Почему в России не производят «даже гвозди» и это — нормально
Последнее время я часто слышу негодование по поводу того, что «мы в России, оказывается, не производим поезда/оборудование/педали для КАМАЗов — ну что мы, совсем что ли без рук!? » Хочется прояснить, как эта ситуация выглядит с экономической точки зрения.
Если коротко, то тот факт, что мы мало что «производим сами» — это скорее хорошо, признак либеральной экономики, вписанной в общую мировую экономику и глобальную систему распределения труда (а кавычки вокруг слова «производим» я объясню ниже).
Вообще, понятие системы разделения труда — определяющее в данном контексте, и с него стоит начать.
Разделение труда — залог эффективности
Внутри компании — при создании продукта, компетенции и процесс распределены (разделены) между сотрудниками — один держит, другой приколачивает. Только так можно масштабировать производство — это доказал еще Адам Смит на примере производства булавок.
На уровне компании как единого целого происходит похожий процесс — вы не можете заниматься всем сразу, а выбираете во всей цепочке создания ценности какой-то кусочек и его оптимизируете.
Если вы торговая сеть, то ваш бизнес (и бизнес-модель) — это продажа товаров, а цепочка создания ценности выглядит так: найти поставщиков → организовать доставку → спроектировать точки продаж → сделать товар доступным для локального потребителя. Огурцы выращивают фермеры — вы их продаете.
Когда речь идет об очень крупных компаниях, можно говорить о вертикальной интеграции — компания идет «глубже» по цепочке создания ценности и начинает, например, выращивать огурцы и помидоры, как это делает «Магнит». Но для небольших компаний фокус ресурсов и компетенций необходим для роста.
Глобальное разделение труда — залог прогресса
Распределение труда работает и на глобальном уровне — ни один высокотехнологичный продукт не производится целиком в одной стране. Главный конструктор «Боинг» при проектировании нового самолета открывает глобальный справочник поставщиков и ищет наиболее подходящих по цене, качеству, срокам и объемам поставок. А появление тех самых поставщиков обусловлено промышленным, региональным и образовательным контекстом конкретной страны.
Сборка Айфона — это процесс, в котором задействованы десятки стран. А процессоры, которые мы называем в быту «кремниевыми чипами», на самом деле состоят из 97 элементов таблицы Менделеева — ни у одной страны мира нет таких запасов. Многие продукты, которыми мы сегодня пользуемся, были бы невозможны без глобальной торговли и распределения труда между странами и континентами.
Для примера, приведу фрагмент из книги «От двери до двери» Эдварда Хьюмса — о том, как собирается одна лишь кнопка Home (!) на Айфонах:
Любое производство вписано в глобальную экономику и цепочки поставок — не только высокотехнологичное. Например, российские птицефабрики этой весной столкнулись с тем, что яйца закупали в Европе на специальных фермах — и попали под влияние санкций.
У любой компании есть core-бизнес, её основная цепочка создания ценности, а сопутствующие средства производства она закупает — оборудование, материалы, компетенции. И, конечно, любая компания ищет где бы эти средства достать с минимальными издержками.
Экономическая логика VS Импортозамещение
Возьмем, например, ситуацию с производством оборудования для автомобильных заводов. Допустим, у нас в стране это оборудование не делается, а мы хотим его производить. Но эта ситуация проблемна с двух сторон — и спроса, и предложения.
С точки зрения покупателя, выгоднее приобрести уже готовые импортные аналоги — здесь и сейчас, с понятным качеством, уже в 100 000 раз откатанной партии, с гарантией и технической поддержкой.
Для этого не нужны никакие откаты менеджерам и распилы, на которые привычно пеняют — это простая экономическая логика.
Вот вы главный инженер завода, ваша задача — запустить новую линию сборки. Что вы выберете — запуститься через год, но на импортном оборудовании или через три, но на отечественном (и не понятного качества)? А как вы будете свой выбор обосновывать акционерам?
Не легче выглядит и ситуация со стороны производителя — ведь первое, что делают инвесторы, это оценивают объем рынка. В России всего 16 автомобильных заводов и далеко не все готовы работать с вами, а значит — объем рынка очень мал, чтобы отбить огромные затраты в R&D.
Выход — международные рынки. Но там — конкуренция с компаниями, которые уже десятилетиями специализируются именно на этом оборудовании и у них есть имя на этом рынке. «Дизраптить» этот рынок не очень получится, он довольно консервативный и уже отлаженный. То есть нужно вкатываться прямиком в «красный» океан.
А это значит, что выход на эти рынки еще более тернист. И инвесторы начинают задавать вопросы: «А надо ли оно нам? Может, найдем что-то более понятное и с понятной бизнес-моделью, незанятой нишей? Чтобы хотя бы увидеть траекторию окупаемости инвестиций».
Сложное производство не берется из ниоткуда, по одному только желанию и хотению — к его созданию всегда есть предпосылки, контекст: компетенции, ресурсы, рынок, время и место. Некая уникальная ситуация.
Многие сложные производства работают с самого начала формирования собственных рынков — как какой-нибудь Intel — и за это время проделали огромный эволюционный путь, который нельзя просто взять и скопировать.
