{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

История о том, как из финансового блогера я превратился в арестанта

Меня зовут Роман, в интернете более известен как блогер Shtirlitz, я автор сайта «Блог банкира», Финфорумс.ру и телеграм-канала «Дайджест».

Сейчас я в СИЗО.

Update: на конец апреля 2024 все фигуранты дела на свободе, следствие продлено до конца года.

Я рассказываю читателям о хитростях и особенностях банковского обслуживания, как пользоваться продуктами выгоднее, как не попасться на заботливо расставленные ловушки, а в идеале выжать из банка максимум пользы.

В некотором смысле нынешняя заметка это тоже предупреждение о том, как оно может приключиться, и чего, конечно же, лучше избегать.

Пользуясь случаем, передаю привет хоббистам — людям, умеющим грамотно и без криминала выжимать максимум из банковских продуктов.

Собственно суть в одном абзаце. В конце июля 2022 года моя жизнь круто изменилась: меня арестовали и этапировали из Красноярска в СИЗО-3 г. Новочеркасска Ростовской области с обвинениями в мошенничестве (ст. 159 ч. 4) и участии в преступном сообществе (ст. 210 ч. 2). Мошенничество, по версии следствия, заключается в получении вознаграждения по банковским картам в виде кэшбэка бонусами. «Преступное сообщество» — это несколько человек, некоторые незнакомы вовсе, некоторые общались только по сети на тематических интернет-ресурсах и в телеграм-чатах.

Начиналось всё с задержания двух человек: YouTube. Спустя год добавился ещё десяток фигурантов: Российская Газета.

В настоящее время в СИЗО помимо меня содержатся ещё 4 человека: из Улан-Удэ, Казани, Москвы и Ростова-на-Дону. Остальные находятся под подпиской о невыезде. Следственные действия продолжаются уже больше 17 месяцев.

Что такое этот «кэшбэк»

Дословно Cash Back (наличные обратно) — это возврат некоторой части денег, потраченных на покупку. Вознаграждение от банка за то, что клиент при оплате воспользовался его картой. Обычно это 1-2% от суммы трат. Кэшбэк является инструментом, повышающим лояльность клиентов.

Зачем банку нужна лояльность клиентов? Почему он вообще хочет, чтобы пользовались именно его услугами?

Интерес банка в том, что под покупки на счёт карты заранее положены деньги, чаще всего с запасом, чтобы в магазине не возникла неприятная ситуация «оплата не прошла: недостаточно средств». Пока клиент этими деньгами не пользуется, банк их может краткосрочно использовать по своему усмотрению. Выдать кому-то в краткосрочный кредит (овердрафт), направить для покупки каких-то финансовых инструментов, например, акций на бирже. И заработать на этом. Карта может быть кредитной, тогда банк заработает на том, что дал клиенту возможность расплатиться заемными средствами и получил за это проценты согласно договору. Особо внимательный читатель скажет: «беспроцентный период по карте». Да, есть грейс-период; и, если клиент вернет полностью потраченные деньги до его истечения, то не уплатит проценты банку. Таких клиентов, кто полностью и в срок расплачивается по кредиткам, около 10%. Остальные приносят банкам процентный доход. Полагаете, всё равно этого недостаточно? Банк может заработать и больше. Зарекомендовав себя как надежный партнер, банк может заработать на кросс-продажах. Предложив клиенту свои (авто- или ипотечный кредит) или партнерские услуги (инвестиции в дружественной инвестиционной компании, накопительное страхование жизни у страховой компании, входящей в общую группу, и прочее).

Но на самих покупках по картам банк зарабатывает?

Да. Платёжными системами предусмотрен механизм оплаты так называемой «комиссии взаимообмена», на иностранном языке interchange fee. Банк, выпустивший карту, которая использовалась для оплаты товара или услуги (банк-эмитент), получает интерчейндж от банка, который обеспечивает приём банковских карт в торговой точке (банк-эквайрер). Сам эквайрер берёт комиссию с торговой точки по договору эквайринга. А торговая точка закладывает свои расходы в стоимость товара или услуги, то есть, в конечном счёте эту комиссию оплачивает покупатель. Все покупатели, независимо от того, платят они картой или наличными (ст. 16.1 п. 4 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что цена товара или услуги должна бытьодинакова для всех покупателей независимо от формы оплаты). То есть — следите за руками — стоимость обслуживания карточных платежей раскидана на всех, включая и тех, кто оплачивает наличными.

