Как начать работу со стартапом без финансирования: обзор акселераторов

Запуск стартапа (особенно первого в вашей жизни) — это всегда ответственная задача. Она предполагает решение множества задач, с которыми некоторые начинающие стартаперы самостоятельно справиться не в состоянии. Тогда на помощь приходят акселераторы – компании, которые способны защитить бизнесмена от целого ряда проблем, неизбежно возникающих на первых этапах.

Разбираемся, для чего нужны акселераторы, какую функцию они выполняют и как начать с ними работать.

Я придумал классную идею для стартапа. Как получить финансирование

Перед только что запущенным стартапом встает сразу несколько проблем – недостаток ресурсов, технической базы, опыта в маркетинге, отсутствие условий для работы и даже финансирования.

Чтобы ускорить бизнес-процессы, можно обратиться в специальные организации, которые пройдут с вами весь путь от наброска идеи и до ее коммерческой реализации. В большинстве стран такие стартап-инкубаторы субсидируются или финансируются из государственного бюджета, и Россия – не исключение.

Что такое акселераторы?

Если у вас уже есть первые продажи (или клиенты), прототип и сама идея, можно смело обращаться в акселератор. Подобные программы позволяют свежим проектам не «развалиться» на самом старте, а превращают их в полноценный и работоспособный бизнес. Соответственно, для выхода на рынок вам не придется тратить несколько лет.

Название «акселератор» появилось от английского глагола «to accelerate», что означает «ускорять». Сам термин же обозначает интенсивную образовательную программу для стартапов, повышающую уровень бизнеса и помогающую сделать продукт лучше, расширить возможности организации и вывести ее на новые рынки. Также «акселераторами» называют сервисы или учреждения, куда может обратиться начинающий стартапер за помощью. И если идея действительно имеет право на существование, ему помогут с ее реализацией.

Минусов у акселераторов немного, но они есть – например, они могут брать слишком большую долю в вашем бизнесе (от 30 до 50%), что способно его раззорить. Поэтому к выбору стоит подойти с особым вниманием, и взвесить все «за и против» перед участием в подобных дорогих программах.

Также многие акселераторы требуют полного переезда на свою территорию – не все компании готовы на это пойти. Переезд не всегда полезен для бизнеса, иногда лучше просто пройти обучение и вернуться обратно.

Зачем нужны акселераторы?

Акселераторы – это мастхев для компаний и стартапов, которым требуется дополнительная экспертиза, чтобы ускорить собственное развитие. Сюда обращаются проекты, которые уже сформировали минимально жизнеспособный продукт и хотят вывести его на рынок.

Работа с акселератором длится в среднем от трех до четырех месяцев. В течение этого времени компания предоставляет деньги на развитие проекта (но не всегда), помогает получить новые полезные связи и знакомства, предоставляет менторов и проводит обучение. Соответственно, акселератор предлагает начинающим бизнесменам:

  • неограниченный доступ к сообществу экспертов и менторов, которые могут «направить» компанию на правильный путь и выявить его недостатки, чтобы своевременно их устранить;
  • инвестирование (в среднем – 20-40 тысяч долларов на стартап);

  • получить полезные связи и новые контакты, которые увеличат доходность бизнеса.

Важнее всего то, что акселератор способен дать стартапу экспертное мнение «со стороны» – возможность пообщаться и обменяться опытом с экспертами индустрии. Также бизнесу предоставляется офис или коворкинг, где бизнес будет находится во время прохождения программы. Дополнительно предприниматель сможет получить консультации от финансистов, бухгалтеров и юристов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что акселератор дает стартапу «толчок для развития» и помогает ему начать работать активнее, обретать новых клиентов и тестировать идеи для применения их на практике.

Принцип работы

В программу входят встречи с менторами, проведение воркшопов и лекций. Во время ее прохождения перед бизнесом встают конкретные цели и задачи (найти дополнительные каналы для увеличения продаж, повысить выручку в несколько раз и так далее). Без акселератора эти процессы займут гораздо больше времени.

Всего существует три вида акселераторов:

  • когда стартап получает инвестиции за долю в компании, а затем забирает их часть обратно в качестве платы за участие в программе;
  • equity-free (платные) – акселератор берет плату за участие в программе, но не просит долю в вашей компании;
  • equity-free (бесплатные) – компания не получает ни доли в бизнесе, ни денег за участие в программе.

Также акселераторы могут быть универсальными (они подходят для любого типа и направленности бизнеса), так и специализированные, работающие только со стартапами из конкретной области.

В России наиболее популярны корпоративные акселерационные программы. Здесь участие принимают не совсем «свежие» проекты, а более зрелые стартапы – те, которые уже имеют работающую собственную технологию и хотят масштабироваться. Они напрямую сотрудничают с акселератором, предлагая последнему выкупить технологию, инвестировать в проект или запустить совместный пилот. Соответственно, используемые решения стартап также адаптирует под конкретного заказчика.

Не все акселераторы одинаково хороши. Среди них встречаются как действительно стоящие программы, так и откровенно плохие. Так как работа с акселераторами занимает определенную части вашего времени, важно сразу оценить, насколько выбранный проект способен помочь росту и развитию фирмы.

Отличия от бизнес-инкубатора

Общая цель у бизнес-инкубаоров и акселераторов одна и та же – помочь перспективным инициативам превратиться в успешные проекты. Однако, формат работы у них отличается.

Акселератор – это всегда четкая программа с конкретными временными ограничениями и целями. «Посидеть и посмотреть» не получится – работа с такими проектами предлагает интенсивное общение с другими стартаперами и инвесторами, выполнение поставленных задач в точные сроки.

А вот бизнес-инкубаторы, в свою очередь, всегда предоставляют предпринимателям и их командам физическую площадь. Последним остается лишь оплачивать стоимость аренды – команда будет работать самостоятельно, хотя инкубатор обычно предоставляет бухгалтера, и, например, проводит воркшопы или другие ивенты. Успех бизнеса ложится только на плечи самого предпринимателя. Сюда можно обратиться даже без готового прототипа и собранной команды специалистов.

Если говорить проще, то акселератор можно назвать «университетом», а бизнес-инкубатор – «школой».

Выбор акселератора: топ-5 самых интересных предложений

Относительно недавно собственный хаб для привлечения новых проектов запустил один из крупнейших в России хостинг-провайдеров Timeweb. Во время сотрудничества с этим акселератором стартап может получить помощь в развитии своего бизнеса, финансирование, качественную экспертизу и обширную клиентскую базу для продаж. Попасть в акселератор от Timeweb пока достаточно просто, потому что он был запущен менее года назад – это идеальное решение для тех, кто ищет качественный проект с минимальным порогом вхождения.

Одним из самых лучших венчурных фондов в России считают Акселератор Фонда развития интернет-инициатив. Образовательная программа здесь длится 90 дней, а ученики собираются в коворкинг-центре в Москве. Требования к конкурсантам простые – регистрация в качестве юридического лица, наличие потенциального рынка сбыта и бизнес-модель, а также команды из двух человек или более. Но владельцу бизнеса придется отдать около 7% от него. Взамен он получит 1,4 миллиона рублей, 800 тысяч из которых должен в обязательном порядке потратить на развитие бизнеса.

Другой вариант – попробовать отправить заявку в APIMoscow. Этот акселератор помогает найти аккредитованных инвесторов, проводит мастер-классы и лекции, предоставляет инфраструктуру и подробную образовательную программу. Однако, денег фонд не перечисляет и не берет долю в вашем бизнесе.

В закрытый акселератор GenerationS могут попасть только те, кто достиг полуфинала в предпринимательском конкурсе «БИТ». Это государственный фонд, где нельзя получить средства на развитие бизнеса. Единственный вариант – стать победителем конкурса и получить приз в размере пяти миллионов рублей. Конечно, участники программы также получают новые знания и навыки.

Образовательная программа iDealMachine, длящаяся 15 недель, предполагает переезд в Санкт-Петербург на время ее прохождения. Всего программа акселератора состоит из шести частей, а на pre-seed этапе можно получить около $25 000. Самые успешные проекты смогут получить финансирование в размере $250 000. Стоимость прохождения обучения – 15-20%.

Какой отбор проходят стартапы?

Акселераторы считаются своеобразным «знаком качества». Если стартап был отобран хорошей программой, значит – он интересный и имеет право на существование. Критерии можно посмотреть на сайте выбранного вами проекта. Обычно они включают в себя:

  • технологическую и бизнес-привлекательность для потенциальных инвесторов или партнеров;
  • примеры уже реализованных проектов;
  • конкретное описание проблем и задач, которые может решить технология;
  • суммарную годовую выручку на текущий момент (если проект уже запущен и работает);
  • компетенции, состав и размер команды;
  • отсутствие или наличие как инвесторов, так и успешных продаж;
  • зрелость и завершенность созданной технологии, ее работоспособность на текущий момент.

Конкурс в действительно хороших акселераторах обычно высокий. Именно поэтому лучше начинать с бесплатных, equity-free образовательных программ. Таких достаточно много как в РФ, так и в европейских странах. Если попасть в стоящий акселератор пока не получается, лучше начать поиск бесплатного акселератора с сервисов по типу f6s. Вы сможете оставить заявку на участие в программе прямо на сайте, если найдете подходящий вариант.

Как повысить свои шансы?

Выше всего перспективы у тех проектов, которые опережают существующие тренды, а не гонятся за ними. Тематика проекта не играет особой роли, главным критерием отбора становится работоспособность бизнес-идеи.

Важно правильно заполнить и подать заявку, подробно рассказав о своей команде и самом проекте. После этого вас позовут на собеседование, где эксперты оценят слаженность команды, уровень понимания продукта и бизнеса в целом, а также возможные шансы на дальнейшее развитие.

Резюме

Образовательные программы акселераторов – это отличный шанс дать проекту «второе дыхание», ускорить бизнес-процессы и обрести новые полезные знакомства (а возможно, даже инвесторов и финансирование).

Однако, не все акселераторы одинаково хороши – перед тем, как оплачивать услуги выбранной организации, внимательно ознакомьтесь с условиями, которые она предлагает. Начинайте с бесплатных программ и затем переходите к платным, чтобы не терять свои средства и время. Так вы сможете ускорить развитие бизнеса.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Илья Зеленчук

1. У вас ссылка на ваш же акселератор (https://timewebhub.ru/) не работает.
2. Вместо довольно очевидного заезженного текста, рассказали бы лучше про свои условия, что предлагаете, какие проекты ждете, чем отличаетесь от других и т.д.
3. В комментария тут правильно подметили, что неясно, что вы хотели сказать этим текстом.

Ответить
Развернуть ветку
Az Idea

Статья интересна (с колокольни динозавра, прошедшего 4 волны корп.акселерации).
Риспект и уважуха за посев доброго и вечного!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kropotov

Сейчас найти деньги не проблема, проблема найти стоящий проект.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Иванов

Ну, не полностью согласен. Деньги найти не проблема, когда они уже есть))
В статье скорее всё же описывается про начало пути. Хотя, даже опытным и рабочим бизнесам для поиска бизнес-синдикатов для инвестирования в них тоже будет полезно понимать, где можно найти такие контакты. Так что даже для тех, кто перешёл в окупаемость - это будет полезно

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Markov

Щас бы стоящий проект в России запускать, кекв.

У меня вообще ощущение сложилось что куча стартап движухи низового уровня в последнее время спонсировано силовиками - что бы проще было находить и отжимать прибыльные молодые бизнесы.

Ответить
Развернуть ветку
N.Smirnov

Кто автор сего опуса? Он - со стороны акселераторов? Или со стороны заёмщика? Он - стартапер? Или он хочет разместить свои средства? Он - просит или предлагает? Или пиарит (что?).

Ответить
Развернуть ветку
Mur

Понятно же кто — Timeweb, который запустил собственный акселератор, о чем и пишет ниже в тексте "Относительно недавно собственный хаб для привлечения новых проектов запустил один из крупнейших в России хостинг-провайдеров Timeweb."

Ответить
Развернуть ветку
N.Smirnov

То есть это была такая крайне неудачная реклама? Если это такая реклама, то каков же сам акселератор? (Вопрос - риторический, отвечать не надо. (Был написан мутный текст, поэтому приходится пояснять очевидные вещи.))

Ответить
Развернуть ветку
Rorinton

так вроде же не призывают бежать в таймвеб, просто рассказывают и дают варианты, причем все на равных "условиях"
Мб кому то рил интересна эта тема и они посмотрят на неё по другому
Хз че взъелся так =~=

Ответить
Развернуть ветку
N.Smirnov

Ещё раз: автор статьи - продаёт, покупает, жалуется, гордится, делится своим опытом, или чего то ещё? Чё он хотел то? Или он написав пятистраничную простыню текстЫ пока сам этого не понял?

Ответить
Развернуть ветку
Rorinton

Ну так очевидно же, рассказал про акселераторов (кто такие, зачем существуют и т.д.), показал что есть свой вариант на рынке, но и уважил остальных участников этого самого рынка
В общем то, дал пищу для размышлений.
Как по мне, почитать интересно и кому то даже полезно

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук

Суровый Русский Маркетинг - написать статью на горячую тему и полностью игнорировать всех, кто выражает свое мнение в комментариях.

Яркий пример того, когда автору до одного места то, о чем он пишет.

Ответить
Развернуть ветку
Timeweb Cloud
Автор

Не много запозднились с ответом, но будем рады ответить на ваши вопросы (:

1. Посмотрели ссылку и видим, что все работает, возможно проблема была кратковременная, посмотрите снова и если что напишите нам.
2. На странице https://timewebhub.ru/ есть подробная информация о том, что мы ожидаем от кандидатов и что предлагаем.
3. Цель статьи — познакомить с процессом более подробно, рассказать, что актуально и как продвигать в принципе свои проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда