Кейс Outside Digital: как создать денежную систему бонусов для сотрудников и не обанкротиться

Размер вознаграждения за работу — главный мотивирующий и демотивирующий фактор для 93% российских работников. На втором месте — бонусы за выполнение KPI.

Основатель агентства веб-разработки и CEO Outside Digital Иван Пипченко рассказывает, как правильно построить денежную систему мотивации, сократить дебиторские долги и не потерять ценные кадры.

Кейс Outside Digital: как создать денежную систему бонусов для сотрудников и не обанкротиться

Можно публично благодарить коллег в рабочем чате, выписывать им грамоты, организовать ДМС или угощать всех апельсиновым фрешем. Это приятно, но в долгосрочной перспективе — неэффективно.

Такого нематериального бонуса, который смог бы удержать человека в команде надолго, просто не существует. «Приходите к нам, у нас дружный коллектив и печеньки» — байка из мира вакансий в сети. После года пандемии таким еще труднее удивить достойного соискателя. Чем, например, мотивировать коллегу на удаленке, когда все офисные «плюшки» — за тысячу километров от его рабочего места?

66% россиян отметили, что один из главных факторов мотивации на работе для них — бонус за достижение целей. Мы в агентстве поняли это несколько лет назад, когда переживали бурный рост штата, столкнулись с текучкой кадров и решили мотивировать сотрудников «вдолгую».

В то время мы создали денежную систему мотивации для команд. Она помогает и сотрудникам, и бизнесу зарабатывать больше: если команда перевыполняет план, то получает 50% от профицита в виде бонусов. Сейчас бонусный фонд Outside Digital — около 10 млн в квартал.

Цели программы:

  • Долгосрочная мотивация;
  • Научить линейных менеджеров «думать о деньгах»;
  • Дать каждому сотруднику четкий ответ на вопрос: «что я могу сделать, чтобы получить больше».

Рассказываю, через что придется пройти, чтобы начать честно и щедро поощрять команду.

Почему это нужно бизнесу

Любая компания борется за хорошие кадры, так как ее прибыль напрямую зависит от эффективности и скорости решения задач. Поэтому обязанность руководителя — поощрять исполнителей за хорошую работу и не допускать текучки.

Здесь есть и второй момент: нужно, чтобы качество своего труда коллеги ощутили на собственном кошельке. Отсутствие такого подхода — большая проблема многих крупных корпораций, где прозрачная система мотивации либо отсутствует вовсе, либо никак не коррелирует с бизнес-результатами компании.

Это не значит, что нужно опускать размер «базовой» зарплаты ниже рынка. Медианная зарплата в Outside Digital — 120 тыс. рублей при штате в 100 человек. Люди должны быть уверены, что получат достойную фиксированную оплату труда в любом случае. Это «гигиенический» фактор. А бонусы — приятная награда сверху.

Если вы готовитесь строить систему мотивации в компании, не стоит затачивать ее только на менеджеров. Она должна работать на уровне команд. Да, тот, кто управляет коллективом, играет в процессе ключевую роль: он отвечает за результаты перед бизнесом. Но хорошая система подразумевает поощрение не только руководителей, но и рядовых работников. Все сотрудники должны так или иначе думать про деньги.

Как устроена система бонусов

Мы «раскатали» систему денежных бонусов только на производственные команды. Это те, кто делают всю «коммерческую» работу для клиента: аккаунт-менеджеры, веб-разработчики, дизайнеры и так далее. Их финансовые результаты и прибыль можно измерить и вычислить. А потом — связать с финансовыми результатами агентства.

Работу команд мы планируем поквартально. Как формируется план:

  • Вычисляем себестоимость труда команды: это зарплаты, налоги, аренда офиса, использование корпоративной техники, софт и так далее.
  • Умножаем ее на норму прибыли.
  • Получаем план, который должна закрыть команда.