Для банка-эмитента величина интерчейнджа зависит от многих факторов. Это и категория карты (чем статуснее карта, тем выше вознаграждение), и способ её использования (по магнитной полосе, по чипу, бесконтактно, через мобильное устройство, в интернете вводом реквизитов, в интернете с использованием pay-сервисов), и использованные средства подтверждения (подпись, ПИН-код, авторизация на устройстве по отпечатку пальца, подтверждение в интернете вводом разового СМС-кода), и от категории торговой точки. Для простоты будем считать, что типичный интерчейндж составляет около 1.5-2% от суммы покупки.

Как банк стимулирует клиентов совершать покупки?

Чаще всего банки делятся с клиентом частью прибыли, полученной в виде интерчейнджа. Это и есть кэшбэк.Наиболее типичный кэшбэк в банках составляет 1%. Как вы видите, в такой модели всё получается на первый взгляд выгодно как клиенту, так и банку. Случается, что банки предлагают кэшбэк повышенный. Например, «Только до конца месяца за первую покупку в сети зоомагазинов «Тетёрочка» получите обратно 30% от суммы чека». Этот кэшбэк оплачивают партнеры банка за привлечение новых клиентов (вы же обратили внимание, что покупка должна быть первой?).

Банк получит от магазина 45%, из которых 30% отдаст клиенту в виде вознаграждения. Цены в магазине при этом внезапно окажутся на 50% выше, чем у конкурентов. Или они недавно открылись и на раскрутку заложили рекламный бюджет.

Случается, что банки предлагают и от себя повышенный кэшбэк в 3 или 5%. Как правило, это не самые популярные категории трат, а сами предложения ограничены суммой выплаты (например, не больше 1000 рублей в месяц), сроком действия (повышенный кэшбэк применяется только в течение месяца) или обусловлены какими-либо дополнительными условиями (например, покупки в повышенных категориях не должны составлять более 20% от общей структуры трат). Нередко случается, что повышенный кэшбэк полагается клиентам с премиальным обслуживанием, а это означает, что такой клиент занес в банк (или дружественную управляющую компанию) весьма внушительную сумму, речь идет о нескольких миллионах рублей.

Является ли кэшбэк налогооблагаемым доходом?

Нет. В самом начале, как только российские банки стали предлагать карты с кэшбэком, вопрос этот не был урегулирован. И банки, выступая налоговыми агентами, НДФЛ с кэшбэка исчисляли и уплачивали в бюджет. Некоторые удерживали налог из суммы вознаграждения (уменьшая его). Другие же начисляли формально больше, так, чтобы после очистки от обязательств перед государством клиент получал обговоренный процент. Спустя некоторое время Минфин выпустил письмо, поясняющее природу кэшбэка и налоговые последствия. Если мы обратимся к письму Минфина России от 19.04.2012 N 03-04-08/0-78, то там уже однозначно указано, что кэшбэк или иные формы вознаграждений по банковским продуктам обуславливаются определенными действиями (оплатой товаров или услуг) и не являются безвозмездно полученными; этофактически часть средств, потраченных клиентом на товар или услугу, поэтому налогооблагаемой базы здесь не возникает. В дальнейшем Минфин выпускал еще несколько разъясняющих писем; окончательно точка в данном вопросе была поставлена в 2017 году с появлением в Налоговом Кодексе п. 68 ст. 217, где выплаты по банковским программам лояльности прямо отнесены к доходам, не подлежащим налогообложению.

На чем банки обманывают с кэшбэком?

Уловок и хитростей существует великое множество. Типичные из них:

  • невыгодное для клиента округление, всегда в меньшую сторону. Кэшбэк за покупку в 199 рублей по ставке 1% выплатится только за полные 100 рублей, клиенту с этой операции полагается только 1 рубль. Да, а за покупку в 50 рублей вы не получите вообще ни-че-го.
  • установление минимальной суммы. Это может быть минимальная сумма покупки (например, операции меньше 300 рублей банк не вознаграждает). Это может быть минимальная сумма кэшбэка, накопленного за месяц (если вы накопили меньше 150 рублей кэшбэка, он не выплачивается).
  • порционная структура расходования. Копятся баллы, и их можно использовать только определенными порциями. Например, по 3000 рублей. Если покупка, которую вы хотите накопленными бонусными баллами компенсировать, составляет 4000 рублей, с клиента будет списано 2 раза по 3000 баллов, то есть 6000.
  • минимальный порог компенсации. Банк разрешает компенсировать покупки, сумма которых не меньше определенного значения, например, 1500 рублей. Пока клиент не накопит искомую сумму баллов (и при этом у него будет покупка на подходящую сумму), у банка нет необходимости думать о том, что за накопленные «фантики» клиенту необходимо выплатить реальные деньги на счёт. А интерчейндж банк уже получил, и это вполне реальные деньги у него в пользовании.
  • плавающий курс бонусных баллов. Пока клиент копит на свою мечту (например, мили на авиабилет), стоимость этих миль может измениться. Далеко не во всех бонусных программах банков идёт однозначная привязка учетной единицы вознаграждения к какой-то инвариантной величине.
  • завышенная стоимость вознаграждений. Нередко банк позволяет тратить накопленные вознаграждения (мили, баллы программы лояльности) только через собственную витрину вознаграждений. А там может быть ассортимент, который клиенту вообще не интересен (сумка-шоппер с вызывающей надписью, кубик Рубика с гранями одинакового цвета, обложка для паспорта цвета фуксии с логотипом банка, которая вам и задаром не нужна), или цены на вознаграждения будут завышены (допустим, авиабилеты с наценкой 10-15% к стоимости авиакомпании; и это при том, что банк за продажу билетов, скорее всего, ещё сверх этой наценки получит и от авиакомпании или билетного агрегатора агентское вознаграждение).
  • ограниченное время жизни бонусов (пока вы копите баллы или мили, наступает 180 или 365 дней с момента накопления, и самые старые из неиспользованных баллов сгорают; просим отнестись с пониманием, таковы условия).
  • отстранение клиентов от бонусной программы (за реальные или надуманные нарушения программы лояльности; поскольку баллы или мили не имеют прямого денежного эквивалента тут клиент в заранее проигрышной ситуации, даже если попытается отстаивать свои права через суд).
  • список исключений (те операции, за которые банк не будет начислять вознаграждение; базовый список достаточно универсален, вознаграждение не полагается за операции очевидно не являющиеся покупками: снятие наличных, переводы с карты на карту, перечисления в другие кредитные организации для погашения кредита или пополнения счета. Здесь же большинство банков напоминают, что за покупки, по которыми потом был осуществлен возврат, кэшбэк тоже не полагается. Многие банки подходят к списку исключений творчески и вносят туда другое, что по их мнению позволит обезопаситься от «злоупотреблений» программой лояльности. Например, оплату ставок в казино и лотерейных билетов, оплату налогов, пополнение баланса сотового телефона или электронных кошельков, покупки в магазинах для оптовых покупателей и юридических лиц).

Как получать кэшбэка больше, чем обычно полагается за покупки?

В последнем из пунктов банковских хитростей уже содержится инструкция. Нужно совершить операцию, которую банк не хотел бы бонусировать. И чтобы при этом деньги вернулись обратно. Но чтобы для банка она выглядела «хорошей» покупкой. Например, у клиента есть возможность перевести деньги с баланса сотового телефона на карту, и обойдётся ему это в комиссию 3%. Но пополнение сотового не бонусируется. А если и бонусируется, то кэшбэк всего 1%. Но! Внезапно оказывается, что на кассе автозаправки можно пополнить баланс телефона с карты. И операция с точки зрения банка пройдет как покупка на АЗС. Если карта имеет повышенный кэшбэк на заправках, допустим 5%, берем калькулятор, и обнаруживаем, что совершив такую оплату, а потом затратив 3% на комиссию, клиент получит кэшбэк 5%. Разница, как любезно подсказывает калькулятор, составляет 2%. И как тут не вспомнить анекдот «вот на эти 2% я и живу!».

Это сложно, неужели нельзя проще?

Можно. Давайте вспомним афоризм кота Матроскина: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное». Есть ритуал посвящения в хобби накрутки кэшбэков. Тому, кто только начинает этим интересоваться, как самое секретное знание сообщают о существовании забойнейшей «Ашан-темы». Это такой локальный мем. Методика рекламируется как чуть ли не самая мощная для накрутки бонусов. Но на самом деле суть ее лишь в том, что пользователь предлагает случайным людям, оплачивающим на кассах товар наличными, оплатить за них с собственной карты, а наличные забрать себе. В результате покупатель получил точно то же, что и планировал изначально. Отдал наличные, забрал товар. Пользователь Ашан-темы осуществил оплату по карте, получил или получит за это кэшбэк или какие-либо бонусы, а если карта кредитная, то, вдобавок к тому, он превратил заёмные деньги банка во временно свои. Которые можно, например, разместить на подходящий накопительный счет (и получить проценты на остаток), пока не наступит пора расплатиться с банком и закрыть льготный период без процентов.

Опять сложно. Как будто нет методики чтобы совсем-совсем просто?

Есть. Купить и потом вернуть покупку. Как выше уже было сказано, обычно банки не учитывают операции, по которым потом были возвраты, как бонусируемые. Но не всегда и не при любых обстоятельствах.

Так все описанное незаконно?

Отчего же. Совершать покупки по картам законно (если вы не покупаете чего-то запрещенного). Получать за это вознаграждение — это возможность, прямо предусмотренная условиями программ лояльности. Помогать кому-либо совершать покупки — это тоже никем не запрещено. Вернуть товар или отказаться от услуги — это права потребителя, предусмотренные ст. 25, 26.1 и 32 Закона о защите прав потребителей.

И ты практиковал возвраты?

Да. Полагая тогда, как и сейчас, что это регулируется Гражданским кодексом, офертами и условиями банков. Для меня то, что кто-то пытается это классифицировать по Уголовному кодексу — дикость.

Обвинения тебе и другим фигурантам предъявлены?

Да, перед арестом. По факту — следствие ведётся уже более 17 месяцев и никак не может дойти до суда, всё это время главный фигурант по делу находится в СИЗО г. Ростова-на-Дону.

За этот период следственная группа провела огромное количество допросов, обысков, запросов и выездов для бесед в самые разные уголки страны; изъяты документы, банковские карты, сим-карты, техника (у меня лично забрали имеющуюся наличность, компьютер и дважды телефон); до сих пор проводятся экспертизы. Пока следователи в окончательном виде не могут сформулировать ни точную суть претензий, ни размер ущерба, ни очертить круг пострадавших. Поскольку срок пребывания в СИЗО ограничен, следствие сочло рациональным выдвинуть в добавок к изначальной статье 159 УК (мошенничество) дополнительно еще статью 210 УК (участие в преступном сообществе). Эту тяжелую статью вменили перед тем, как стал истекать год по делу, так как продление следствия свыше года возможно только через следственный департамент МВД, а там за продление свыше года «по головке не погладят», а с 210 УК РФ ничего не будет. Выглядит солидно. Является оправданием длительных следственных действий: видите, вскрываются новые подробности.

Зачем вообще ты это написал?

Я рассказываю читателям про банковские услуги и сервисы. Иногда доводится быть первым или одним из первых, кто испытал что-то новое. Считаю, что читателям будет если и не полезно узнать на практике (да минует вас такая участь), то хотя бы прочитать про то, как оно иногда может быть. Нынешний рассказ идет немного вразрез с тем, что я рассказывал своим читателям раньше. Да и вообще выглядит даже как антиреклама банковских продуктов. Не получайте кэшбэк — вас за это могут посадить. Однако умолчать о такой стороне банковских сервисов тоже было бы неправильно.

Ты это публикуешь прямо из-за решетки?

И да, и нет. Текст передан моей жене и адвокату. Поэтому имейте в виду такую особенность: я не смогу увидеть ваши комментарии к статье. Некоторые из них, наиболее значимые и интересные, мне сообщат. Но, возможно, не слишком быстро. На всякий случай ещё контакт для связи заинтересованным лицам: [email protected], вдруг кому-то будет нужно.

Продолжение истории нам ждать?

Я сам жду и надеюсь на благополучное завершение всей этой истории. Если же вы про появление следующих статей, то тут все зависит от читателей. Не исключаю, что напишу продолжение: ответы на частые вопросы, рассказ о том, как проходили аресты и обыски по России, как всех этапировали в Ростовскую область, и каково это — иметь 20 соседей по камере на 10-14 «шконок» без подушек и постельного белья.

P.S. На момент публикации следователи (а их по делу 6 человек) обещают, что до конца января будет завершена финансовая экспертиза, в феврале — сформулирован чёткий список банков, что получили ущерб, и определена сумма этого ущерба.

0
926 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Лазарев

С вами все ок? Тут же явное мошенничество, а вы что то про дикость и тяжелую жизнь в России пишите))))

Ответить
Развернуть ветку
Промокоды скидки

какое? после какого похода в магазин надо идти сдаваться в полицию?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лазарев

Блять, вы новость читали на которую ссылка в статье? 70 тысяч билетов покупали на карту и сдавали за наличку, получая кэшбек

Ответить
Развернуть ветку
Промокоды скидки

в новости написано: По имеющейся информации, фигуранты успели приобрести и вернуть около 70 тысяч железнодорожных билетов.
сколько там этих фигурантов? сколько конкретно этот человек приобрел и получил? почему им вменяют группу лиц?
в этом и прикол, после какого раза надо вменять злоупотребление и мошенничество, где это написано. Вот 100 раз я куплю и сдам билет – уже мошенничество?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Zykov

Не знаю, как там по законам, но с точки зрения житейской морали покупка и сдача даже одного билета с изначальным умыслом на этом заработать, уже звучит как схема обмана. В народе говорят «наебать систему», что на юридический язык переводится как «мошенничество». А с точки зрения правоохранительных органов, вероятно, подобные товарищи становятся интересными, начиная с какой-то суммы. Но это лишь мои дилетантские домыслы.

Ответить
Развернуть ветку
Ph. C.

В суде нет такого понятия — "житейская мораль". Есть закон. Если он хуёво написан, это проблема закона, а не людей.

Ответить
Развернуть ветку
eugene gusev

Было ли у человека действительное намерение использовать купленные товары или услуги? Если это случилось в первый раз - ну ок, можно подумать что было. Если это было действительно много раз и он за это времени он ни разу не воспользовался купленным товаром/услугой, то в гражданском законодательстве это злоупотребление правом. Возможно есть состав и для мошенничества

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Уточните, пожалуйста, на каких правовых основания в данном случае у человека должно быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ намерение ИСПОЛЬЗОВАТЬ купленные товары или услуги?

То есть, если клиент покупает товар или услуги не в целях непосредственного использования, а к примеру, в целях дарения, сбережения, оценки и т.п., или вообще покупает для других людей - родственников, друзей, знакомых (и очевидно не следит, что они потом с товарами делают), то все, клиент уже не имеет права на кэшбэк и является мошенником?

Где граница между эффективным использованием программы лояльности, злоупотреблением и мошенничеством?

Ответить
Развернуть ветку
eugene gusev

Систематическая покупка товаров/услуг с последующим возвратом продавцу без факта фактического использования приобретенных товаров/услуг и получение материальной выгоды от факта покупки и действия по сокрытию факта возврата выражающееся в перечислении возврата на другую карту, что делало невозможным аннулировать данные выгоды - все это пахнет ОЧЕНЬ дурно.
Если хотим жить в нормальной стране, надо прекращать себя так вести.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель
Систематическая покупка товаров/услуг с последующим возвратом продавцу без факта фактического использования приобретенных товаров/услуг и получение материальной выгоды от факта покупки и действия по сокрытию факта возврата выражающееся в перечислении возврата на другую карту, что делало невозможным аннулировать данные выгоды - все это пахнет ОЧЕНЬ дурно.

В целом я с вами согласен, что запах сомнительный. Но, повторюсь, это не повод сажать людей в СИЗО на 1,5 года.

При этом банки, РЕАЛЬНО заботящиеся о своих интересах в рамках программ лояльности (например, Альфа) уже давно все это предусмотрели в своих программах лояльности.

А те банки, которые отнеслись халатно к своим программам лояльности и не предусмотрели важных ограничений, будут и дальше нести предпринимательские риски и убытки. Что тоже в какой-то степени справедливо в рамках конкуренции и должно приводить к совершенствованию банками условий программ лояльности.

