да, у каждого свое понимание, насколько полно он описал услугу — и это проблема. Это вещь субъективная, но ультимативно можно сойтись на том, что должен фигурировать объект. Нельзя просто писать в инвойсе «по контракту». Нужно писать, за что: не «IT-услуги», а «разработка софта», «веб-дизайн» и т.д., т.е. конкретный объект, за что именно платят. И расписать, как формировалась сумма: ставка за час работы, сколько часов, вот и вышла сумма. Для этого должна быть спецификация в инвойсе или акт приема работ.

Что почём?

Банку нужно понять, откуда взялась та или иная сумма. Заказчик же тоже наверняка спрашивает, почему столько-то, а не столько-то? Наверное, есть какая-то система, по которой оценивается работа: какая была почасовая ставка, сколько часов ушло на работу.

Если в инвойсе человек пишет, что берет, допустим, тысячу евро за час своей работы, то мы будем изучать рынок — это целое расследование. Если цена будет явно выбиваться из средних цифр по прайс-листам конкурентов, то будут вопросы. Если это условный Артемий Лебедев, то речь о публичной личности. Если человек “никто”, о нем нет никакой информации, и он просит космические гонорары, то для любой финансовой организации такая транзакция будет выглядеть как крайне подозрительная — и ее не пропустят.

Базовые рамки

Из других причин, по которым застревают денежные переводы, это назначение платежа: надо указать номер и название документа, а также что именно за услуга. И уж точно не позволять себе шуток в графе payment description!

Потом, многие не подписывают документы — используют факсимиле, вставляют электронную. А это же все видно! Нужна настоящая “мокрая” подпись. Нечетко прописанные услуги (что именно делали). Непонятное формирование цены. Документы в редактируемом формате — Excel, Word.

Это базовые рамки, их нельзя переступать. Вы попробуйте телевизор заказать в магазине. Вам пришлют инвойс на фирменном бланке, с логотипами, со всеми расшифровками, с «шапкой», реквизитами отправителя и получателя — нормальный документ, а не три строчки шрифтом Comic Sans.

Чек-лист: как упростить и ускорить работу

Для открытия счёта.

  • Четкий бизнес-план.
  • Наличие реальных партнеров.
  • Наличие реальных клиентов.
  • Портфолио работ.
  • Информация по бенефициару.
  • Выписка по счёту (в случае релокации).

Для совершения переводов.

  • Все документы в нередактируемых форматах (PDF).
  • Объяснение услуги: субъект (что конкретно вы делали).
  • Объяснение суммы: из чего она сформировалась.
  • Реальная (“мокрая”) подпись.
  • Назначение платежа (payment description): номер и название документа, название услуги.

Полностью читайте статью на сайте Finmigration.com.

66
4 комментария

Из прочтения статьи и личного опыта я давно понял, что регуляторы заё.ывают банки, а банки в свою очередь заё.ывают этим комплаенсом своих потенциальных клиентов. Клиентам нужно просто быстро начать работать, принимать оплаты и платить по счетам.. а банкам спешить некуда.. они могут неделями грызть мозг своими вопросами, на которые у клиента часто нет ответа пока он, клиент не начал принимать оплаты...

1

Понимаем вашу боль! Коллеги говорят, что тут две крайности. Бывает, когда банк лютует и просит слишком подробную информацию, а бывает, когда и клиенты документы пишут "на коленке". Ужесточения со стороны регулятора вводятся, тут ничего не поделаешь. Остаётся только искать общий язык: банкам с клиентами, клиентам с банками. 

Как-раз только что завершил такую проверку в одном из Европейских банков. У меня уже были налажены финансовые потоки на небольших оборотах в РФ как физ лица, и это очень помогло. Я высылал скриншоты из всяких личных кабинетов по монетизации (типа Google/Facebook) и банковские pdf-ки с выплатами от них. В итоге счет одобрили, но еще нужно личное присутствие для окончательной активации, а на дворе коронавирусные карантины. Теперь жду открытия границ.

1

Мне кажется, в статье достаточно очевидные вещи написаны. И у нас в России можно наткнуться на заморозку счета, если операции кажутся банку подозрительными.
И да, у фирмы должен быть сайт, между контрагентами должен быть договор, техническое задание, акты выполненных работ, счет. Любое взаимодействие начинается с коммерческого предложения и ответа на него.
Если хозяйствующий субъект взялся из ниоткуда, выскочил как шайтан из табакерки, при этом просит цены выше рыночных, непонятно что делает, а его документы представляют собой вордовские файлы без подписи, то вопросы к нему будут везде.
Не согласен на счёт того, что нечего пощупать. Сайт можно посмотреть, программа имеет документацию, существуют установочные файлы. Текст можно прочесть. Изображения можно посмотреть. С проектами можно ознакомиться. 
Даже консультации — это куча сопроводительных писем, куча выдержек из источников, которыми пользуется эксперт.
Опять же, чем менее ощутима услуга, тем толще договор, тем больше в нем деталей по поводу тех или иных действий подрядчика. И тем детализированней акт выполненных работ. 
Если пощупать оказалось нечего, то к бизнесу будут вопросы.

1