Почему банки блокируют клиентов и как этого избежать

Маркетолог «Тинькофф бизнеса» Ася Челован — о том, почему банки отказывают в обслуживании юридическим лицам, что означают «сомнительные операции» и как этого избежать добропорядочным предпринимателям.

Почему банки блокируют клиентов и как этого избежать

В последнее время в социальных сетях и на профильных форумах активно обсуждают случаи отказа банками в обслуживании клиентов малого и среднего бизнеса после проведенной проверки документов (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Некоторые отзывы докатились даже до блогов на vc.ru, посеяв панику среди добропорядочных клиентов.

На самом деле им как раз волноваться абсолютно не о чем. Если коротко:

  • Банки зарабатывают на нормальных клиентах — чем дольше мы обслуживаем компанию, тем больше мы заработаем. Отказываться от клиента невыгодно, даже с учетом единоразовой комиссии.
  • Банки отказываются только от клиентов с незаконной деятельностью.
  • Банки не могут дать нормальный публичный ответ по делу из-за юридических ограничений: поддержка не комментирует конкретные кейсы, а пиарщики дают расплывчатые формулировки.

Теперь немного подробнее.

На каком основании банки проверяют клиентов

Во-первых, крупные банки с именем и репутацией сами заинтересованы в том, чтобы работать только с честным бизнесом. Честное имя и репутация гораздо важнее и принесут гораздо больше дохода, чем возможность получить копеечку со счетов сомнительных компаний.

Во-вторых, к этому банки обязывает законодательство (например, 115-ФЗ) и методические рекомендации регулятора (например, МР-18). По ним банки обязаны самостоятельно проверять всех своих клиентов на соответствие закону и пресекать нежелательные операции. При этом по четвертой статье того же самого 115-ФЗ банки не имеют права сообщать клиенту о принимаемых мерах и причине отказа в обслуживании.

Гл. 2 ст. 4 115-ФЗ. Называть причины закрытия запрещено
Гл. 2 ст. 4 115-ФЗ. Называть причины закрытия запрещено

Почему банку выгоднее обслуживать клиента, а не разрывать договор с комиссией

Раз в месяц мне на почту приходит отчет о прибылях и убытках. Доход «Тинькофф бизнеса» складывается из казначейского и комиссионного доходов.

Казначейский — это доход с денег, которые лежат на расчетных счетах. Банки зарабатывают столько, что готовы делиться с клиентами и начислять проценты на остаток, у нас это до 6%. Это наш основной доход.

Комиссионный доход — это платы за обслуживание счета, подключение пакетов, SMS-банк и все такое. Я не знаю, как обстоят дела у коллег, но мы зарабатываем основные деньги не на обслуживании счетов и комиссии за непредоставление документов, а на пакетах. Естественно, я не могу раскрыть цифры, но самый выгодный для банка — это пакет для валютных клиентов.

Еще есть доходы с кредитных продуктов, но в «Тинькофф бизнесе» они только запустились, и с них мы пока ничего не получаем.

Есть отчет по NPV — в нем видно, на каких клиентах и сколько мы зарабатываем. Привлечение клиента окупается через полгода после начала использования счета. Чем больше оборот и неснижаемый остаток по счету, тем больше мы получаем прибыли.

Нам выгоднее, чтобы в России было больше хорошего и богатого бизнеса. Именно поэтому мы снимаем про клиентов передачи, пишем статьи про ведение бизнеса и учим предпринимателей работать с Excel.

Разумеется, нам также выгодно, чтобы этот бизнес обслуживался именно у нас. Благодаря каждому клиенту мы получаем доход, который значительно превышает те самые 15% единоразовой комиссии за вывод средств при непредоставлении документов. Поэтому для отказа в обслуживании нам нужна серьезная причина, которая заставит нас отказаться от прибыли. Например, незаконные операции.

Зачем банки берут комиссию при непредоставлении документов

Постоянно смотрю тарифы других банков — у всех есть комиссия за вывод средств при закрытии счета по 115-ФЗ. Стандартная цена за расставание — 10–20%.

С этих денег особой прибыли не получишь: обслуживая клиента, можно было бы заработать гораздо больше. Махинаторы и прочие обнальщики — фактор риска для бизнеса банка. Комиссия, которую с них получает банк, — заградительная. Это сигнал нечистым на руку товарищам: «Вам тут не рады».

Почему банки дают такие невнятные комментарии

Есть 115-ФЗ, по которому банк должен бороться с обнальщиками и прочими нехорошими людьми, при этом в законе есть оговорка, что клиенту нельзя раскрывать причину, по которой банк его «закрывает».

Плюс у всех свои технологии, в которые инвестируют кучу денег, — никто не хочет раскрывать паттерны и сигналы, по которым финмониторинг понял, что компания занимается незаконной деятельностью.

Под давлением этих факторов пиарщики согласовывают с юристами расплывчатые комментарии. Если в комментарии написано «подозрительные операции», то на 99,9% это означает обнал или тому подобные вещи. Просто банк не может по закону этого произнести.

Большинство людей, которые ругаются на банки за 115-ФЗ, занимаются незаконной деятельностью. Но банк — это не суд, мы не можем во всеуслышание назвать кого-то преступником или мошенником.

А физлицо, конечно, может обвинить корпорацию в людоедстве. Из-за этого, кстати, страдают все современные банки с сильным брендом: в паблике нас все полощут, потому что мы стараемся объяснить причины, но не можем толком ничего сказать. I know that feel, bro.

Что делать обнальщикам и прочим транзитерам

Прекращать заниматься своей деятельностью. Банковские специалисты по комплаенсу не зря едят свой хлеб и насквозь видят каждого клиента. Замаскировать сомнительные операции под условные «информационные услуги» по старой памяти, конечно, можно, но по отчету о вашей деятельности все сразу станет понятно.

Банки вам не рады. Банки заинтересованы только в добропорядочных и честных клиентах. Великие комбинаторы и махинаторы ни одному нормальному банку не нужны. Даже не пытайтесь заходить: будет хуже.

Что делать честным предпринимателям, ведущим белый бизнес

Успокоиться. Вам ничего не грозит.

Первичную проверку клиентов проводит алгоритм: анализирует операции, связи с контрагентами и кучу всего.

Все, что может вас подвести, — забывчивость и невнимательность. Если у вас нормальный и честный бизнес, то вы минимизируете шансы угодить в выборку подозрительных клиентов при соблюдении простых и банальных (!) правил:

  • Работайте по своим ОКВЭДам.
  • Пишите понятное назначение платежа.
  • Проверяйте контрагентов и не работайте с подозрительными.
  • Не снимайте все наличные, постоянно и сразу.
  • И очень важно: платите налоги и взносы за себя и сотрудников (про это прямо написано в методической рекомендации № 18).

Ни один алгоритм не совершенен. Поэтому если вам пришел запрос на предоставление документов — предоставьте их. Ответьте на вопросы, помните: банку выгодно, чтобы вы остались с ним как можно дольше и дела у вас шли как можно лучше.

Вообще, конечно, мы уже стерли пальцы писать про это в Т—Ж:

Живите богато.

4949
339 комментариев

Не снимайте все наличные, постоянно и сразу.

Ну, во-первых, когда хочу, тогда и снимаю. А во-вторых, нередки случаи когда раз в пару месяцев крупный клиент делает крупный заказ(срочно, естественно), который больше оборотных средств в компании, скажем торговой, вот и приходится эти деньги сразу снимать. Не почку же продавать каждые два месяца

143
Ответить

Вангую, что для центробанка "а что клиенту, почку продавать" вообще не аргумент. Так что проверку явно начнут. Ну а там по ситуации

10
Ответить

Разумеется, вы можете снимать средства когда захотите. Но если делать это регулярно -- у финансового мониторинга любого банка могут возникнуть вопросы.

На проверке все решится в любом случае. Если вы честно ведете дело, то все будет хорошо. Но нужно быть вдвойне готовым предоставить все документы.

Если у вас будут подтверждающие заказ документы или товар, то все будет нормально.

23
Ответить

Ну как тут не понятно банки зарабатывают деньги что даже мизер на остаток начисляют. А вообще мои деньги когда хочу тогда снимаю. Тем более если физлицо ИП. Но только не в тиньков от 1 млн 15% комиссия
ПС все обнальщики знают какие банки лучше обходить.

5
Ответить

Владислав, я предлагаю вам взглянуть на ситуацию с другой стороны. Вы ведёте бизнес, а также живёте в нашей стране. Это означает, что вы автоматически находитесь в одной системе со всеми и в одной цепи, при условии если вы не хотите отшельничать и продолжать зарабатывать. Банки предоставляют вам возможности, в замен они просят оплатить их услуги, а так же выполнить рекомендации ЦБ. Понятно, что ваши деньги вы можете получить когда хотите, однако это подорвёт доверие банка к вам, и вы можете выпасть из этой сети партнёрства. Я согласен, что не всё идеально и у бизнеса и у банков много проблем. При этом относиться к друг другу нужно не как к врагам и противоборствующим сторонам, а как к партнёрам и решать вопросы соответственно.

3
Ответить

Вы опять нагло врёте. У того же "Модульбанка" комиссия взымается только в случае непредоставления документов, отказа от контактов с банком, в т.ч. видеосвязи - то есть когда организция не идёт на контакт. Вы же пытаетесь содрать деньги со всех, абсолютно незаконно, беря в заложники оборотные средства и понимая что юридическое решение вопроса займёт месяцы (http://kad.arbitr.ru/Kad/Card/9fbd22bd-9460-4eca-a3fc-4bae268583dd).

В моём случае документы были предоставлены, запросов на уточнения и комментарии не поступало, нарушения п. 5.9 с нашей стороны нет, при этом сегодня вы в нарушение 17-ФЗ и даже (да-да) 115-ФЗ отказались провести абсолютно законный платёж между расчётными счетами одной организации.

Право банка на запрос документов, право банка на просьбу закрыть счёт - не оспаривается. Штраф в 15% в случае отсутствия невыполнения запроса банка - незаконен.

Вывод: Тинькофф - врнуы. Не имейте с ними дела. Выводите средства и закрывайте счета. В похожей ситуации сейчас находятся тысячи бизнесов по всей стране, которых Тинькофф Банк взял в заложиники и незаконно удерживает средства. У кого это пара сотен тысяч, у кого - миллионы рублей. Бегите, пока не поздно.

53
Ответить