Заключение
Резюмирую — совершенно нормально, когда производство вписано в глобальную экономику и распределено между наиболее эффективными её участниками, потому что это позволяет в конечном итоге снижать цены для конечных потребителей (а в некоторых отраслях и просто выпускать продукт в принципе).
Такой сложный производственный цикл, как производство самолета, никогда не станет на 100% замкнутым ни в одной стране — просто потому что на территории страны элементарно не будет всех необходимых для производства полезных ископаемых.
Поэтому, сейчас не совсем понятно, о каком импортозамещении в авиационной отрасли и автопроме идет речь — ведь в какой-то точке эту цепочку все равно придется «разрезать» и разделить производство пусть теперь уже только с «дружественными» странами. Более того, не понятно, что считать критическим уровнем импортозамещения, потому что 95% трактора — это не трактор, а груда металла. А многие поставщики — глобальные монополисты и «продублировать» их не получится.
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам интересны подобные рассуждения, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Стереомаркетинг».
Теория глобально верная и примеры с боингами, айфонами, автомобильными заводами понятны, но причём тут гвозди? А бумага или молоко? Как это вяжется с вашей логикой???
Моя логика в том, что любое производство вписано в глобальную систему распределения труда, знаем мы об этом или нет. Условно, я делаю макароны в Твери и покупаю муку в Астрахани у дистибьютора — но это не значит, что вот ровно на нем все заканчивается и он ни у кого ничего не закупает.
Или по вашему, в производстве молока или бумаги — ровно один технологический шаг? И никакого разделения там нет?
А в производстве молока и бумаги не один шаг, но зачем там разделение? И как вы его экономически и логистически обоснуете?
То есть, по вашему, если я собрался проводить офисную бумагу «Дед Мороз», то начинать нужно с оформления собственной деляны в лесу, закупки лесозаготовительной техники, постройки деревообрабатывающего комбината и химического завода для производства хлорида натрия?
Комментарий недоступен
Это идеальный сценарий! Или ваш же пример производства Магнитом огурцов считаете бредом?
Нет, в их случае он вероятно оправдан — у них 26 000 магазинов и вероятно, в какой-то момент стало ясно, что с их объемом закупа для них производство становится экономически оправданно. Вообще, вертикальная интеграция — это не уникальное явление, вот тут можете почитать, очень интересно: https://timko.medium.com/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9-6763606ac5cd
Я знаю эту теорию и считаю её вполне адекватной в варианте с ритейлом, т.к. транспорт компания всё равно использует свой и для перевозки остальных товаров
А почему тогда ракетоноситель "Союз" или условный "Калибр" или Миг-29 практически полностью из отечественных компонентов?
Потому что это ВПК — он работает по другим законам.
Возможно логика и здравый смысл ещё так работает. Я не могу логически объяснить зачем тащить условное молоко/сыр/колбасу из условной Беларуси, когда это точно возможно и логично произвести локально и это будет экономически обоснованно. Такие понятия как цена тонна/километр вам о чём-нибудь говорит? И это я ещё не учитываю углеродный след и прочие воздействия на дороги/инфраструктуру/транспорт/работников
Ну послушайте, это же совершенно нормально, что у нас на полках есть сыры из разных стран, в том числе и местные. Так и формируется потребительское изобилие)
Я и не говорю, что ненормально, пусть будут, но отсутствие местных ненормально. И гвоздей в том числе! Или пиломатериалов. Может ещё и бензин будем завозить из других стран?
Да все есть: и гвозди, и пиломатериалы, и сыры. Не сгущайте краски.
Не сгущаю, есть, но не в нужных количествах. Посмотрите статистику доли импортных товаров в структуре экономики России)
а кто регламентировал сколько нормально, а сколько нет? Процент присутствия тех или иных товаров определяет рынок. Если я и мой сосед хотим купить импортные гвозди для крыши, вы хотите загнать нас в свои рамки представления о прекрасном?
Я не писал про рамки прекрасного и тем более не предлагал ограничивать импорт, но предложение от местных как минимум быть должно чисто логически. Только сейчас сетевой ритейл начал допускать на полки мелких локальных производителей, в том числе фермеров на локальные полки. В Самаре из самарской области, в Питере из ленинградской и т.д. Этот процесс только сейчас запущен, когда петух уже всю жопу расклевал)))
У меня магазин. Почему я ДОЛЖЕН кого-то допускать или не допускать из-за ваших убеждений. Я выставляю в магазине тот товар, который по моему мнению принесет мне больше прибыли.
Ну у меня в супермаркете 10 видов молока: 2 местных производства, есть кубанские, есть астраханские, есть молоко из Беларуссии. Каждый покупает то, что ему больше подходит по составу и цене
Производство семян, станков, микрочипов для безопасности страны не менее критичны чем производство вооружения. Нет своего вышеперчисленного - значит нужно быть готовым к тому сто на международном рынке тебе будет уготована участь сырьевого придатка в лучшем случае. Только не нужно говорить что это хорошо.
А почему Индия или Сирия закупает российское вооружение?
потому что вернуть нельхя