Дефицит и инфляция. Что же на самом деле происходит

Все пишут о дефиците, инфляции, нехватке сотрудников и прочих бедах, которые принесла нам пандемия. Я прочитал много интересных материалов на эту тему, и хочу поделиться с вами их основными тезисами.

Этот материал был изначально опубликован в нескольких постах в моем канале в телеграме @dailykuznetsov и получил неплохой отклик, поэтому я решил собрать все тезисы в статью.

Сложный выбор: инвестировать в овсянку или в криптовалюты.

Дефицит и инфляция. Что же на самом деле происходит

Начнем с логистического кризиса.

  • Кризис в перевозках вызван жадностью на каждом звене логистической цепочки.
  • Объемы контейнерных перевозок стабильно росли последние десять лет.
  • Пандемия привела к переносу части бюджета потребительской корзины из сферы услуг в сферу потребительских товаров.
  • Количество грузов выросло на 15–17%. Но и допандемийный уровень нагрузки на мировую логистическую инфраструктуру уже был очень высок.
  • Пандемия повлияла на миграцию рабочей силы: внутреннюю миграцию в Китае и миграцию латиноамериканских рабочих в портах США.

На каждом из участков накапливаются задержки и отклонения, и все это вместе приводит к коллапсу. Что вы делаете в ситуации тотального завала при условии, что у вас есть деньги? Правильно, заливаете ситуацию деньгами: увеличиваете зарплаты рабочим, обеспечиваете больше рабочих часов, немедленно вкладываетесь в развитие инфраструктуры. Но вы не заканчивали университет из Лиги Плюща. А топы логистических компаний заканчивали. И что делают логистические компании? Правильно — считают профиты.

Никогда еще бизнес в этой индустрии не имел такой маржи:

  • Владельцы судов получают больше денег за длительный фрахт.
  • Владельцы портов зарабатывают на штрафах за длительное хранение контейнеров (помимо и так возросшего количества перевозок)
  • Транспортные компании зарабатывают на повышенных тарифах в связи с дефицитом судов и грузовиков. Грузовики и суда при этом существенную часть времени простаивают в портах, а зарплаты водителей (необходимых, чтобы получить больше грузовиков и разгрузить порты) не меняются.
  • Ритейлеры получают больше денег от возросшего потребления и повышения цен в связи с дефицитом.
  • Ну а покупатели получают деньги от стимулирования экономики.

Нигде в этой цепочке нет задачи доставить товар. Грубо говоря: зачем продавать два Playstation 5, когда можно продать один с двойной маржой, сославшись на COVID–19 и логистический кризис. Война всё спишет. Ой, то есть Ковид.

Почему Лада Веста Спорт стоит в регионах 1,7 миллиона рублей?

Продолжим рассуждения об инфляции и дефиците кризисом с производством полупроводников. Как вы догадались, причиной, как в случае с логистикой, является жадность.

  • В мире существуют всего несколько десятков крупных производственных линий, которые могут производить массовые микрочипы (10 из них — это заводы TSMC).
  • Производственная линия печатает «вафлю» (или, как ее еще называют, плиту) определенного размера (150/200/300 мм), на которой располагаются чипы. Чип состоит из транзисторов, размер каждого из которых исчисляется в нанометрах (в одном миллиметре миллион нанометров).
  • Технологический процесс современных принтеров предполагает размер транзистора 5–19 нанометров (для сравнения: Apple M1 — 5 нм, Ryzen 9, он же AMD Zen 3 — 7 нм, Intel Adler Lake — 10 нм)

Что же происходит:

  • Десятилетиями производители микрочипов вкладывают деньги в постоянное обновление производства, чтобы удовлетворить спрос на все более сложные дизайны
  • Производства бронируются по принципу аукциона и заранее: выкупаются производственные мощности на конкретной фабрике под конкретный дизайн чипа.
  • Спрос на чипы постоянно растет
  • Одна вафля 300 мм вмещает большее количество транзисторов по 5 нм чем, например, по 90 нм. При этом современные чипы, как правило, содержат большее количество транзисторов.
  • На производство одной вафли уходит примерно одинаковое количество ресурсов — кремния и редкоземельных металлов — не важно, по 90-нм процессу она делается или по 5-нм.
  • Линия может печатать только в рамках определенного технологического процесса

