{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как перевести зарплату отдела маркетинга на процент с продаж, и почему это выгодно для всех

Зарплатная схема «Оклад + процент с продаж» привычна для продажников, а вот внедрить ее в отдел маркетинга кажется не столь очевидным решением. Показываю 4 шага, которые помогут это сделать.

Делюсь схемой мотивации, которую используем, когда строим отделы интернет-маркетинга для клиентов.

Бизнес считает, что инвестиции в маркетинг должны окупаться:

скриншот из комментариев на VC

Эффективность маркетолога логично оценивать по прибыли, на которую он повлиял. Мы взяли этот принцип за основу и применяем на практике.

Пример внедрения KPI маркетологу

Одному из наших клиентов, крупному интернет-магазину Vsemayki, мы предложили такую схему мотивации его интернет-маркетолога.

Раньше у специалиста была классическая мотивация: фиксированная оплата + бонусы, которые часто менялись. Это приводило к тому, что иногда прибыль с канала увеличивалась, при этом зарплата маркетолога падала. То есть цели компании и мотивация не работали в связке.

С февраля ввели зарплатную схему по формуле. Специалист понял, что все в его руках и начал активно работать над увеличением прибыли с рекламы. В итоге прибыль выросла больше, чем в два раза (с 1,4 до 3 млн. руб.), как и зарплата специалиста (с 64 до 110 т. р.).

Схема оказалась взаимовыгодной, и такую мотивацию в компании закрепили на постоянной основе.

Ниже график, который показывает, как изменились показатели.

Плюсы такой схемы:

  • Маркетолог мотивирован работать на результат;
  • Маркетолог может сам влиять на повышение своей зарплаты;
  • Зарплата маркетолога растет соизмеримо прибыли компании.

Кому подойдет система мотивации от продаж

Формат зарплаты маркетолога «Оклад + процент с продаж» подойдет только компаниям, в которых отлажены все бизнес-процессы, внедрена и корректно работает сквозная аналитика и известна конверсия в продажи.

Если нет сквозной аналитики, процессы еще не отлажены или конверсия в отделе продаж непредсказуема, то такой формат не подойдет. Можно завязать мотивацию маркетолога на других показателях, например на количестве и стоимости заявок.

Также мотивация на продажи не подойдет, если в компании длинный цикл сделки. В этом случае нужно привязывать мотивацию к метрикам канала. Например, для медийной рекламы можно привязать мотивацию к ассоциированным конверсиям.

Как обсуждать с маркетологом перевод на процент с продаж

Новую мотивацию сотрудники встречают иногда без энтузиазма. Чтобы минимизировать сопротивление, используем правило трех «П» – прозрачность, плавность и планирование:

  • Прозрачность. Покажите сотруднику, как будет считаться процент, как будет меняться его динамика. Акцентируйте внимание на том, что конверсия в продажи известна, и его мотивация считается уже с учетом этой конверсии, а если что-то будет меняться, то вы пересмотрите систему мотивации.
  • Плавность. Чтобы избежать сильного сопротивления необходим плавный переход. Заложите два месяца на адаптацию, чтобы маркетолог привык и успел перестроить схему работы для получения результата.
  • Планирование. Проводите с маркетологом стратегические сессии раз в квартал, чтобы на основе анализа прошлого периода ставить новые финансовые цели и строить план по каждому каналу привлечения. Это поможет специалисту заранее рассчитать примерную зарплату и стремиться к выполнению плана.

Как перевести маркетолога на процент с продаж за 4 шага

Теперь рассмотрим пошагово, как рассчитать и внедрить новую зарплатную схему «Оклад + процент от продаж».

Шаг 1: Изучите рынок труда

Компания должна оставаться конкурентоспособной на рынке труда, поэтому важно, чтобы итоговая зарплата по новой схеме была в рынке. Изучите зарплаты маркетологов нужного уровня и ориентируйтесь на среднее значение.

Шаг 2: Расширьте сферу влияния маркетолога до отдела продаж

Если маркетолог будет получать процент с продаж, он должен быть способен на них влиять и после лидогенерации. Дайте ему больше полномочий во взаимодействии с отделом продаж – позвольте сверять качество лидов, уточнять причины отказов и сорванных сделок.

Шаг 3: Рассчитайте зарплатную схему по формуле:

Заработная плата = Фиксированная зарплата + Процент от маржинальной прибыли с канала

Маржинальная прибыль – это выручка за вычетом всех расходов.