В общем, истина, баланс и справедливость как обычно где-то посередине: банки не должны откровенно наживаться на клиентах, а клиенты - на банках. И в случае нарушений все должны отвечать перед законом ОДИНАКОВО и В РАМКАХ ЗАКОНА (а не беспредела).

Если хотим жить в нормальной стране, надо прекращать себя так вести.

В целом я согласен. Но, чтобы жить в нормальной стране, нужно прекращать "так" себя вести ВСЕМ участникам рыночных и гражданских правоотношений.

А не так, что "нехороших" клиентов мы показательно сажаем, а банки, маркетплейсы, продавцы продолжают массово и ежедневно вводить потребителей в заблуждение и нарушать их права целым комплексом различных ухищрений и уловок, нанося ущерб потребителям в сотни раз больший по сравнению с недобросовестными клиентами. При этом все это происходит публично, об этом все знают, но бизнес никто не привлекает к ответственности, и ничего не меняется к лучшему.

Ответить
Развернуть ветку
eugene gusev

По вашей логике производители охотничьих ружей в договоре на куплю-продажу должны указать, что из этого оружия нельзя стрелять в людей, нельзя с ним приходить в банк, магазин, кассу и требовать деньги и т.п., а иначе ответственность должна лежать на продавцах ружей.
Вам самому не смешно?

Я согласен, что все должны себя вести нормально. Но если отдельно взятый банк/страховая (или даже все) ведет себя не очень хорошо, это не дает кому-то право начинать себя вести как мудак. Потому что с таким подходом ничего хорошего не получится. Хотя наши власти любят потыкать на абстрактный запад и заявить "а у них там негров линчуют". Если подумать, то это тоже обоснование так себе

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Мне совсем не смешно, потому что в данном случае речь идет о судьбах людей, по которым, судя по всему, кто-то также углядел некую "аналогию" с покупкой ружья или еще с чем-то. О судьбах людей, которых уже 17 месяцев держат под стражей и до сих пор не могут вручить обвинительное заключение,

Ваше пример некорректен тем, что в рамках нашей системы права разрешено все, что не запрещено законом. И вы ведете речь о дальнейшем ПРИМЕНЕНИИ полученного по договору, в то время как я веду речь о порядке НАЧИСЛЕНИЯ и ПЕРЕДАЧИ получаемого по договору.

Вы приравниваете ИЗБЫТОЧНОЕ прописывание в договоре на ружье требований к его использованию, УЖЕ установленных ЗАКОНОМ, к прописыванию правил начисления кэшбэка, которые НЕ УСТАНОВЛЕНЫ законом, и устанавливаются исключительно БАНКОМ ПО ЕГО УСМОТРЕНИЮ в программе лояльности.

Логичной аналогией в вашем примере было бы прописывание в правила программ лояльности ЗАПРЕТА на использование кэшбэка на покупку ЗАПРЕЩЕННЫХ товаров и услуг и в других НЕЗАКОННЫХ целях. По своему смыслу это такой же избыточный и ненужный запрет, на что вы сами и указываете.

А УСЛОВИЯ НАЧИСЛЕНИЯ кэшбэка - это условия, регулирующие именно ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ самой программы лояльности, ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ кэшбэка от банка клиенту, а не порядок дальнейшего ПРИМЕНЕНИЯ полученного в рамках договора (потому что в своем примере вы пишете именно о ПРИМЕНИИ ружья).

Ответить
Развернуть ветку
eugene gusev

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
ГК РФ Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

ГК РФ Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав
1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Получить кешбек и ничто не предоставить взамен - это же причинение вреда, правда?
Понимал ли автор, что он "нахлобучивает" банк или продавца? Судя по статье - очень даже.
Были ли его поступок (поступки) случайными или они были осознаными и спланированными (умышленными) - очевидно что второе.

Поэтому давайте признаем, автор далеко не агнец божий.
Возможно я соглашусь, что возможно его надо было штрафануть в N кратном размере.
Но во-первых, мы не знаем всех деталей, а автор кажется что-то скрывает, потому что кто-то сидит дома по подписке, а для автора запросили заключение. А во-вторых, пока не видно, чтобы автор осознал всю порочность своих поступков

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Бирюков

Женя, ты?

Ответить
Развернуть ветку
923 комментария
Раскрывать всегда