Представим, что план на квартал — 1 млн рублей. Команда хорошо поработала и принесла компании 1,5 млн. «Лишние» пятьсот тысяч мы делим пополам: 50% уходит в бонусный фонд команды, 50% — компании. Именно так. Половина себе — половина сутенеру :)

Кроме мотивации к прибыли, у нашей системы бонусов есть два преимущества:

1. Уменьшение текучки. Представим, что вы устроились на работу в начале квартала, ударно поработали на бонус, а потом ушли до конца отчетного периода. Тогда вы просто не получите бонус: он достанется оставшимся членам команды. Это мотивирует людей задерживаться в компании и приносить пользу бизнесу.

2. Честная оценка труда друг друга. Бонусы распределяются по итогам общего собрания. Сейчас у нас побеждает социализм: обычно все сразу делится поровну. Но наша конечная цель — чтобы сотрудники перестали стесняться и делили деньги более справедливо. Всегда есть те, кто вложился в результат больше или меньше других. Команда должна отторгать неэффективных членов.

Административных работников и других непроизводственных юнитов мы поощряем «по старинке» — квартальными премиями.

Какие проблемы ждут на пути

Наша система бонусов работает уже три года. За это время она эволюционировала. Почему? Из-за проблем, которые возникли в ответ на решение.

1. Демотивация. В какой-то момент мы заметили интересную вещь: если команда видела, что выполнить план на 100% и получить бонус нереально, у людей опускались руки. Там, где можно было дотянуть план до 80%, они делали 50-60%.

Решение: ввести для руководителей фиксированное бонусное вознаграждение в виде процента от прибыли именно их команды. Для нас эта цифра — 7%. Их менеджер получает в любом случае. Это мотивирует его драйвить команду даже тогда, когда план очевидно не будет выполнен.

2. Кассовые разрывы. Сперва мы выплачивали бонусы в течение месяца после квартальных итогов. Это отлично работало, пока прибыль компании была относительно небольшой. Но вместе с ростом штата и общей прибыли стала расти и «дебиторка». Выплачивать бонусы в течение фиксированного срока — большая финансовая нагрузка для бизнеса.

Решение: ввести показатель процента оплат. Как только команда закрывает 80% своих оплат, она может рассчитывать на бонус. Это мотивирует руководителей четче работать с документами и бороться с техническими долгом.

3. Локальные манипуляции с цифрами. Цель системы бонусов — выстроить долгосрочную эффективную работу. Однако нечестный менеджер всегда сможет показать на бумаге выдающийся результат. Может оказаться, что команда действительно проделала всю работу, но с низким качеством. На старте мы сталкивались с такими прецедентами.

Решение: внимательнее относиться к техническому долгу и вычитать бонусы за недовыполнение плана в следующем квартале.

Любой убыток — всегда накопительный. Предположим, что на бумаге прибыль есть, но за ней стоит технический долг, который команда покрывает в течение следующего периода. Значит, люди не успевают сделать новые задачи и выполнить план, а их доход сильно падает. Менеджер вообще может лишиться работы, если его команда уйдет в минус.

Как работать с реакцией сотрудников

Когда бизнес вводит новую систему мотивации, люди сразу делятся на два лагеря:

1. Те, кто получал бонусы. Они убедились, что это не просто красивые слова от руководства, и рады дополнительному доходу. Они с удовольствием вступают в новую «игру».

2. Те, кто не получал. В них просыпается дополнительный скепсис в сторону компании и даже в сторону коллег. Им начинает казаться, что деньги получили только «свои», а вся эта схема — обман. Их сложно винить: российский бизнес и правда частенько обманывает работников с бонусами. Рисует красивую картинку, а потом ищет возможность не платить.

Работать с возражениями и недоверием тут можно только одним способом — прозрачностью.

В нашем агентстве действует система грейдов и открытых зарплат. Люди на одинаковых должностях получают одинаковые деньги, и каждый в компании знает, какому грейду сколько полагается. Все бонусы тоже в открытом доступе. К тому же, первая выплата может развеять любые сомнения. Главное — усердно работать.

Если собственники бизнеса внятно объяснили систему поощрений, остается еще одно тонкое место: руководители команд. Раздача бонусов — их ответственность. По идее они могут забрать все себе, но тогда столкнутся с возмущением коллег.

