Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Привет! Я Сергей Кожемякин, исполнительный директор AGIMA. В этой статье я хочу поговорить с вами про время кризиса: как не поддат��ся панике и повернуть любую ситуацию в свою сторону. Статья будет полезна руководителям агентств, исполнительным директорам и тем, кто следит за процессами в агентстве.

Кризис в бизнесе — это время, когда падает спрос, а за ним и цены на продукцию. Если не принять меры, то можно потерять не только прибыль, но и бизнес целиком, поэтому предприниматели расстаются со всем неэффективным: специалистами, компаниями и процессами.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Многие видят в кризисе только минусы. Считаю, что зря, потому что в нем есть и плюсы. Например, когда уходят неэффективные сотрудники, то в компании остаются сильнейшие, и она может взлететь. Словом, даже в кризис, несмотря на спады, линия тренда направлена вверх, как на этом графике.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Существует три реакции на стресс (он же кризис):

  • бежать: релоцироваться, то есть уйти от рисков, связанных с жизнью и работой в определенной стране;
  • замереть: снизить затраты, не вкладываться в стратегическое развитие, закрыть отделы, которые не приносят прибыли в настоящий момент, работать только с тем, что приносит деньги здесь и сейчас;
  • бить: попробовать вырасти, пока остальные бегут или замирают.

Как и любой крупный бизнес, AGIMA пережила уже немало кризисов, поэтому умеет «замирать». Мы даже выработали три линии защиты: когда «прорывает» одну, мы подключаем вторую, а за ней — третью. Понять, какую линию защиты запускать, нам помогает горизонт планирования.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

На еженедельной встрече с топ-менеджментом мы смотрим объем работы и усредненную рентабельность за три месяца: текущий, следующий и еще один. Может показаться, что это не очень длинный горизонт планирования, но для ИТ-сферы этого достаточно.

Три тревожных сигнала и классические линии защиты

Если мы видим, что через два месяца не будет целевой рентабельности, то запускаем первые меры:

  1. Ручной контроль затрат. На каждый отдел мы в AGIMA выделяем определенные суммы (квоты), которые эти отделы могут тратить. В кризис мы вместе с руководителями отделов проходимся по квотам и смотрим, от чего можно отказаться.
  2. Категоризация клиентов и оценка рисков. У нас есть Risk Team, которая оценивает клиентов и смотрит, рискованно с ними работать в конкретной ситуации или нет. Например, лизинг иностранных автомобилей сегодня — это рисковая отрасль. С такими клиентами мы более внимательны: следим за оплатами, актами, стараемся понять, заинтересована ли компания в сотрудничестве.
  3. Усиленный контроль Cash Flow. Финансовый отдел компании всегда следит, чтобы клиенты вовремя оплачивали работы. В кризис этот контроль усиливается: если кто-то задерживает оплату хотя бы на день, финотдел сразу в письме спрашивает, почему так произошло, когда будут деньги. Долгая просрочка — причина приостановить все работы с клиентом.

Если мы видим, что целевой рентабельности не будет в следующем месяце, то запускаем новые меры:

  1. Внеплановые срезы по ресурсной стратегии с цехами и проектными офисами. Руководители отделов регулярно отчитываются перед руководством по ресурсной стратегии. Так мы видим, загружены ли специалисты, окупаются они или нет, и можем принять меры, если нет. Чем ниже рентабельность, тем чаще проходят такие встречи.
  2. Более жесткие правила работы без документов. Мы можем начать работу с крупным клиентом без договора, только по гарантийному письму, в двух случаях:

  • клиент очень крутой и хочется поскорее приступить;

  • проект нужен клиенту срочно, а договор застрял на согласовании.

В кризис мы снижаем количество клиентов, с которыми работаем на таких условиях.

Если целевой рентабельности нет даже в текущем месяце, мы затягиваем пояса потуже:

  1. Сокращение стратегических активностей компании. Мы жертвуем стратегическими активностями и переключаемся на операционные вещи.
  2. Поиск «быстрых» денег. Мы смотрим, как получить деньги здесь и сейчас, чтобы остаться на плаву.
  3. Заморозка инвестиций. Мы откладываем большие вложения до лучших времен, пока не повысим рентабельность.
  4. Жесткая экономия. Мы снова изучаем квоты, но теперь режем более жестко и оставляем только то, что необходимо для выживания.

Стратегия замирания хорошо работает во время классического кризиса: мы прощаемся со всем неэффективным, чтобы вырасти. Но вы и сами понимаете, что сегодняшний кризис неклассический, так что этих мер оказалось мало.

Мы встретились с Сашей Богдановым, чтобы понять, что делать. Вариантов было два: затаиться еще сильнее или запустить мощные реформы, чтобы оседлать волну кризиса, разбогатеть и купить яхту. Мы выбрали реформы. Конечно, был риск, что мы разорим компанию, но мы решили, что это лучше, чем ничего не делать и ничего не поменять.

Реформа штата

Пока одни компании сокращают специалистов, мы увеличиваем штат. Это решение кажется нелогичным, но я не согласен.

Начну издалека.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Количество проектов в любом агентстве каждый месяц разное. Долгое время мы считали, что штатные сотрудники должны закрывать минимум задач, а на все остальное есть внештатные специалисты. Сначала соотношение штатных и внештатных людей в AGIMA составляло 40% к 60%, потом количество заказов стало расти, и соотношение изменилось до 20% к 80%. Менеджеры и ключевые эксперты оставались в штате, так что мы успешно закрывали проекты. Но находить и удерживать грамотных аутсорсеров с каждым разом было все сложнее. Пришло время что-то менять.

Что мы сделали первым шагом:

  1. Набрали удаленную команду и заключили со специалистами договоры ГПХ. Нанимать человека в штат было дорого из-за косвенных затрат (о них я расскажу ниже).
  2. Стали относиться к удаленщикам, как к штатникам. То есть звать их на корпоративы, обучать и так далее.
  3. Стали начислять за стажеров только половину косвенных. Стажеры — это сначала бесплатная рабочая сила, а потом очень лояльные сотрудники, которые уже знакомы с работой компании. Мы решили стимулировать команды и набирать больше стажеров. Об этом тоже расскажу чуть ниже.
  4. Стали давать льготы на найм. Каждому отделу мы разрешили нанять нескольких человек без начисления косвенных.
  5. Стали ставить руководителем KPI на найм. С экономической точки зрения это было сложно, но мы справились.

Мы увидели, что этого недостаточно, и планировали расширять штат. Кризис стал спусковым крючком: пришло время действовать.

Что мы сделали потом:

  1. Переработали экономику отделов.
  2. Модернизировали состав стажировок и взращивание специалистов компании.

  3. Переработали мотивационные схемы ключевых ролей.
  4. Автоматизировали расчеты показателей рентабельности.

Теперь подробнее про каждый пункт.

Экономика отделов

В каждом агентстве, и AGIMA не исключение, есть косвенные расходы: зарплата топ-менеджменту, аренда офиса, коммунальные услуги и др. У нас они начислялись по головам: если в одном отделе работало 80 человек, а в другом 15, то косвенные делились в соотношении 80 к 15. Размер косвенных составлял порядка 300 тыс. рублей на сотрудника независимо от его грейда: джун и сеньор стоили одинаково, хотя второй окупается быстрее. Естественно, брать в агентство рядовых специалистов и стажеров не было смысла, поэтому в штате были только суперэксперты и тимлиды, а «руки» находились снаружи.

Как вы понимаете, это тупиковый подход. Так что мы стали начислять косвенные по затратам. Теперь, если один отдел тратит на зарплаты и подрядчиков 20 млн рублей, а другой 5 млн, то косвенные распределяются в соотношении 4 к 1. За каждый рубль затрат мы начисляем примерно 60 копеек косвенных и на штатных специалистов, и на внешних. Брать человека в штат руководителю стало выгоднее: например, сеньор в штате стал стоить 200 тыс. рублей, а в качестве подрядчика — 400 тыс. рублей. Джуны стали дешевыми, так как их зарплата меньше, чем у сеньоров, а косвенные за стажеров упали почти до нуля.

Рост штата теперь ограничивается лишь рисками схлопывания объемов: нельзя набрать на все проекты штатников, а потом завершить проекты и уволить людей. Но за этим следят руководители отделов.

Чтобы было понятнее, как изменилась ситуация, расскажу про абстрактный отдел.

Кризис — время для реформ. Как сохранить рентабельность в турбулентные времена

Представьте: в штате 5 человек, оборот 7 млн рублей, на зарплаты уходит 1 млн рублей, на подряд — 2,5 млн. Вы помните, что на каждого штатного специалиста начисляется 300 тыс. косвенных, то есть на 5 штатников человек выходит 1,5 млн. При прибыли 2 млн это хорошая рентабельность.

Но мы все равно все меняем. Теперь косвенные — это затраты фонда оплаты труда (ФОТ) плюс подряд