Как определить процент:

  • Рассчитайте среднюю прибыль с канала по данным сквозной аналитики.
  • Рассчитайте процент переменной части. Для этого из текущей зарплаты маркетолога вычтите окладную часть и разделите на прибыль с канала.
  • Сравните среднюю зарплату на рынке и текущую зарплату специалиста. Если она получилась ниже среднерыночной, то увеличьте процент.

Если в бизнесе есть сезонность, то в эту формулу надо добавить сезонные коэффициенты.

Вы можете выбрать с чего платить процент – с прибыли с канала или с прибыли выше минимального значения. Рассмотрим на примере.

Процент от прибыли с канала:

  • Компания заработала: 20 млн руб.
  • Зарплата маркетолога: 100 тыс. руб.
  • Компания хочет сделать 60% оклада маркетолога премиальной частью.
  • Тогда процент равен 60 тыс. руб. / 20 млн руб. = 0,3%
  • В таком случае маркетолог будет получать фиксированную сумму в 40 тыс. руб. и 0,3% прибыли с канала.

По мере развития компании, минимальное значение можно увеличивать, а процент оставлять таким же.

Процент от прибыли выше минимального значения:

  • Компания заработала: 20 млн руб.
  • Зарплата маркетолога: 100 тыс. руб.
  • Компания хочет сделать 60% оклада маркетолога премиальной частью.
  • Компания хочет дать процент от прибыли сверх 18 млн руб.
  • Тогда процент равен 60 тыс. руб. / 2 млн руб. = 3%.
  • В таком случае маркетолог будет получать фиксированную сумму в 40 тыс. руб. и 3% от прибыли выше 18 млн руб.

Шаг 4: Внедрите новую зарплатную схему

Начинаем с тестирования новой схемы – сначала работаем два месяца по схеме оклад + процент от прибыли с канала. Если по новой схеме зарплата будет меньше, то оплатить этот период нужно по старой схеме. Важно сразу оговорить это с маркетологом. За два месяца такой работы специалист перестроится и сам увидит, что по новой схеме он стал зарабатывать больше.

В каких ситуациях надо менять мотивацию

Если внедрение новой зарплатной схемы прошло успешно, это не значит, что она теперь навсегда. Менять систему мотивации нужно, когда сильно изменилась конверсия в продажи. Обычно, конверсия в продажи меняется незначительно, но если компания выходит на новый рынок и конверсия в продажи пока не известна, то мотивацию маркетолога нужно поменять на другие метрики.

То же касается и тестирования новых каналов. В этом случае схему мотивации нужно привязать к количеству лидов и после тестирования вернуть мотивацию с прибыли.

Не первый раз обсуждаю мотивацию с маркетологами и бизнесом.
Ниже вопросы, которые чаще всего задают.

Если платится чисто процент с продаж , то зачем мне прокладка в виде работодателя?

Если получается все делать в одного и зарабатывать больше денег, то, конечно, работодатель и компания не нужны.

Но процент с продаж это не значит, что вы отвечаете за все продажи и строите эту систему. Вы используете зарплатную схему привязанную к результату, а за конверсию отдела продаж вы не отвечаете. И она может меняться (конверсия), тогда и процент с продаж надо менять.

Если конверсия меняется слишком часто, то такая схема не применима, и надо ставить KPI по проще. Например, количество и стоимость заявок.

Как будет работать такая схема мотивации с длинным циклом сделки?

Когда длинный цикл сделки и много касаний перед покупкой, то надо разделить каналы трафика на медийные, performance и измерять количество клиентов по новым и повторным. Самые дорогие клиенты — новые.

Исходя из того, за какой канал отвечает специалист, можно выбрать соответствующую метрику. Для медийных каналов — это конверсии по первому переходу, количество брендовых запросов, post-view и ассоциированные конверсии. Либо классические медийные метрики: количество показов уникальному пользователю.

Если длительная сделка, то можно использовать те касания от клиента, которые происходят быстрее. Как правило, это квалифицированный лид. Заявки обрабатываются сразу. И менеджер может его квалифицировать (желательно иметь систему скоринга). По количеству квалифицированных лидов определяется премия за результат специалиста.

Что если работодатель пообещает процент с прибыли, и обманет?

Это случай нераспределенной ответственности и рисков старта, где обычно все ложится на плечи специалиста и так работать конечно не вариант. Самое главное, что и компании это не выгодно. Т.к в ней прибыль тоже не растёт, а расходы на рекламу и зп остаются.

Зарплатные схемы с оплатой от результата должны применяться в настроенных процессах.

Примеры про несоблюдение договоренностей — такое бывает. Но все таки выгоднее двум сторонам их соблюдать, если есть интерес заработать больше денег в долгосроке.

Что если рекламный канал, которым управляет маркетолог, исчерпает себя?

Если достигнут потолок по ёмкости канала, то спецу рано или поздно надоест получать одинаковый процент или оклад. Вариант уйти в стратегию, делать тесты новых каналов / продуктов. Уже с дополнительной мотивацией от нового процесса.

Как внедрить схему, если ты маркетолог в агентстве, где рекламируешь не само агентство, а услуги клиента?

Привязка к прибыли агентства от клиента. И желательно, чтобы это тоже был не фикс, а что то, что зависит от kpi и прибыли уже для компании клиента.

Что будет, если с ростом бизнеса выручка увеличится в 20 раз? Зарплату интернет-маркетолога тоже увеличивать?

Такая проблема есть. Решение: фиксировать договоренности на определенный период и заранее проговорить со спецом динамику процента. ЗП должна оставаться плюс — минусе в рынке, но при этом спец должен получать больше денег, когда компания зарабатывает доп прибыль с его деятельности.

Как вариант, давать процент с превышения определенного значения прибыли. Тогда порог превышения будет сдвигаться, а процент оставаться, это позволит избежать изменения процента.

Поставьте ❤, если было полезно, а нюансы обсудим в комментариях.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Бубу Дуду

Я так и работаю, беру 20-30 процентов прибыли компании. У бомжей сразу глаза округляются как это платить не 200 тысяч а миллион? А также подвязываю на себя все кабинеты доступы и информацию, что-бы дятлы, которые решили слиться после того как выручка выросла на 100 процентов, потерял вообще все.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Разве в посте речь не о сотруднике, на ЗП? А вы, я так понимаю про договор оказания услуг компаниям?

Ответить
Развернуть ветку
Тимон

вы на себя работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Люкшенко

Бизнес сам предлагает процент только в двух случаях:
- Настолько все плохо, что пофиг сколько уйдет % лишь бы получить нового клиента
- Настолько все хорошо, что вся финмодель просчитана не раз и это выгоднее, чем фикс.

Когда заикаются про % - всегда предлагаю следующую схему:
- 1-3 месяца только фикс, потому что идёт настройка маркетинга и продаж
- 3-6 50/50, для комфорта заказчика.
- с 6 месяца на 1-2 месяца работаем на фулл процент. Затем проводим ещё раз встречу с собственником, комфортно ли ему на проценте.

При этом варианте очень сложно найти (да ее и нет практически) золотую середину в виде и психологического комфорта клиента и адекватной оплатой работы.

Все сложные моменты за последние лет десять возникали из-за "все отлично, но у меня линейные руководители/я получают меньше", "много вам платим, но результат устраивает".

Один директор на полном серьёзе сказал мне в лицо "ну я получаю меньше, поэтому извините"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy

Пару лет назад читал статью. Один продажник в области спецтехники сделал сайт со своими контактами, сайт вышел в топ поиска его региона и заявок стало в разы больше, соответственно его заработок вырос существенно. В итоге начальству это не понравилось и ему пришлось уйти и открыть фирму-конкурента.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Павел Шкутко

90% директоров контор крохоборы. Сначала говорят, что готовы платить процент от продаж. Приходит дерзкий манагер и начинает делать работу на 5 окладов, крохоборы начинают думать, что платят много и в итоге вводят корректирующие KPI и понижают процент, чтобы мартышка слишком борзо не получала, а то как так мартышка получает больше директора. Что собственно последний абзац и подтверждает, мартышка должна знать свое место и хозяина

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ионов

при всём уважении к мартышкам, мартышка окружена проблемами только связанными с маркетингом, как правило никак не связанными с рисками напрямую с его задницей
хозяин занят априори всем остальным, и отвечает всем, и знает все проблемы, объективно мартышка должна понимать кто здесь хозяин, и почему хозяин в ахуе

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Filippov

кстати маркетинг на % это гораздо справедливее чем продажи
потому что как правило продаж как таковых особо и нет, а сплошной отпуск товара, чисто кассир с расширенным функционалом

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Вот так просто взяли и под одну гребёнку вообще все виды бизнеса причесали?
А мы то недалёкие какие-то воронки продаж придумываем, стратегии, тактики. Переговоры с заказчиками месяцами ведём, пресейлы. А оказывается можно просто кассиров нанять.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Георгий Хромченко

"Что будет, если с ростом бизнеса выручка увеличится в 20 раз? Зарплату интернет-маркетолога тоже увеличивать?"

Кажется что честно было бы увеличивать. Ведь если компания просядет - ему же уменьшат зарплату, а не сохранят прежний фикс. Получается что вы делите ответственность за риски, но не делите профит. Возможно - можно сделать какую-то прогрессивную шкалу, но если человек реально вкладывался и помог компании вырасти в 20 раз - то он достоен нормальной оплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Ну иногда дают долю в компании, если ты правда её вырастил и большой вклад сделал

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Дмитрий Башкиров

У большинства компаний таких бюджетов рекламных нет, чтобы можно было себе позволить грамотного маркетолога, готового работать за процент.

И работа маркетолога это не только рекламный кабинет настроить, это гораздо более обширная задача, которая не всегда завязана на прибыль и сделки.

Посмотрите условия и описания вакансий в любой успешной международной компании и убедитесь, что хорошие кадры ожидают и оклад и KPI и бонусы :)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маракасов
Автор

Я не говорил, что оклада нет в этой схеме

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

Маркетолог делает Лиды, а не продажи. За Лиды он должен получать зарплату, а за продажи отвечает отдел продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

при чем тут маркетолог и лиды? там есть планировщики, аналитики, опросники, ценообразование... Нет таких метрик, чтобы вот маркетолог отвечал за лиды. такое соотношение терминологий "маркетолог-лиды" лишь запутает вас и подтолкнет к неправильной оценке компетенций

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Вариант попроще - бонус от выполнения плана по метрикам, на которую он влияет напрямую - например квалифицированные заявки. План составляется совместно с ОП и руководством. Привязка к проценту с продаж иногда имеет смысл, но долго сотрудника сложно будет удержать - только если бизнес стабилен в финансовом потоке, без резких скачков. Грейдирование + бонусы + раз в квартал обсуждать развитие сотрудника и его пожелания - такой вариант мне кажется оптимальным.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маракасов
Автор

А разве у потока лидов не будет резких скачков? Да, грейдирование хорошая практика, это как раз для удержания, мы разрабатываем грейды и карту развития сотрудника

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kate Chizhova

Вчера хотели SEOшников заставить отвечать за продажи, сегодня трафик-менеджеров (судя по тому, какие функции описываются в статье — речь именно о них).

Сейчас попробовала представить, в каких сферах это может сработать: на ум приходят только казино и таблетки для похудания, старый добрый арбитраж 🧚 Но и там, вроде, всегда все и сидят только на %.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Попов

Сами маркетологи говорят, что продажников уважают и платят хорошие зарплаты, а маркетологов считают нахлебниками, унижают и платят маленький оклад. Интересно, что получится если поставить +- одну сехму мотивации продажникам и маркетерам, них же одна цель, прибыль компании

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Они просто будут валить неудачи и малые продажи друг на друга и контора придет к разорению

Ответить
Развернуть ветку
Фамилия Имя

Лол, последний абзац показателен. На словах "нам нужен тот, кто будет реально увеличивать прибыль. Мы готовы платить!" А на деле "готовы, но чуть выше рынка". Итого, человек должен хорошо работать и приводить клиентов, но получать тот же оклад, что и везде.
Жлобское отношение приводит лишь к тому, что продажник позже сваливает и клиентов с собой уводит.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Chizhova

Всё только в интересах компании 🤡 А потом удивляются текучке кадров, а посчитать стоимость привлечения грамотных специалистов забывают. Хех

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Странный Игрок

«Для медийных каналов — это конверсии по первому переходу, количество брендовых запросов, post-view и ассоциированные конверсии.»

Эм, ну удачи удержать сотрудника с такими kpi)

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Тактически может и хорошо, стратегически нет. Задача маркетолога построить узнаваемый бренд плюс бороться с негативными отзывами.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Михайлов

Стратегии у компании могут быть разные. Если компания большая, то да узнаваемый бренд и борьба с негативными отзывами будет в качестве основной стратегии. А если компания маленькая, то тут будут другие стратегии в зависимости от того на каком этапе развития будет находиться компания.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита Маракасов
Автор

Я имею в виду прежде всего интернет-маркетологов в статье, их задача управлять трафиком и делать его прибыльным.
На какой срок готовы планировать стратегию бизнеса в РФ?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
54 комментария
Раскрывать всегда