Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Привет! Я Сергей Кожемякин, исполнительный директор AGIMA. В этой статье я хочу поговорить с вами про время кризиса: как не поддаться панике и повернуть любую ситуацию в свою сторону. Статья будет полезна руководителям агентств, исполнительным директорам и тем, кто следит за процессами в агентстве.

Кризис в бизнесе — это время, когда падает спрос, а за ним и цены на продукцию. Если не принять меры, то можно потерять не только прибыль, но и бизнес целиком, поэтому предприниматели расстаются со всем неэффективным: специалистами, компаниями и процессами.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Многие видят в кризисе только минусы. Считаю, что зря, потому что в нем есть и плюсы. Например, когда уходят неэффективные сотрудники, то в компании остаются сильнейшие, и она может взлететь. Словом, даже в кризис, несмотря на спады, линия тренда направлена вверх, как на этом графике.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Существует три реакции на стресс (он же кризис):

  • бежать: релоцироваться, то есть уйти от рисков, связанных с жизнью и работой в определенной стране;
  • замереть: снизить затраты, не вкладываться в стратегическое развитие, закрыть отделы, которые не приносят прибыли в настоящий момент, работать только с тем, что приносит деньги здесь и сейчас;
  • бить: попробовать вырасти, пока остальные бегут или замирают.

Как и любой крупный бизнес, AGIMA пережила уже немало кризисов, поэтому умеет «замирать». Мы даже выработали три линии защиты: когда «прорывает» одну, мы подключаем вторую, а за ней — третью. Понять, какую линию защиты запускать, нам помогает горизонт планирования.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

На еженедельной встрече с топ-менеджментом мы смотрим объем работы и усредненную рентабельность за три месяца: текущий, следующий и еще один. Может показаться, что это не очень длинный горизонт планирования, но для ИТ-сферы этого достаточно.

Три тревожных сигнала и классические линии защиты

Если мы видим, что через два месяца не будет целевой рентабельности, то запускаем первые меры:

  1. Ручной контроль затрат. На каждый отдел мы в AGIMA выделяем определенные суммы (квоты), которые эти отделы могут тратить. В кризис мы вместе с руководителями отделов проходимся по квотам и смотрим, от чего можно отказаться.
  2. Категоризация клиентов и оценка рисков. У нас есть Risk Team, которая оценивает клиентов и смотрит, рискованно с ними работать в конкретной ситуации или нет. Например, лизинг иностранных автомобилей сегодня — это рисковая отрасль. С такими клиентами мы более внимательны: следим за оплатами, актами, стараемся понять, заинтересована ли компания в сотрудничестве.
  3. Усиленный контроль Cash Flow. Финансовый отдел компании всегда следит, чтобы клиенты вовремя оплачивали работы. В кризис этот контроль усиливается: если кто-то задерживает оплату хотя бы на день, финотдел сразу в письме спрашивает, почему так произошло, когда будут деньги. Долгая просрочка — причина приостановить все работы с клиентом.

Если мы видим, что целевой рентабельности не будет в следующем месяце, то запускаем новые меры:

  1. Внеплановые срезы по ресурсной стратегии с цехами и проектными офисами. Руководители отделов регулярно отчитываются перед руководством по ресурсной стратегии. Так мы видим, загружены ли специалисты, окупаются они или нет, и можем принять меры, если нет. Чем ниже рентабельность, тем чаще проходят такие встречи.
  2. Более жесткие правила работы без документов. Мы можем начать работу с крупным клиентом без договора, только по гарантийному письму, в двух случаях:

  • клиент очень крутой и хочется поскорее приступить;

  • проект нужен клиенту срочно, а договор застрял на согласовании.

В кризис мы снижаем количество клиентов, с которыми работаем на таких условиях.

