Как лгать при помощи статистики — на примере Lyft

Lyft опубликовала поправку к своему проспекту IPO, которое состоится уже на этой неделе. Компания намерена продать 10% акций при верхнем ценовом диапазоне в $68 за бумагу. То есть Lyft хочет привлечь пару миллиардов, как однажды я и насчитал. А теперь несколько подробнее о свежих показателях из этой поправки.

1. Улучшается инфраструктура

Как лгать при помощи статистики — на примере Lyft

Процент выручки от валового дохода со всех поездок неуклонно растёт. В предыдущей статье я уже писал про феноменальную способность Lyft забирать у водителей больше 25% от суммы заказа (больше их регламентированной комиссии) и утверждал, что лимит уже где-то рядом.

Однако надо признать, что я был неправ по поводу лимита, ибо не учёл тогда факт завершения поглощения Motivate в начале июля 2018 года. Для справки: Motivate принадлежали бренды CitiBike в Нью-Йорке, Capital Bikeshare в Вашингтоне и Ford GoBike в Сан-Франциско.

А деньгами за прокат велосипеда ни с кем делиться не нужно. Вся вырученная сумма идёт в gross booking и в revenue. Хотя Lyft своих водителей всё же ужимает — второй финансовый квартал закончился в июне и уже тогда процент выручки от всех заказов превышал комиссию на 1,2%.

Возвращаюсь в графику. Объём денег со всех заказов Lyft увеличивается каждый год почти в два раза, что более важно — увеличивается доля выручки от этих заказов. Привлекательность компании на бирже очевидна, если не показывать соотношение расходов от всё тех же заказов.

Revenue as a % of Bookings: 18,0% (2016), 23,1% (2017), 26,8% (2018).

Total Costs as a % of Booking: 54,3% (2016), 38,5% (2017), 38,9% (2018).

2. Сокращаются издержки

Как лгать при помощи статистики — на примере Lyft

Расходы значительно превышают все доходы, но маржинальность растёт. Чтобы объяснить это явление, нужно немного разобраться в терминах финансового учёта.

Как лгать при помощи статистики — на примере Lyft

Обратите внимание, что значение contribution отличается от разницы между revenue и cost of revenue. Чем тогда является этот contribution margin, который не входит в GAAP?

Contribution = net sales - variable product costs - variable SG&A expenses.

  • Net sales, или чистый объём продаж, — сумма с продаж за вычетом возвратов, вознаграждений и скидок.
  • Variable costs, или переменные издержки, — себестоимость единицы товара. А переменными эти издержки называются потому, что они растут в зависимости от количества произведённого товара. В случае Lyft или Uber — это затраты на сервера, трафик, сотрудников и прочие расходы.
  • Variable SG&A, или переменные издержки на маркетинг и администрирование, — себестоимость оперативных расходов на единицу товара. В случае Lyft или Uber — это как минимум затраты на привлечение водителя.

Таким образом, contribution отражает разницу между чистым объёмом продаж и прямыми переменными расходами на производство с непрямыми переменными расходами на реализацию (комиссия продажнику). А contribution margin я бы назвал нетто маржинальностью производства.

Но смотрите, тут какое дело. Investopedia пишет, что variable costs включает в себя расходы на сырьё и упаковку. Всё остальное, что не зависит об объёма продаж, является fixed costs — например, зарплаты сотрудникам, которые для Lyft должны быть в переменных издержках.

Кажется, что здесь есть огромный простор для бухгалтерских манипуляций. Одно дело, когда себестоимость производства обусловлена расходами на сырьё и упаковку. Другое — когда под сырьём подразумеваются программисты и дизайнеры. Они ведь могут уйти на другую работу, а поиск новых сотрудников — очень дорогое дело.

Похожее происходит и с водителями. Более того, мы знаем, что churn rate по таксистам требует ежемесячного найма сотен тысяч новых людей. Неужели Lyft отслеживает все эти факторы в динамике и получает contribution margin в 45% при расходах, значительно превышающих выручку?

Мне захотелось посмотреть на себестоимость производства с продажами и сравнивать их с глобальными расходами. Вычтем contribution из revenue.

Себестоимость: $261 298 (2016), $658 981 (2017), $1 235 816 (2018).