Мало кто захочет работать под началом такого человека. Поэтому у менеджера два варианта: поделить бонус поровну или войти во взрослый и сложный процесс переговоров. Задача руководителя — найти максимально справедливое решение для всех.

Как построить денежную систему мотивации: чек-лист

  • Сделать не как у всех. Квартальные премии — это здорово, но на хорошую работу гораздо больше мотивирует финансовый результат всей команды.
  • Рассчитать план. Для этого нужно найти себестоимость работы команды и умножить ее на ожидаемую прибыль. Половина того, что будет заработано выше этой цифры, уходит в бонусный фонд.
  • Сделать честно и справедливо. Пусть все данные о заработанных бонусах хранятся в отдельном общедоступном документе. Не обязательно прописывать, кто и сколько получил: достаточно будет информации по общекомандным цифрам.
  • Отказаться от потолка. Это часть справедливой системы. Не ставьте коллегам ограничений: если их бонус по итогам квартала — 100 млн рублей, значит, команда должна получить свои деньги.
  • Следить за злоупотреблениями. Хакнуть систему денежных бонусов просто, но вдолгую это не сработает. Качество, а не количество работы — по-прежнему на первом месте. Понять, насколько успешно сотрудники справились задачами, можно по объему технического долга. Чем он меньше — тем раньше заплатили клиенты. Значит, им все понравилось.
  • Выполнять обещания и доходчиво коммуницировать изменения.

И строчка, ради которой затевалась эта статья: если вы руководитель проектов и хотите возглавить одну из наших команд, пишите нам в телеграм

https://t.me/hey_od

1919
42 комментария

Хорошая аналогия, работники - шлюхи, компания - сутенер. Видимо реально достали вас своим нытьем.

2
Ответить

Так и есть. Покупаем время сотрудников и перепродаем его задорого :)

2
Ответить

Не увидел (может пропустил) - как часто выплачивается бонус. Контора в которой проработал 10 лет очень много ставила экспериментов с бонусной мотивацией и опыт показал, что если премия выплачивается реже чем раз в два месяца, ее эффективность падает на 40% и более. Если реже чем раз в полгода - ее эффективность падает до единиц процента.

2
Ответить

А в чем у вас измеряли эффективность премии? И какой ее размер был в % от регулярной ЗП? У нас квартальные премии и выплачиваются соответственно раз в квартал. Мы сознательно сконструировали так систему. Во-первых, потому что должно работать на дистанции, а не "здесь и сейчас", во-вторых, это коррелирует с нашим циклом разработки. За 1 месяц невозможно толком завершить проект.

Думаю, частота выплаты компенсируется размером. У некоторых сотрудников бонус составляет Х3 к зарплате (и это не ЗП маленькая, это бонус большой)

Ответить

Иван, а как насчёт системы для hr специалистов. Допустим в нашей компании пришли к отработке n соискателей в месяц, к сожалению качество по этому показателю неуклонно падает. Задача найти топ специалиста с горем пополам срабатывает за квартал, а вот при наборе линейных сотрудников и на производство, это боль и разочарование. 
Да и аналитики, тоже бонус для них вымышленная история, так как они монотоно проделывают рутинную работу. И текучка кадров растёт. 

1
Ответить

С HR сложно. Мы поделили HR на рекрутмент и все остальное. Рекрутеры получают бонус за каждую закрытую вакансию: за выведенного сотрудника. По аналогии с кадровым агентством.  Над метриками для остального HR-блока пока работаем. Платить за количество интервью / кандидатов - это плохо, ведь бизнесу нужно не количество собеседований, а быстрое закрытие вакансий / низкая текучка. Я бы рекомендовал к этому шагу воронки привязывать вознаграждение. Каждое лишнее интервью, каждый кандидат, которому вы не сделали офер - это пустая трата ресурсов организации.

1
Ответить

так бонусы за KPI это и есть деньги. 
Премии по результатам это часть оплаты, просто переменная

1
Ответить