Если целевой рентабельности нет даже в текущем месяце, мы затягиваем пояса потуже:

  1. Сокращение стратегических активностей компании. Мы жертвуем стратегическими активностями и переключаемся на операционные вещи.
  2. Поиск «быстрых» денег. Мы смотрим, как получить деньги здесь и сейчас, чтобы остаться на плаву.
  3. Заморозка инвестиций. Мы откладываем большие вложения до лучших времен, пока не повысим рентабельность.
  4. Жесткая экономия. Мы снова изучаем квоты, но теперь режем более жестко и оставляем только то, что необходимо для выживания.

Стратегия замирания хорошо работает во время классического кризиса: мы прощаемся со всем неэффективным, чтобы вырасти. Но вы и сами понимаете, что сегодняшний кризис неклассический, так что этих мер оказалось мало.

Мы встретились с Сашей Богдановым, чтобы понять, что делать. Вариантов было два: затаиться еще сильнее или запустить мощные реформы, чтобы оседлать волну кризиса, разбогатеть и купить яхту. Мы выбрали реформы. Конечно, был риск, что мы разорим компанию, но мы решили, что это лучше, чем ничего не делать и ничего не поменять.

Реформа штата

Пока одни компании сокращают специалистов, мы увеличиваем штат. Это решение кажется нелогичным, но я не согласен.

Начну издалека.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Количество проектов в любом агентстве каждый месяц разное. Долгое время мы считали, что штатные сотрудники должны закрывать минимум задач, а на все остальное есть внештатные специалисты. Сначала соотношение штатных и внештатных людей в AGIMA составляло 40% к 60%, потом количество заказов стало расти, и соотношение изменилось до 20% к 80%. Менеджеры и ключевые эксперты оставались в штате, так что мы успешно закрывали проекты. Но находить и удерживать грамотных аутсорсеров с каждым разом было все сложнее. Пришло время что-то менять.

Что мы сделали первым шагом:

  1. Набрали удаленную команду и заключили со специалистами договоры ГПХ. Нанимать человека в штат было дорого из-за косвенных затрат (о них я расскажу ниже).
  2. Стали относиться к удаленщикам, как к штатникам. То есть звать их на корпоративы, обучать и так далее.
  3. Стали начислять за стажеров только половину косвенных. Стажеры — это сначала бесплатная рабочая сила, а потом очень лояльные сотрудники, которые уже знакомы с работой компании. Мы решили стимулировать команды и набирать больше стажеров. Об этом тоже расскажу чуть ниже.
  4. Стали давать льготы на найм. Каждому отделу мы разрешили нанять нескольких человек без начисления косвенных.
  5. Стали ставить руководителем KPI на найм. С экономической точки зрения это было сложно, но мы справились.

Мы увидели, что этого недостаточно, и планировали расширять штат. Кризис стал спусковым крючком: пришло время действовать.

Что мы сделали потом:

  1. Переработали экономику отделов.
  2. Модернизировали состав стажировок и взращивание специалистов компании.

  3. Переработали мотивационные схемы ключевых ролей.
  4. Автоматизировали расчеты показателей рентабельности.

Теперь подробнее про каждый пункт.

Экономика отделов

В каждом агентстве, и AGIMA не исключение, есть косвенные расходы: зарплата топ-менеджменту, аренда офиса, коммунальные услуги и др. У нас они начислялись по головам: если в одном отделе работало 80 человек, а в другом 15, то косвенные делились в соотношении 80 к 15. Размер косвенных составлял порядка 300 тыс. рублей на сотрудника независимо от его грейда: джун и сеньор стоили одинаково, хотя второй окупается быстрее. Естественно, брать в агентство рядовых специалистов и стажеров не было смысла, поэтому в штате были только суперэксперты и тимлиды, а «руки» находились снаружи.

Как вы понимаете, это тупиковый подход. Так что мы стали начислять косвенные по затратам. Теперь, если один отдел тратит на зарплаты и подрядчиков 20 млн рублей, а другой 5 млн, то косвенные распределяются в соотношении 4 к 1. За каждый рубль затрат мы начисляем примерно 60 копеек косвенных и на штатных специалистов, и на внешних. Брать человека в штат руководителю стало выгоднее: например, сеньор в штате стал стоить 200 тыс. рублей, а в качестве подрядчика — 400 тыс. рублей. Джуны стали дешевыми, так как их зарплата меньше, чем у сеньоров, а косвенные за стажеров упали почти до нуля.

Рост штата теперь ограничивается лишь рисками схлопывания объемов: нельзя набрать на все проекты штатников, а потом завершить проекты и уволить людей. Но за этим следят руководители отделов.

Чтобы было понятнее, как изменилась ситуация, расскажу про абстрактный отдел.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Представьте: в штате 5 человек, оборот 7 млн рублей, на зарплаты уходит 1 млн рублей, на подряд — 2,5 млн. Вы помните, что на каждого штатного специалиста начисляется 300 тыс. косвенных, то есть на 5 штатников человек выходит 1,5 млн. При прибыли 2 млн это хорошая рентабельность.

Но мы все равно все меняем. Теперь косвенные — это затраты фонда оплаты труда (ФОТ) плюс подряд, а их размер составляет 60 копеек на каждый рубль. При прибыли в 1,4 млн рентабельность составляет 20%. Это меньше, чем было, но не пугайтесь. Потому что если взять в штат 3 специалистов, сократить затраты на подряд и увеличить затраты на ФОТ, ситуация изменится.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Итак: раньше в отделе было 2 штатных тимлида, 3 штатных сеньора и 10 подрядчиков, а теперь — 2 тимлида, 3 сеньора и 2 джуниора работают в штате, а 7 подрядчиков на аутсорсе. Это более взвешенная система.

Стажировки

Стажеры стали экономически выгодными, так что мы стали стимулировать руководителей брать людей на стажировку. Что мы для этого сделали:

  • проработали программу обучения для каждой специальности;

  • составили матрицу компетенций, которая показывает, какие навыки должен получить стажер на этапе обучения;
  • сделали грейдирование, которое проходят стажеры после обучения;

  • стали интегрироваться с AGIMA Education, чтобы забирать в компанию стажеров, прошедших обучение;
  • научили тимлидов быть менторами, так что теперь они в обязательном порядке должны брать и воспитывать стажеров.

Обучение любого стажера требует времени и денег. Я считаю, что эти траты не должны быть напрасными, поэтому надо брать в команду специалистов, которых мы подготовили под себя. В итоге в нашу компанию пришло около 30 классных стажеров.

Мотивационные схемы

Косвенные теперь начисляются по новой схеме, что сказывается на мотивации ключевых специалистов. Так что мы переработали мотивационные схемы:

  • руководителей отделов;
  • руководителей подразделений;

  • тимлидов — они принимают экономические решения;

  • руководителей проектов — они отвечают за рентабельность и объем.

Людей в штате стало больше и появились новые риски:

  • простой специалиста из-за того, что мы не обеспечили ему загрузку;
  • перерасход часов из-за неправильной оценки задачи (раньше риски можно было передать подрядчику);
  • неграмотное управление — например, руководитель не проконтролировал работу специалиста, и все пришлось переделывать за наш счет;

  • остановка проекта — в текущее кризисное время это не редкость, особенно при работе с международными клиентами.

Мы хотели пресечь все риски и приняли меры:

  1. Замер Lead Time по задачам.
  2. Контроль показателей со стороны QA. Чтобы заранее выявить проблемы, мы внедряем тест-менеджмент системы, контролируем процессы QA и замеряем:
  • объем багов на специалиста;
  • количество возвратов у каждого специалиста;

  • несоблюдения договоренностей специалистом.

3. Внедрение дашбордов по норме выработки специалистов в деньгах и в часах. При отклонениях приходят автооповещения, так что мы сразу видим проблему и можем среагировать.

Автоматизированный расчет рентабельности

Мы свели все данные в единый дашборд, в который подтягиваются:

  • объем отгрузок;

  • внешние затраты;

  • трекинг часов штатников.

Также мы прописали грейды штатников. Теперь менеджеры знают грейд каждого специалиста, понимают уровень затрат на него и могут контролировать рентабельность в рамках своего проекта. А еще они могут заранее определять размер прибыли в зависимости от того, какие специалисты будут работать над задачами.

