Грибы у дома. Бизнес в России

"Это всё грибы". Как заработать на нишевом бизнесе, который уже развит на западе, но отсутствует в России.

Меня часто поражают узконаправленные ниши с миллиардными оборотами, особенно полно таких ниш в Соединенных Штатах. Одна из таких ниш – грибы у дома, а точнее у гипермаркета.

Все по порядку.

Что сейчас не так с прилавками грибов?

- не свежие, либо законсервированные;

- низкий ассортимент.

Почему так?

- слабо развитый рынок;

- плохо развитая дистрибьюция.

Высокий потенциал для роста

90% объема глобального рынка грибов приходятся на шампиньоны (9,2 млн тонн), аналогичная ситуация и на отечественном рынке. Уже сейчас российском рынок шампиньонов демонстрирует высокие темпы роста.

Динамика рынка шампиньонов в России

В натуральном выражении в 2019 г. объем рынка шампиньонов в России составил 79,2 тыс. тонн, что на 61% выше уровня 2018 г. (49,2 тыс. тонн). По оценке на 2020 г. объем рынка составит 122 тыс. тонн. Потребление шампиньонов в РФ по состоянию на 2020 г. оценивается в 0,833 кг/чел. в год, в ЕС – 3,5 кг (по данным ГидМаркет и Национального плодоовощного союза). Соответственно, при уровне потребления на уровне ЕС, потенциальная емкость рынка в РФ оценивается на уровне 514 тыс. тонн, то есть, несмотря на высокие темпы роста, рынок шампиньонов насыщен на 23%.

Значительный рост производства в 2017-2018 гг. (на 66% и 58% соответственно), а также в 2019-2020 гг. (в 2,3 и 1,8 раза соответственно) связан с запуском новых проектов. Так, в 2020 г. на специализированных предприятиях запущены мощности по производству 51 тыс. тонн шампиньонов в год. Существенный рост объема производства связан с активным развитием инвестиционных проектов, что ведет за собой не только импортозамещение, но и постепенное насыщение рынка. Однако даже с учетом данного темпа роста насыщения рынка не стоит ждать ранее 2030 года.

Предложение на рынке

При довольно емком рынке, несмотря на высокий рост производственных мощностей, число производителей и технологичность производства оставляет желать лучшего. Не смотря на высокие темпы роста, без должного технического оснащения и решения логистических вопросов сохранять данные темпы будет крайне проблематично. В настоящее время «грибной мир» в России очень маленький порядка 50 ферм.

Как решить проблемы с ассортиментом грибов на полках магазинов и географической отстраненности городов друг от друга, что вносит коррективы в производство, давая приоритет замороженным и консервированным грибам.

Решение проблемы за счет малого бизнеса

На помощь приходит американский опыт - перенос производства непосредственно к потребителю. Формирование малых частных бизнесов вблизи супермаркетов и в небольших городах. Сейчас данная ниша пуста так как у существующих небольших фермеров (которые в теории могут её занять) нет технической базы.

Субстраты

Субстрат — это материал, в котором выращивают грибы. На сегодня 80% всех фермеров попытавшихся выйти на данный рынок столкнулись с проблемой отсутствия субстратов (по данным «Грибзавод»). Без оборудования и субстратов частное выращивание грибов не способно выйти на сети супермаркетов.

Насколько дорого оснастить ферму и обучить персонал. Цена вопроса для семейной пары с подсобным хозяйством, с уже имеющимся опытом выращивания грибов и адаптацией оборудования – 1 млн руб. (по данным компаний, предоставляющие данные услуги) и до 6-7 млн под ключ с нуля.

Подводные камни

При данном типе производства сокращается срок годности на 2 дня, в случае если между супермаркетом и производителем всё же возникнет посредник, то срок снижается ещё на 2 дня. Решая вопрос с оборудованием на фермах, возникает проблема, с другой стороны, условия хранения. Во многих ретейл сетях некачественные рефрижераторы, что также может снизить срок годности продукции. Как итог, не типичная, но интересная ниша, в которой много переменных и ещё больше зависимости от удачи.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ефремов
Автор

Приятного аппетита, Александр))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Это всё грибы (с)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ефремов
Автор

классика))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Клочков

Обожаю такие статьи, где все начинается хорошо, а заканчивается плохо)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ефремов
Автор

Развитие сюжета :D

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tommy Valachi

Так весь бизнес это выращивание шампиньонов за 60-70 р/кг, в рискованных условиях и с большими затратами на отопление зимой, не надо забывать что у нас зима по жёстче и длинее чем в этих ваших Европах и Китае
Большая часть грибов симбиоты и не растут сами по себе, а вырастить берёзовый лес в ангаре для белых сложно, условно гриби можно разделить на 2 части :те что выращиваются промышленно и те которые хоть что-то стоят
Заводы и фермы берут количеством с не очень большой маржой, но для этого нужен объём , а значит вложения, а значит порог входа высокий

Ответить
Развернуть ветку
feiry fairy

В сети никак не залезешь, а если и да, то на кабальных условиях.
Собственные точки не дадут больших продаж, а значит масштабируемости ноль. Небольшой срок хранения.
Риски порчи урожая болезнями.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Иванов

Сколько импорт щанимает то в России ?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда