Как перевести зарплату отдела маркетинга на процент с продаж, и почему это выгодно для всех
Зарплатная схема «Оклад + процент с продаж» привычна для продажников, а вот внедрить ее в отдел маркетинга кажется не столь очевидным решением. Показываю 4 шага, которые помогут это сделать.
Делюсь схемой мотивации, которую используем, когда строим отделы интернет-маркетинга для клиентов.
Бизнес считает, что инвестиции в маркетинг должны окупаться:
Эффективность маркетолога логично оценивать по прибыли, на которую он повлиял. Мы взяли этот принцип за основу и применяем на практике.
Пример внедрения KPI маркетологу
Одному из наших клиентов, крупному интернет-магазину Vsemayki, мы предложили такую схему мотивации его интернет-маркетолога.
Раньше у специалиста была классическая мотивация: фиксированная оплата + бонусы, которые часто менялись. Это приводило к тому, что иногда прибыль с канала увеличивалась, при этом зарплата маркетолога падала. То есть цели компании и мотивация не работали в связке.
С февраля ввели зарплатную схему по формуле. Специалист понял, что все в его руках и начал активно работать над увеличением прибыли с рекламы. В итоге прибыль выросла больше, чем в два раза (с 1,4 до 3 млн. руб.), как и зарплата специалиста (с 64 до 110 т. р.).
Схема оказалась взаимовыгодной, и такую мотивацию в компании закрепили на постоянной основе.
Ниже график, который показывает, как изменились показатели.
Плюсы такой схемы:
- Маркетолог мотивирован работать на результат;
- Маркетолог может сам влиять на повышение своей зарплаты;
- Зарплата маркетолога растет соизмеримо прибыли компании.
Кому подойдет система мотивации от продаж
Формат зарплаты маркетолога «Оклад + процент с продаж» подойдет только компаниям, в которых отлажены все бизнес-процессы, внедрена и корректно работает сквозная аналитика и известна конверсия в продажи.
Также мотивация на продажи не подойдет, если в компании длинный цикл сделки. В этом случае нужно привязывать мотивацию к метрикам канала. Например, для медийной рекламы можно привязать мотивацию к ассоциированным конверсиям.
Как обсуждать с маркетологом перевод на процент с продаж
Новую мотивацию сотрудники встречают иногда без энтузиазма. Чтобы минимизировать сопротивление, используем правило трех «П» – прозрачность, плавность и планирование:
- Прозрачность. Покажите сотруднику, как будет считаться процент, как будет меняться его динамика. Акцентируйте внимание на том, что конверсия в продажи известна, и его мотивация считается уже с учетом этой конверсии, а если что-то будет меняться, то вы пересмотрите систему мотивации.
- Плавность. Чтобы избежать сильного сопротивления необходим плавный переход. Заложите два месяца на адаптацию, чтобы маркетолог привык и успел перестроить схему работы для получения результата.
- Планирование. Проводите с маркетологом стратегические сессии раз в квартал, чтобы на основе анализа прошлого периода ставить новые финансовые цели и строить план по каждому каналу привлечения. Это поможет специалисту заранее рассчитать примерную зарплату и стремиться к выполнению плана.
Как перевести маркетолога на процент с продаж за 4 шага
Теперь рассмотрим пошагово, как рассчитать и внедрить новую зарплатную схему «Оклад + процент от продаж».
Шаг 1: Изучите рынок труда
Компания должна оставаться конкурентоспособной на рынке труда, поэтому важно, чтобы итоговая зарплата по новой схеме была в рынке. Изучите зарплаты маркетологов нужного уровня и ориентируйтесь на среднее значение.
Шаг 2: Расширьте сферу влияния маркетолога до отдела продаж
Если маркетолог будет получать процент с продаж, он должен быть способен на них влиять и после лидогенерации. Дайте ему больше полномочий во взаимодействии с отделом продаж – позвольте сверять качество лидов, уточнять причины отказов и сорванных сделок.
Шаг 3: Рассчитайте зарплатную схему по формуле:
Как определить процент:
- Рассчитайте среднюю прибыль с канала по данным сквозной аналитики.
- Рассчитайте процент переменной части. Для этого из текущей зарплаты маркетолога вычтите окладную часть и разделите на прибыль с канала.
- Сравните среднюю зарплату на рынке и текущую зарплату специалиста. Если она получилась ниже среднерыночной, то увеличьте процент.
Если в бизнесе есть сезонность, то в эту формулу надо добавить сезонные коэффициенты.
Вы можете выбрать с чего платить процент – с прибыли с канала или с прибыли выше минимального значения. Рассмотрим на примере.
Процент от прибыли с канала:
- Компания заработала: 20 млн руб.
- Зарплата маркетолога: 100 тыс. руб.
- Компания хочет сделать 60% оклада маркетолога премиальной частью.
- Тогда процент равен 60 тыс. руб. / 20 млн руб. = 0,3%
- В таком случае маркетолог будет получать фиксированную сумму в 40 тыс. руб. и 0,3% прибыли с канала.
По мере развития компании, минимальное значение можно увеличивать, а процент оставлять таким же.
Процент от прибыли выше минимального значения:
- Компания заработала: 20 млн руб.
- Зарплата маркетолога: 100 тыс. руб.
- Компания хочет сделать 60% оклада маркетолога премиальной частью.
- Компания хочет дать процент от прибыли сверх 18 млн руб.
- Тогда процент равен 60 тыс. руб. / 2 млн руб. = 3%.
- В таком случае маркетолог будет получать фиксированную сумму в 40 тыс. руб. и 3% от прибыли выше 18 млн руб.
Шаг 4: Внедрите новую зарплатную схему
Начинаем с тестирования новой схемы – сначала работаем два месяца по схеме оклад + процент от прибыли с канала. Если по новой схеме зарплата будет меньше, то оплатить этот период нужно по старой схеме. Важно сразу оговорить это с маркетологом. За два месяца такой работы специалист перестроится и сам увидит, что по новой схеме он стал зарабатывать больше.
В каких ситуациях надо менять мотивацию
Если внедрение новой зарплатной схемы прошло успешно, это не значит, что она теперь навсегда. Менять систему мотивации нужно, когда сильно изменилась конверсия в продажи. Обычно, конверсия в продажи меняется незначительно, но если компания выходит на новый рынок и конверсия в продажи пока не известна, то мотивацию маркетолога нужно поменять на другие метрики.
То же касается и тестирования новых каналов. В этом случае схему мотивации нужно привязать к количеству лидов и после тестирования вернуть мотивацию с прибыли.
Если платится чисто процент с продаж , то зачем мне прокладка в виде работодателя?
Если получается все делать в одного и зарабатывать больше денег, то, конечно, работодатель и компания не нужны.
Но процент с продаж это не значит, что вы отвечаете за все продажи и строите эту систему. Вы используете зарплатную схему привязанную к результату, а за конверсию отдела продаж вы не отвечаете. И она может меняться (конверсия), тогда и процент с продаж надо менять.
Если конверсия меняется слишком часто, то такая схема не применима, и надо ставить KPI по проще. Например, количество и стоимость заявок.
Как будет работать такая схема мотивации с длинным циклом сделки?
Когда длинный цикл сделки и много касаний перед покупкой, то надо разделить каналы трафика на медийные, performance и измерять количество клиентов по новым и повторным. Самые дорогие клиенты — новые.
Исходя из того, за какой канал отвечает специалист, можно выбрать соответствующую метрику. Для медийных каналов — это конверсии по первому переходу, количество брендовых запросов, post-view и ассоциированные конверсии. Либо классические медийные метрики: количество показов уникальному пользователю.
Если длительная сделка, то можно использовать те касания от клиента, которые происходят быстрее. Как правило, это квалифицированный лид. Заявки обрабатываются сразу. И менеджер может его квалифицировать (желательно иметь систему скоринга). По количеству квалифицированных лидов определяется премия за результат специалиста.
Что если работодатель пообещает процент с прибыли, и обманет?
Это случай нераспределенной ответственности и рисков старта, где обычно все ложится на плечи специалиста и так работать конечно не вариант. Самое главное, что и компании это не выгодно. Т.к в ней прибыль тоже не растёт, а расходы на рекламу и зп остаются.
Зарплатные схемы с оплатой от результата должны применяться в настроенных процессах.
Примеры про несоблюдение договоренностей — такое бывает. Но все таки выгоднее двум сторонам их соблюдать, если есть интерес заработать больше денег в долгосроке.
Что если рекламный канал, которым управляет маркетолог, исчерпает себя?
Если достигнут потолок по ёмкости канала, то спецу рано или поздно надоест получать одинаковый процент или оклад. Вариант уйти в стратегию, делать тесты новых каналов / продуктов. Уже с дополнительной мотивацией от нового процесса.
Как внедрить схему, если ты маркетолог в агентстве, где рекламируешь не само агентство, а услуги клиента?
Привязка к прибыли агентства от клиента. И желательно, чтобы это тоже был не фикс, а что то, что зависит от kpi и прибыли уже для компании клиента.
Что будет, если с ростом бизнеса выручка увеличится в 20 раз? Зарплату интернет-маркетолога тоже увеличивать?
Такая проблема есть. Решение: фиксировать договоренности на определенный период и заранее проговорить со спецом динамику процента. ЗП должна оставаться плюс — минусе в рынке, но при этом спец должен получать больше денег, когда компания зарабатывает доп прибыль с его деятельности.
Как вариант, давать процент с превышения определенного значения прибыли. Тогда порог превышения будет сдвигаться, а процент оставаться, это позволит избежать изменения процента.
Поставьте ❤, если было полезно, а нюансы обсудим в комментариях.
Я так и работаю, беру 20-30 процентов прибыли компании. У бомжей сразу глаза округляются как это платить не 200 тысяч а миллион? А также подвязываю на себя все кабинеты доступы и информацию, что-бы дятлы, которые решили слиться после того как выручка выросла на 100 процентов, потерял вообще все.
Разве в посте речь не о сотруднике, на ЗП? А вы, я так понимаю про договор оказания услуг компаниям?
вы на себя работаете?
Бизнес сам предлагает процент только в двух случаях:
- Настолько все плохо, что пофиг сколько уйдет % лишь бы получить нового клиента
- Настолько все хорошо, что вся финмодель просчитана не раз и это выгоднее, чем фикс.
Когда заикаются про % - всегда предлагаю следующую схему:
- 1-3 месяца только фикс, потому что идёт настройка маркетинга и продаж
- 3-6 50/50, для комфорта заказчика.
- с 6 месяца на 1-2 месяца работаем на фулл процент. Затем проводим ещё раз встречу с собственником, комфортно ли ему на проценте.
При этом варианте очень сложно найти (да ее и нет практически) золотую середину в виде и психологического комфорта клиента и адекватной оплатой работы.
Все сложные моменты за последние лет десять возникали из-за "все отлично, но у меня линейные руководители/я получают меньше", "много вам платим, но результат устраивает".
Один директор на полном серьёзе сказал мне в лицо "ну я получаю меньше, поэтому извините"
Комментарий недоступен
Пару лет назад читал статью. Один продажник в области спецтехники сделал сайт со своими контактами, сайт вышел в топ поиска его региона и заявок стало в разы больше, соответственно его заработок вырос существенно. В итоге начальству это не понравилось и ему пришлось уйти и открыть фирму-конкурента.
Комментарий недоступен
90% директоров контор крохоборы. Сначала говорят, что готовы платить процент от продаж. Приходит дерзкий манагер и начинает делать работу на 5 окладов, крохоборы начинают думать, что платят много и в итоге вводят корректирующие KPI и понижают процент, чтобы мартышка слишком борзо не получала, а то как так мартышка получает больше директора. Что собственно последний абзац и подтверждает, мартышка должна знать свое место и хозяина
при всём уважении к мартышкам, мартышка окружена проблемами только связанными с маркетингом, как правило никак не связанными с рисками напрямую с его задницей
хозяин занят априори всем остальным, и отвечает всем, и знает все проблемы, объективно мартышка должна понимать кто здесь хозяин, и почему хозяин в ахуе
Комментарий недоступен
кстати маркетинг на % это гораздо справедливее чем продажи
потому что как правило продаж как таковых особо и нет, а сплошной отпуск товара, чисто кассир с расширенным функционалом
Вот так просто взяли и под одну гребёнку вообще все виды бизнеса причесали?
А мы то недалёкие какие-то воронки продаж придумываем, стратегии, тактики. Переговоры с заказчиками месяцами ведём, пресейлы. А оказывается можно просто кассиров нанять.
"Что будет, если с ростом бизнеса выручка увеличится в 20 раз? Зарплату интернет-маркетолога тоже увеличивать?"
Кажется что честно было бы увеличивать. Ведь если компания просядет - ему же уменьшат зарплату, а не сохранят прежний фикс. Получается что вы делите ответственность за риски, но не делите профит. Возможно - можно сделать какую-то прогрессивную шкалу, но если человек реально вкладывался и помог компании вырасти в 20 раз - то он достоен нормальной оплаты.
Ну иногда дают долю в компании, если ты правда её вырастил и большой вклад сделал
У большинства компаний таких бюджетов рекламных нет, чтобы можно было себе позволить грамотного маркетолога, готового работать за процент.
И работа маркетолога это не только рекламный кабинет настроить, это гораздо более обширная задача, которая не всегда завязана на прибыль и сделки.
Посмотрите условия и описания вакансий в любой успешной международной компании и убедитесь, что хорошие кадры ожидают и оклад и KPI и бонусы :)
Я не говорил, что оклада нет в этой схеме
Маркетолог делает Лиды, а не продажи. За Лиды он должен получать зарплату, а за продажи отвечает отдел продаж.
Комментарий недоступен
при чем тут маркетолог и лиды? там есть планировщики, аналитики, опросники, ценообразование... Нет таких метрик, чтобы вот маркетолог отвечал за лиды. такое соотношение терминологий "маркетолог-лиды" лишь запутает вас и подтолкнет к неправильной оценке компетенций
Вариант попроще - бонус от выполнения плана по метрикам, на которую он влияет напрямую - например квалифицированные заявки. План составляется совместно с ОП и руководством. Привязка к проценту с продаж иногда имеет смысл, но долго сотрудника сложно будет удержать - только если бизнес стабилен в финансовом потоке, без резких скачков. Грейдирование + бонусы + раз в квартал обсуждать развитие сотрудника и его пожелания - такой вариант мне кажется оптимальным.
А разве у потока лидов не будет резких скачков? Да, грейдирование хорошая практика, это как раз для удержания, мы разрабатываем грейды и карту развития сотрудника
Вчера хотели SEOшников заставить отвечать за продажи, сегодня трафик-менеджеров (судя по тому, какие функции описываются в статье — речь именно о них).
Сейчас попробовала представить, в каких сферах это может сработать: на ум приходят только казино и таблетки для похудания, старый добрый арбитраж 🧚 Но и там, вроде, всегда все и сидят только на %.
Комментарий недоступен
Сами маркетологи говорят, что продажников уважают и платят хорошие зарплаты, а маркетологов считают нахлебниками, унижают и платят маленький оклад. Интересно, что получится если поставить +- одну сехму мотивации продажникам и маркетерам, них же одна цель, прибыль компании
Они просто будут валить неудачи и малые продажи друг на друга и контора придет к разорению
Лол, последний абзац показателен. На словах "нам нужен тот, кто будет реально увеличивать прибыль. Мы готовы платить!" А на деле "готовы, но чуть выше рынка". Итого, человек должен хорошо работать и приводить клиентов, но получать тот же оклад, что и везде.
Жлобское отношение приводит лишь к тому, что продажник позже сваливает и клиентов с собой уводит.
Всё только в интересах компании 🤡 А потом удивляются текучке кадров, а посчитать стоимость привлечения грамотных специалистов забывают. Хех
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
«Для медийных каналов — это конверсии по первому переходу, количество брендовых запросов, post-view и ассоциированные конверсии.»
Эм, ну удачи удержать сотрудника с такими kpi)
Тактически может и хорошо, стратегически нет. Задача маркетолога построить узнаваемый бренд плюс бороться с негативными отзывами.
Стратегии у компании могут быть разные. Если компания большая, то да узнаваемый бренд и борьба с негативными отзывами будет в качестве основной стратегии. А если компания маленькая, то тут будут другие стратегии в зависимости от того на каком этапе развития будет находиться компания.
Я имею в виду прежде всего интернет-маркетологов в статье, их задача управлять трафиком и делать его прибыльным.
На какой срок готовы планировать стратегию бизнеса в РФ?