Ну вы поняли:

  • Пандемия подстегнула потребление (а не сократила его, как предполагали корпоративные аналитики в начале)
  • Кризис логистики и трения вокруг редкоземельных металлов создали небольшой дефицит с поставками сырья
  • Производственные мощности выкупаются более маржинальными производствами: чипами для айфонов, видеокарт etc.
  • Количество линий, работающих по устаревшим процессам, сокращается
  • Автопроизводители и производители бытовой электроники не вкладывают деньги в дизайн новых чипов и используют старые дизайны по устаревшим технологическим процессам — потребляющим достаточно много сырья и приводящим к тому, что на одной вафле размещается меньше чипов.
  • В связи с пандемией с нехваткой низкоквалифицированной рабочей силы столкнулись упаковка и доставка (все те же ограничения миграции сезонных рабочих, закрытия в связи с карантинами etc). Сами производственные линии микрочипов требуют очень ограниченного участия человека.

Конкуренция за производственные мощности приводит к тому, что более маржинальные и современные получают преимущество. Об этом прямо говорит CEO Intel в контексте автопроизводителей на автошоу в Германии, в послании, призванном ускорить инновации в IT-части автопроизводителей: «Я произведу им столько 16-нм чипов, сколько они хотят». Но большая часть автомобильной индустрии использует устаревшие дизайны по 90-нм технологическому процессу, который невыгоден производителям чипов.

Вторая часть проблемы: столкнувшись с задержками поставок на фоне растущего спроса, дилеры, продающие автомобили конечному потребителю, решили компенсировать недостающую маржу от меньших продаж повышением наценки, а затем вошли во вкус, заметив, что спрос не падает (не падает соразмерно росту наценки, в той же России спрос глобально падает, но маржа это компенсирует). И тут мы повторим фразу из предыдущего поста: автодилеры никогда не зарабатывали так много, как сейчас.

На всех этапах цепочки все зарабатывают больше, чем раньше.

  • Автопроизводители не спешат вкладывать в расширение производства дефицитных компонентов, поскольку скоро грядет переход глобальный переход на электромобили и основные капитальные затраты идут туда. Текущий рост спроса в пандемию был не запланирован, все проблемы можно списать на COVID-19 и просто поднять цены.
  • Производители чипов зарабатывают больше, тупо подняв цену в связи с дефицитом.
  • Дилеры зарабатывают много как никогда на этом пиршестве, в глубине души понимая, что на их веку такого праздника больше не будет — их долю отжирают другие посредники: каршеринги, лизинги от производителей и крупных банков и прямые продажи. Шоу-румы, тест-драйвы и продавцы в прекрасном новом мире не нужны, и как бы ни хорохорились барыги, они не настолько глупы, чтобы этого не осознавать — и живут по-максимуму, как это сейчас модно, в моменте.

Список статей которые более подробно раскрывают мои тезисы:

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и управлении продуктами

3333
106 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вспоминается анекдот про стоимость звонка логиста из ада по рабочим вопросам. Из ада в ад - по местному тарифу

4
Ответить

Спасибо! Интересная аналитика.

2
Ответить

денег в мире становится всё больше, а желающих работать всё меньше - в этом и причина текущего кризиса недопроизводства на мой взгляд

а то что вы пишите что виновата чья-то жадность - глупость полная
жадность всегда была и будет, но раньше почему-то не мешала

2
Ответить

Рост потребления идет все послевоенные годы с небольшими спадами (нефтяной кризис 70-х, мировой финансовый кризис в начале 90-х, кризис 98-го, кризис 2008). Никакого резкого роста потребления нет, да, бюджеты перераспределись с услуг недоступных из-за COVID-19 на товары, но цифры которые мне попадались это 15-17% за год.

Мне интересны именно локальные явления, которые привели к внезапному кризису, о них я и пишу.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить