{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему в России не производят «даже гвозди» и это — нормально

Последнее время я часто слышу негодование по поводу того, что «мы в России, оказывается, не производим поезда/оборудование/педали для КАМАЗов — ну что мы, совсем что ли без рук!? » Хочется прояснить, как эта ситуация выглядит с экономической точки зрения.

Если коротко, то тот факт, что мы мало что «производим сами» — это скорее хорошо, признак либеральной экономики, вписанной в общую мировую экономику и глобальную систему распределения труда (а кавычки вокруг слова «производим» я объясню ниже).

Вообще, понятие системы разделения труда — определяющее в данном контексте, и с него стоит начать.

Разделение труда — залог эффективности

Внутри компании — при создании продукта, компетенции и процесс распределены (разделены) между сотрудниками — один держит, другой приколачивает. Только так можно масштабировать производство — это доказал еще Адам Смит на примере производства булавок.

На уровне компании как единого целого происходит похожий процесс — вы не можете заниматься всем сразу, а выбираете во всей цепочке создания ценности какой-то кусочек и его оптимизируете.

Если вы торговая сеть, то ваш бизнес (и бизнес-модель) — это продажа товаров, а цепочка создания ценности выглядит так: найти поставщиков → организовать доставку → спроектировать точки продаж → сделать товар доступным для локального потребителя. Огурцы выращивают фермеры — вы их продаете.

Когда речь идет об очень крупных компаниях, можно говорить о вертикальной интеграции — компания идет «глубже» по цепочке создания ценности и начинает, например, выращивать огурцы и помидоры, как это делает «Магнит». Но для небольших компаний фокус ресурсов и компетенций необходим для роста.

Глобальное разделение труда — залог прогресса

Распределение труда работает и на глобальном уровне — ни один высокотехнологичный продукт не производится целиком в одной стране. Главный конструктор «Боинг» при проектировании нового самолета открывает глобальный справочник поставщиков и ищет наиболее подходящих по цене, качеству, срокам и объемам поставок. А появление тех самых поставщиков обусловлено промышленным, региональным и образовательным контекстом конкретной страны.

Сборка Айфона — это процесс, в котором задействованы десятки стран. А процессоры, которые мы называем в быту «кремниевыми чипами», на самом деле состоят из 97 элементов таблицы Менделеева — ни у одной страны мира нет таких запасов. Многие продукты, которыми мы сегодня пользуемся, были бы невозможны без глобальной торговли и распределения труда между странами и континентами.

Для примера, приведу фрагмент из книги «От двери до двери» Эдварда Хьюмса — о том, как собирается одна лишь кнопка Home (!) на Айфонах:

Путешествие кнопки Home начинается в провинции Ухань, Китай, в компании Lens Technology, Ltd. в городе Чанша, где сверхтвердый прозрачный искусственный сапфировый кристалл используется для изготовления «крышки» кнопки.

Затем сапфировое покрытие приклеивается к металлическому окантовочному кольцу, которое доставляется с завода LY Technology в провинции Цзянсу, а затем отправляется на сборочный и испытательный завод NXP Semiconductors, принадлежащий голландской компании, в Гаосюн, Тайвань. Там сапфирово-металлическое кольцо соединяется с микросхемой драйвера, импортированной с завода в Шанхае, и микросхемой датчика Touch ID с завода NXP по производству кремниевых пластин в Европе.

Далее, кнопочный переключатель, импортированный дочерней компанией Panasonic, доставляется из Японии вместе с пружинящим пластиковым компонентом, называемым «ребрами жесткости», с завода в Шанхае, принадлежащего американской компании Molex. Эти части соединяются на другом тайваньском заводе Mektec, который добавляет свою собственную часть, называемую гибкой схемой.

Затем Mektec отправляет эту сборку в Японию, где на заводе технологического гиганта Sharp все детали свариваются лазером в герметичный и функциональный модуль Touch ID. Готовая сборка отправляется на завод Foxconn в Чжэнчжоу, Китай, виртуальный высокотехнологичный город с 128 439 рабочими, где происходит окончательная сборка iPhone.

«От двери до двери», Эдвард Хьюмс

Любое производство вписано в глобальную экономику и цепочки поставок — не только высокотехнологичное. Например, российские птицефабрики этой весной столкнулись с тем, что яйца закупали в Европе на специальных фермах — и попали под влияние санкций.

У любой компании есть core-бизнес, её основная цепочка создания ценности, а сопутствующие средства производства она закупает — оборудование, материалы, компетенции. И, конечно, любая компания ищет где бы эти средства достать с минимальными издержками.

Экономическая логика VS Импортозамещение

Возьмем, например, ситуацию с производством оборудования для автомобильных заводов. Допустим, у нас в стране это оборудование не делается, а мы хотим его производить. Но эта ситуация проблемна с двух сторон — и спроса, и предложения.

С точки зрения покупателя, выгоднее приобрести уже готовые импортные аналоги — здесь и сейчас, с понятным качеством, уже в 100 000 раз откатанной партии, с гарантией и технической поддержкой.

Для этого не нужны никакие откаты менеджерам и распилы, на которые привычно пеняют — это простая экономическая логика.

Вот вы главный инженер завода, ваша задача — запустить новую линию сборки. Что вы выберете — запуститься через год, но на импортном оборудовании или через три, но на отечественном (и не понятного качества)? А как вы будете свой выбор обосновывать акционерам?

Фронтальное импортозамещение не происходит по банальной причине — оно противоречит простой экономической логике

Не легче выглядит и ситуация со стороны производителя — ведь первое, что делают инвесторы, это оценивают объем рынка. В России всего 16 автомобильных заводов и далеко не все готовы работать с вами, а значит — объем рынка очень мал, чтобы отбить огромные затраты в R&D.

Выход — международные рынки. Но там — конкуренция с компаниями, которые уже десятилетиями специализируются именно на этом оборудовании и у них есть имя на этом рынке. «Дизраптить» этот рынок не очень получится, он довольно консервативный и уже отлаженный. То есть нужно вкатываться прямиком в «красный» океан.

А это значит, что выход на эти рынки еще более тернист. И инвесторы начинают задавать вопросы: «А надо ли оно нам? Может, найдем что-то более понятное и с понятной бизнес-моделью, незанятой нишей? Чтобы хотя бы увидеть траекторию окупаемости инвестиций».

Сложное производство не берется из ниоткуда, по одному только желанию и хотению — к его созданию всегда есть предпосылки, контекст: компетенции, ресурсы, рынок, время и место. Некая уникальная ситуация.

Многие сложные производства работают с самого начала формирования собственных рынков — как какой-нибудь Intel — и за это время проделали огромный эволюционный путь, который нельзя просто взять и скопировать.

Заключение

Резюмирую — совершенно нормально, когда производство вписано в глобальную экономику и распределено между наиболее эффективными её участниками, потому что это позволяет в конечном итоге снижать цены для конечных потребителей (а в некоторых отраслях и просто выпускать продукт в принципе).

Такой сложный производственный цикл, как производство самолета, никогда не станет на 100% замкнутым ни в одной стране — просто потому что на территории страны элементарно не будет всех необходимых для производства полезных ископаемых.

Поэтому, сейчас не совсем понятно, о каком импортозамещении в авиационной отрасли и автопроме идет речь — ведь в какой-то точке эту цепочку все равно придется «разрезать» и разделить производство пусть теперь уже только с «дружественными» странами. Более того, не понятно, что считать критическим уровнем импортозамещения, потому что 95% трактора — это не трактор, а груда металла. А многие поставщики — глобальные монополисты и «продублировать» их не получится.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам интересны подобные рассуждения, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Стереомаркетинг».

0
295 комментариев
Написать комментарий...
Антон Булгаков

Теория глобально верная и примеры с боингами, айфонами, автомобильными заводами понятны, но причём тут гвозди? А бумага или молоко? Как это вяжется с вашей логикой???

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Белканов
Автор

Моя логика в том, что любое производство вписано в глобальную систему распределения труда, знаем мы об этом или нет. Условно, я делаю макароны в Твери и покупаю муку в Астрахани у дистибьютора — но это не значит, что вот ровно на нем все заканчивается и он ни у кого ничего не закупает.

Или по вашему, в производстве молока или бумаги — ровно один технологический шаг? И никакого разделения там нет?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

А в производстве молока и бумаги не один шаг, но зачем там разделение? И как вы его экономически и логистически обоснуете?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Белканов
Автор

То есть, по вашему, если я собрался проводить офисную бумагу «Дед Мороз», то начинать нужно с оформления собственной деляны в лесу, закупки лесозаготовительной техники, постройки деревообрабатывающего комбината и химического завода для производства хлорида натрия?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

Это идеальный сценарий! Или ваш же пример производства Магнитом огурцов считаете бредом?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Белканов
Автор

Нет, в их случае он вероятно оправдан — у них 26 000 магазинов и вероятно, в какой-то момент стало ясно, что с их объемом закупа для них производство становится экономически оправданно. Вообще, вертикальная интеграция — это не уникальное явление, вот тут можете почитать, очень интересно: https://timko.medium.com/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9-6763606ac5cd

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

Я знаю эту теорию и считаю её вполне адекватной в варианте с ритейлом, т.к. транспорт компания всё равно использует свой и для перевозки остальных товаров

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

А почему тогда ракетоноситель "Союз" или условный "Калибр" или Миг-29 практически полностью из отечественных компонентов?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Белканов
Автор

Потому что это ВПК — он работает по другим законам.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

Возможно логика и здравый смысл ещё так работает. Я не могу логически объяснить зачем тащить условное молоко/сыр/колбасу из условной Беларуси, когда это точно возможно и логично произвести локально и это будет экономически обоснованно. Такие понятия как цена тонна/километр вам о чём-нибудь говорит? И это я ещё не учитываю углеродный след и прочие воздействия на дороги/инфраструктуру/транспорт/работников

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Белканов
Автор

Ну послушайте, это же совершенно нормально, что у нас на полках есть сыры из разных стран, в том числе и местные. Так и формируется потребительское изобилие)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

Я и не говорю, что ненормально, пусть будут, но отсутствие местных ненормально. И гвоздей в том числе! Или пиломатериалов. Может ещё и бензин будем завозить из других стран?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Белканов
Автор

Да все есть: и гвозди, и пиломатериалы, и сыры. Не сгущайте краски.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

Не сгущаю, есть, но не в нужных количествах. Посмотрите статистику доли импортных товаров в структуре экономики России)

Ответить
Развернуть ветку
К М

а кто регламентировал сколько нормально, а сколько нет? Процент присутствия тех или иных товаров определяет рынок. Если я и мой сосед хотим купить импортные гвозди для крыши, вы хотите загнать нас в свои рамки представления о прекрасном?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Булгаков

Я не писал про рамки прекрасного и тем более не предлагал ограничивать импорт, но предложение от местных как минимум быть должно чисто логически. Только сейчас сетевой ритейл начал допускать на полки мелких локальных производителей, в том числе фермеров на локальные полки. В Самаре из самарской области, в Питере из ленинградской и т.д. Этот процесс только сейчас запущен, когда петух уже всю жопу расклевал)))

Ответить
Развернуть ветку
К М

У меня магазин. Почему я ДОЛЖЕН кого-то допускать или не допускать из-за ваших убеждений. Я выставляю в магазине тот товар, который по моему мнению принесет мне больше прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
К М

Ну у меня в супермаркете 10 видов молока: 2 местных производства, есть кубанские, есть астраханские, есть молоко из Беларуссии. Каждый покупает то, что ему больше подходит по составу и цене

Ответить
Развернуть ветку
Stan Popovsky

Производство семян, станков, микрочипов для безопасности страны не менее критичны чем производство вооружения. Нет своего вышеперчисленного - значит нужно быть готовым к тому сто на международном рынке тебе будет уготована участь сырьевого придатка в лучшем случае. Только не нужно говорить что это хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

А почему Индия или Сирия закупает российское вооружение?

Ответить
Развернуть ветку
Isaac Asimov

потому что вернуть нельхя

Ответить
Развернуть ветку
292 комментария
Раскрывать всегда