2. Мы синхронизировали показатель цехов и проектных офисов. Теперь эти отделы живут в единой парадигме, пользуются одной таблицей рентабельности, поэтому производство может более тесно взаимодействовать с менеджментом и принимать решения, которые базируются на оценке рентабельности.

Реформа OKR

Раньше мы работали так: проводили встречи с руководителями, вместе выбирали ключевые KPI на квартал, а уже руководители транслировали показатели своим специалистам.

Я вижу недостатки этой системы:

  1. Непрозрачные цели. Каждый сотрудник знает свои KPI, но не знает KPI своих руководителей и общие задачи компании, поэтому не понимает, как его работа влияет на работу всего агентства.
  2. Затрудненная синхронизация снизу вверх. Задачи просто спускаются сверху вниз, нет никакой обратной связи.
  3. Большие траты времени. Мы очень долго обсуждаем цели.

  4. Большое количество тактических задач в квартальных целях. В ключевые задачи падают не только стратегические проекты, но и оперативка.

Больше года назад мы решили внедрить новую систему и определили ее шаги:

  1. Стратсессии. Руководители ставят годовые глобальные цели (например, увеличить рентабельность) и вместе придумывают, как достигнуть этих целей.
  2. OKR на квартал. Формирует его сама команда в рамках брейншторма.

  3. Key Results. Сотрудники сами определяют показатели, по которым будут отчитываться. Два показателя обязательно связаны со стратегическими задачами и ведут к решению глобальных потребностей компании.

  4. Синки. Раз в две недели проходит общий синк по статусу всех OKR. На встрече мы замеряем, как выполняются задачи и меняются показатели.

Особенность новой системы в том, что все цели доступны на дашборде — любой сотрудник сможет увидеть цели исполнительного директора или другого руководителя и понять, что происходит в агентстве. Плюс в новой системе появилась синхронизация снизу вверх: руководители смогут назначать задачи вместе со всеми сотрудниками и слышать их пожелания.

Что дальше? Следующие шаги

  1. Перейти к невыполнимым целям. Мы хотим ставить такие цели, выполнение которых на 80% уже будет успехом.
  2. Отвязать OKR от финансовой мотивации. Сейчас OKR влияет на финансовую мотивацию, но считается, что это плохо. Я еще не разобрался, почему, поэтому просто принимаю это как факт.
  3. Перейти из Miro и работать с тикетной системой. Сейчас OKR живет отдельно от остальной компании и находится в Miro. Мы хотим перевести OKR в таск-трекер и нарезать из него конкретные задачи, чтобы можно было проваливаться в них глубже и видеть, как глобальные цели завязаны на задачах, которые решаются в рамках проектов.

Первые результаты по реформам уже есть, так что на AGIMA Partners' Weekend я расскажу, что получилось, а что нет.

А если сейчас нет времени читать статью, то видео можно посмотреть здесь.

3737
8 комментариев

Для тех, кто лучше воспринимает информацию через видосики (спасибо, Ютубу за культуру), у нас есть запись доклада Сергея. Всего 29 минут, а если еще ускорить, то совсем быстро получится =) Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=3Ta5fPL_01Q

4
Ответить

Нормальный подход любой адекватной компании.

1
Ответить

А является ли этот кризис классическим финансовым, описанным в экономической теории, или это слом парадигмы, на который стандартные экономические законы не распространяются?

Ответить

Хороший вопрос.
Вероятно, в целом для экономики это не типичный кризис (Перепроизводство —> Спад —> Гибель слабых компаний —> Рост выживших), поскольку он вызван не экономическими изначально причинами.

Но, то что за последние полгода наблюдается в IT-отрасли идёт именно по классической схеме.

Что будет дальше — спланировать сложно

1
Ответить

Необычно, что ОКР отвязаны от финансовой мотивации, есть о чем подумать

Ответить

kpi, окр все это как-то сложно 😣

Ответить

Жить вообще сложно так-то

Ответить