Расходы: $1 035 901 (2016), $1 768 153 (2017), $3 134 327 (2018).

Разница колоссальна. И ведь в теории эта разница должна быть направлена на рост, разве что с вычетом фиксированных издержек от general and administrative. А у полученного результата должна быть маржинальность около 20% в 2016 году, 40% — в 2017 и 45% в 2018 году.

Я не буду дублировать расчёты, ибо это очень грубая аналитика, но после своих вычислений я был убеждён, что Lyft химичит. А в поисках подтверждения моих догадок нашлось простое доказательство на CB Insight — график самых прибыльных городов по contribution margin за 2015 год у Uber. И это уже похоже на правду.

Как лгать при помощи статистики — на примере Lyft

Повышение маржинальности обычно говорит о сокращении каких-либо издержек, но о чём свидетельствует повышение маржинальности Lyft, я для себя так и не смог определить.

3. Экспоненциальный рост

Как лгать при помощи статистики — на примере Lyft

Ошеломляющий рост вглубь наводит на мысль о том, что все «разоблачения» о чрезмерных убытках компании — враки квази-экспертов. Ведь одна и та же когорта пользователей за три года стала почти в три раза чаще пользоваться услугами сервиса. После нескольких лет с таким negative churn любая компания станет сказочно прибыльной!

Но Lyft же работает не по подписке, да и на графике отражён не MRR. К чему это я? Представьте, что некий Илья Пестов первый раз воспользовался сервисом 31 декабря 2015 года, а в 2016 году уже совершил с ним 21 поездку. В таком случае его YoY-вовлечённость составила бы 2000%.

По этой причине мне захотелось посмотреть на рост количества поездок по когорте от следующего года. Итак, люди, оплатившие первый заказ в 2015 году, совершили 48,3 млн поездок в 2016-м. Значит, рост их вовлечённости к 2018 году равен 38% (+23% за 2016, +15% за 2017 год).

Безусловно, увеличить частоту покупок за пару лет на 38% — это очень круто, и многие мечтают о таких показателях. Но потенциал роста при +38% за два года выглядит уже не так впечатляюще, как при +166% за три. А теперь посмотрите на людей, которые первый раз воспользовались Lyft в 2016 году. YoY rides по ним равен 63% в 2017 и всего 2% в 2018 году. Темпы роста резко сокращаются, и они разные в зависимости от когорты. Хотя последние результаты по base year по-прежнему велики.

Однако я заметил, что YoY-рост поездок по разным когортам за первый год тоже падает — 92%, 63%, 44%. Закономерность сразу показалось мне знакомой: “This allowed us to reduce sales and marketing costs as a percentage of revenue from 127% to 54% to 37%”. Коррелировать может всякое, но мы можем сравнивать количество поездок на одного пользователя по кварталам и увидим совершенно другой рост: 2016 Q4 — 7,96; 2017 Q4 — 9,23; 2018 Q4 — 9,59.

Как лгать при помощи статистики — на примере Lyft

Следовательно, рост вовлечённости по когортам в большей степени обусловлен баблом на реактивацию по воронке, а не органическим удержанием, как это могло показаться в начале. Теперь скажите, а что есть удивительного в увеличении частоты покупок почти в два раза при повышении расходов на маркетинг до 127% от своей выручки? Какой бы прибыльный интернет-магазин так не смог?

Кажется, Lyft уже не выглядит такой привлекательной, но посмотрите на графики, впечатляет, не так ли? Всё это хороший пример того, как можно лгать с помощью статистики.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

4747
46 комментариев

Них.. я не понятно, но оочень интересно

28
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Служба информационной безопасности компании Lyft уже выехала за вами.
Ждите.

5
Ответить

Оплата наличными или картой?

5
Ответить

Вообще рост почти всегда покупается привлечением инвестиций или кредитами. В этом нет ничего каверзного. Данная статья про то, как можно маневрировать данными для передачи нужного информационного посыла.

5
Ответить

Напишите, пожалуйста, такую же (а ещё лучше – лучше) разоблачающую статью про Яндекс. Такси.

3
Ответить

А в предыдущей статье «Что ждёт Lyft после IPO» я уделил много внимания Яндекс.Такси и он не вызывает никаких подозрений.

2
Ответить